город Москва |
|
20 ноября 2020 г. |
дело N А40-291465/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.11.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Верстова М.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.07.2020
по делу N А40-291465/19
по заявлению АО "Выборгтеплоэнерго" (ОГРН 1054700176893)
к Федеральной антимонопольной службе (ОГРН 1047796269663)
третье лицо: Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
(ОГРН 1037843016628)
о признании недействительным и отмене решения;
при участии:
от заявителя - Карпов Р.А. по доверенности от 17.01.2020;
от заинтересованного лица - Голованова Т.А. по доверенности от 05.12.2019;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.07.2020 заявленные АО "Выборгтеплоэнерго" требования удовлетворены частично: признаны незаконным ип. 2, п. 5.1, 5.2 решения Федеральной антимонопольной службы от 02.08.2019 N 31/66919/19 по отказу в признании экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету при расчете и установлении тарифа на тепловую энергию для АО "Выборгтеплоэнерго" в 2019 году; в остальной части решение Федеральной антимонопольной службы от 02.08.2019 N 31/66919/19 оставлено без изменения.
Антимонопольный орган, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение изменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, представитель в судебное заседание не явился, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители общества и антимонопольного органа поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что АО "Выборгтеплоэнерго" обратилось в Федеральную антимонопольную службу с заявлением (исх. N 1157 от 01.03.2019, вх. N ФАС России 423919/19 от 14.03.2019) о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в связи с несогласием с установленными Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) досрочными параметрами регулирования, тарифами на тепловую энергию, который в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от 20.12.2018 N 565-п установил для регулируемой организации долгосрочные параметры регулирования на 2019-2021 гг., а также тарифы на тепловую энергию на 2019 год и в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 N 533.
Заявленные АО "Выборгтеплоэнерго" разногласия рассмотрены антимонопольным органом на основании представленных заявителем и органом регулирования материалов, а также на основании подп. "б" п. 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543.
Величина необходимой валовой выручки, установленная ЛенРТК для АО "Выборгтеплоэнерго" на 2019 год, составляет 2.459.652, 93 тыс. руб.
Величина НВВ, которую заявитель считает экономически обоснованной, равняется 2.889.035,34 тыс. руб.
Таким образом, величина разногласий, заявленных регулируемой организацией в ФАС России, составила 429.382, 41 тыс. руб.
02.08.2019 антимонопольным органом принято решение N 31/66919/19 об отказе в удовлетворении заявленных регулируемой организацией по ряду статей затрат.
Посчитав указанное решение антимонопольного органа незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя антимонопольного органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 29.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике осуществляется, в том числе уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соответствующие полномочия антимонопольным органом закреплены в Положении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331.
При принятии решения антимонопольный орган действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
По мнению АО "Выборгтеплоэнерго", экономически обоснованной и подлежащей учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год величина технологических потерь при передаче тепловой энергии (теплоносителя) составляет 108 092 Гкал (12,06 %). Органом регулирования, в свою очередь, величина технологических потерь в тепловых сетях на 2019 год определена на уровне величины, утвержденной в 2018 году, в размере 75.675,2 Гкал (7,92 %).
В соответствии с экспертным заключением органа регулирования и выписки из протокола правления, заявителем при подаче тарифного предложения в ЛенРТК величина технологических потерь в тепловых сетях заявлена в размере 91.792,20 Гкал (10,43 %).
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, в городах федерального значения.
Для АО "Выборгтеплоэнерго" нормативный уровень технологических потерь не утвержден, так как им в адрес Комитета не представлены соответствующие положениям приказа Минэнерго России от 30.12.2008 N 325 "Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя" расчеты для определения величины технологических потерь.
По мнению органа регулирования представленный в ЛенРТК расчет не соответствует следующему критерию: не выполнены расчеты экономических эффектов от проводимых мероприятий, сроков окупаемости, экономии тепловой, электроэнергии, теплоносителя, не для всех мероприятий указаны сроки их выполнения. Разработка указанных мероприятий осуществляется на основе результатов энергетических обследований тепловых сетей, в рамках которых должны быть составлены энергетические паспорта, являющиеся обоснованием для включения мероприятий в перечень по повышению энергоэффективности.
