г. Москва |
|
05 февраля 2024 г. |
Дело N А40-102071/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Е.А. Ким,
судей: Е.А. Птанской, О.Н. Лаптевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Н. Хрущак,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
истца Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 октября 2023 года по делу N А40- 102071/23,
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН: 7708503727)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Акварейл" (ИНН: 7708647609),
третье лицо - Общество с ограниченной ответственностью "ОЗК Трейдинг"
о взыскании неустойки,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещён,
от ответчика: Щеголев И.А. по доверенности от 01.09.2022,
от третьего лица: не явился, извещён.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Акварейл" о взыскании 933 780 руб. неустойки, предусмотренной ст. 16 СМГС за занижение провозной платы.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь ст.ст. 1, 8, 10, 12, 307-310, 329, 330, 331 ГК РФ, ст.ст. 9, 64, 65, 75, 106, 110, 121- 123, 167-171, 176, 177, 181 АПК РФ, решением от 31 октября 2023 г. суд первой инстанции в иске отказал.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил указанное решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, в обоснование отмены ссылался на то, что суд отказал в удовлетворении требовании о взыскании неустойки, установив наличие обстоятельств непреодолимой силы, однако судом не учтено, что ответчик мог внести соответствующие исправления кода ЕТСНГ в бумажной накладной на станций отправления.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве. Считает решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Представители истца, третьего лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи, с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы.
Судом установлено, что между ОАО "РЖД" (далее - Истец) и ИП Капитанов Сергей Валентинович был заключен договор перевозки груза, что подтверждается согласно ст. 785 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) и ст. 14 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС) накладной N 32355043 (далее - договор перевозки, отправка). В силу пар. 1 ст. 16 СМГС отправитель обеспечивает правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Согласно сведениям, указанным в накладной N 32355043, ИП Капитанов Сергей Валентинович с железнодорожной станции Великие Луки Октябрьской железной дороги филиала ОАО "РЖД" (станция отправления) до железнодорожной станции Чучково Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (станция назначения) направлялись вагоны NN 95594826, 95421467, 95694345 и 95747101 с грузом второго тарифного класса с поправочным коэффициентом 1 -жмыхи и другие твердые отходы, получаемые при извлечении соевого масла, немолотые или молотые, не гранулированные и гранулированные. Тариф за перевозку (провозная плата) поименованного в транспортной железнодорожной накладной N 32355043 груза составил 44 893,00 руб. за каждый вагон, а провозная плата за перевозку фактически перевозимого груза составила 46 689,00 руб. за каждый вагон. Разница в провозной плате за перевозку груза в каждом вагоне составила 1 796,00 руб (без учета НДС).
Плательщиком за перевозку груза по дорогам ОАО "РЖД" согласно накладной N 32355043 (п. 23) значилось ООО "АкваРейл" (далее - Ответчик). Статьей 23 СМГС установлено право перевозчика проверять соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что истцом было реализовано право, предусмотренное ст. 23 СМГС 05.04.2022 на станции назначения Чучково Московской железной дороги путем проверки соответствия наименования груз, указанного в перевозочном документе (накладной N 32355043) фактически перевозимому грузу в вышеуказанных вагонах. Так, истец ссылается, что при комиссионной проверке было выявлено, что в спорных вагонах по документу значится груз -жмыхи и другие твердые отходы (код ГНГ - 23040000, код ЕТСНГ - 542050). Фактически в вагонах оказался груз второго тарифного класса с поправочным коэффициентом 1.04 - шрот кормовой, не поименованный в алфавите (код ГНГ -23069090, код ЕТСНГ - 542224). Фактическое наименование груза было определено с учетом сопроводительных документов на груз 3 (декларация о соответствии, акт карантинного фитосанитарного контроля, сертификат качества).
