г. Владивосток |
|
24 ноября 2020 г. |
Дело N А24-3704/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 ноября 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е. Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Орхидея",
апелляционное производство N 05АП-6955/2020
на решение от 10.09.2020
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-3704/2020 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Министерства экономического развития и торговли Камчатского края (ИНН 4101156001, ОГРН 1134101000450)
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Орхидея" (ИНН 4101183573, ОГРН 1184101000929) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии: лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития и торговли Камчатского края (далее - заявитель, административный орган, министерство) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Орхидея" (далее - общество, ООО "Орхидея") к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением от 10.09.2020 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 1 500 000 рублей. Кроме того, изъятая по протоколу изъятия вещей и документов от 20.05.2020 N 15/2020 алкогольная продукция всего 107 бутылок подлежит направлению на переработку или уничтожение в порядке, определенном Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограниченном потреблении (распитии) алкогольной продукции", постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 10.09.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает, что определенное судом административное наказание является несоизмеримым и несправедливым. Полагает, что суд в нарушение части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не предложил директору общества представить дополнительные доказательства относительно тяжелого финансового положения. Считает, что определенный судом штраф в размере 1 500 000 рублей приведет к банкротству общества.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств не представили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие.
Административный орган в представленном письменном отзыве, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
24.03.2020 по результатам анализа отчетов об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должностным лицом министерства в отношении ООО "Орхидея" вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 8/2020.20.05.2020 проведен визуальный осмотр торгового объекта - магазина "Орхидея", расположенного по адресу: Камчатский край, г. Елизово, ул. Завойко, д. 52, в котором ООО "Орхидея" осуществляло свою деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на основании лицензии от 26.12.2018 регистрационный номер 41РПА0000916, выданной сроком до 28.11.2019.
В ходе осмотра в торговом зале под прилавком и в складском помещении обнаружена в ящиках алкогольная продукция в ассортименте (водка, коньяк, бренди, виски, шампанское, вино, винный напиток) в количестве 107 бутылок.
Результаты осмотра зафиксированы в акте проверки от 20.05.2020 N 14/2020.
Согласно протоколу изъятия вещей и документов (алкогольной продукции) от 20.05.2020 N 15/2020 изъятая в ходе осмотра вышеуказанная алкогольная продукция передана на хранение генеральному директору ООО "Орхидея".
21.05.2020 в адрес общество направлено извещение N 33/2020 о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении.
По данному факту 28.07.2020 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 46/2020, об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, как нарушающее положения пункта 5 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы административного дела были направлены в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности, который обжалуемым решением привлек последнего к административной ответственности, посчитав доказанным наличие в его действиях состава вменяемого административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.17 Кодекса установлена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения по соблюдению правил лицензирования и лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения заключается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Субъектами данного административного правонарушения являются юридические лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Законом N 171-ФЗ.
Согласно статье 2 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимаются закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие Закона N 171-ФЗ.
По правилам пункта 1 статьи 11 названного Закона оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), в том числе розничная продажа такой продукции, осуществляется организациями, имеющими соответствующие лицензии.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции осуществляется организациями.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе по розничной продаже и хранению алкогольной продукции.
Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции предусматривает право организации на осуществление закупки (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки, а также хранение закупленной алкогольной продукции и ее реализацию по договору розничной купли-продажи.
Таким образом, розничная продажа алкогольной продукции - это такой вид деятельности, который связан с закупкой, хранением алкогольной продукции и ее дальнейшей реализацией покупателям для личного потребления.
Как указано в пункте 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ, в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии лицензиат имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий. При этом в целях названного Федерального закона под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
На основании части 3 статьи 26 Закона N 171-ФЗ юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования данного Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Орхидея" осуществляло розничную продажу алкогольной продукции на основании лицензии от 26.12.2018 регистрационный номер 41РПА0000916, сроком действия до 28.11.2019.
28.01.2020 у общества истек двухмесячный срок с момента прекращения действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
ООО "Орхидея" для возврата алкогольной продукции к поставщикам и иной организации, имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции не обращалось.