Кроме того, с 2007 года по 2016 год в отношении арендуемых обществомтепловых сетей реализована инвестиционная программа по реконструкции системы теплоснабжения города Выборга, утвержденная Советом депутатов муниципального образования "Выборгское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области. Для финансирования реализации инвестиционной программы были установлены надбавки к тарифам для потребителей на услуги теплоснабжения.
Выполненные в рамках указанной инвестиционной программы мероприятия позволили существенно обновить теплосетевой комплекс и снизить показатель среднего износа.
Согласно корректировке инвестиционной программы регулируемой организацией было реконструировано 17,96 км. тепловых сетей г. Выборг, что составляет 24 % общей протяженности тепловых сетей г. Выборга.
Из шаблона реестра оборудования, направленного заявителем через систему ЕИАС по состоянию на 21.01.2019 (реестр оборудования), общая протяженность тепловых сетей в 2-х трубном исчислении составила 197,08 км (123,12 км. - Выборгский район, 73,96 км. - г. Выборг).
При этом, в расчете нормативных потерь использовано значение в размере 152,38 км (115,28 км - Выборгский район, 37,10 км - г. Выборг).
Таким образом, довод антимонопольного органа, что при расчете нормативных потерь не учтены 23 % тепловых сетей (в том числе, не учтено 50 % сетей г. Выборг, где средний износ тепловых сетей по данным реестра оборудования составил 22,4 %), что приводит к искажению расчетов, является обоснованным.
При этом регулируемая организация в ходе тарифной компании заявляла об износе теплосетевого хозяйства в размере более 75 %, однако согласно реестру оборудования средний износ тепловых сетей АО "Выборгтеплоэнерго" составляет 43, 09 %.
По мнению органа регулирования, менее 30 % теплопотребляющих объектов, подключенных к АО "Выборгтеплоэнерго", оприборено тепловыми счетчиками, отсутствуют счетчики потребления тепловой энергии на собственные нужды.
Таким образом, регулируемая организация в потери на тепловых сетях закладывает разницу между фактически выработанной тепловой энергией (рассчитанной по сожженному топливу, ввиду отсутствия приборов учета тепловой энергии на источниках) и выставленными потребителям объемами тепловой энергии по нормативам (которые не всегда в полной мере учитывают фактически потребленный объем тепловой энергии), что является потерями от недовыставления тепловой энергии, а не потерями при транспортировке тепловой энергии по тепловым сетям.
Кроме того, орган регулирования указывает, что ежегодно в рамках тарифного регулирования в НВВ заявителя включаются расходы на ремонт тепловых сетей - с 2015 года до 2019 года (на плановый период) заложено 783.794, 83 тыс. руб.
В рамках рассмотрения разногласий в отношении объема НВВ и тарифов на тепловую энергию, утвержденных ЛенРТК для АО "Выборгтеплоэнерго" на 2017, 2018, антимонопольным органом приняты приказ от 13.10.2017 N 1353/17 и решение от 28.06.2018 N СП/48955/18, в которых дана оценка доводам регулируемой организации о неправомерном определении Комитетом величины технологических потерь при передаче тепловой энергии (теплоносителя).
Указанные акты являлись предметами судебных обжалований по делам N А40-4455/2018 и N А40-183393/2018 и признаны судами законными.
Согласно п. 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, тарифы устанавливаются на основании НВВ, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.
В силу положений подп. "а" п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования" следует, что регулируемыми организациями, а также едиными теплоснабжающими организациями, теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями в ценовых зонах теплоснабжения информация раскрывается путем размещения в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (ЕИАС) напрямую или посредством передачи информации из региональных информационных систем, созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), либо в случае наделения законом субъекта Российской Федерации полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения органов местного самоуправления муниципальных образований (органы местного самоуправления) -информационных систем, созданных органами местного самоуправления, либо иных информационных систем, содержащих необходимую для раскрытия информацию (в случае их наличия), с использованием унифицированных структурированных открытых форматов для передачи данных (единых форматов для информационного взаимодействия), утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Формы размещения информации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащей раскрытию в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования -региональные органы регулирования - субъекты регулирования" утверждены приказом ФАС России от 13.09.2018 N 1288/18.