В соответствии с п. 1 § 1 ст. 29 СМГС перевозчик составляет коммерческий акт, если при проверке груза во время его перевозки или выдачи констатирует несоответствие наименования, массы или количества мест груза сведениям, указанным в накладной. Так, на железнодорожной станции Чучково Московской железной дороги были оформлены: коммерческие акты от 05.04.2022 г. N N МСК2205561/56, МСК2205563/57, МСК22055642/58, МСК2205566/59. Согласно параграфу 1 статьи 30 СМГС провозные платежи исчисляются по тарифам, применяемым перевозчиками, осуществляющими перевозку. Параграфом 5 статьи 30 СМГС предусмотрено, что при выявлении неправильных, неточных или неполных сведений в накладной перевозчик, обнаруживший это несоответствие, и последующие перевозчики исчисляют провозные платежи для действительно перевозимого груза.
Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
В соответствии с п. 4 § 3 статьи 16 СМГС отправитель уплачивает перевозчику неустойку, если после заключения договора перевозки перевозчик обнаруживает неправильность, неточность или неполноту указанных отправителем в накладной сведений и заявлений и при этом устанавливает, что занижен размер провозных платежей.
Неустойка по п. 4 § 3 статьи 16 СМГС взыскивается в соответствии с предписаниями статьи 31 в пятикратном размере провозной платы, причитающейся перевозчику, обнаружившему такое нарушение. За снижение провозных платежей в соответствии с п. 4 § 3 статьи 16 СМГС начислена неустойка в размере пятикратной провозной платы за перевозку фактической массы груза, причитающейся перевозчику, обнаружившему такое нарушение.
На основании п. 4 § 3 статьи 16 СМГС сумма неустойки за несоответствие наименования груза, указанного в накладной N 32355043 фактически перевозимому грузу составляет 933 780,00 руб.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции признал исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку признаки недобросовестности в действиях ООО "АкваРейл" отсутствуют. Таким образом, указание в железнодорожных накладных ЕТСНГ 542050 (жмыхи) обусловлено объективно независящими от воли и действий грузоотправителя (ответчика) обстоятельствами. Несоответствие между собой кода ЕТСНГ 542224 и кода ГНГ 23040000 до 01 июля 2022 года является непредотвратимым обстоятельством, т.к. подобное несоответствие кодов не является обычным при использовании автоматизированных систем подготовки и оформления перевозочных документов. Кроме того, любой участник гражданского оборота в аналогичной ситуации не мог избежать возникновения сложившейся ситуации.
Апелляционный суд отклоняет доводы жалобы на основании следующего.
Довод ОАО "РЖД" о наличии у ООО "АкваРейл" возможности исправлять коды в жд накладной по собственному усмотрению не обоснован.
Исковые требования ОАО "РЖД" основаны на составленных коммерческих актах, в которых установлено якобы искажение наименования груза, указанного в перевозочном документе, фактически погруженному и перевозимому в вагонах грузу.
В коммерческих актах отмечено, что по прибытию поезда было обнаружено: "по жд накладной значился груз "Жмыхи и другие твердые отходы, получаемые при извлечении соевого масла, немолотые или молотые, негранулированные или гранулированные, код ГНГ 23040000/Шрот соевый кормовой, тестированный, ГМО, код ЕТСНГ 542050 второго тарифного класса с поправочным коэффициентом 1", а фактически в вагоне согласно документов на груз оказался груз второго тарифного класса с поправочным коэффициентом 1,04 "Шрот кормовой, не поименованный в алфавите", код ГНГ 23069090, код ЕТСНГ 542224.
При этом ни в претензии, ни в исковом заявлении, ни в материалах дела, а также в коммерческих актах, составленных истцом в одностороннем порядке, путем проставления 2 подписей должностных лиц перевозчика (приемосдатчика и начальника станции), не являющихся специалистами-экспертами в области сельскохозяйственных грузов и сельскохозяйственной продукции, не указаны правовые основания для изменения наименования груза и его перекодирования (ГНГ и ЕТСНГ), в том числе отсутствуют сведения о проведенных экспертизах груза или каких-либо иных исследованиях, подтверждающих несоответствие фактически перевозимого груза его наименованию, указанному в СМГС накладных и сопроводительных документах на груз. Приложенные к иску коммерческие акты (Раздел Е актов), напротив, свидетельствуют о том, что экспертиза груза не проводилась.
Позиция ОАО "РЖД", является ошибочной и выходящей за пределы полномочий Перевозчика. Произвольное отнесение в одностороннем порядке перевозимого груза к классу "Шрот кормовой, не поименованный в алфавите" с присвоением грузу иных кодов ГНГ 23069090 и ЕТСНГ 542224 является незаконным, необоснованным и недопустимым.
