г.Москва |
|
20 ноября 2020 г. |
Дело N А40-282755/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алексеевой Е.Б.,
судей Валюшкиной В.В., Савенкова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воронкиным Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г.Москвы и Правительства г.Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.07.2020 и дополнительное решение от 09.07.2020 по делу N А40-282755/19
по иску Департамента городского имущества г.Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674), Правительства г.Москвы (ОГРН 1027739813507, ИНН 7710489036)
к ОАО "Московский завод художественных часов" (ИНН 7719085800, ОГРН 1027739875900)
третьи лица: Управление Росреестра по Москве, Префектура ВАО г.Москвы, Комитет государственного строительного надзора, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г.Москвы, ГБУ "Автомобильные дороги ВАО"
о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права,
при участии в судебном заседании представителей:
от истцов: Жиров А.Н. по доверенностям от 23.12.2019 и от 10.01.2020, диплом N 107704 0137624 от 09.07.2019;
от ответчика: Богданов Э.В. по доверенности от 08.10.2020, диплом N ВСВ 1893745 от 27.10.2005;
от третьих лиц: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились в Арбитражный суд города Москвы, с учетом уточнения заявленных требований, с иском к Открытому акционерному обществу "Московский завод художественных часов" с требованиями:
о признании здания площадью 695,3 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0004004:5999 по адресу: г.Москва, 1-й Кирпичный пер., д.4, стр.4, стр.5 самовольной постройкой.
об обязать ОАО "Московский завод художественных часов" в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда снести здание по адресу: г.Москва, 1-й Кирпичный пер., д.4, стр.4, стр.5 площадью 695,3 кв. м, предоставив в случае неисполнения решения суда в указанный срок, согласно ч.3 ст.174 АПК РФ, право Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г.Москвы осуществить мероприятия по демонтажу самовольной постройки, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с дальнейшим возложением на ОАО "Московский завод художественных часов" расходов.
о признании зарегистрированного права собственности ОАО "Московский завод художественных часов" на здание с кадастровым номером 77:03:0004004:1123 площадью 513,1 кв. м с адресным ориентиром: г.Москва, 1-й Кирпичный пер., д.4, стр.4 (запись регистрации от 27.02.2004 N 77-01/30-298/2004-148) отсутствующим.
об обязании ОАО "Московский завод художественных часов" в месячный срок освободить земельный участок от здания площадью 695,3 кв. м. по адресу: г.Москва, 1-й Кирпичный пер., д.4, стр.4, стр.5, предоставив в случае неисполнения решения суда в указанный срок, согласно ч.3 ст.174 АПК РФ, право Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г.Москвы осуществить мероприятия по демонтажу самовольной постройки, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с дальнейшим возложением на ОАО "Московский завод художественных часов" расходов.
Решением суда от 08.07.2020 в удовлетворении иска отказано.
Дополнительным решением от 09.07.2020 распределены судебные расходы.
Не согласившись с принятым по делу решением и дополнительным решением, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились с апелляционной жалобой, в которой просят его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Дело рассмотрено судом в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, выслушав представителей истцов и ответчика, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2020 и дополнительного решения Арбитражного суда города Москвы от 09.07.2020 отсутствуют.
Как следует из материалов дела, в ходе обследования Госинспекцией по недвижимости земельного участка с кадастровым номером N 77:03:0004004:6, площадью - 2 218 кв.м по адресу: 1-й Кирпичный пер., вл.4 установлено, что на земельном участке расположено здание площадью 695,3 кв.м., возведенное в отсутствии разрешительной документации.
Объект ГБУ города Москвы "МосгорБТИ" не учтен.
По данным информационной системы реестра единых объектов недвижимости (ИС РЕОН) земельный участок (кадастровый номер - 77:03:0004004:6) площадью - 2 218 кв.м, оформлен ОАО "Московский завод художественных часов" договором аренды от 24.03.2005 N М-03-506587 сроком до 28.01.2010 (договор действует) под эксплуатацию административно-производственных строений.
Согласно п.1.2 договора аренды от 24.03.2005 N М-03-506587 на участке расположены: 1, 2, 3-х этажные административно-производственные кирпичные сооружения.
Пунктом 4.3 договора аренды от 24.03.2005 N М-03-506587 установлено, что земельный участок предоставляется без права строительства.