Отклоняя довод общества о своевременном представлении в орган регулирования сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии по форме федерального статистического наблюдения N 46-ТЭ (полезный отпуск) "Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей" как через систему ЕИАС, так и на бумажном носителе, арбитражный суд правомерно исходил из представленной органом регулирования информацией, в соответствии с которой часть форм за период 2015-2018 отклонена системой ЕИАС, что не позволило провести анализ фактически поставленных ресурсов за последние 3 года в соответствии с п. 22 Основ ценообразования N 1075.
Таким образом, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о обоснованном отклонении антимонопольным органом заявленных в рамках досудебного рассмотрения спора требования регулируемой организации по данной статье затрат.
Величина заявленных в антимонопольный орган разногласий по данной статье затрат составила 12.184, 25 тыс. руб. (учтено органом регулирования 28.771, 21 тыс. руб., экономически обоснованная величина, заявляемая АО "Выборгтеплоэнерго", - 40.955, 46 тыс. руб.).
В качестве обоснования своих требований обществом в антимонопольный орган представлен агентский договор от 05.05.2016 N 7309 с АО "ЕИРЦ ЛО", а также дополнительные соглашения к нему.
В связи с тем, что органом регулирования расходы на оплату услуг по договору с АО "ЕИРЦ ЛО" включены в соответствии с условиями указанного агентского договора с учетом удельного веса регулируемого вида деятельности в размере 70,25 %, то требования заявителя по данной статье затрат также оставлены антимонопольным органом без удовлетворения.
Помимо несогласия с утвержденным объемом НВВ на 2019 год по конкретным статьям затрат, АО "Выборгтеплоэнерго" в рамках досудебного рассмотрения спора также заявляло требования о необходимости дополнительного учета выпадающих доходов за 2017 год по ряду статей затрат.
В качестве обоснования своих требований обществом в ФАС России на разногласия представлен агентский договор от 05.05.2016 N 7309 с АО "ЕИРЦ ЛО", а также дополнительные соглашения к нему.
Арбитражным судом учтено, что помимо регулируемого вида деятельности в сфере теплоснабжения АО "Выборгтеплоэнерго" осуществляет также и иные нерегулируемые виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с управлением многоквартирными домами.
Как следует из письменного мнения ЛенРТК, представленного в ходе рассмотрения досудебного спора, расходы на оплату услуг по договору с АО "ЕИРЦ ЛО" включены в необходимую валовую выручку заявителя в соответствии с условиями агентского договора, заключенного с АО "ЕИРЦ ЛО", с учетом удельного веса регулируемого вида деятельности в размере 70,25 %.
Согласно представленному ЛенРТК письму от 25.05.2020 N КТ-3-2005/2020 при утверждении тарифов на 2019 год орган регулирования руководствовался данными предшествующих периодов регулирования в отношении ОАО "Управляющая компания по ЖКХ", которое было присоединено к АО "Выборгтеплоэнерго" в результате реорганизации.
Для ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" в 2016 году доля общехозяйственных расходов, относящаяся на производство тепловой энергии, составила порядка 72,8 %, ожидаемая в 2017 году доля общехозяйственных расходов, относящаяся на производство тепловой энергии, составила 69,0 %, в плановом периоде 2018 года в рамках тарифной заявки ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" была заявлена доля общехозяйственных расходов, относящаяся на производство тепловой энергии, в размере 69,5 %, в связи с чем доля затрат, относимых на производство тепловой энергии, принята ЛенРТК в расчет тарифа на 2019 год в размере среднего значения данных регулируемой организации в предшествующие периоды регулирования и составила 70, 25 %.
