г. Ессентуки |
|
23 ноября 2020 г. |
Дело N А63-407/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2020.
Полный текст постановления изготовлен 23.11.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Сомов Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О.,
в отсутствие в судебном заседании заявителя - крестьянского (фермерского) хозяйства Маг-Агро (ИНН 2601004204, ОГРН 1022600509975), заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства Ставропольского края (ИНН 2634053310, ОГРН 1022601955970), третьего лица - Управления Федерального Казначейства по Ставропольскому краю, город Ставрополь, (ИНН 2634025383, ОГРН 1022601972678), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства Маг-Агро на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.09.2020 по делу N А63-407/2020,
УСТАНОВИЛ:
крестьянское (фермерское) хозяйство Маг-Агро обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к министерству сельского хозяйства Ставропольского края, о признании незаконным решения об отказе в направлении листа согласования на перечисление денежных средств гранта и обязании устранить допущенное нарушение (уточненное требование).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 03.09.2020 в удовлетворении требований отказано, поскольку заявителем нарушены сроки представления копий договоров для подготовки листа согласования на перечисление гранта с лицевого счета. Кроме того, при проверке предоставленных хозяйством документов были обнаружены не соответствия в них сведений, содержащихся в бизнес-плане и плане расходов.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и удовлетворить требования, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, между министерством и К(Ф)Х Маг-Агро 16 ноября 2017 года было заключено Соглашение о предоставлении гранта на развитие семейной животноводческой фермы N 00000000082179280002/123/17 (далее - Соглашение о предоставлении гранта).
Денежные средства гранта в размере 29 886 000 руб. были зачислены 28.112017 г. на лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса, открытого в Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю.
28 апреля 2018 года министерство направило лист согласования на перечисление средств гранта с лицевого счета в размере 78 000 руб. на разработку проектной документации.
Для перечисления оставшейся части гранта заявителем в министерство 28.11.2019 г. было сдано заявление о направлении листа согласования.
28 декабря 2019 года письмом N 03-163-20/10895 ответчик отказал истцу в направлении листа согласования со ссылкой на то, что предоставленные копии договоров не соответствуют статьям расходов, предусмотренным бизнес-планом и планом расходов, а также в связи с нарушением сроков предоставления документов.
Отказ ответчика направить лист согласования в Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю послужило основанием для обращения с иском в суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд руководствуется следующим.
Предметом заключенного сторонами Соглашения о предоставлении гранта являются взаимоотношения сторон по расходованию гранта на развитие семейной животноводческой фермы и реализации бизнес-плана по развитию семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства представленного К(Ф)Х Маг-Агро для участия в конкурсном отборе получателей грантов на развитие семейных животноводческих ферм.
В соответствии с абзацем седьмым пункта 5 Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 05 июня 2012 г. N 185-п (далее Порядок предоставления гранта), а также подпункта 3.2.11. пункта 3 Соглашения о предоставлении гранта, грант должен был быть израсходован хозяйством на цели, предусмотренные пунктом 5 Порядка предоставления гранта, в течение 24 месяцев, с даты поступления гранта на лицевой счет.
Грант поступил на лицевой счет 28.11.2017, таким образом, он должен был быть израсходован до 28.11.2019.
Вместе с тем, копии договоров для подготовки листа согласования на перечисление гранта с лицевого счета неучастника бюджетного процесса истцом были предоставлены в канцелярию министерства 28.11.2019.
Подготовка листа согласования на перечисление гранта с лицевого счета неучастника бюджетного процесса осуществляется министерством в соответствии с Порядком предоставления гранта и Соглашения о предоставлении гранта.
Согласно пункта 3.1.3 Соглашения о предоставлении гранта, ответчик в течение 10 рабочих дней со дня представления сведений, получателем документов, предусмотренных первым абзацем 24 пункта Порядка, осуществляет их проверку на предмет соответствия сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в бизнес-плане и плане расходов на развитие семейной животноводческой фермы (далее - план расходов), и по результатам их проверки в течение 5 рабочих дней направляет в Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю лист согласования на перечисление гранта с лицевого счета неучастника бюджетного процесса.
Операции по списанию средств, отраженных на лицевом счете неучастника бюджетного процесса, осуществляются после проведения Управлением Федерального казначейства по Ставропольскому краю санкционирования операций в порядке, установленном министерством финансов Российской Федерации при казначейском сопровождении договоров (соглашений) о предоставлении субсидий из федерального бюджета юридическим лицам.
По результатам проверки предоставленных К(Ф)Х Маг-Агро копий документов на предмет соответствия сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в бизнес-плане и плане расходов и требованиям, о казначейском сопровождении договоров ответчиком было установлено, что предоставленные заявителем договора не соответствовали статьям расходов, предусмотренных бизнес- планом и планом расходов.
- Договор поставки N 00000000082179280002/123/17/244 от 30 сентября 2019 года, заключенный между К(Ф)Х Маг-Агро и ООО "АгроЦентр "Триумф" (предоставлена только копия самого договора).
