г. Саратов |
|
12 апреля 2024 г. |
Дело N А57-18736/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Прозоровой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Отель" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 февраля 2024 года по делу N А57-18736/2023
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Отель" (410012, г. Саратов, ул. им Слонова И.А., влд. 1, ОГРН: 1086454001370, ИНН: 6454089498)
о признании незаконным и отмене предписания,
заинтересованные лица: Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по городу Саратову Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области (410031, г. Саратов, ул. Большая Горная, д. 337), Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области (410028, г. Саратов, Соборная площадь, д. 7, ОГРН: 1046405036886, ИНН: 6450604733), Общество с ограниченной ответственностью "Ковчег" (410012, г. Саратов, ул. им Слонова И.А., д. 1, оф. 1, ОГРН: 1106455000013, ИНН: 6455050782), Прокуратура Саратовской области (410002, г. Саратов, ул. им Е.Ф. Григорьева, д. 33/39, ОГРН: 1026402204619, ИНН: 6450014678),
при участии в судебном заседании:
представителя Общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Отель" - Федорова В.С., действующего на основании доверенности от 19.06.2023, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Отель" (далее - ООО "Бизнес-Отель", заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания от 24.04.2023 N 2304/0-64/114В/3.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области (далее - Главное управление МЧС России по Саратовской области), Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по городу Саратову Главного управления МЧС России по Саратовской области, Общество с ограниченной ответственностью "Ковчег" (далее - ООО "Ковчег"), Прокуратура Саратовской области.
Решением от 06 февраля 2024 года Арбитражный суд Саратовской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
ООО "Бизнес-Отель" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 16.03.2024.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя подателя жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, во исполнение решения Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Саратову Главного управления МЧС России по Саратовской области о проведении выездной проверки от 14.04.2023 N 2304/0-64/114-В в период с 17.04.2023 по 24.04.2023 государственным инспектором города Саратова по пожарному надзору Казаковой Е.Г. была проведена выездная проверка ООО "Бизнес-Отель" по соблюдению требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения:
- не обеспечена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода с составлением соответствующего;
- на 10-ом этаже, на котором расположена гостиница, коридор длиной более 15 метров без естественного проветривания при пожаре не оборудован системой вытяжной противодымной вентиляцией;
- система автоматического водяного пожаротушения на 10-м этаже находится в не исправном состоянии (подключена к сети внутреннего противопожарного водопровода здания, запускается в ручном режиме;
- допущена установка внешних блоков кондиционеров на площадке незадымляемой лестничной клетки 10-ого этажа, ограничивающие свободное открывание дверей выходов с поэтажных коридоров;
- дверь в складские помещения, выполнены не противопожарными;
- на пути эвакуации при выходе в незадымляемые зоны допущен перепад высот менее 45 см. (пороги высотой 7 и 10 см.);
- не осуществлена взаимосвязь автоматических установок пожарной сигнализации с инженерными системами (сигнал на отключение общеобменной вентиляции);
- в коридоре 10-ого этажа, около администратора, дымовые извещатели размещены на расстоянии менее 1 (одного) метра до вентиляционного отверстия вытяжной вентиляции;
- не обеспечен подъезд пожарной техники с 2-х продольных сторон здания;
- расстояние от внутреннего края проездов до стен здания высотой более 28 метров составляет менее 8-10 метров;
- ширина проезда для пожарной техники со стороны здания по адресу: г. Саратов, ул. Слонова, д. 5/7 составляет менее 4,2 м., фактически в связи выступающего элемента здания составляет 3,85 м.;
- на территории земельного участка во дворе здания на расстоянии менее 15 метров расположено временное строение - контейнер с оборудованием дизельный генератор (фактическое расстояние 2,1 м.);
- на объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объектов;
- в коридоре, кабинетах и т.д., горизонтальное и вертикальное расстояние от извещателей автоматической пожарной сигнализации до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников, менее 0,5 м.;
- в коридоре, кабинетах 10-ого этажа и т.д., расстояние от проводов и кабелей систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В, до силовых и осветительных кабелей менее 0,5 м., при условии, что прокладка выполнена открытым способом;
- в здании более 28 метров, с размещением гостиницы на 10-ом этаже, класс функциональной пожарной опасности Ф 1.2, ресторана на 12-м этаже, класс функциональной пожарной опасности Ф 3.2, административно офисных помещений, класс функциональной пожарной опасности Ф 4.3., то есть являющегося многофункциональным - установлена система оповещения и управления эвакуацией при пожаре 3-его типа (должна быть 4-ого);
- над эвакуационными выходами с 10-ого этажа здания, ведущими в безопасную зону, отсутствуют световые табло "Выход";
- допускается совместная прокладка шлейфов пожарной сигнализации и соединительных линий систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В с линиями напряжением 110 В и более в одном коробе;
- соединительные линии, выполненные контрольными кабелями, удовлетворяющие требованиям п. 13.15.7 СП 5.13130.2009, не имеют резервный запас жил кабелей и клемм соединительных коробок не менее чем по 10 %;
- крепление гофрированной трубы, в которой проложены провода шлейфов АПС и СОУЭ выполнено с помощью пластиковых клипс;
- в гостинице, предназначенной, в том числе, для проживания иностранных граждан речевые сообщения в системе оповещения и пожаре людей, а также памятки о мерах пожарной безопасности не выполнены на английским языком.