Экономически обоснованная величина расходов по данной статье затрат, заявленная АО "Выборгтеплоэнерго" в тарифной заявке, представленной в ЛенРТК и указанной в заявлении о досудебном рассмотрении спора в ФАС России, составила, по мнению регулируемой организации, 40.955,46 тыс. руб.
Вместе с тем плановый объем затрат ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" в 2018 году по договору с АО "ЕИРЦ ЛО" составил 36.600 тыс. руб., то есть на плановый период регулирования (2019 год) АО "Выборгтеплоэнерго" заявлен рост расходов на оплату услуг АО "ЕИРЦ ЛО" в размере 11,9 %, что превышает индексы-дефляторы (104,6%), утвержденные в рамках прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020-2023 гг., разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации.
Согласно представленному ЛенРТК расчету следует, что размер затрат по договору с АО "ЕИРЦ ЛО" в 2019 году должен был варьироваться (в зависимости от числа потребителей, перешедших на прямые договоры) от 23.145,16 тыс. руб. до 29.524,77 тыс. руб. При этом согласно условиям агентского договора минимальный объем затрат должен был составить с учетом доли, относимой на производства тепловой энергии, порядка 25.434,84 тыс. руб.
В свою очередь, как следует из представленных ЛенРТК сведений, фактический объем затрат на услуги АО "ЕИРЦ ЛО" в 2019 году составил 21.770, 33 тыс. руб., что ниже учтенного органом регулирования объема затрат в размере 28.771, 21 тыс. руб.
Таким образом, ЛенРТК при тарифном регулировании на 2019 год в плановом объеме расходов на оплату услуг АО "ЕИРЦ ЛО" правомерно учтен заявленный АО "Выборгтеплоэнерго" плановый объем затрат с учетом средней доли общехозяйственных расходов, относимых на производство тепловой энергии, а также с учетом размеров долей, принятых в предшествующие периоды регулирования в отношении ОАО "Управляющая компания по ЖКХ".
Величина заявленных в антимонопольный орган разногласий по данной статье затрат составила 35.016, 97 тыс. руб. (учтено органом регулирования 0 тыс. руб., экономически обоснованная величина, заявляемая АО "Выборгтеплоэнерго", - 35.016, 97 тыс. руб.).
Приказ принят антимонопольным органом по итогам рассмотрения разногласий между ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" и Комитетом по приказу ЛенРТК от 19.12.2016 N 457-п "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые открытым акционерным обществом "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района" потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2017-2019 годов".
Согласно п. 3 приказа Федеральной антимонопольной службы признаны экономически обоснованными и подлежащими учету при расчете и установлении тарифов на тепловую энергию для ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" в 2017 году расходы по статьям затрат "резерв по сомнительным долгам" и "Расчетная предпринимательская прибыль" на общую сумму 63 284,71 тыс. руб.
Пунктом 4 приказа органу регулирования предписано обеспечить введение в действие тарифа с учетом п. 3 и при необходимости учесть средства, указанные в п. 3 и недополученные ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" в 2017 году, на 2018 год.
Органом регулирования в соответствии с приказом ФАС России с 01.11.2017 введен в действие тариф на тепловую энергию для ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" в размере 2 461,57 руб./Гкал.
С учетом полезного отпуска тепловой энергии, принятого ЛенРТК на 2017 год, определена величина расходов, неучтенных органом регулирования в 2017 году в соответствии с приказом, которая составила 30.167, 2 тыс. руб., при этом указанная сумма включена в НВВ регулируемой организации в качестве выпадающих доходов за 2017 год при установлении НВВ на 2018 год.
Таким образом, суд пришел к выводу об обоснованности оставления антимонопольным органом на досудебном рассмотрении спора без удовлетворения требования регулируемой организации по данной статье затрат.
Относительно выпадающих доходов регулируемой организации за 2017 год за счет "корректировки натуральных показателей" и за счет "снижения нормативов потерь тепловой энергии в тепловых сетях".