Согласно подпункту 3.2.2. пункта 3 данного договора оплата второго платежа (60 % в сумме 8 166 900 руб.) производится за счет средств гранта в течении 5-ти банковских дней с момента поставки продукции в адрес покупателя, что подтверждается согласно пункту 2.2. договора товарной накладной (Торг-12). Копия товарной накладной (Торг-12) в министерство не предоставлена. Следовательно, не было подтверждено условие договора о поставке товара.
Кроме того, планом расходов и бизнес-планом приобретение продукции, указанной в данном договоре не предусмотрено.
Копии смет на модернизацию коровника, строительство доильного зала, модернизацию склада по приему и хранению молока для переработки и другие строящиеся объекты предоставлены не были, в связи с чем определить по каким статьям расходов плана расходов были предусмотрены эти приобретения не представлялось возможным, а, следовательно, и указать в листе согласования целевое направление расходования поскольку могло повлечь за собой нецелевое расходование средств гранта.
Выписка из проектно-сметной документации "Строительство и модернизация семейной животноводческой фермы, расположенной по адресу: Ставропольский край, Александровский район, с Александровское, 2300 метров северо-западнее а/д "Александровское-Новоселецкое-Буденновск", согласно которой можно было установить для каких объектов предполагалось оборудование, предусмотренное названным договором, была предоставлена в министерство только 06.12.2019 (вх.N 11301/21-26), то есть после окончания срока, предусмотренного подпунктом 3.2.11 пункта 3 Соглашения.
- Договор поставки N 00000000082170280002/123/17/246 от 30 сентября 2019 года заключенный К(Ф)Х Маг-Агро с "АгроЦентр "Триумф" (предоставлена только копия договора).
Стоимость ИСРК-12 "Хозяин" по договору и размере 1 900 000 руб. превышает предусмотренную планом расходов и бизнес-планом по статье "Приобретение ЙСРК-12 "Хозяин" (измельчитель смеситель раздатчик кормов)" - 1 800 000 руб., размер средств гранта по данной статье предусмотрен в сумме не более 1 080 000 руб.
Стоимость РВС-1500 "Хозяин" по договору в размере 1 250 000 руб. превышает предусмотренную планом расходов и бизнес-планом по статье "Приобретение РВС-1500 "Хозяин" (резчик выдуватель соломы)" - 1 130 000 руб., размер средств гранта по данной статье - не более 678 000 руб.
Общая сумма средств гранта по обеим статьям, допустимая к оплате, составляет 1 758 000 руб., а по договору сумма средств гранта (пункт 2.2.2. договора) предусмотрена в размере 1 944 000,0 руб., что не соответствует предусмотренному планом расходов и бизнес-планом размеру субсидирования и не могла быть оплачена.
Кроме того, согласно подпункту 2.2.2. пункта 2 договора оплата второго платежа (60 % в сумме 1 944 000,0 руб.) производилась за счет средств гранта в течении 5-ти банковских дней с момента поставки продукции в адрес покупателя и при подтверждении факта поставки первичной бухгалтерской документацией, а именно накладной на передачу продукции и счетом-фактурой на поставленный товар (пункт 3.2. договора). Вместе с тем копии счета, накладной па передачу продукции и счета-фактуры на принятый товар в министерство не предоставлены.
- Договор N 2 от 02 июня 2018 года, заключенный между К(Ф)Х Маг-Агро и ООО "ЮЖ-СТРОЙ" (предоставлена только копии договора и копия сводного сметного расчета стоимости строительства "Реконструкция МТФ па 150 дойных коров в с. Александровское Александровского района Ставропольского края").
Наименование договора не содержало идентификационный помер (00000000082179280002/123/17), который необходим для оплаты этого договора через Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю, в договоре также отсутствовал номер лицевого счета, открытого в Управлении для перечисления средств гранта.
Согласно подпункту 1.1 данный договор предусматривал выполнение работ по реконструкции молочно-товарной фермы на 150 дойных коров с. Александровское Александровского района Ставропольского края. Однако планом расходов, бизнес-планом, выпиской из ПСД (предоставленной 06.12.2019 года) выполнение данных работ не регламентировано, а следовательно, они не могли быть оплачены за счет средств гранта Кроме того, сумма договора значительно превышала сумму средств, предусмотренную на реализацию проекта в полном объеме.
Исходя из условий подпункта 2.2. пункта 2 договора оплата выполненных подрядчиком работ производилась после подписания сторонами актов о приемке выполненных работ (КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), предъявления счета и счета-фактуры. Копии актов о приемке выполненных работ (КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), счета и счета-фактуры не предоставлены. Таким образом, не было подтверждено выполнение условий договора о сдаче-приемке выполненных работ. Предоставление данных документов также предусмотрено пунктом 24 Порядка предоставления гранта и подпунктом 3.1.3. пункта 3 Соглашения о предоставлении гранта.
