город Москва |
|
17 ноября 2020 г. |
Дело N А40-102899/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.11.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т.,
судьи Кочешкова М.В., Верстова М.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Негосударственный пенсионный фонд "Открытие" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2020 по делу N А40-102899/20
по заявлению АО "Негосударственный пенсионный фонд "Открытие" (ОГРН 1147799009104)
к Службе по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центрального банка Российской Федерации
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя - Малинина Н.А. по доверенности от 21.10.2019;
от заинтересованного лица - Шмелев В.Е. по доверенности от 03.09.2020;
установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2020 в удовлетворении заявленных АО "Негосударственный пенсионный фонд "Открытие" требований о признании незаконным и отмене постановления Банка России от 04.06.2020 N ПН-59-2-6-20/298 ДСП о назначении АО "Негосударственный пенсионный фонд "Открытие" административного наказания, предусмотренного ч. 12 ст. 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 150.000 руб., отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители общества и административного органа поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения АО "Негосударственный пенсионный фонд "Открытие" в арбитражный суд с настоящим заявлением послужило вынесенное на основании протокола N АП-ПР-59-1-6-20/144ДСП по делу об административном правонарушении от 24.03.2020 постановление Банка России от 25.05.2020 N ПН-59-2-6-20/298ДСП о назначении административного наказания, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150.000 руб.
Правонарушение выразилось в нарушении обществом требований ст. 36.27 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью 12 ст. 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за иное нарушение профессиональным участником рынка ценных бумаг, депозитарием, клиринговой организацией, лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, акционерным инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда при осуществлении ими соответствующих видов деятельности установленных законодательством требований к этим видам деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 1 - 11 настоящей статьи, ст. ст. 13.25, 15.18 - 15.20, 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.30 и 19.7.3 Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 300.000 до 500.000 руб.
Согласно положениям п. 20 ст. 36.2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, обязан нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств фонда по обязательному пенсионному страхованию работниками фонда, а также агентами, которые должны действовать по заданию фонда и под его контролем.
В соответствии с п. 3 ст. 36.27 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ фонд, агенты или работники фонда не вправе делать в устной и письменной форме заявления, распространяемые среди застрахованных лиц, о фонде или его управляющей компании, которые заведомо направлены на введение в заблуждение или содержат недостоверную информацию.
Пунктом 4 ст. 36.7 и п. 3 ст. 36.11 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ предусмотрено, что застрахованное лицо может подать в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявление о переходе (заявление о досрочном переходе) из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд, а равно заявление о переходе (заявление о досрочном переходе) из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд лично или через представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности, либо в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
Согласно положениям п. 20 ст. 36.2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, обязан нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию работниками негосударственного пенсионного фонда, а также агентами, которые должны действовать по заданию негосударственного пенсионного фонда и под его контролем.
Из материалов дела следует, что 05.11.2019 уполномоченными представителями Банка России в отношении Фонда проведено контрольное мероприятие в офисе агента Фонда ПАО Банк "Финансовая Корпорация Открытие" и осуществлены действия, направленные на создание условий по заключению с Фондом договора об обязательном пенсионном страховании застрахованным лицом, реализующим право на переход из одного негосударственного пенсионного фонда в другой НПФ.
По результатам КМ составлен акт от 05.11.2019 N АКМ1/235ДСП о проведении контрольного мероприятия, копия которого в адрес Фонда направлена письмом Банка России от 08.11.2019 N 59-1- 6/87258ДСП.
Согласно указанному акту работником агента сообщено застрахованному лицу о необходимости подписать заявление на создание квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, а также доверенность на формирование и направление документов в целях реализации права на выбор (изменение) страховщика по ОПС.
В соответствии с п. 4 ст. 36.7 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ застрахованное лицо может подать в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявление о переходе (заявление о досрочном переходе) из одного НПФ в другой, а равно заявление о переходе (заявление о досрочном переходе) из ПФР в НПФ лично или через представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности, либо в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
В силу п. 3 ст. 36.27 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ агенты или работники НПФ не вправе делать в устной или письменной форме заявления, распространяемые среди застрахованных лиц, о НПФ или его управляющей компании, которые заведомо направлены на введение в заблуждение или содержат недостоверную информацию.
В соответствии со ст. 36.4 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ подача застрахованным лицом в ПФР заявления о переходе в НПФ является неотъемлемой частью процесса заключения и вступления в законную силу договора ОПС с НПФ, осуществляющим деятельность по ОПС, в связи с чем распространение информации об указанном процессе сотрудником НПФ или агента НПФ, действующего по заданию НПФ и под его контролем, является распространением информации о деятельности НПФ по ОПС.
