г.Москва |
|
18 ноября 2020 г. |
Дело N А40-296688/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
Л.А.Москвиной, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 21
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.07.2020 по делу N А40-296688/19 (107-6968)
по заявлению ООО "Рус Шинда"
к Государственному учреждению - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 21
о признании недействительными уведомления, решения, требования,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Рус Шинда" (далее также - заявитель, Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованиями к Государственному учреждению - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 21 (далее также - ответчик, ГУ МРО ФСС РФ (филиал N 21), Фонд) о признании недействительными уведомления от 24.04.2019 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; требования от 15.10.2019 N 633 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на обязательное социальное страхование; решения от 19.09.2019 N 633 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением суда от 16.07.2020, принятым по настоящему делу, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать.
Заявитель в отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
При этом от заявителя в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Общества.
В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без участия представителей сторон.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта, исходя из нижеследующего.
Из материалов дела усматривается, что ввиду непредставления страхователем в срок до 15.04.2019 сведений, подтверждающих осуществление основного вида деятельности для отнесения к соответствующему классу профессионального риска и определения страхового тарифа на 2019 год, Фонд в соответствии с пунктами 5, 13 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (в ред. с 26.02.2017) (далее также - Правила), самостоятельно установил для Общества с января 2019 года страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее также - страховой тариф) в размере 7,4%, исходя из наиболее высокого класса профессионального риска (30 класса), соответствующего виду экономической деятельности "добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа" (код ОКВЭД 06.10), о чем сообщил страхователю уведомлением от 24.04.2019 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее также - уведомление).
До вынесения означенного уведомления Общество направило 18.04.2019 в Фонд (филиал N 11) документы, предусмотренные п.3 Правил и Порядком подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее также - Порядок), для подтверждения вида экономической деятельности на 2018 г. - заявление и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности.
Согласно заявлению Общества и справке-подтверждению основным видом деятельности ООО "Рус Шинда" в 2018 г. являлась "оптовая торговля прочими машинами и оборудованием" (код ОКВЭД 46.69), соответствующая 1-му классу профессионального риска, страховой тариф по которому составляет 0,2% на основании Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год", распространяющего свое действие на 2017-2019 гг. в силу Федерального закона от 19.12.2016 N 419-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
В связи с представлением Обществом до вынесения уведомления необходимых для установления страхового тарифа документов заявитель исчислял страховые взносы за 1-2 квартал 2019 года в расчете по начисленным и уплаченным страховым взноса по форме 4-ФСС (далее также - расчет 4-ФСС), исходя из тарифа в размере 0,2%, соответствующего основному виду экономической деятельности по коду ОКВЭД 46.69 и 1-му классу профессионального риска.
В ходе проведенной камеральной проверки расчета 4-ФСС за полугодие 2019 года Фонд установил неправомерное исчисление Обществом страховых взносов, исходя из тарифа 0,2% вместо указанного в уведомлении от 24.04.2019 тарифа 7,4%.
По результатам проверки был составлен акт от 20.08.2019 N 633, рассмотрены возражения и вынесено решение от 19.09.2019 N 633, которым Обществу начислена недоимка по страховым взносам в размере 95 905, 15 руб., пени в сумме 895, 09 руб. и штраф в размере 19 181, 03 руб. (далее также - решение).
На основании решения от 19.09.2019 N 633 Фондом вынесено требование от 15.10.2019 N 633 на взыскание недоимки, пеней и штрафа (далее также - требование).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Рус Шинда" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований, исходя из следующего.
На основании подп.2 п.2 ст.17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь обязан в установленном порядке и в определенные сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу.
Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом (ст.21 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
На основании статьи 22 указанного Федерального закона страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком (п.1). Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок предоставления сведений о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и правила формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются Правительством Российской Федерации (п.3).
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713.
На основании пунктов 8 и 9 означенных Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Пунктом 11 Правил установлено, что основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно п.2 Порядка основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с п.9 Правил.
Пунктом 3 Порядка установлено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
В соответствии с п.5 Порядка в действующей с 26.02.2017 редакции в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и п.13 Правил, согласно которым, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом, как правильно отметил суд в своем решении, предусмотренное п.5 Порядка право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения п.13 Правил не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Кроме того, в соответствии с п.3 ст.3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе в определениях от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
Виды деятельности плательщика-организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Право Фонда, установленное в п.5 Порядка, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Правомерность такого подхода соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, от 19.02.2019 по делу N 302-КГ18-9260.
