г. Санкт-Петербург |
|
23 ноября 2020 г. |
Дело N А56-43197/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Лебедева Г.В., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-27757/2020, 13АП-25487/2020) ООО "Альфа-М", Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2020 г. по делу N А56-43197/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
об оспаривании предписания от 13.03.2020 N Ю78-02-05-27/082-2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа-М" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 13.03.2020 N Ю78-02-05-27/082-2020.
Решением суда от 05.08.2020 г. оспариваемое предписание признано недействительным в части нарушения Обществом требований пункта 4.2 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", в остальной части требований судом отказано; с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу в пользу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М" взысканы расходы по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Альфа-М", Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу поданы апелляционные жалобы, в которых они просят отменить обжалуемое решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей жалобы Общество полагает, что поскольку ООО "Альфа-М" осуществляет розничную торговлю алкогольной продукцией и розничную торговлю непродовольственными товарами и нескоропортящимися продовольственными товарами в промышленной упаковке и не имеет вредных выбросов, то нормами СанПиН не запрещено присоединять вытяжную вентиляцию к общей вытяжной системе жилого здания, в связи с чем предписание подлежало признанию незаконным в полном объеме.
По мнению Управления, решение первой инстанции подлежит отмене в удовлетворенной части, поскольку дополнительно представленные суду документы следовало рассматривать только как возможное исполнение вынесенного предписания, и вовсе не свидетельствует о его незаконности.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией, в целях проверки жалобы жителя дома N 45 корп.1 по пр. Новочеркасский Санкт-Петербурга, на основании распоряжения от 11.02.2020 N 78-02-05/19-0874-2020 проведена внеплановая выездная проверка деятельности ООО "Альфа-М".
В ходе проверки Инспекцией установлено, что в магазине "Красное Белое" по вышеуказанному адресу Общество осуществляет деятельность по оказанию услуг населению в сфере продовольственной торговли.
Магазин расположен на первом этаже жилого дома. На фасаде здания со стороны дворовой территории в двух оконных проемах на уровне 1-го этажа установлены, соответственно, три и две решетки. Справа и слева от данных оконных проемов установлены два наружных блока кондиционеров. Внутренние блоки кондиционеров установлены в двух торговых залах. Вентиляционное оборудование представлено 5-ю круглыми канальными вентиляторами марки СL (d-250 2 шт., d-200 2 шт., d-150 1 шт.) и установлено в межпотолочном пространстве внутри помещений магазина.
Поскольку проект размещения предприятия продовольственной торговли с разделами "Технология", "Вентиляция" с планами, схемами, с расчетами воздухообменов, "Кондиционирование", "защита от шума", исполнительная документация на системы вентиляции и кондиционирования, акты испытаний (обкатки) вентиляционного оборудования, паспорта вентиляционных систем, договор на обслуживание вентиляционных систем, акты проверки вентиляционных каналов Обществом не представлены, Инспекция посчитала, что организация вентиляции в отсутствие данных документов не соответствует требованиям пунктов 4.2, 4.4 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов".
По результатам проверки составлен акт о 13.03.2020 N 78-02-05/19-0874-2020; Обществу выдано предписание от 13.03.2020 N Ю 78-02-05-27/082-2020, которым предписано в срок до 15.06.2020 г. устранить выявленные нарушения, оборудовать систему вентиляции магазина в соответствии с пунктами 4.2, 4.3, 4.4 раздела IV СП 2.3.6.1066-01.
Согласно пояснений представителя Управления пункт 4.3 раздела 4 СП 2.3.6.1066-01 включен в оспариваемое предписание ошибочно. Определением Управления от 10.06.2020 исправлена опечатка в тексте предписания от 13.03.2020 N Ю78-02-05-27/082-2020, из текста оспариваемого предписания исключено указание о нарушении Обществом требований данного пункта.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции требования удовлетворил частично, придя к выводу о том, что административным органом в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не доказано наличие обстоятельств, послуживших основанием для вынесения оспариваемого предписания в части нарушения Обществом пункта 4.2 СП 2.3.6.1066-01.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
СНиП 2.3.6.1066-01 разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами (далее - организации торговли), условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда.