Отклоняя довод общества об отсутствии в его действиях недостоверной информации, вводящей в заблуждение застрахованного лица, арбитражный суд правомерно исходил из положений п. 4 ст. 36.7 и п. 3 ст. 36.11 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ определяющие следующие способы подачи застрахованным лицом заявления о досрочном переходе из одного НПФ.
Из акта о проведении контрольного мероприятия и приобщенных к нему документов следует, что в ходе проведения КМ с целью заключения договора об ОПС работник агента сообщил уполномоченному представителю Банка России о необходимости подачи заявления в ПФР о переходе из одного НПФ в другой для чего требуется подписать следующие документы: заявление на создание квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи; заявление на выдачу (замену) ключа электронной подписи для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме; информацию, содержащуюся в квалифицированном сертификате; заявление на прекращение действия квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи; проект доверенности в простой письменной форме на предоставление ООО "ГУЦ" в лице директора Воронцова А.С., полномочий на совершение действий, связанных с использованием ключа электронной подписи для получения государственных услуг, необходимых для передачи заявления в ПФР о досрочном переходе в НПФ.
Таким образом, работником агента распространена недостоверная информация о том, что только с помощью совершения вышеперечисленных действий осуществляется передача заявления застрахованного лица о досрочном переходе из одного НПФ в другой.
При этом сведений о предоставлении уполномоченному представителю банка России информации об иных способах подачи заявления в ПФР, а именно о возможности подать заявление лично или через представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности, в акте не зафиксировано, что нарушает право застрахованного лица на самостоятельный выбор способа подачи заявления о переходе (досрочном переходе) в Фонд и противоречит порядку подачи такого заявления, предусмотренному ст. ст. 36.7 и 36.11 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ
Согласно положениям п. 20 ст. 36.2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ НПФ, осуществляющий деятельность по ОПС, обязан нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств НПФ по ОПС работниками НПФ, а также агентами, которые должны действовать по заданию НПФ и под его контролем.
В ходе проведения контрольных мероприятий административным органом установлено нарушение Фондом п. 3 ст. 36.27 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ, а именно: работником агента предоставлена застрахованному лицу вводящую в заблуждение информацию относительно порядка подачи в ПФР заявления о досрочном переходе в Фонд, установленного п. 4 ст. 36.7 и п. 3 ст. 36.11 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ.
В соответствии с нормами ч. ч. 1 - 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
В данном случае факт совершения обществом вмененного административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актом о проведении контрольного мероприятия от 05.11.2019 N АКМ1/235ДСП, составленным в соответствии с Инструкцией Банка России от 18.12.2018 N 195-И "О порядке организации и проведения Банком России контрольного мероприятия в отношении кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, порядке направления копии акта о проведении контрольного мероприятия в кредитную организацию, некредитную финансовую организацию, в отношении которых проводилось контрольное мероприятие".
В силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований действующего законодательства.
Собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о наличии вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Довод заявителя о рассмотрении административным органом дела об административном правонарушении в его отсутствие, со ссылкой на Указы Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", судом апелляционной инстанции изучен и подлежит отклонению ввиду следующего.
Из материалов административного дела следует, что о дате, месте и времени составления Банком России протокола N АП-ПР-59-1-6-20/144ДСП об административном правонарушении общество уведомлено путем направления телеграммы от 13.02.2020 N 59-1-6/13670, которая получена последним 17.03.2020.
О дате, месте и времени рассмотрения административного дела общество уведомлено письмом от 27.03.2020 N 59-2-6/16662 (т. 2 л.д. 34).
Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении общества составлен, а административное дело рассмотрено в отсутствие законного представителя или защитника фонда, извещенного о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом.
Банком России рассмотрение административного дела повторно откладывалось.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19)" 08.04.2020 являлся нерабочим днем, рассмотрение административного дела определением Банка России от 08.04.2020 отложено на 07.05.2020.
Информация об отложении рассмотрения административного дела направлена Банком России в адрес Фонда письмом от 09.04.2020 N 59-2-6/18887 и получена обществом 1304.2020 (т. 2 л.д. 29, 27).
Поскольку в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19)" 07.05.2020 являлся нерабочим днем, рассмотрение административного дела определением Банка России от 07.05.2020 отложено на 03.06.2020.
Информация об отложении рассмотрения административного дела направлена Банком России в адрес Фонда письмом от 12.05.2020 N 59-2-6/27734 (т. 2 л.д. 20). Данным письмом Банк России дополнительно разъяснил Фонду права, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, материалами административного дела подтверждается надлежащее уведомление общества о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, не установлено.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановлении вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также соблюден.
С учетом конкретных обстоятельств дела оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривается.
Размер ответственности за выявленное административное правонарушение определен административным органом в соответствии с санкцией, предусмотренной ч. 12 ст. 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено, оснований отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2020 по делу N А40-102899/20
оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-102899/2020
Истец: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД "ОТКРЫТИЕ"
Ответчик: Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центрального банка РФ