город Омск |
|
20 ноября 2020 г. |
Дело N А46-7841/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Краецкой Е.Б., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11122/2020) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 21.08.2020 по делу N А46-7841/2020 (судья Третинник М.А.), принятое по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658, 644043, Омская область, г. Омск, ул. Красный Путь, 3) к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Дьячко Сергею Николаевичу (ИНН 552000194806, ОГРН 317554300021121) о взыскании 3 000 000 руб., полученных в виде гранта и 37 605 000 руб. штрафных санкций,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Фертюка Никиты Юрьевича по доверенности от 22.04.2020 N 2687;
от индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дьячко Сергея Николаевича - лично, предъявлен паспорт; Прошивалко Дениса Валерьевича по доверенности от 15.06.2020;
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Дьячко Сергею Николаевичу (далее - ответчик, ИП глава КФХ Дьяченко С.Н.)о взыскании 3 000 000 руб., полученных из областного бюджета в качестве гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ), а также 37 605 000 руб. штрафной санкции.
Решением Арбитражного суда Омской области от 21.08.2020 по делу N А46-7841/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерств обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что ИП главой КФХ Дьячко С.Н. нарушено условие представления гранта на развитие КФХ, предусмотренное подпунктом 5 пункта 17 Порядка и пунктом 3.10 Соглашения, а именно: не обеспечено создание в течение 18 месяцев трех постоянных рабочих мест.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы.
ИП глава КФХ Дьячко С.Н. и его представитель возразили на доводы апелляционной жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
В приложении N 1 к подпрограмме 3 "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" указанной выше государственной программы содержится "Порядок предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 17 Порядка (в редакции от 31.05.2017) условиями предоставления грантов на развитие КФХ и единовременной помощи являются:
1) указание главой КФХ достоверных сведений в документах, направленных в конкурсную комиссию согласно пункту 8 настоящего Порядка;
2) осуществление главой КФХ деятельности по ведению КФХ в течение не менее 5 лет со дня предоставления грантов на развитие КФХ и единовременной помощи;
3) использование грантов на развитие КФХ и единовременной помощи в течение 18 месяцев со дня поступления соответствующих средств на счет начинающего фермера;
4) использование грантов на развитие КФХ и единовременной помощи в соответствии со статьями расходов, указанными в плане расходов бизнес-плана. Изменение главой КФХ плана расходов бизнес-плана, в том числе в пределах предоставленного гранта на развитие КФХ, подлежит согласованию с конкурсной комиссией в порядке, утвержденном Министерством;
5) создание не менее одного постоянного рабочего места на каждый 1 млн. рублей гранта, но не менее одного нового постоянного рабочего места на один грант в течение 18 месяцев;
6) представление в Министерство сведений, указанных в разделах II - VII приложения N 5 к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 N 197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166", по формам и в сроки, которые предусмотрены данным приказом, с приложением копий документов (договоров, актов приемки выполненных работ, накладных, платежных поручений, кассовых чеков, квитанций об оплате и иных установленных законодательством Российской Федерации документов), подтверждающих оплату статей расходов, указанных в плане расходов бизнес-плана в отчетном периоде;
7) заключение с Министерством соглашения о предоставлении гранта на развитие КФХ и единовременной помощи, предусматривающего в качестве условия предоставления грантов на развитие КФХ и единовременной помощи согласие их получателя на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения им условий, цели и порядка предоставления грантов на развитие КФХ и единовременной помощи, а также запрет приобретения иностранной валюты в соответствии с пунктом 5.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - соглашение).
В целях участия в конкурсе для предоставления грантов главам КФХ на создание, развитие КФХ Дьячко С.Н. 05.06.2017 подана соответствующая заявка.
05.06.2017 между Министерством и ИП главой КФХ Дьячко С.Н. заключено Соглашение N 6-НФ, предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2017 году ИП главе КФХ Дьячко С.Н. гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств областного бюджета 013, раздел 04, подраздел 05, целевая статья 06.3.01.R5438, вид расходов 812 в рамках государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п. (пункт 1.1 Соглашения).
Согласно пункту 2.1 Соглашения размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета, в соответствии с настоящим соглашением составляет 3 000 000 руб.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 17 Порядка и пунктом 3.10 Соглашения начинающий фермер обязан создать не менее 1 постоянного рабочего места на каждый 1 млн. руб. субсидии, но не менее одного нового постоянного пабочего мести в одну субсидию в течение 18 месяцев.
Средства гранта в общей сумме 3 000 000 руб., источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, зачислены 06.06.2017 в сумме 2 549 421,05 руб., источником финансового обеспечения которых являются средства областного бюджета, зачислены 06.06.2017 в сумме 403 578,95 руб. на счет главы КФХ Дьячко С.Н. N 40802810409030000229, открытый в Омском региональном филиале АО "Россельхозбанк".
В соответствии с актом проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта на создание и развитие КФХ от 08.08.2019, Министерством установлено, что главой КФХ Дьячко С.Н. заключены трудовые договоры от 02.04.2018 N 1 с гр. Дьячко С.С., от 25.12.2018 с гр. Дьячко А.С., от 25.12.2018 с гр. Дьячко С.С.