Они распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 4.2 СП 2.3.6.1066-01 торговые, складские, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения оборудуются приточно-вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями действующих норм и правил.
Как установил суд первой инстанции, вывод о нарушении требований пункта 4.2 СП 2.3.6.1066-01 сделан Управлением в связи с непредставлением Обществом в ходе проверки проекта размещения предприятия продовольственной торговли с разделами "Технология", "Вентиляция" с планами, схемами, с расчетами воздухообменов, "Кондиционирование", "защита от шума", исполнительной документации на системы вентиляции и кондиционирования, актов испытаний (обкатки) вентиляционного оборудования, паспортов вентиляционных систем, договора на обслуживание вентиляционных систем, актов проверки вентиляционных каналов.
При этом, суд заключил, что непредставление в ходе проверки документов не делает их порочными и само по себе не свидетельствует об их отсутствии. В связи с чем почитал, что Управлением не представлены доказательства, однозначно подтверждающие нарушение Обществом требований пункта 4.2 СП 2.3.6.1066-01.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с данными выводами суда в виду следующего.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования (пункт 5 статьи 15 Федерального закона N 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.09.2001 N 23 утверждены Санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" (СП 2.3.6.1066-01).
На основании требований пункта 4.2 СП 2.3.6.1066-01 торговые, складские, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения оборудуются приточно-вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями действующих норм и правил.
На момент проведения проверки Обществом документация, подтверждающая соответствие приточно-вытяжной вентиляции требованиям действующих норм и правил, не представлена.
Экспертным заключением от 11.03.2020 N 78-20-05ф-03.000.О.6890 также подтверждается несоответствие системы вентиляции Общества требованиям пункта 4.2 раздела IV СП 2.3.6.1066-01 ввиду отсутствия документов на установленную вентиляцию.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, предписание Управления в данной части является законным и обоснованным, а у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания его незаконным.
При этом, апелляционный суд полагает, что представленные в материалы дела в суд первой инстанции документы не свидетельствуют о неправомерности выданного предписания, а могут лишь подтверждать возможное его исполнение. В целях исполнения предписания документы предоставляются органу, который его вынес.
В связи с чем решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене, апелляционная жалоба Управления - удовлетворению.
Также Обществу вменено нарушение пункта 4.4 СП 2.3.6.1066-01, которым установлено, что система вентиляции организаций торговли, расположенных в жилых домах и зданиях иного назначения, оборудуется отдельно от системы вентиляции этих зданий. Для складских помещений продовольственных и непродовольственных товаров в организациях торговли системы вентиляции оборудуются раздельными.
Судом первой инстанции и материалами проверки установлено, что вытяжная вентиляция магазина присоединена к общей вытяжной системе жилого здания.
Общество также не отрицает, что существующая в магазине вентиляция присоединена к общей вытяжной системе.
При этом, ссылка Общества на пункт 4.8 СанПиН 2.1.2.2645-10, согласно которому допускается присоединять к общей вытяжной системе жилого здания вытяжную вентиляцию общественных помещений, не имеющих вредных выбросов, правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку Общество осуществляет реализацию продовольственных товаров, что установлено также в ходе проверки, в связи с чем соответствующие императивные нормы СП 2.3.6.1066-01 имеют специальный характер по отношению к положениям СанПиН 2.1.2.2645-10.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о нарушении Обществом п. 4.8 СанПиН 2.1.2.2645-10 и правомерности выданного предписания в указанной части. Нарушений или неправильного применения норм материального права в указанной части судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается госпошлина в размере 1500 руб. Обществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина была оплачена в размере 3000 руб. по платежному поручению от 02.09.2020 N 265355, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 августа 2020 года по делу N А56-43197/2020 отменить в части признания недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СанктПетербургу от 13.03.2020 N Ю78-02-05-27/082-2020 в части нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Альфа-М" требований пункта 4.2 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов".
В удовлетворении заявленных требований в указанной части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 августа 2020 года по делу N А56-43197/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Альфа-М" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 руб. по платежному поручению от 02.09.2020 г. N 265355.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43197/2020
Истец: ООО "АЛЬФА-М"
Ответчик: Управление Роспотребнадзора по г. СПБ в лице Восточного территориального отдела, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ в лице Восточного территориалного отдела