Имеющиеся в материалах дела доказательства (протокол об административном правонарушении от 28.07.2020 N 46/2020, протокол осмотра от 20.05.2020 N 14/2020, протокол изъятия вещей и документов (алкогольной продукции) от 20.05.2020 N 15/2020, сведения из ЕГАИС, фотоматериалы, лицензия от 26.12.2018 N 41РПА0000916) подтверждают в своей совокупности факт осуществления ООО "Орхидея" хранения алкогольной продукции без специального разрешения (лицензии).
Оценив данные доказательства в порядке главы 7 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в действиях общества имеется объективная сторона вменяемого правонарушения.
Доказательства надлежащего осуществления обществом данных требований под контролем лицензирующего органа суду не представлены, тогда как хранение остатков алкогольной продукции по истечении установленных пунктом 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ двух месяцев с момента прекращения действия лицензии свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (статья 1.5 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У общества имелась возможность для соблюдения норм действующего законодательства, однако заинтересованным лицом не были приняты все возможные меры для соблюдения требований законодательства. Доказательств обратного обществом не представлено.
Имеющиеся в материалах дела доказательства суд в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ и статьей 71 АПК РФ находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными в свой совокупности для признания общества виновным в совершении предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ административного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении в суде не истек.
Оценив обстоятельства совершения вмененного нарушения, исходя из социальной значимости охраняемых общественных отношений, заключающейся в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с данным Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Принимая во внимание то обстоятельство, что ООО "Орхидея" является субъектом малого и среднего предпринимательства, учитывая отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, исходя из конституционных принципов дифференцированности, справедливости и соразмерности наказания совершенному правонарушению, руководствуясь частями 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ, суд первой инстанции счел возможным назначить административное наказание ниже низшего предела, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, в размере 1 500 000 рублей.
Оснований для переоценки данного вывода у суда апелляционной инстанции не имеется.
В апелляционной жалобе общество указывает, что суд не применил наказание в виде административного приостановления.
Как видно из материалов дела, суд пришел к выводу, что административное наказание в виде 1 500 000 рублей штрафа согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 Кодекса), отвечает положениям статей 3.5, 4.1 Кодекса, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. Назначение такого наказания позволяет достичь предупредительные цели административного производства и обеспечить соответствующую защиту охраняемым законом государственным и общественным интересам.
Требование общества об изменении судебного акта в части назначенного наказания и замены штрафа на административное приостановление деятельности отклоняется.
Система административных наказаний, закрепленная в статье 3.2 Кодекса, построена законодателем по принципу усиления меры ответственности - от менее строгой к более строгой. Административное приостановление деятельности, указанное в Кодексе после административного штрафа в перечне видов наказаний, представляет собой наиболее жесткую санкцию, носящую исключительный характер.
В соответствии со статьей 3.12 Кодекса административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Таким образом, суд не вправе применить к лицу, совершившему административное правонарушение, санкцию в виде приостановления деятельности в качестве альтернативы штрафу, поскольку приостановление деятельности является более строгим видом административного наказания, даже если оно и не представляется таким правонарушителю.
Доводы общества об имущественном положении заявителя не являются в данном случае достаточными обстоятельствами, позволяющими изменить определенную судом меру ответственности на приостановление деятельности.
Между тем, доказательств о тяжелом финансовом положении, общество в нарушение положений статьи 65 АПК РФ, ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не представило.
Исходя из закрепленного в статье 9 АПК РФ принципа состязательности и положений части 2 статьи 66 названного Кодекса арбитражный суд вправе, но не обязан предлагать участвующим в деле лицам представлять дополнительные доказательства в обоснование своей позиции.
В соответствии с части 3 статьи 41 АПК РФ неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные АПК РФ последствия.
Учитывая, что изъятая алкогольная продукция находится в незаконном обороте, поскольку ее оборот (хранение) осуществлялось в отсутствие лицензии, суд первой инстанции в порядке части 3 статьи 29.10 КоАП РФ разрешил вопрос об изъятой алкогольной продукции, правомерно указав, что являющаяся предметом административного правонарушения алкогольная продукция подлежит направлению на уничтожение в порядке, определенном Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Указанный вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 15.1 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", согласно которой, если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 10.09.2020 по делу N А24-3704/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-3704/2020
Истец: Министерство экономического развития и торговли Камчатского края
Ответчик: ООО "Орхидея"
Третье лицо: Петропавловск-Камчатский городской отдел судебных призтавов N 1 Управления ФССП по Камчатскому краю