В соответствии с пунктом 24 Порядка в случае нарушения начинающими фермерами условий, установленных при предоставлении грантов, Министерство в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения указанных нарушений направляет начинающим фермерам уведомление о возврате грантов и единовременной помощи в полном объёме.
В течение 30 календарных дней со дня получения уведомлений, указанных в пункте 24 настоящего Порядка, средства грантов на развитие КФХ и единовременной помощи подлежат возврату в областной бюджет (пункт 25 Порядка).
Согласно пункту 26 Порядка в случае невозврата бюджетных средств в срок, указанный в пункте 25 настоящего Порядка, их взыскание производится Министерством в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установив, что в нарушение подпункта 5 пункта 17 Порядка, главой КФХ Дьячко С.Н. создано три рабочих места в срок, превышающий 18 месяцев со дня предоставления гранта Министерство 15.08.2019 направило в адрес ответчика уведомление о возврате средств областного бюджета, полученных в виде гранта на развитие КФХ.
Поскольку в установленный срок ответчик не возвратил денежные средства, Министерство обратилось в суд с рассматриваемым исковым заявлением о взыскании 3 000 000 руб. Кроме того, истцом на основании пункта 5.1.8 Соглашения начислена штрафная санкция в размере 37605000 руб., которая также заявлена ко взысканию.
Отказывая в удовлетворении требований Министерства, суд первой инстанции исходил из того, что Министерством не представлены доказательства использования денежных средств (гранта) главой КФХ Дьячко С.Н. не по целевому назначению, при этом несвоевременное исполнение получателем гранта обязанности по созданию постоянных рабочих мест само по себе в отсутствие доказательств нецелевого использования бюджетных средств не является безусловным основанием для возврата гранта.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно при их использовании по целевому назначению.
Как усматривается из материалов дела, полученные в рамках Соглашения денежные средства освоены ИП главой КФХ Дьячко С.Н. и использованы в соответствии с целями, определенными условиями Соглашения, Бизнес - планом проекта. Данное обстоятельство не оспаривается министерством.
Вместе с тем Министерство считает, что денежные средства, полученные ответчиком в качестве гранта на создание и развитие КФХ, подлежат возврату в полном объеме в связи с невыполнением главой КФХ Дьячко С.Н. условия предоставления гранта, предусмотренного подпунктом 5 пункта 17 Порядка по созданию трех постоянных рабочих мест за пределами установленного Соглашением срока.
Вместе с тем, факта нецелевого использования субсидии в ходе проверки Министерством не установлено.
При этом материалами дела подтверждается, что главой КФХ Дьячко С.Н. предпринимались меры, направленные на создание рабочих мест и выполнение всех условий предоставления гранта.
Так, материалами дела подверждается заключения одного трудового договора от 02.04.2018 N 1 с гр.Дьячко С.С. - в пределах срока использования гранта, двух других (от 25.12.2018 с гр.Дьячко А.С., от 25.12.2018 с гр. Дьячко С.С.) - за пределами срока (18 месяцев со дня представления гранта).
Отсутствие возможности создания трех рабочих мест в период срока освоения гранта вызвано объективными причинами, такими как реальное отсутствие кадров в достаточно небольшом населенном пункте.
Согласно позиции, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2017 N 307-ЭС17-11609 по делу N А56-4672/2016, от 28.06.2018 N 303-ЭС18-8234 по делу N А73-13126/2017, само по себе несвоевременное исполнение получателем субсидии обязанностей по договору при недоказанности нецелевого использования денег не может быть безусловным основанием для возврата субсидии.
Кроме того, требуя возврата гранта в полном объеме по вышеуказанному основанию, Министерство в одностороннем порядке расторгает Соглашение, что не противоречит пункту 7.5 Соглашения.
В соответствии с пунктом 7.5 Соглашения расторжение настоящего Соглашения в одностороннем порядке возможно по требованию Министерства в случае недостижения Получателем установленных значений показателей результативности.
В данном случае, обстоятельств, при наличии которых Соглашение истцом может быть расторгнуто в одностороннем порядке, Министерством не приведено.
При указанных обстоятельствах и принимая во внимание то обстоятельство, что сумма гранта использована и использована по целевому назначению, Соглашение N 6-НФ, заключенное в целях реализации программы поддержки начинающим фермерам, исполняется ответчиком, (что не оспаривается истцом и подтверждается представленными главой КФХ Дьячко С.Н. доказательствами), а также принимая во внимание то обстоятельства, что условие получения гранта - создание не менее трех рабочих мест - главой КФХ Дьячко С.Н. выполнено (хотя и за пределами срока освоения гранта, но в пределах срока действия Соглашения), суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для возврата ответчиком ранее полученной субсидии и взыскания штрафной санкции.
Таким образом, отказав в удовлетворении исковых требований Министерства, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Министерство при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платило и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 21.08.2020 по делу N А46-7841/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Е.Б. Краецкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7841/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП ДЬЯЧКО СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