Сотрудники ОАО "РЖД" при оформлении коммерческих актов неверно истолковали документы на перевозимый груз, а также не указали, на каком правовом основании они самопроизвольно определили соответствие перевозимого груза (Жмыхи и другие твердые отходы, получаемые при извлечении соевого масла, чем именно и является перевозимый Соевый шрот - код ГНГ 23040000, которому соответствует код ЕТСНГ 542050) иным кодам ГНГ 23069090 (Жмыхи прочие и другие твердые отходы, получаемые при извлечении растительных жиров или масел, кроме отходов позиций 2304 или 2305) и коду ЕТСНГ 542224, относящийся к позиции "Шрот кормовой, не поименованный в алфавите", характеризующим разные кормовые шроты, кроме соевого.
Компания ООО "ОЗК Трейдинг" осуществляет ввоз жд транспортом импортного соевого шрота кормового тостированного. Погрузка в железнодорожные вагоны производится на терминале в г. Лиепая (Латвийская Республика), после чего вагоны пересекают границу Латвия-Россия и прибывают на станцию Великие Луки (Псковская область) для проведения фитосанитарного, ветеринарного контроля с последующим проведением процедуры таможенной очистки. После таможенного оформления вагоны переадресовываются в соответствии с Правилами переадресовки грузов в адреса потребителей по территории РФ.
Международная перевозка груза регулируется Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и оформляется жд накладными СМГС.
В соответствии с п. 7 § 1 ст. 15 СМГС "Накладная" в железнодорожной накладной должны содержаться наименование груза и его код.
Согласно пункта 8 "Пояснения по заполнению накладной" Раздела II "Накладная" Правил перевозок грузов (Приложение 1 к СМГС) в графе 15 накладной СМГС "Наименование груза" Отправителем Проставляются наименование и 8-значный код каждого груза в соответствии с гармонизированной номенклатурой грузов (ГНГ).
Таким образом, из СМГС следует, что правильное заполнение как "наименования" так и "8-значного кода" груза является прерогативой и ответственностью Отправителя этого груза.
В свою очередь, правильность заполнения графы 15 накладной СМГС обеспечивается соответствием вида (наименования) фактически перевозимого груза и оформленным на груз документам, описанию груза (виду, наименованию и соответствующему коду), предусмотренному гармонизированной номенклатурой грузов (ГНГ).
Гармонизированная номенклатура грузов утверждена решением Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) с изменениями от 19-23 апреля 2021 года (Комитет ОСЖД, г. Варшава) и служит для описания и кодирования грузов в международном грузовом сообщении стран-членов ОСЖД, участвующих в СМГС или применяющих положения СМГС.
ГНГ (пункт 1) создана на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации, Комбинированной номенклатуры Таможенного союза ЕС. ГНГ соответствует Гармонизированной номенклатуре грузов Международного союза железных дорог (NHM). ГНГ используется для расчета провозной платы по территории железных дорог стран СНГ и применяется как для транзитных так и для экспортно/импортных перевозок.
При этом коды ГНГ практически совпадают с кодами ТН ВЭД ЕАЭС.
Вместе с тем, анализ документов на груз, приложенных к накладной СМГС и неверно истолкованных Перевозчиком в коммерческих актах, свидетельствует о следующем.
В Сертификате качества и состояния груза от 06.05.2021 года, выпущенном в лаборатории независимой компании Интертек (Буенос Айрес, Аргентина), по результатам проведенных анализов дано Описание товара: Аргентинский третированный шрот соевый навалом.
В Декларации о соответствии со сроком действия с 23.12.2020 г. по 22.12.2023 г., принятой на основании заключений испытательной лаборатории пищевой продукции и продовольственного сырья Федерального бюджетного учреждения ФБУ "Ростовский ЦСМ" указано, что Продукция "Шрот соевый кормовой тестированный" произведен из соевых бобов, а также, что данный товар относится именно к коду ТН ВЭД ЕАЭС 2304000001 - соевый шрот.