Согласно данным ГБУ г.Москвы "МосгорБТИ" на участке расположены:
1. Одноэтажное кирпичное здание площадью 166,9 кв.м 1960 года постройки по адресу: г.Москва, 1-й Кирпичный пер. д.4, стр.4. Здание учтено в черных линиях БТИ;
2. Одноэтажное кирпичное здание площадью 173,2 кв.м 1917 года постройки по адресу: г.Москва, 1-й Кирпичный пер. д.4 стр.5. Здание учтено в черных линиях БТИ.
По данным Технического паспорта БТИ "План земельного участка" от 01.12.2004 на домовладение N 4 по 1-ому Кирпичному пер. между зданиями по адресу: г.Москва, 1-й Кирпичный пер. д.4 стр.4 и 1-й Кирпичный пер. д.4 стр.5 была организована грунтовая площадка.
В ходе обследования истцом в лице уполномоченного органа Госинспекции по недвижимости установлено, что в период с 2007 по 2014 годы в результате произведенной реконструкции зданий в границах оформленного землеотвода по адресу: г.Москва, 1-й Кирпичный пер. д.4 стр.4 и 1-й Кирпичный пер. д.4 стр.5 возник новый объект капитального строительства (ОКС - 77:03:0004004:5999) по адресу: г.Москва, 1-й Кирпичный пер. д.4 стр.4, стр.5.
Согласно данным, полученным из открытых источников (сеть - Интернет), в период с 2003 по 2007 в результате произведенной реконструкции площадь здания по адресу: г.Москва, 1-й Кирпичный пер. д.4 стр.4 увеличилась на 346,2 кв.м.
По данным публичной кадастровой карты портала Росреестр 24.05.2012 объект капитального строительства (ОКС - 77:03:0004004:1123) по адресу: г.Москва, 1-й Кирпичный пер. д.4 стр.4 площадью 513,1 кв.м. поставлен на кадастровый учет.
В период до 2014 года в результате произведенной реконструкции зданий по адресу: г.Москва, 1-й Кирпичный пер. д.4 стр.4 и 1-й Кирпичный пер. д.4 стр.5 возник новый объект капитального строительства (ОКС - 77:03:0004004:5999) по адресу: г.Москва, 1-й Кирпичный пер. д.4 стр.4, стр.5 площадью 695,3 кв.м., поставленный на кадастровый учет 08.12.2014.
По данным ИАС УГД, утвержденная Москомархитектурой Проектная документация и акт ввода в эксплуатацию на возведение одноэтажного здания площадью 695,3 кв.м не оформлялись. Разрешения Мосгосстройнадзора на строительство (реконструкцию) объектов, по адресу: 1-й Кирпичный пер., вл. 4 не оформлялись, проектная документация не предоставлялась, акт ввода объекта в эксплуатацию не выдавались. Земельный участок по адресу: 1-й Кирпичный пер., вл.4, для целей строительства (реконструкции) зданий не предоставлялся.
Указанный объект включен в приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы от 29.05.2019 N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельный участков" под номером 2207.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истцов в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истцами пропущен срок исковой давности.
Доводы апелляционной жалобы ответчика отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные.
В соответствии со ст.130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В рамках настоящего дела судом первой инстанции была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению экспертизы, спорное здание является объектом капитального строительства, увеличение его площади произошло в результате работ по новому строительству, капитальному ремонту и переоборудованию. Приведение здания в первоначальное состояние невозможно, при этом здание соответствует градостроительным и строительным, противопожарным, санитарным нормам и правилам, не нарушает интересы иных лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Доводы жалобы истцов о соблюдении срока исковой давности отклоняются судом.
Согласно п.29 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением самовольной постройки, могут обратится в суд с иском об устранении нарушения права.
В соответствии с разъяснениями п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные ст.208 Гражданского кодекса РФ. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим.
Положения, предусмотренные абз.5 ст.208 Гражданского кодекса РФ, не применяются к искам, не являющимся негаторными (например, к искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения).
Таким образом, в рассматриваемом случае к требованиями истцов исковая давность применяется.
В соответствии со ст.199 Гражданского кодекса РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Согласно ст.195 Гражданского кодекса РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии со ст.196 Гражданского кодекса РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Статья 200 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В соответствии с п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 в силу п.1 ст.200 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с п.2 ст.199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.26 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам. Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в настоящем случае истец знал либо должен был знать как о факте существования объекта самовольного строительства площадью 695, 3 кв.м. ранее начала течения срока исковой давности по настоящему иску - 23.10.1916, учитывая, что иск подан 23.10.2019.
