г. Самара |
|
23 ноября 2020 г. |
Дело N А55-11761/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Лихоманенко О.А., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко Н.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 августа 2020 года по делу N А55-11761/2020 (судья Коршикова О.В.),
по заявлению акционерного общества "Транснефть-Дружба" (ОГРН 1023202736754 ИНН 3235002178), город Сызрань Самарской области,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (ОГРН 1106315004003 ИНН 6315856460), город Самара,
о признании незаконными бездействий,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Транснефть-Дружба" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества, управление), о признании незаконными бездействие управления, выразившееся в нарушении сроков рассмотрения заявления общества и отсутствии подготовленного, подписанного и направленного в адрес заявителя проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 63:08:0111002:53, площадью 1 214 кв.м. с местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, и возложить на управление обязанность в течение 30 дней с момента вступления в силу судебного акта направить заявителю проект договора аренды данного земельного участка.
Решением суда от 17.08.2020 г. заявление общества удовлетворено частично.
Суд признал незаконными бездействие управления, выразившееся в не рассмотрении заявления общества о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:08:0111002:53, площадью 1 214 кв.м., и обязал управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем рассмотрения в установленном законом порядке в течение 30 дней с момента вступления в силу судебного акта, а в остальной части в удовлетворении заявления обществу отказал.
Управление, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять новый судебный акт, которым полностью отказать обществу в удовлетворить заявленные требования.
Общество, апелляционную жалобу отклонило, по основаниям, изложенным в возражениях, приобщенных к материалам дела, и просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, а решение суда оставить без изменения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО "Транснефть - Дружба" на праве собственности принадлежит здания конторы (кадастровый номер 63:08:0111002:607), что подтверждается выпиской из ЕГРП от 07.09.2016 г.
Указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 63:08:0111002:53, площадью 1 214 кв.м. с местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Самарская область, г. Сызрань, ул. Нефтепроводная, 10, с разрешенным использованием: Здание конторы УПО и узел связи, с категорией земель: Земли населённых пунктов (далее - участок).
Согласно выписки из ЕГРН участок является собственностью РФ.
18.03.2017 г. заявитель, руководствуясь п. 9 ст. 39.6 ЗК РФ обратился к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области) с заявлением N ТДР-100-01-08-15/10671 о предоставлении участка в аренду, дополнительно уведомив о готовности выступить заказчиком оценки земельного участка.
02.05.2017 г. ТУ Росимущества в Самарской области письмом N 4621 сообщило, что заключение договора аренды возможно только после получения им отчета об оценке рыночной стоимости участка. При этом указав, что земельный участок включен в перечень земельных участков, подлежащих рыночной оценке в 2017 г. за счет средств федерального бюджета, и что договор аренды будет направлен в адрес общества после получения такого отчета.
18.09.2017 г. общество направило в ТУ Росимущества в Самарской области обращение N ТДР-100-01-08-15/39163 о том, что по состоянию на 15.09.2017 г. проект договора в адрес общества не поступил и отсутствие оформленных договоров аренды препятствует производственной деятельности Общества.
ТУ Росимущества в Самарской области письмом N 10788 сообщило, что на участок зарегистрировано обременение в виде аренды и для заключения аренды необходимо снятие обременения, которое в свою очередь будет возможно снять после погашение задолженности по оплате арендной платы предыдущим арендатором, а так же, что денежные средства, выделенные ТУ Росимущества в Самарской области в 2017 г. для проведения оценки рыночной стоимости земельных участков законтрактованы в полном объеме и в случае выделения средств ТУ Росимущества в Самарской области в 2018 г. участок будет учтен при формировании перечня земельных участков подлежащих оценке в 2018 г.
Общество повторно обратилось в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением N ТДР-100-01-08-15/36834 о предоставлении участка в аренду, указав, что установление арендной платы за участок исходя из данных отчета об оценке не обосновано, что размер арендной платы должен производиться на основании п. 5 постановления Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ (далее - постановление).
