г. Санкт-Петербург |
|
24 ноября 2020 г. |
Дело N А56-22869/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баженовой Ю.С., Галенкиной К.В.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от истца: Лисина Т.С. (доверенность от 20.05.2020)
от ответчика: Дрожжачих С.В. (генеральный директор)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29238/2020) ООО "КФС-ГРУПП" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2020 по делу N А56-22869/2020 (судья Нефедова А.В.), принятое
по иску ООО "КФС-ГРУПП"
к ООО "Строительно-Торговая компания Вис"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КФС-групп" (далее - истец, ООО "КФС-групп") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-торговая компания ВиС" (далее - ответчик, ООО "СТК ВиС") о взыскании 10 062 996 руб. 56 коп., в том числе 3 467 159 руб. денежных средств, оплаченных за товар ненадлежащего качества, поставленный по договору поставки от 21.11.2018 N 14710006501170000011/32/18-223, 6 592 340 руб. 40 коп. убытков вследствие поставки некачественного товара, 3467руб.16 коп. неустойки на основании п. 4.9. договора поставки от 21.11.2018 N 14710006501170000011/32/18-223.
Решением от 04.09.2020 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, иск удовлетворить, полагая, что судом дана ненадлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам и сделан ошибочный вывод о пропуске истцом срока для предъявления требований по качеству товара, установленного в п. 9 Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1996 N П7 (далее - Инструкция П-7), поскольку данный документ не подлежит применению к спорным правоотношениям, приемка товара должная была быть осуществлена в соответствии с условиями спецификации N 3, протокол совещания от 05.09.2019 N 2019-08-01 и заключение специалиста от 25.11.2019 являются допустимыми доказательствами факта поставки товара ненадлежащего качества. Кроме того, ответчиком не представлен сертификат соответствия на поставленный товар.
Ответчик возразил против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между ООО "СТК ВиС" (поставщик) и ООО "КФС-групп" (покупатель) заключен договор поставки от 21.11.2018 N 14710006501170000011/32/18-223, по условиям которого поставщик обязуется поставить железобетонные изделиях, согласованные сторонами в спецификациях, счетах на оплату иных документах, являющихся неотъемлемой частью договора, а покупатель принять и оплатить товар в количестве, качестве, ассортименте и в сроки, согласованные в договоре и спецификациях и иных приложениях к договору.
Между сторонами подписано дополнительное соглашение от 23.042019 N 2 к договору, которым сторонами дополнен пункт 1.1. договора о поставке поставщиком покупателю также огнезащитных и лакокрасочных материалов.
Согласно спецификации N 3 (приложение N 1 к Дополнительному соглашению) поставщик обязался поставить краску огнезащитную ВУП-3Р для металлических конструкций (далее - огнезащитная краска) в количестве 11 293 кг общей стоимостью 3 468 080 руб. 30 коп.
В соответствии с п. 3.1.1 договора поставщик обязуется обеспечить поставку товара в количестве, качестве, ассортименте и в сроки, согласованные в соответствующей спецификации к договору, обеспечить полное соответствие качества товара требованиям стандартов и технических условий, установленных в РФ, и прилагаемым к товарно-транспортным документам паспортам качества.
В соответствии с пунктом 4.1 договора приемка товара по количеству и качеству по вопросам, не урегулированным договором, производится в соответствии с "Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству", утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7, и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965 N П-6.
В разделе 4 договора стороны согласовали следующий порядок приемки товара: в случае обнаружения товара ненадлежащего качества либо его недостачи вызов поставщика для составления акта является обязательным. Покупатель обязан в течение 24-х часов вызвать представителя поставщика для участия в продолжении приемки товара. В случае обнаружения товара ненадлежащего качества либо его недостачи стороны составляют двусторонний акт об обнаруженных недостатках или указывают в товарной накладной/товарно-транспортной накладной фактическое количество поставленного и принятого товара. Покупатель вправе не принимать всю партию товара, если хотя бы часть его партии не соответствует условиям договора и приложениям к нему по наименованию, ассортименту, количеству или качеству, а также при отсутствии оригиналов надлежащем образом оформленных документов. Поставщик, по согласованию с покупателем, извещает покупателя факсимильным сообщением или направляет письмо по электронной почте, указанной в реквизитах договора, не позднее чем за один рабочий день о готовности товара к передаче, покупатель в течение двух рабочих дней с момента получения извещения поставщика обязан осмотреть и принять товар. Приемка товара оформляется при самовывозе - товарной накладной; при доставке собственным или привлеченным автотранспортом поставщика - товарно-транспортной и товарной накладной. Первичная приемка товара осуществляется путем внешнего осмотра товара. Покупатель вправе в течение 14 (четырнадцати) рабочих дней после его приемки выставить поставщику обоснованную претензию относительно качества переданного товара в части обнаружения скрытых дефектов, которые не могли быть обнаружены при внешнем осмотре. Доставка товара осуществляется собственным или привлеченным транспортом поставщика. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, доставка товара осуществляется поставщиком. В случае самовывоза приемка товара осуществляется следующим образом: покупатель обязуется выдать лицу, получающему товар, доверенность (подписанную уполномоченным лицом и скрепленную печатью) на получение товара с указанием объема и наименования товара. Оригинал доверенности при получении товара передается представителем покупателя представителю поставщика. Покупатель обязан своевременно обновлять выданные доверенности, в противном случае поставщик вправе приостановить отгрузку товара. Представитель покупателя по окончании приемки товара и отсутствии претензий по количеству и качеству (внешний осмотр), наименованию поставленного товара подписывает накладную. В накладной указывается номер, дата выдачи доверенности и фамилия представителя покупателя. В случае доставки товара собственным или привлеченным автотранспортом поставщика порядок приемки товара следующий: -представитель покупателя по окончании приемки товара и отсутствии претензий по количеству и качеству поставленного товара, а также при передаче покупателю оформленных в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ счета-фактуры, паспорта качества, товарной накладной подписывает последнюю.