По мнению истцов, срок исковой давности с момента проверки и составления ОАТИ предписания от 21.01.2016 N 16-44-П19-00030/01 не пропущен, по причине того, что взаимодействие между ОАТИ и ДГИ г.Москвы законом не установлены.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отклоняет указанные доводы.
В соответствии с Положением об Объединении административно-технических инспекций города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 08.09.2009 N 960-ПП.
Основными задачами объединения (ОАТИ) являются:
- п.2.1.4. Осуществление контроля за соблюдением правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве. Контроль за соблюдением соответствия проводимых работ по капитальному ремонту зданий (сооружений) без затрагивания конструктивных и других характеристик их надежности и безопасности зданий, строений, сооружений в городе Москве.
- п.2.2. Объединение в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
- п.2.2.1. Осуществление регионального государственного контроля за соблюдением юридическими и должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, установленных Правительством Москвы требований к порядку проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве, в том числе: к обустройству мест проведения (производства) работ и прилегающей территории, срокам начала и завершения работ в соответствии с утвержденным графиком, защите и сохранности подземных сооружений и коммуникаций; соответствия проводимых работ проекту проведения (производства) работ.
- п.2.2.1.4. Требований законов города Москвы, других правовых актов города Москвы в части содержания в надлежащем состоянии инженерных сооружений и коммуникаций, фасадов нежилых зданий и сооружений.
В соответствии с п.3.2 положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819 "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы."
Префектуры административных округов города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамент культурного наследия города Москвы, Комитет государственного строительного надзора города Москвы, иные органы исполнительной власти города Москвы при выявлении в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в п.2.1 настоящего Положения, в 2-дневный срок направляют соответствующую информацию в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Таким образом в соответствии с п.1.1 вышеназванного положения, Объединение административно-технических инспекций города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, в связи с чем истец знал или должен был знать о нарушении своего права 21.01.2016.
Доводы жалобы о том, что истцам не могло быть известно о самовольной реконструкции здания площадью 513,1 м2 с момента составления Госинспекцией акта проверки от 18.09.2012 г., а также, что окружная комиссия не является подразделением Правительства города Москвы и взаимодействий между ними не было и быть не могло, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с п.1.1 положения об окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, Утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП. Окружная комиссия является коллегиальным органом, созданным префектом административного округа города Москвы.
Основными задачами, полномочиями и обязанностями Окружной комиссии являются:
- п.2.1. рассмотрение фактов самовольного строительства (реконструкции) в соответствии с настоящим Положением.
- п.2.5. Окружная комиссия обязана обеспечивать взаимодействие с органами исполнительной власти города Москвы, учреждениями, и предприятиями города Москвы, и другими городскими организациями при решении вопросов профилактики, выявления и пресечения самовольного строительства на территории соответствующего административного округа города Москвы.
Департамент городского имущества города Москвы и Правительство Москвы утверждают, что проверка, проведенная 06.09.2016 Госинспекцией по недвижимости г.Москвы, не свидетельствует о пропуске исковой давности, так как госинспекция проверяла объект по другим целям и на спорный объект не обращала внимание.
Данный довод также подлежит отклонению.
При проведении проверки, невозможно не обратить внимание на то, что здания, находящиеся на одном земельном участке с проверяемым зданием, расположенные на расстоянии не более 3-4 метров друг от друга видоизменились, а именно видоизменились строения N 4 и 5. И это также подтверждает фото таблица акта проверки. При этом в поручении на проверку от 06.09.2016 должностным лицам, проводящим проверку поручено изучить правоустанавливающие документы на земельный участок и объект недвижимости, и в случае обнаружения неправомерного использования объекта недвижимости возбудить в отношении субъекта проверки административное производство.
Принимая во внимание вышеизложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные ст.270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда от 08.07.2020.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2020 и дополнительное решение от 09.07.2020 по делу N А40-282755/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Алексеева |
Судьи |
В.В. Валюшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-282755/2019
Истец: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ОАО "МОСКОВСКИЙ ЗАВОД ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЧАСОВ"
Третье лицо: ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" ВАО г. Москвы, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1595/2021
20.11.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41793/20
09.07.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-282755/19
08.07.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-282755/19
19.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-282755/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-282755/19