27.06.2019 г. общество в очередной раз обратилось в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением N ТДР-100-01-08-15/25371 о предоставлении участка в аренду (приложение N 11), а так же 28.06.2019 г. направило обращение N ТДР-100-01-08-15/25665 о том, что с прежнего арендатора по решению суда была взыскана и уплачена задолженность по арендной плате и просило ТУ Росимущества в Самарской области погасить обременение на участок.
26.07.2019 г. ТУ Росимущества в Самарской области письмом N 8988 сообщило, что им будет направлено в адрес Управления Росреестра по Самарской области заявление о погашении в ЕГРН обременения в виде аренды на участок и после его погашения ТУ Росимущества в Самарской области рассмотрит вопрос о его предоставление в аренду обществу.
21.02.2020 г. общество в очередной раз обратилось в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением N ТДР-100-01-08-15/7553 о предоставлении участка в аренду с приложением необходимых документов.
Заявление общества от 21.02.2020 г. N ТДР-100-01-08-15/7553 ТУ Росимущества в Самарской области возвращено не было, и в нарушение требований п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ указанное заявление не было рассмотрено ТУ Росимущества в Самарской области в установленные сроки, проект договора аренды, либо решение об отказе в предоставлении участка в аренду обществу не направлялись.
Письмом от 10.04.2020 г. N 63/3391 ТУ Росимущества в Самарской области сообщило, что согласно выписке из ЕГРН от 08.04.2020 г. N 63/01/01/2020-60869, сведения о расположенных в границах участка объектах недвижимого имущества, находящихся в собственности общества, отсутствуют и обществу необходимо обратиться в адрес ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением о выдаче доверенности на предоставление его интересов в Росреестре для внесения изменений в ЕГРН в отношении участка путем внесения сведений о местонахождении объектов недвижимого имущества на нем, приложив к заявлению межевой план.
До обращения в суд ТУ Росимущества в Самарской области не рассмотрено заявление общества о предоставлении участка в аренду, и проект договора аренды в адрес заявителя не направлен.
Считая бездействие со стороны управления незаконным, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных обществом требований, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
Пунктом 1 ст. 39.20 ЗК РФ установлено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду граждан, юридических лиц, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений.
Исключительность данного права заключается в том, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим объектом (п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
В соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные п.п. 1 и 4 - 6 п. 2 ст. 39.15 настоящего Кодекса.
В течение 10 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям п. 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с п. 2 настоящей статьи.
При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка (п. 2 и 3 ст. 39.17 ЗК РФ).
Территориальным управлением каких-либо претензий и замечаний к представленному заявителем заявлению и приложенным к нему документам не высказано.
Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
- осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
- принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
- принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Между тем, в отзыва ТУ Росимущества следует, что издание Территориальным управлением распоряжения о предоставлении в аренду земельного участка и заключение договора аренды станет возможным, после доказательств наличия исключительных прав на участок.
Тем самым в установленный законом срок не совершено ни одно из действий предусмотренных п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, а именно не совершена подготовка проекта договора аренды земельного участка, соответственно проект договора не направлен для подписания заявителю; и не принято решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК.
Предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в аренду, является государственной услугой.
Согласно п. 3.14, 3.14.2 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов, утв. приказом Минэкономразвития России от 04.04.2017 г. N 166, максимальный срок для отправки в адрес заявителя письма с приложением проекта договора аренды и акта приема-передачи в необходимом количестве экземпляров (не менее трех) составляет 30 дней со дня поступления заявления.
Согласно п. 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. N 432 (далее - Положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В соответствии с п. 5.35 (1) ст. 5 указанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет принятие решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Согласно п. 4 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В силу разъяснений, приведенных в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным; в случае не направления исполнительным органом проекта договора собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Заявителем были предоставлены сведения, предусмотренные ст. 39.17 ЗК РФ и полный пакет документов, указанный в Перечне документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без поведения торгов, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 12.01.2015 г. N 1.