Согласно Актам карантинного фитосанитарного контроля (надзора) Северо-Западного межрегионального Управления Россельхознадзора также на основании анализа и экспертизы отобранных образцов (проб) подкарантинной продукции установлено наименование груза "Шрот соевый насыпью, Аргентина".
Таким образом, из документов на груз и лабораторных исследований однозначно следует, что перевозимый товар по виду и наименованию груза однозначно является именно Соевым шротом и относится к коду ТН ВЭД ЕАЭС 2304000001 - соевый шрот, под субпозиции 2304 00 000 - Жмыхи и другие твердые остатки, получаемые при извлечении соевого масла, немолотые или молотые, негранулированные или гранулированные.
Указанный грузоотправителем в графе 15 СМГС накладной "Наименование груза" код ГНГ 2304 00 00 на уровне первых четырех знаков соответствует товарной позиции 2304 (масленичные жмыхи и прочие твердые отходы, полученные при экстракции масла из соевых бобов) таможенного кода Латвии и, на уровне первых восьми знаков, соответствует ТН ВЭД ЕАЭС подсубпозиции "2304 00 000 - Жмыхи и другие твердые остатки, получаемые при извлечении соевого масла, немолотые или молотые, негранулированные или гранулированные: 2304 00 000 1 - соевый шрот".
Так отвечая на запрос компании экспортера ООО "Транзит Сервис Эдженси", также указанной в графе 15 СМГС накладной, ЛДЗ КАРГО (Латвийская железная дорога) официальным письмом "О предоставлении информации" по вопросу использования кода ГНГ в письменном виде проинформировала заявителя, что цитата: "В международных грузовых перевозках, которые происходят согласно СМГС применяют ГНГ номенклатуру грузов. Для перевозки груза соевый шрот существует только один ГНГ код, в названии которого есть отсылка на перевозимый груз, а именно ГНГ 23040000 "Жмыхи и другие твердые отходы, получаемые при извлечении соевого масла, немолотые или молотые, негранулированные или гранулированные".
Также в письме ЛДЗ КАРГО сообщается, что код ГНГ 23040000 для соевого шрота указывается отправителем правильно, и, что по состоянию на апрель 2022 года в таблице соответствия ГНГ/ЕТСНГ кодов ГНГ коду 23040000 юридически не определено соответствие кода 542224 по ЕТСНГ, на который ссылалось ОАО "РЖД" при составлении коммерческих актов. Данный вопрос лишь планировался к рассмотрению 01.07.2022 года компетентным органом - Советом Содружества по ЖД транспорту. При этом, Латвийская железная дорога указала, что изменение грузовых документов будет необоснованным.
Таким образом
у Ответчика как и у других лиц, отсутствовала юридическая возможность изменять коды ГНГ и ЕТСНГ и оформлять иным образом СМГС накладные до начала осуществления международной перевозки с территории Латвии.
Кроме того, в результате многочисленных обращений ООО "АкваРейл" и собственника груза - компании ООО "ОЗК Трейдинг" к административным органам ОАО "РЖД" и Минтранса России данный вопрос о несоответствии кодов был вынесен на рассмотрение заседания Экспертной группы Совета по железнодорожному транспорту. На заседании экспертной группы, состоявшемся 9-11 марта 2022 г. принято решение об установлении соответствия для груза "Шрот кормовой, не поименованный в алфавите" (код ЕТСНГ 542224) коду ГНГ 23040000. Рассмотрение и утверждение выработанных Экспертной группой решений вынесено на предстоящее семьдесят шестое заседание Совета по железнодорожному транспорту с вводом их в действие с 1 июля 2022 г. Впоследствии, пунктом 34 Приложения N 12 "Изменения в Единую тарифно-статистическую номенклатуру грузов к Протоколу 76 (семьдесят шестого) заседания Совета по железнодорожному транспорту государств -участников Содружества (Москва, 15 июня 2022 г.) согласно пунктам 6 и 6.1.7 принятых решений по пункту 2 повестки дня Утвердить и ввести в действие с 1 июля 2022 года изменение в ЕТСНГ согласно Приложению N 12, а именно:
"34. Установить соответствие для груза "Шрот кормовой, не поименованный в алфавите" (код ЕТСНГ 542224) коду ГНГ 23040000".