- Агентский договор N 13 на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота от 10 апреля 2018 года, заключенный между К(Ф)Х Маг-Агро и ООО "ВологдаПлемСервис" (предоставлены только копии договора и спецификации).
Наименование договора не содержало идентификационный номер (00000000082179280002/123/17), который необходим для оплаты договора через Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, в договоре также отсутствовал номер лицевого счета, открытого в Управлении для перечисления средств гранта.
Средняя стоимость единицы товара предусматривалась в размере 148 500 руб., а общая сумма по договору составляла 22 275 000 руб. При этом планом расходов и бизнес-планом по статье расходов "Приобретение поголовья племенных сельскохозяйственных животных (нетели)" стоимость единицы КРС предусмотрена в размере 121 000 руб., а общая сумма - 18 150 000 руб., в том числе средства гранта 10 890 000 руб. Следовательно, средняя стоимость головы КРС, согласованная сторонами договора, не соответствовала цене, предусмотренной в бизнес-плане и плане расходов, и подлежала дополнительному согласованию с конкурсной комиссией.
Согласно пункту 7 Спецификации на партию племенного молодняка крупного рогатого скота (нетели), являющуюся приложением N 1 к договору, стоимость услуг агента составила от 3 процентов, входящих в общую сумму договора, и сумма вознаграждения удерживалась из общей суммы договора. При этом вознаграждение агента не могло быть оплачено за счет средств гранта, так как данное условие не предусмотрено пунктом 5 Порядка предоставления гранта и является нецелевым использованием средств гранта.
Кроме того, договор был предоставлен хозяйством в министерство 28 ноября 2019 года без приложения подтверждающих получение товара документов (счет, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, товарная накладная и т.д.), что противоречит подпунктам 5.3, 6.3 договора.
Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Кроме того, подпунктом 3.2.16. Соглашения о предоставлении гранта предусмотрена обязанность истца предоставления в министерство следующих документов:
1) ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом:
отчет о целевом расходовании гранта по форме, утверждаемой министерством;
отчет о состоянии лицевого счета неучастника бюджетного процесса, выданный Управлением Федерального казначейства по Ставропольскому краю;
копии платежных документов, подтверждающих оплату расходов по плану расходов за счет собственных средств Получателя в размере не менее 40 процентов стоимости приобретаемого имущества, выполняемых работ и оказываемых услуг, заверенные главой Получателя и скрепленные печатью Получателя (при наличии) (представляются по мере реализации плана расходов);
копии документов, подтверждающих целевое расходование гранта по перечню документов, подтверждающих целевое расходование гранта на развитие семейной животноводческой фермы, предоставляемого за счет средств бюджета Ставропольского края согласно приложению 2 к Порядку (далее - перечень документов), заверенные главой Получателя и скрепленные печатью Получателя (при наличии) (представляются по мере целевого расходования гранта);
копия документа, подтверждающая постоянное проживание главы Получателя по месту нахождения и регистрации Получателя (представляется однократно в случае наличия обязательства главы Получателя о переезде на постоянное место жительства по месту нахождения и регистрации Получателя);
2) ежегодно, до 20 января года, следующего за отчетным:
отчет о реализации соглашения; копию сведений о производстве продукции животноводства и поголовье скота по форме федерального статистического наблюдения N 3-фермер, заверенную главой Получателя и скрепленную печатью Получателя (при наличии);
копию сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по форме (код формы по КНД 1110018), утвержденной Федеральной налоговой службой, заверенную главой Получателя и скрепленную печатью Получателя (при наличии).
В нарушение подпункта 3.2.16 Соглашения о предоставлении гранта, истцом необходимые документы в министерство предоставлены не были. Доказательств иного истцом не представлено.
Согласно абзацу третьему подпункта 3.1.3. Соглашения о предоставлении гранта, в случае установления несоответствия сведений, указанных в документах, предусмотренных абзацем первым пункта 24 Порядка, сведениям, содержащимся в бизнес-плане и плане расходов, лист согласования в Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю министерством не направляется. В соответствии с абзацем четвертым подпункта 3.1.3 Соглашения о предоставлении гранта, при нарушении сроков предоставления документов, предусмотренных подпунктом "1" пункта 3.2.16. Соглашения о предоставлении гранта, лист согласования в Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю министерством не направляется.
Довод истца о том, что сроки предоставления документов не нарушены, так как документы были поданы заявителем до истечения 24- месячного срока судом отклоняется, поскольку пунктом 3.2.11 Соглашения о перечислении гранта предусмотрен не срок подачи документов, а срок расходования гранта.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы предпринимателя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Примененный судом порядок распределения судебных расходов соответствует правилам статьи 110 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 110, 112, 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.09.2020 по делу N А63-407/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-407/2020
Истец: Крестьянское (фермерское) Хозяйство, КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО МАГ-АГРО
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Анахин Дмитрий Александрович