20 ноября 2020 г. |
А11-4331/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайн-Владимир" (ОГРН 1175029018174, ИНН 5047200540) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.10.2020 по делу N А11-4331/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайн-Владимир" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области от 31.03.2020 N 25,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Крицкого Игоря Николаевича.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайн-Владимир" - Чайкин И.С. по доверенности от 05.08.2020 N 05/08-ЭЛВ сроком действия до 31.12.2020.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области и Крицкий Игорь Николаевич, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайн-Владимир", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании распоряжения (приказа) заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Управление, административный орган) от 15.01.2020 N 43 в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайн-Владимир" (далее - Общество) в период с 17.02.2020 по 02.03.2020 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером 33:01:000513:2.
В ходе проведения проверки установлено, что земельный участок общей площадью 56787 кв.м с кадастровым номером 33:01:000513:2, расположенный по адресу: Владимирская область, Александровский район, вблизи д. Машково, принадлежит на праве собственности Обществу, о чем 31.05.2019 в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сделана соответствующая запись регистрации 33:01:000513:2-33/017/2019-2. Земельный участок отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения подсобного сельского хозяйства.
Сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 33:01:000513:2, расположенного по адресу: Владимирская область, Александровский район, вблизи д. Машково, общей площадью 56787 кв.м, внесены в ЕГРН.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 33:01:000513:2 находится в аренде у физического лица - Крицкого Игоря Николаевича (далее - Крицкий И.Н.), который использует данный земельный участок на основании договора аренды земельного участка от 27.09.2019 N ЭЛВ27/09/19-Ф. Договор аренды зарегистрирован в ЕГРН 27.11.2019, о чем сделана соответствующая запись регистрации 33:01:000513:2-33/017/2019-4. Срок аренды установлен сторонами в пункте 8.1 договора аренды и составляет 5 лет.
В ходе осмотра Управлением установлено, что на земельном участке расположено здание общей площадью около 1458 кв.м (ширина 24,3 м, длина 60 м). Сведения об объекте недвижимости в ЕГРН не зарегистрированы. При визуальном осмотре установлено, что в указанном здании складируются стройматериалы, отсортированные отходы: пластик, алюминиевые банки, стекло. Южнее здания, в непосредственной близи, на территории земельного участка с кадастровым номером 33:01:000513:2 расположены деревянные бытовки. От западной части указанного здания севернее проложена дорога на Александровскую городскую свалку, по которой осуществляется въезд и выезд загруженных и/или отгруженных машин спецтехники.
В западной части земельного участка с кадастровым номером 33:01:000513:2 на площади примерно 3000 кв.м поверх плодородного слоя почвы расположено твердое бетонное основание. На забетонированной площади осуществляют стоянку, загрузку и разгрузку специальная грузовая техника для обслуживания Александровской городской свалки (земельный участок с кадастровым номером 33:01:000513:204), которая находится в непосредственной близи к проверяемому земельному участку с кадастровым номером 33:01:000513:2. Также в западной части земельного участка с кадастровым номером 33:01:000513:2 складируются металлические контейнеры для транспортировки мусора на спецтехнике. При проведении проверки на земельном участке работала спецтехника. Мультилифт осуществлял загрузку и разгрузку металлических контейнеров на проверяемом земельном участке.
В ходе осмотра Управлением установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 33:01:000513:2 деятельность, связанная с сельхозпроизводством, отсутствует. Земельный участок огорожен забором частично.
По результатам проверки Управлением составлен акт проверки от 02.03.2020 N 23, Обществу выдано предписание от 02.03.2020 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства N 25.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо административного органа 16.03.2020 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Управлением 31.03.2020 вынесено постановление N 25 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 31.03.2020 N 25.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Крицкий И.Н.
Решением от 06.10.2020 Арбитражный суд Владимирской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что одновременное привлечение физического (не в качестве должностного) и юридического лица к ответственности КоАП РФ не предусмотрено.
Общество настаивает, что одновременное совершение данных действий арендатором и арендодателем исключено, так как в установленный период времени рассматриваемые действия мог совершать кто-то один из них.
Общество считает, что действия административного органа должны расцениваться, как повторное привлечение к административной ответственности за одно и то же правонарушение, что недопустимо (часть 5 статьи 4.1 КоАП РФ).