Следовательно, ОАО "РЖД" ошибочно, не имея на то полномочий, установило в коммерческих актах соответствие перевозимого груза кодам ЕТСНГ 542224 и ГНГ 23069090. В период составления коммерческих актов соответствие кода ЕТСНГ 542224 коду ГНГ 23040000 нормативным актом компетентной коллегиальной организации -Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества установлено не было. Код ЕТСНГ 542224 только с 01.07.2022 официально соответствует коду ГНГ 23040000, который и был правильно и обоснованно указан отправителем в СМГС накладных.
Таким образом, пятикратный штраф, начисленный ОАО "РЖД" до 01.07.2022 года является необоснованным, поскольку официально компетентным органом не было установлено юридического соответствия кода ЕТСНГ 542224 коду ГНГ 23040000. Данное обстоятельство является основанием для отказа Истцу в исковых требованиях.
Пунктами 3, 4 ст. 1 ГК РФ определено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
ОАО "РЖД" ошибочно и заведомо не имея на то полномочий, самопроизвольно отнесло перевозимый груз к позиции "Шрот кормовой, не поименованный в алфавите", указав на необходимость применения кода ГНГ 23069090 и кода ЕТСНГ 542224.
Вероятно, сотрудники ОАО "РЖД" неверно сделали акцент на Характеристике груза -"Шрот кормовой", в то время как указанные выше нормы СМГС и правила применения ГНГ предписывают отправителю правильно указывать груз именно по Наименованию (по виду груза), а наименование груза, в свою очередь, четко определено грузовыми документами как "Шрот Соевый", то есть фактически по своему виду и наименованию груз является именно Соей (ее остатками, отходами после извлечения соевого масла).
Код ГНГ 23069090 не подлежит применению к перевозимому соевому шроту ни при каких обстоятельствах, поскольку описывает следующее наименование грузов: "Жмыхи прочие и другие твердые отходы, получаемые при извлечении растительных жиров или масел, кроме отходов позиций 2304 или 2305", то есть однозначно не применим к Позиции 2304 (соя, отходы при извлечении соевого масла) и позиции 2305 (арахис, отходы при извлечении арахисового масла) соответственно.
Согласно п. 1.2. Тарифного руководства N 1 Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденного постановлением ФЭК РФ от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 (далее -"Прейскурант") расчет плат за перевозку по РЖД грузов во всех видах сообщения осуществляется по правилам применения тарифов, изложенным в разделе 2 настоящего Тарифного руководства (Прейскуранта). В соответствии с пунктом 2.2.1. раздела 2 Прейскуранта наименование груза и его код при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении, в прямом смешанном сообщении, в непрямом смешанном сообщении указывается грузоотправителем в перевозочных документах в соответствии с алфавитным списком ЕТСНГ. Следовательно, Прейскурант также отдельно выделяет понятия наименование и код груза, предписывая их правильное использование при оформлении перевозочных документов.
Более того, абзацем третьим п. 2.2.1 раздела 2.2 Прейскуранта N 10-01 установлено, что при перевозке экспортных и импортных грузов, следующих в прямом и непрямом международном сообщении, грузоотправителем проставляется наименование груза и его код в соответствии с Гармонизированной номенклатурой грузов, издаваемой отдельно, а также наименование и код груза в соответствии с Единой тарифно-статистической номенклатурой грузов.
Следовательно, при международной перевозке в СМГС накладной должны быть в обязательном порядке указаны как код ГНГ, так и одновременно соответствующий данному грузу и коду ГНГ, код ЕТСНГ. Однако, соответствие кода ГНГ 23040000 коду ЕТСНГ 542224 до 01.07.2022 г. официально полномочным органом установлено не было.
Требования ОАО "РЖД" необоснованны.