В соответствии с пунктом 4.9 договора за нарушение обязательств по договору поставщик по требованию покупателя обязан уплатить неустойку в размере 0,1% от стоимости соответствующей партии товара.
В соответствии с п. 7.2.4 договора покупатель вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке полностью или частично в случае поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок.
Как указывает истец, ответчик в период с 13.05.2019 по 16.07.2019 поставил истцу огнезащитную краску в количестве 11 290 кг общей стоимостью 3 467 159 руб., которая в дальнейшем использована ООО "КФС-групп" для выполнения работ по окраске металлоконструкций каркаса здания по договору подряда, заключенному между ООО "КФС-групп" и его контрагентом. По результатам выполнения работ обнаружено растрескивание и отслоение краски от металлоконструкций. Замечания по качеству огнезащитной краски предъявлены контрагентом ООО "КФС-групп" на совещании, о чем свидетельствует протокол совещания от 05.09.2019 N 2019-08-01, согласно которому ООО "КФС-групп" предписано устранить нарушения технологии производства следующих видов работ: окраска металлических поверхностей, нанесение огнезащитной краски на металлические поверхности в срок до 13.09.2019. ООО "КФС-групп" устранило недостатки своими силами, провело работы по окраске металлоконструкций каркаса здания, однако, результат остался тем же.
Согласно сертификату соответствия N НСОПБ.RU.ПР061.Н.00182 краска огнезащитная ВУП-3Р для металлических конструкций является средством огнезащиты для стальных конструкций и соответствует требованиям национального стандарта ГОСТ Р 53295-2009. Средства огнезащиты для стальных конструкций.
ООО "НПП Теплохим" является производителем огнезащитных материалов торговой марки ВУП, соответственно, краска огнезащитная ВУП-3Р должна соответствовать техническим условиям, разработанным производителем - ООО "НПП Теплохим", а именно, ТУ 2313039-66828143-2016.
Для установления качества поставленной по договору краски огнезащитной ВУП-3Р для металлических конструкций ООО "КФС-групп" направило огнезащитную краску в количестве 15 кг для проведения экспертизы в ООО "НПП Теплохим", являющееся производителем краски огнезащитной ВУП-3Р.
Согласно заключению ООО "НПП Теплохим" от 25.11.2019 представленная на экспертизу краска не обеспечивает регламентируемые огнезащитные свойства (45 минут, 4 группа огнезащитной эффективности) при толщине покрытия 1,2 мм в силу отрицательных особенностей формирования пенококса. Также указанный материал обеспечивает получение покрытия с низкими физико-механическими свойствами, провоцирующими растрескивание и отслоение покрытия в процессе эксплуатации. Следовательно, краска огнезащитная ВУП-3Р для металлических конструкций является товаром ненадлежащего качества, так как не соответствует ТУ 2313-039-66828143-2016.
Ссылаясь на то, что ответчиком поставлена краска ненадлежащего качества, истец направил ответчику уведомление от 04.02.2020 N ИСХ/93/20 с требованием в течение 10 календарных дней с момента получения уведомления поставить в адрес покупателя товар, соответствующий ТУ 2313-03966828143-2016 и ГОСТ Р 53295-2009.
В связи с отказом в замене товара ненадлежащего качества товаром надлежащего качества ООО "КФС-групп" претензией от 18.02.2020 N 140 заявило об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с поставкой товаров ненадлежащего качества, потребовало от ответчика осуществить возврат оплаченных по договору денежных средств в размере 3 467 159 руб., а также оплаты 6 592 340 руб. 40 коп. убытков, которые покупатель понесет в будущем для исправления недостатков выполненных работ, и уплатить неустойку в сумме 3 467 руб. 16 коп. на основании пункта 4.9 договора.