Величина разногласий по данной статье затрат составила 10.849, 59 тыс. руб. за счет "к орректировки натуральных показателей" и 53.236, 93 тыс. руб. за счет "Снижения нормативов потерь тепловой энергии в тепловых сетях".
Поскольку показатели "корректировка натуральных показателей" и "снижения нормативов потерь тепловой энергии в тепловых сетях" являются производными от определенной органом регулирования величины технологических потерь при передаче тепловой энергии (теплоносителя), то в связи с отсутствием утвержденного для АО "Выборгтеплоэнерго" нормативного уровня технологических потерь, что также являлось основанием для отказа в удовлетворении заявленных регулируемой организацией на разногласия требований по данной статье затрат по утвержденному на 2017 год тарифу, требования регулируемой организации также оставлены без удовлетворения при рассмотрении разногласий по утвержденному на 2019 год тарифу.
Величина заявленных разногласий по данной статье затрат составила 11.511, 92 тыс. руб. (учтено органом регулирования 19.892, 37 тыс. руб., экономически обоснованная величина, заявляемая АО "Выборгтеплоэнерго", - 31.404, 29 тыс. руб.).
АО "Выборгтеплоэнерго" является единой теплоснабжающей организацией на территории 11 муниципальных образований Выборгского муниципального района Ленинградской области, тем самым осуществляет теплоснабжение потребителей тепловой энергией.
В соответствии с подп. "а" п. 47 Основ ценообразования N 1075 внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат в том числе расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.
Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008), утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 N 106н, и Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н, в случае признания дебиторской задолженности сомнительной создается резерв по сомнительным долгам.
В соответствии с абз. 6 п. 4 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленной ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно с абз. 2 п. 5 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными, осуществляется за счет суммы созданного резерва.
В соответствии с п. 2 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными долгами признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Безнадежными долгами также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании
исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям: невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях; у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Заявителем в антимонопольный орган в качестве обоснования своих требований представлены следующие документы: приказ ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" от 29.12.2017 N 189 о корректировке резерва по сомнительным долгам; письма Выборгского районного отдела судебных приставов по Ленинградкой области от 26.10.2017 о состоянии исполнительных производств по взысканию денежных средств в пользу ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" за 2012-2016 гг.; динамика дебиторской задолженности населения и ТСЖ, УК г. Выборг и Выборгского района перед АО "Выборгтеплоэнерго" за 2017 год; реестры судебных дел за 2017 год.
Приложением 11 к приказу Росстата от 27.07.2018 N 462 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством" утверждена форма N 22-ЖКХ, в которой подлежит отражению, в том числе, дебиторская и безнадежная задолженность граждан по оплате коммунальных услуг.
Вместе с тем форма N 22-ЖКХ за 2017 год ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" не загружена в систему ЕИАС, на бумажном носителе заявителем ни в орган регулирования, ни в антимонопольный орган указанная форма также не представлена.
Как следует из письменного мнения органа регулирования, представленного в ФАС России в ходе рассмотрения досудебного спора, выпадающие доходы по статье "Расходы по сомнительным долгам" за 2017 год приняты в расчете НВВ на 2019 год в размере 19.892,37 тыс. руб. в соответствии с запросом регулируемой организации в рамках шаблона на момент подачи тарифного предложения.
Помимо этого, представленные обществом документы в полной мере не подтверждают экономическую обоснованность фактически списанной безнадежной дебиторской задолженности за 2017 год, поскольку в орган регулирования не были представлены приказы о списании безнадежной дебиторской задолженности, оборотно-сальдовые ведомости по счету 007, судебные решения об окончании конкурсного производства, исполнительные листы судебных приставов, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
Необходимость представления указанных документов обусловлена следующим.
Согласно п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном п. 70 Положения, или на увеличение расходов у некоммерческой организации.