Так, в соответствии с алфавитным списком, по нашему мнению, для перевозки данного вида груза применим код груза 542008 с описанием груза как "Жмыхи и шроты", неопасный груз 2 класса с коэффициентом 1, который, по сути, небезосновательно объединяет и шроты и жмыхи, так как, и шрот и жмых являются твердыми отходами при извлечении масел. Разница состоит лишь в способе извлечения масла. Жмыхи получают путем отжима, а шроты посредством химической экстракции. Наличие данной позиции в ЕТСНГ, не позволяют однозначно отнести соевый шрот к наименованию "Шрот кормовой, не поименованный в алфавите". В данном случае указанный код ЕТСНГ 542008 не мог быть применен при международной перевозке, так как его соответствие какому-либо из кодов ГНГ по неизвестным нам причинам не было определено полномочными органами в сфере железнодорожного транспорта. На официальном сайте ОАО "РЖД" в сети Интернет в открытом доступе представлен актуальный Справочник грузов ГНГ, в котором Коду ГНГ 23040000 соответствует наименование груза: "Жмыхи и твердые отходы от извлечения соевого масла".
Из пункта 42. Приложения N 35 Протокола семьдесят пятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (Москва, 22 ноября 2021 г.) однозначно следует, что груз "Жмыхи" код ЕТСНГ 542050 соответствует коду ГНГ 23040000, что и было отражено грузоотправителем как в документах на груз, так и в перевозочных документах - накладных СМГС.
Код ЕТСНГ 542224 не соответствовал утвержденному коду ГНГ 23040000 в таблице соответствия, при этом, официально соответствовать коду ГНГ 23040000 код ЕТСНГ 542224, как отмечалось ранее, начал ТОЛЬКО с 01.07.2022 года на основании соответствующего Решения компетентной организации - Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества по обращению ООО "ОЗК-Трейдинг".
Какая-либо вина в действиях ООО "АкваРейл", ООО "ОЗК Трейдинг" и грузоотправителя перед ОАО "РЖД" за имевшее место искажение в транспортной жд накладной СМГС наименования груза и его кодовых обозначений полностью отсутствует.
Несоответствия и разногласия возникли не по причине намеренного искажения кемлибо сведений о грузе, а в связи с переходом на заполнение ЖД накладных в электронном виде и нестыковок автоматизированных систем отдельных государств на разных этапах международной перевозки.
Пунктом 1 Приказа ФНС России и ФТС России от 13 мая 2019 года N ММВ-7-15/241 @/778 был утвержден формат предоставления налогоплательщиком транспортного, перевозочного документа, указанного в абзаце 6 пункта 1.2. и пункта 20 ст. 165 НК РФ в электронной форме, в связи с чем произошел переход на оформление СМГС накладных в электронном виде, без дублирования накладными на бумажных носителях при перевозках грузов в железнодорожном сообщении.
Еще в самом начале перевозок Соевого шрота, а именно 09.11.2020 года, то есть заблаговременно, компания грузоотправитель в Латвийской Республике ООО "Транзит Сервис Эдженси", также указанная в графе 15 СМГС накладной, сообщила в письменном виде всем заинтересованным лицам, что в соответствии с принятым соглашением об оформлении перевозочных документов (СМГС) в электронном виде, в Латвийской Республике оформление СМГС производится в автоматизированной системе подготовки и оформления перевозочных документов на железнодорожные грузоперевозки по Латвийской железной дороге - "KPS" (далее Программа).
Также грузоотправитель сообщил, что программа "KPS" разработана на основании согласованной на межгосударственном уровне системой кодов и внесение в нее изменений без согласования на международном уровне невозможно.
При оформлении перевозочных документов по Латвийской железной дороге в Программу KPS вводится код ГНГ на перевозимый груз, который является основанием для начисления провозных платежей по территории Латвии. Далее в Программе появляется текстовая расшифровка кода, и автоматизированная Программа автоматически указывает код ЕТСНГ на основании таблицы соответствия кодов, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту, в некоторых случаях предлагается несколько кодов ЕТСНГ, которые соответствуют выбранному коду ГНГ.
Так, при оформлении перевозки груза - шрот соевый, кормовой, тестированный, ГМО, прибывший в порт Лиепая на морских судах из Аргентины, при вводе в Программу кода ГНГ 23040000 отражается текстовая расшифровка кода ГНГ "Жмыхи и другие твердые остатки, получаемые при извлечении соевого масла, немолотые или молотые, негранулированные или гранулированные", и автоматически указывается соответствующий ему код ЕТСНГ 542050 (Жмыхи). Код ЕТСНГ 542224 (шрот кормовой, не поименованный в алфавите), к выбору программой не предлагался, и ввести его вручную было невозможно.