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 21.04.2023 N 2304/0-64/114В.
24 апреля 2023 года Обществу выдано предписание N 2304/0-64/114В/3, которым предписано в срок до 01.06.2023 устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.
Полагая, что предписание является незаконным, нарушает его права и законные интересы, ООО "Бизнес-Отель" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований Общества, указал, что имеющиеся в материалах дела доказательства, подтверждают факт несоблюдения ООО "Бизнес-Отель" требований пожарной безопасности, в связи с чем оспариваемое предписание обоснованно, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 69-ФЗ под обязательными требованиями пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 37 Закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
На основании статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители органов власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе и руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения определены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Законом N 123-ФЗ).
В силу статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости ООО "Бизнес-Отель" является собственником нежилого помещения N 2, общей площадью 738,1 кв.м., расположенного на 10 этаже здания по адресу: г. Саратов, ул. им. Слонова И.А., д. 1.
В ходе проверки ООО "Бизнес-Отель", оказывающего гостиничные услуги по данному адресу, проверяющим выявлены следующие нарушения.
Так, установлено, что Обществом не обеспечена проверка работоспособности внутреннею противопожарного водопровода с составлением соответствующего акта (п.48 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации")
Согласно абзацу 2 пункта 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила противопожарного режима), руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности организации, и организует проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты
Так же установлено, что на 10-ом этаже, на котором расположена гостиница, коридор длиной более 15 метров без естественного проветривания при пожаре не оборудован системой вытяжной противодымной вентиляцией.
С учетом статей 4, 6 Закона N 123-ФЗ Обществу правомерно указано выполнить требования п. 7.2 (в) Свода правил СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасностиN - из коридоров без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м предусмотреть систему вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре.
Кроме того, проверяющим установлено, что система автоматического водяного пожаротушения на 10-м этаже находится в не исправном состоянии (подключена к сети внутреннего противопожарного водопровода здания, запускается в ручном режиме (п.54 Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации").
Согласно пункту 54 Правил противопожарного режима руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
Так же допущена установка внешних блоков кондиционеров на площадке незадымляемой лестничной клетки 10-ого этажа, ограничивающие свободное открывание дверей выходов с поэтажных коридоров, (п.п. (м) п. 16 Постановления правительства РФ от 16.09.2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом "м" пункта 16 Правил противопожарного режима на объектах защиты запрещается размещать на лестничных клетках, в поэтажных коридорах, а также на открытых переходах наружных воздушных зон незадымляемых лестничных клеток внешние блоки кондиционеров.
Проверяющим установлено, что дверь в складские помещения выполнена не противопожарными.
В статье 88 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (часть 1); пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов и тамбур-шлюзов приведены в таблице 23 приложения к настоящему Федеральному закону (часть 2).
Таким образом, противопожарные преграды, в частности двери, служат для предотвращения распространения пожара из смежного пожарного отсека независимо от наименования помещения.
Установлено, что на пути эвакуации при выходе в незадымляемые зоны допущен перепад высот менее 45 см. (пороги высотой 7 и 10 см.) ( п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст. 6 Федерального закона от 22.08.2008 года N 123-ФЗ, п. 4.3.4, СП 1.13130.2009; п. 4.3.5 СП 1.13130.2020, п.п. (а) п.27 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской федерации").
В силу подпункта "а" пункта 27 Правил противопожарного режима при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств.
В полу на путях эвакуации, как правило, не допускаются перепады высот менее 0,45 м и выступы, за исключением порогов в дверных проемах высотой не более 50 мм и иной высоты для специально оговоренных случаев. При наличии таких перепадов и выступов, в местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. Требования к минимальному количеству ступеней не распространяются на проходы со ступенями между рядами мест в зрительных залах, спортивных сооружениях и аудиториях, а также на сооружения наружных крылец (пункт 4.3.5 СП 1.13130.2020).
Так же не осуществлена взаимосвязь автоматических установок пожарной сигнализации с инженерными системами (сигнал на отключение общеобменной вентиляции (п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.; ст.83 Федерального закона от 22.08.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.6.24 СП 7.13130.2013).