Таким образом, по смыслу п.5 Порядка, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в п.3 данного Порядка, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы пусть и с нарушением установленного Порядком срока (но в пределах периода, для целей расчетов по которому производится данное подтверждение) для подтверждения основного вида экономической деятельности, на основании которых Фонд обязан принять решение об определении размера страхового тарифа с учетом данных документов и их оценки.
В настоящем случае страхователь подтвердил заявленный им вид деятельности.
Так, из материалов дела следует, что страхователь с нарушением установленного срока 10.09.2019 (изначально сведения 18.04.2019 были ошибочно направлены в филиал N 11) представил Фонду документы, предусмотренные п.5 Порядка, для подтверждения основного вида деятельности за 2018 г. по коду ОКВЭД 46.69.
Фактически Фонд, не проверив указанные документы, отказался пересматривать ранее установленный уведомлением страховой тариф.
Между тем в подтверждение правомерности применения страхового тарифа на 2019 г. в размере 0,2%, соответствующий 1 классу профессионального риска согласно осуществляемого основного вида деятельности по коду ОКВЭД 46.69, заявитель представил в материалы дела и передал Фонду следующие документы: бухгалтерский баланс со всеми приложениями за 2018 г. на 01.01.2019 с указанием в нем кода вида экономической деятельности ОКВЭД 46.69, уведомление о страховом тарифе на 2018 г. также с указанием вида основной деятельности по коду 46.69.
Данные документы полностью соответствуют требованиям законодательства о бухгалтерском учете.
Таким образом, представленными в материалы дела документами подтверждается фактическое осуществление заявителем в 2018 г. основного вида деятельности по коду ОКВЭД 46.69 и обоснованность применения на 2019 г. страхового тарифа в размере 0,2%, соответствующего 1 классу профессионального риска согласно осуществляемому основному виду деятельности по коду ОКВЭД 46.69.
Факт представления данных документов (хоть и с нарушением установленного срока) не может не учитываться Фондом, так как по существу указанные документы в рассматриваемом случае подлежат учету как подтверждающие размер заявленной в отчетности ставки страховых взносов (согласно подп.7 п.2 ст.17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
При этом Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Кроме того, исходя из буквального содержания вышеприведенных норм, ни Правила, ни Порядок не определяют порядка и последствий подтверждения страхователем вида деятельности с нарушением установленного срока.
При этом законодательством не предусмотрено возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов, исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности.
Факт регистрации в ЕГРЮЛ планируемых (дополнительных) видов экономической деятельности не означает, что в действительности эти виды деятельности организацией осуществляются; указание дополнительных видов деятельности означает лишь право на занятие указанной деятельностью, в том числе в будущем.
Следовательно, в отношении тех видов деятельности, которые организацией в действительности не осуществляются, не может применяться понятие профессионального риска, поскольку наступление соответствующих страховых случаев невозможно по объективной причине отсутствия самих производственных условий как основания таких рисков.
При этом согласно ст.3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Таким образом, профессиональный риск связан с теми реальными условиям, в которых реально происходит трудовая деятельность застрахованного лица.
Согласно п.4 ч.2 ст.17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страхователь обязан обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев, нести в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за необеспечение безопасных условий труда. При этом обеспечение безопасных условий труда всегда связано с тем, какие это условия, что зависит от осуществляемой деятельности страхователя.
Тем самым законодательство о страховании от несчастных случаев на производстве основано на понимании реальной связи между действительно существующими профессиональными рисками работников страхователя и размером тарифов по страхованию.
Иной подход означал бы обязанность страхователя принимать меры к предотвращению производственных рисков и нести затраты на страхование от несчастных случаев, которые в данной конкретной производственной деятельности наступить не могут.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые уведомление, решение и требование Фонда не соответствуют положениям Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, а также нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку незаконно возлагают на заявителя обязанность по начислению и перечислению страховых взносов, исходя из неправомерно установленного Фондом страхового тарифа.
При таких данных вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований правомерен.
Ссылка ответчика на определение Верховного суда РФ от 02.11.2018 N 308-КГ18-17110 по делу N АЗ2-41673/17 подлежит отклонению, поскольку обстоятельства указанного дела применительно к обстоятельствам настоящего спора не являются ни тождественными, ни преюдициально значимыми.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, также не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.07.2020 по делу N А40-296688/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-296688/2019
Истец: ООО "РУС ШИНДА"
Ответчик: ГУ МРО ФСС РФ 21