По этой причине грузоотправителем был принят к оформлению предложенный программой единственно возможный вариант - код ЕТСНГ 542050 с текстовой расшифровкой "Жмыхи".
Грузоотправитель, оформляющий перевозочные документы на территории Латвийской республики ("TRANSIT SERVICE AGENCY" SLA) в письме от 09.11.2020 года также указал, что единственной возможностью отобразить верное наименование груза при оформлении перевозочных документов, было ввести наименование товара вручную (шрот соевый кормовой, тестированный ГМО) под наименованием груза, автоматически отражающемся при введении кода товара ГНГ.
В представленных в материалы дела железнодорожных накладных правильное наименование груза указано под наименованием груза, автоматически отражающемся при введении кода товара ГНГ.
Пунктом 5.1.9. Протокола семьдесят третьего заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (Москва, 27 ноября 2020 г.) утверждено и введено в действие Положение о разработке и ведении справочников и классификаторов технико-экономической информации железнодорожных администраций, участвующих в работе Совета по железнодорожному транспорту.
Пунктами 5.3. и 5.4. указанного Положения определено, что Документ "Справочник (Классификатор)" применяется при межгосударственном обмене информацией, создании межгосударственных информационных систем и ресурсов, действующих в рамках железнодорожных администраций.
Железнодорожная администрация обеспечивает использование Документов "Справочник (Классификатор)" пользователями, являющимися резидентами государства местонахождения данной железнодорожной администрации.
Применение незарегистрированных в каталоге ФКИ ЖА Документов "Справочник (Классификатор)" в разрабатываемых и эксплуатируемых межгосударственных автоматизированных системах запрещено.
Таким образом, грузоотправитель был не вправе вводить коды, не предусмотренные соответствующей автоматизированной системой.
Таким образом, произвольное применение ОАО "РЖД" к перевозимому грузу Соевому шроту кодов ГНГ 23069090 и ЕТСНГ 542224 (не имеющих отношения к сое и ее отходам) является незаконным и необоснованным. Искажения наименования груза, а также кодов ГНГ и ЕТСНГ в результате умышленных действий Ответчика и третьих лиц допущено не было.
Более того, в коммерческих актах, претензиях и исковом заявлении ОАО "РЖД" указано, что должен был быть применен код ГНГ 23069090, описывающий "Жмыхи прочие и другие твердые отходы, получаемые при извлечении растительных жиров или масел, кроме отходов позиций 2304 или 2305), что как отмечалось выше неверно, ошибочно и влечет также автоматически нарушение грузоотправителем таможенного законодательства РФ, так как шрот, предъявленный к перевозке является соевым по сути и по всем документам на груз, и подпадает исключительно под позицию 2304, как с точки зрения применения кода ГНГ, так и кода ТН ВЭД, являющимся базовым для внешнеэкономической деятельности и применения ставок ввозной таможенной пошлины.
Позиция соевый шрот код ТН ВЭД 2304 00 000 1 однозначно входит в родовой код ТН ВЭД 2304 00 000 со ставкой ввозной таможенной пошлины равной 0, а код ТН ВЭД 2306 90 900 0 используется для прочих остатков и входит в родовую группу ТН ВЭД 2306, не содержащую соевый шрот и в отношении которых ставка ввозной таможенной пошлины
составляет 5 % от таможенной стоимости.
Таким образом, Перевозчик, неверно классифицируя груз, не только необоснованно начисляет Ответчику штраф в пятикратном размере, но и ставит грузоотправителя под угрозу нарушения норм таможенного законодательства Российской Федерации по причине неуплаты ввозной таможенной пошлины в размере 5 % от таможенной стоимости груза.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 57 от 17.04.2018 года с 1 июля 2019 года утвержден Порядок представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза железнодорожным транспортом.
Пунктом 2 Порядка установлено, что Перевозчик, осуществляющий прием товаров на таможенной границе Союза для последующей перевозки, обязан представить предварительную информацию в объеме сведений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка. От имени перевозчика предварительная информация может быть представлена лицом, действующим по его поручению.