Учитывая, что заявление общества, направленное письмом от 21.02.2020 г. N ТДР-100-01-08-15/7553, не рассмотрено по существу в установленный срок, общество лишено возможности надлежащим образом оформить права на участок, что нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
ТУ Росимущества в Самарской области не выполнена установленная законом обязанность в установленном законом порядке и сроки, а, следовательно, допущено незаконное бездействие, которое препятствует реализации обществом прав на оформление права на земельный участок.
Таким образом, в данном случае судом сделан правильный вывод, что имеет место бездействие управления, выразившееся в нерассмотрении заявления общества по существу.
При таких обстоятельствах, суд согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ пришел к правильному выводу, что оспариваемое бездействие управления не соответствует закону, и нарушает права и законные интересы заявителя.
В качестве восстановления своих нарушенных прав, заявитель просит обязать управление в течение 30 дней с момента вступления в силу судебного акта направить обществу проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 63:08:0111002:53, площадью 1 214 кв.м. с местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Самарская область, г. Сызрань, ул. Нефтепроводная, 10, с разрешенным использованием: Здание конторы УПО и узел связи, с категорией земель: Земли населённых пунктов.
Однако в данной части суд правильно посчитал требования общества не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В качестве основания для приобретения земельного участка без проведения конкурентных процедур заявитель ссылается на то, что на земельном участке находится принадлежащий ему объект недвижимого имущества.
Согласно п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 и ст. 39.20 ЗК РФ лицо, претендующее на предоставление земельного участка, должно доказать, что на испрашиваемом земельном участке расположены принадлежащие ему объекты недвижимого имущества для эксплуатации которых требуется земельный участок заявленной площади, бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его выкупить (определение ВС РФ от 16.01.2018 г. N 310-ЭС17-20379).
В силу позиции Президиума ВАС РФ, приведенной в постановлении от 01.03.2011 г. N 13535/10, судам при рассмотрении вопроса о приобретении собственником объекта недвижимости, земельного участка, на котором расположен этот объект (здание, строение, сооружение), необходимо исследовать вопрос о соразмерности объекта недвижимости площади испрашиваемого земельного участка, а также собственнику объекта необходимо представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объектов недвижимого имущества, в том числе, в заявленных целях.
В соответствии с подходом, сформулированным в определении ВС РФ от 24.12.2015 г. N 309-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
Признание незаконным бездействия Управления ТУ Росимущества по не рассмотрению в установленном порядке заявления общества о предоставлении земельного участка в аренду, не предполагает рассмотрение по существу обоснованности заявления с совершением действий, указанных в п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, то есть о предоставлении либо отказе в предоставлении земельного участка.
Вместе с тем, при признании незаконным бездействия, суд, следуя требованиям процессуального законодательства, обязан принять меры к восстановлению нарушенного права.
Однако, суд не вправе принимать на себя функции органа, уполномоченного на решение вопросов о наличии или отсутствия у заявителя права на получение земельного участка без торгов, поскольку данный вопрос не является предметом материальных отношений между заявителем и уполномоченным органом.
При этом суд правильно посчитал, что законные права и интересы заявителя, нарушенные бездействием по не рассмотрению по существу заявления о предоставлении земельного участка, будут восстановлены при рассмотрении управлением заявления с осуществлением действий в соответствии с нормами земельного законодательства.
Таким образом, суд правильно посчитал возможным в соответствии с ч. 4 ст. 201 АПК РФ возложить на управление обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем рассмотрения в установленном законом порядке в течение 30 дней с момента вступления в силу судебного акта.
С учетом вышеизложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу о полном отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 августа 2020 года по делу N А55-11761/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11761/2020
Истец: АО "Транснефть-Дружба", АО Пензенское районное управление "Транснефть-Дружба"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области