В силу пункта 6.24 СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС России от 21.02.2013 N 116, для зданий и помещений, оборудованных автоматическими установками пожаротушения и (или) автоматической пожарной сигнализацией, следует предусматривать автоматическое отключение при пожаре систем общеобменной вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления (далее - системы вентиляции), а также закрытие противопожарных нормально открытых клапанов.
В коридоре 10-ого этажа, около администратора, дымовые извещатели размещены на расстоянии менее 1 (одного) метра до вентиляционного отверстия вытяжной вентиляции (п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст. 6 Федерального закона от 22.08.2008 года N 123-ФЗ, п. 13.3.6 СП 5.13130.2009; п. 54 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима").
Кроме того, проверяющим установлено, что не обеспечен подъезд пожарной техники с 2-х продольных сторон здания (п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6; ч. 4 ст. 98 ФЗ от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.8.1 СП 4.13130.2013) и расстояние от внутреннего края проездов до стен здания высотой более 28 метров составляет менее 8-10 метров (п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст. 6; ч.4 ст. 98 ФЗ от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 8.8 СП 4.13130.2013); ширина проезда для пожарной техники со стороны здания по адресу: г. Саратов, ул. Слонова, д.5/7 составляет менее 4.2 м.; фактически в связи выступающего элемента здания составляет 3,85 м. (п.1 ч.2ст.1;ч. 1 ст.6; ч. 4 ст. 98 ФЗ от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 8.6 СП 4.13130.2013).
В силу пункта 8.1.1 СП 4.13130.2013 подъезд пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям должен быть обеспечен по всей длине: а) с двух продольных сторон - к многоэтажным зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 м и более, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, ФЗ, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 м и более.
Пунктом 8.1.6 СП 4.13130 установлено, что расстояние от внутреннего края подъезда до наружных стен или других ограждающих конструкций жилых и общественных зданий, сооружений должно составлять: для зданий, сооружений высотой до 28 м включительно - 5 - 8 м; для зданий, сооружений высотой более 28 м - 8 - 10 м.
Согласно пункту 8.1.4 СП 4.13130 ширина проездов для пожарных автомобилей в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее: 3,5 м - при высоте зданий или сооружений до 13 м включительно; 4,2 м - при высоте зданий или сооружений от 13 м до 46 м включительно; 6 м - при высоте зданий или сооружений более 46 м.
В ходе проверки установлено, что на территории земельного участка во дворе здания на расстоянии менее 15 метров расположено временное строение - контейнер с оборудованием дизельный генератор (фактическое расстояние 2,1-м.) (п. 172 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации").
В силу пункта 172 Правил противопожарного режима двигатели на жидком топливе стригального агрегата, генераторов и другой моторной техники устанавливаются на очищенной от травы и мусора площадке на расстоянии не менее 15 метров от зданий. Хранение запасов горюче-смазочных материалов осуществляется в закрытой металлической таре на расстоянии не менее 20 метров от зданий, сооружений и строений.
Кроме того, проверяющим установлено, что на объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объектов (п. 54 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации").
Согласно абзацу 3 пункта 54 Правил противопожарного режима на объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
Установлено, что в коридоре, кабинетах и т.д., горизонтальное и вертикальное расстояние от извещателей автоматической пожарной сигнализации до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников, менее 0,5 м. (п.1 ч.2 ст. 1; ч.1 ст. 6 Федерального закона от 22.08.2008 года N 123-ФЗ, п. 13.3.6 СП 5.13130.2009; п.54 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской федерации"); в коридоре, кабинетах 10-ого этажа и т.д., расстояние от проводов и кабелей систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В, до силовых и осветительных кабелей менее 0,5 м., при условии, что прокладка выполнена открытым способом (п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст. 6 Федерального закона от 22.08.2008 года N 123-ФЗ; п. 13.15.15. СП 5.13130.2009 п.54 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации").
В здании более 28 метров, с размещением гостиницы на 10-ом этаже, класс функциональной пожарной опасности Ф 1.2, ресторана на 12-м этаже, класс функциональной пожарной опасности Ф 3.2, административно офисных помещений, класс функциональной пожарной опасности Ф 4.3., то есть многофункциональным -установлена система оповещения и управления эвакуацией при пожаре 3-его типа (должна быть 4-ого), (п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст. 6; ст. 84 Федерального закона от 22.08.2008 года N 123-ФЗ, таблица 2 СП 3.13130.2009; п.54 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 4 таблицы 2 Правил СП 3.13130.2009, гостиницы, с числом проживающих более 50 человек и высотой здания более 9 этажей, должны оснащаться СОУЭ 4 типа.