Как полагает заявитель жалобы, Управлением не приведено достаточных доказательств причастности именно Общества к вменяемым действиям.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Административный орган и Крицкий И.Н. отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления и Крицкого И.Н.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц в размере от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, заключается в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Основанием для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, послужило допущенное Обществом, по мнению административного органа, использование земельного участка с нарушением вида разрешенного использования и целевого назначения, регламентируемых Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса (пункт 1).
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2).
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
В соответствии со статьей 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В силу пункта 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципе целевого использования земельных участков.
Таким образом, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться только для ведения сельскохозяйственного производства и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 13.07.2017.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Общества является сбор опасных отходов, дополнительным видом деятельности - иные операции с отходами (опасными и неопасными).
Общество по договору купли-продажи от 30.05.2019 приобрело земельный участок с кадастровым номером 33:01:000513:2, расположенный по адресу: Владимирская область, Александровский район, вблизи д. Машково, общей площадью 56 787 кв.м.
Согласно договору аренды земельного участка от 27.09.2019 N ЭЛВ27/09/19-Ф Общество передало в аренду сроком на пять лет Крицкому И.Н. (арендатор) земельный участок с кадастровым номером 33:01:000513:2.
В соответствии с пунктом 1.1 договора аренды земельного участка от 27.09.2019 N ЭЛВ27/09/19-Ф спорный земельный участок предоставлен в аренду для ведения личного подсобного хозяйства.
Крицкий И.Н. является исполнительным директором Общество, что следует из пояснений представителя Общества (протокол судебного заседания от 17.11.2020).
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером 33:01:000513:2 относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения подсобного сельского хозяйства.
При этом, административным органом установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 33:01:000513:2 отсутствуют признаки осуществления деятельности, свидетельствующие о его использовании в целях ведения подсобного сельского хозяйства: в здании общей площадью около 1458 кв.м, расположенном на земельном участке, складируются стройматериалы, отсортированные отходы: пластик, алюминиевые банки, стекло; южнее здания на территории земельного участка расположены деревянные бытовки; от западной части указанного здания севернее проложена дорога на Александровскую городскую свалку, по которой осуществляется въезд и выезд загруженных и/или отгруженных машин спецтехники; в западной части земельного участка на площади примерно 3000 кв.м поверх плодородного слоя почвы расположено твердое бетонное основание, на котором осуществляют стоянку, загрузку и разгрузку специальная грузовая техника для обслуживания Александровской городской свалки (земельный участок с кадастровым номером 33:01:000513:204); в западной части земельного участка складируются металлические контейнеры для транспортировки мусора на спецтехнике; на участке работала спецтехника.
Указанные обстоятельства следуют из акта проверки от 02.03.2020, материалов фотофиксации, имеющихся в материалах дела об административном правонарушении.
Таким образом, фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 33:01:000513:2, расположенного по адресу: Владимирская область, Александровский район, вблизи д. Машково, не соответствует его установленному разрешенному использованию - для ведения подсобного сельского хозяйства и категории - земли сельскохозяйственного назначения, что свидетельствует о его нецелевом использовании.
Таким образом, Общество фактически передало спорный земельный участок физическому лицу под цели, не соответствующие виду разрешенного использования земельного участка.
При этом, очевидно, что Общество было осведомлено об использовании земельного участка не по целевому назначению в силу статуса арендатора (исполнительный директор Общества).
Факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, подтвержден материалами дела.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом (т. 1, л.д. 155-156, 162-164).
Доводы Общества о незаконности одновременного привлечения физического (не в качестве должностного) и юридического лица к административной ответственности, о повторном привлечение к административной ответственности за одно и то же правонарушение, подлежат отклонению, поскольку Обществом допущено использование земельного участка путем передачи его в аренду под цели, не соответствующие виду разрешенного использования земельного участка, то есть самостоятельное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8. КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной в части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.10.2020 по делу N А11-4331/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайн-Владимир" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-4331/2020
Истец: Эко-лайн Владимир
Ответчик: Управление Росреестра по Владимрской области, Александровский отдел
Третье лицо: Крицкий Игорь Николаевич