Предварительная информация представляется до прибытия товаров на таможенную территорию Союза, но не позднее чем за 2 часа до уведомления таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза. Предварительная информация считается представленной с момента ее регистрации таможенным органом.
Согласно п. 5 Порядка предварительная информация, включает в себя, в том числе следующие сведения:
д) сведения о товарах в соответствии с транспортными (перевозочными)
документами (по каждому документу):
номер и дата составления транспортного (перевозочного) документа;
наименования товаров;
коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации или единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) на уровне не менее первых 6 знаков (для Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации).
Таким образом, при ввозе товара железнодорожным транспортом, должно быть обеспечено обязательное электронное предварительное информирование таможенных органов о ввозимых грузах, неверное указание кодов груза (ГНГ, ТН ВЭД) при предварительном информировании рассматривается таможенными органами как недостоверное декларирование со всеми вытекающими последствиями.
Следовательно, латвийский грузоотправитель не мог и не имел на это право указывать в графе 15 при оформлении ЖД накладных код ГНГ 23040000 и официально не соответствующий ему до 01.07.2022 года код ЕТСНГ 542224, в нарушение вышеуказанных нормативно правовых актов, а также условия договора между Латвийским перевозчиком ЛДЗ Карго и ООО "Транзит Сервис Эдженси" N К1В-8.1.10/71 об использовании системы по отслеживанию движения грузов.
Согласно п. 2.1.5 данного договора, ООО "Транзит Сервис Эдженси" обязуется обеспечить идентичность бумажного документа с электронным.
В целях получения необходимых для предварительного информирования данных, ОАО "Российские железные дороги" и ГО "Белорусская железная дорога" заключили с ГАО "Латвийская железная дорога" соглашение об организации предварительного электронного информирования о грузах, перемещаемых через границу Латвии в направлении Республики Беларусь и Российской Федерации. Решением Совета Президентов ГАО "Latvijas dzelzcejs" N 23/361 от 04.09.2014 "Об обеспечении предварительного информирования", обязанность обеспечить предварительное информирование в электронном виде, используя принадлежащую LDZ информационную систему управления движением грузов - система КПС возложена на ООО "LDZ CARGO".
ООО "LDZ CARGO" проинформировала о том, что в направлении Республики Беларусь и Российской Федерации (в т.ч. транзитом по территории этих государств) начиная с 08:00 часов 30 сентября 2014 года грузы будут приниматься к перевозке только после получения в электронном виде предварительной информации об этих грузах.
Объем предварительной информации установлен вышеуказанными договорами и содержит данные железнодорожной накладной СМГС, инвойса, счета/фактуры и упаковочного листа.
Информация в систему КПС может быть введена как самим клиентом, так и по его поручению другими лицами, подключенными к системе КПС. Подключение к системе КПС производится на основании заключенного с ООО "LDZ CARGO" договора.
Протоколом 76 заседания Совета по железнодорожному транспорту государствучастников Содружества были внесены изменения в ЕТСНГ, пунктом 34 Прил. 12 с 01.07.2022 г. было установлено соответствие для груза "Шрот кормой, не поименованный в алфавите" (код ЕТСНГ 542224) коду ГНГ 23040000.
В связи с этим у лиц, оформляющих документы на перевозку соевого шрота, не было правовых оснований и технической возможности указания корректного кода ЕТСНГ именно из-за несоответствия между собой кода ЕТСНГ 542224 и кода ГНГ 23040000.
Таким образом, указание в накладных ЕТСНГ 542050 (жмыхи) было обусловлено объективно независящими от воли и действий Ответчика (грузоотправителя) обстоятельствами.
Умышленное указание Ответчиком или иными лицами неправильных сведений о перевозимом грузе не подтверждается материалами дела.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, они не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой суда доказательств.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному исковому заявлению, с учетом предмета сформулированных заявителем требований, фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено, основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы отсутствуют, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и документов дела судом первой инстанции и заявителем, не является правовым основанием для отмены или изменения решения суда по настоящему делу, поскольку не свидетельствует о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2023 по делу N А40-102071/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Судьи |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-102071/2023
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ООО "ОЗС Трейдинг
Ответчик: ООО "АКВАРЕЙЛ"