Кроме того, проверяющим установлено, что над эвакуационными выходами с 10-ого этажа здания, ведущими в безопасную зону, отсутствуют световые табло "Выход" (п.1ч.2 ст.1; ч.1 ст.6, ст.84 Федерального закона от 22.08.2008 года N 123-ФЗ; п. 5.3. СП 3.13130.2009, п. 54, 36 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 5.3 СП 3.13130.2009 световые оповещатели "Выход" следует устанавливать: в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах (независимо от количества находящихся в них людей), а также в помещениях с одновременным пребыванием 50 и более человек - над эвакуационными выходами; над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону; в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка световых оповещателей "Выход".
Кроме того, проверяющим установлено, что соединительные линии, выполненные контрольными кабелями, удовлетворяющие требованиям п.13.15.7 СП 5.13130.2009, не имеют резервный запас жил кабелей и клемм соединительных коробок не менее чем по 10 %. (п.1 ч.2 чт.1; ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.08.2008 года N 123-ФЗ, п.13.3.9 СП 5.13130.2009; п.54 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации").
Крепление гофрированной трубы, в которой проложены провода шлейфов АПС и СОУЭ, выполнено с помощью пластиковых клипс (п.1ч.2ст.1; ч.1 ст.6 Федерального закона от22.08.2008 годаN 123-ФЗ, п.13.15.3 СП 5.13130.2009; п. 3.4 СП 3.13130.2009; п. 54 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима").
Пунктом 3.4 СП 3.13130.2009 предусмотрено, что кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону. Радиоканальные соединительные линии, а также соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены, кроме того, системой автоматического контроля их работоспособности.
Установлено, что в гостинице, предназначенной, в том числе, для проживания иностранных граждан речевые сообщения в системе оповещения и пожаре людей, а также памятки о мерах пожарной безопасности не выполнены английским языком (п. 84 Постановления правительства РФ от 16.09.2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима).
В силу пункта 84 Правил противопожарного режима в гостиницах, мотелях, общежитиях и других зданиях, приспособленных для временного пребывания людей, лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, обеспечивают ознакомление (под подпись) прибывающих физических лиц с мерами пожарной безопасности. В номерах и на этажах этих объектов защиты вывешиваются планы эвакуации на случай пожара.
На объектах защиты с пребыванием иностранных граждан речевые сообщения в системах оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей, а также памятки о мерах пожарной безопасности выполняются на русском и английском языках.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что факты допущенных нарушений требований пожарной безопасности отражены в Акте проверки и по существу нарушений Общество доводов не приводит.
В отношении конкретных нарушений доводов в апелляционной жалобе так же не приведено. Общество указывает, что вменяемы нарушения являются зоной ответственности обслуживающей организации - ООО "Ковчег".
Однако апелляционная инстанция не может согласиться с данным доводом Общества в силу следующего.
Как следует из вышеуказанных норм права, для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты именно заявитель как собственник объекта проверки и лицо, осуществляющее деятельность по данному адресу (деятельность гостиницы) обязан в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом N 123-ФЗ, и нормативными документами по пожарной безопасности.
Оспариваемое предписание выдано в пределах предоставленных заинтересованному лицу по делу полномочий и при наличии к тому достаточных оснований.
Поскольку предписание направлено на защиту охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, останавливающихся в гостинице, оно выдано надлежащему лицу - Обществу, являющемуся собственником помещений гостиницы и оказывающих данные услуги.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что ООО "Бизнес-Отель", оказывающий соответствующие услуги по размещению останавливающихся в гостинице лиц и обеспечению безопасных условий проживания в гостинице, должно нести ответственность за соблюдение противопожарных требований в полном объеме.
Доводы Общества о том, что выданное предписание невозможно выполнить полностью или в части, поскольку зависит от иных лиц, в том числе собственников иных помещений, могут быть учтены уполномоченным органом при рассмотрении вопроса о причинах неисполнения (привлечении к ответственности).
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
При подаче апелляционной жалобы, ООО "Бизнес-Отель" в федеральный бюджет была уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб., что подтверждается платёжным поручением от 05.03.2024 N 19.
Согласно статье 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
С учётом статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 1500 рублей.
Следовательно, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату ООО "Бизнес-Отель".
При выполнении постановления в форме электронного документа данное постановление в соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 февраля 2024 года по делу N А57-18736/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес-Отель" (ОГРН: 1086454001370, ИНН: 6454089498) из федерального бюджета излишне уплаченную платёжным поручением от 05.03.2024 N 19 государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) руб. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-18736/2023
Истец: ООО Бизнес-Отель
Ответчик: ГУ Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по городу Саратову МЧС России по Саратовской области
Третье лицо: ГУ МЧС по Саратовской области, ГУ МЧС по СО, ООО Ковчег, Прокуратура Саратовской области, Филиал ППК Роскадастр по Саратовской области, Филиал ППК Роскадастр по СО