Поскольку ответчиком требования претензии не исполнены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалоба апелляционный суд пришел к выводу, что в удовлетворении иска судом первой инстанции отказано правомерно.
Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям (пункты 1, 4 статьи 469 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 518 названного Кодекса покупатель, которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 указанного Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и иных подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора и требовать возврата уплаченной им за товар денежной суммы либо требовать замены товара товаром, соответствующим договору.
Из пункта 1 статьи 393 ГК РФ следует, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 этого же Кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 названной статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с положениями части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
По смыслу приведенных норм расходы, которые покупатель понес или должен будет понести в результате поставки ему товара ненадлежащего качества, подлежат возмещению лицом, поставившим некачественный товар. При этом лицо, обращающееся в арбитражный суд с требованием о возмещении убытков, обязано доказать в совокупности факт нарушения обязательства ответчиком, причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками, размер убытков.
Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности совокупности обстоятельств для удовлетворения иска, в том числе факт поставки ответчиком товара ненадлежащего качества.
Так, истцом не соблюден порядок, установленный как условиями договора, так и Инструкцией П-7 при выявлении товара ненадлежащего качества.
Согласно пункту 6 Инструкции N П-7 приемка продукции по качеству и комплектности производится на складе получателя при иногородней поставке - не позднее 20 дней, а скоропортящейся продукции - не позднее 24 часов после выдачи продукции органом транспорта или поступления ее на склад получателя при доставке продукции поставщиком или при вывозке продукции получателем. Проверка качества и комплектности продукции, поступившей в таре, производится при вскрытии тары, но не позднее указанных выше сроков, если иные сроки не предусмотрены в договоре в связи с особенностями поставляемой продукции (товара).
Пунктом 9 Инструкции N П-7 предусмотрено, что акт о скрытых недостатках продукции должен быть составлен в течение 5 дней по обнаружению недостатков, однако не позднее четырех месяцев со дня поступления продукции на склад получателя, обнаружившего скрытые недостатки, если иные сроки не установлены обязательными для сторон правилами.
При обнаружении несоответствия качества поступившей продукции договору получатель приостанавливает дальнейшую приемку продукции и составляет акт, в котором указывает количество осмотренной продукции и характер выявленных при приемке дефектов. Получатель обязан обеспечить хранение продукции ненадлежащего качества или некомплектной продукции в условиях, предотвращающих ухудшение ее качества и смешение с другой однородной продукцией.
Согласно пункту 16 Инструкции N П-7 получатель также обязан вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта представителя иногороднего изготовителя (отправителя), если это предусмотрено в Основных и Особых условиях поставки, других обязательных правилах или договоре.
Пунктом 18 Инструкции N П-7 определен порядок уведомления представителя изготовителя (отправителя) о вызове, которое должно быть направлено (передано) ему по телеграфу (телефону) не позднее 24 час, а в отношении скоропортящейся продукции - немедленно после обнаружения несоответствия качества, комплектности, маркировки продукции, тары или упаковки установленным требованиям, если иные сроки не установлены основными и особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами или договором.
В соответствии с пунктом 20 Инструкции N П-7 при неявке представителя изготовителя (отправителя) по вызову получателя (покупателя) в установленный срок и в случаях, когда вызов представителя иногороднего изготовителя (отправителя) не является обязательным, проверка качества продукции производится представителем соответствующей отраслевой инспекции по качеству продукции, а проверка качества товаров - экспертом бюро товарных экспертиз либо представителем соответствующей инспекции по качеству.
Доказательства совершения вышеуказанных действий, а также своевременного предъявления поставщику претензий относительно качества товара ответчиком в материалы дела не представлены, как и доказательства ненадлежащего качества поставленного товара.
Ответчик в установленные сроки для фиксации поставки товара ненадлежащего качества не вызывался, в отборе товара для направления на экспертизу не участвовал.
При этом заключение ООО "НППП "Теплохим" не содержит сведений о том, что исследуемая краска поступила в таре и с упаковкой указанного истцом изготовителя, целостность которых не нарушена.
При этом, вопреки доводам подателя жалобы условия Спецификации N 3 не изменяют установленный в пункте 4.1 договора порядок приемки товара, к спорным правоотношениям подлежат применению правила, установленные Инструкцией П-7.
Таким образом, при отсутствии доказательств поставки ответчиком товара ненадлежащего качества в удовлетворении требований истца судом правомерно отказано.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, судом первой инстанции исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2020 по делу N А56-22869/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-22869/2020
Истец: ООО "КФС-ГРУПП"
Ответчик: ООО "СТРОИТЕЛЬНО-ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ ВИС"