В соответствии с положениями Плана счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, счет 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" предназначен для обобщения информации о состоянии дебиторской задолженности, списанной в убыток вследствие
неплатежеспособности должников. При этом аналитический учет по данному счету ведется по каждому должнику, чья задолженность списана в убыток, и каждому списанному в убыток долгу.
В свою очередь, необходимость представления судебных решений об окончании конкурсного производства, исполнительных листов судебных приставов, выписок из Единого государственного реестра юридических лиц прямо следует из положений п. 2 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Минфина России (письма от 18.03.2019 N 03-03-06/1-17813, от 04.03.2013 N 03-03-06/1-6313), предусматривающих, что если в отношении организации-должника открыта процедура конкурсного производства, то в этом случае списание задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, производится после признания судом организации банкротом и исключения ее из ЕГРЮЛ, при этом непосредственно датой признания дебиторской задолженности безнадежной по основанию ликвидации организации-банкрота является дата исключения такой организации из ЕГРЮЛ.
Таким образом, в связи с тем, что регулируемой организацией не в полном объеме были предоставлены обосновывающие документы по статье затрат "Расходы по сомнительным долгам" в качестве выпадающих доходов за 2017 год, заявленные на разногласия требования АО "Выборгтеплоэнерго" правомерно оставлены антимонопольным органом без удовлетворения.
Относительно расходов регулируемой организации по статье затрат "Топливно-энергетические ресурсы" в качестве выпадающих доходов за 2017 год, суд также отклоняет доводы заявителя в силу следующего.
Величина заявленных в антимонопольный орган разногласий по данной статье затрат составила 35.407, 74 тыс. руб. (учтено органом регулирования 1.081, 95 тыс. руб. (по электрической энергии), экономически обоснованная величина, заявляемая АО "Выборгтеплоэнерго", - 36.489, 69 тыс. руб. (по топливу - 31.689, 9 тыс. руб., по электрической энергии - 4.799, 75 тыс. руб.)).
По мнению регулируемой организации, выпадающие доходы по данной статье затрат возникли за счет занижения органом регулирования цен на топливо и электрическую энергию.
Как следует из письменного мнения органа регулирования, представленного в ходе рассмотрения досудебного спора, выпадающие доходы по статье расходы на 9.434,39 тыс. руб. в соответствии с предложением регулируемой организации в рамках шаблона на момент подачи тарифного предложения.
Таким образом, принимая во внимание, что расходы по данной статье затрат включены ЛенРТК в состав НВВ АО "Выборгтеплоэнерго" в размере, предложенном заявителем в рамках тарифного предложения, арбитражный суд пришел к правомерному выводу об обоснованном оставлении без удовлетворения заявленных на разногласия обществом требования.
Вместе с тем, признавая необоснованными выводы антимонопольного органа по статьям затрат "Фонд оплаты труда", "оплата труда административно-производственного персонала", "отчисления на социальные нужды", арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Величина заявленных в ФАС России разногласий по данной статье затрат составила 18.362, 59 тыс. руб. (учтено органом регулирования 324.712, 78 тыс. руб., экономически обоснованная величина, заявляемая АО "Выборгтеплоэнерго", - 343.075, 37 тыс. руб.).
В соответствии с п. 42 Основ ценообразования N 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Общество указывало, что в связи с прекращением деятельности ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" и ее реорганизацией в форме присоединения к АО "Выборгтеплоэнерго", обязательства по трудовым договорам работников ОАО "Управляющая компания по ЖКХ", переведенных (принятых) от правопредшественника, перешли к заявителю.
Вместе с тем, средняя заработная плата в тарифной заявке АО "Выборгтеплоэнерго" сформирована исходя из штатного расписания с учетом штатного расписания ОАО "Управляющая компания по ЖКХ", присоединившегося к АО "Выборгэнерго" путем реорганизации в 2018 года.
Из представленных доказательств следует, что средняя заработная плата ЛенРТК снижена только по прямому производственному персоналу.
Со средней заработной платой цехового персонала, заявленной
АО "Выборгтеплоэнерго", ЛенРТК согласен.
АО "Выборгтеплоэнерго" после реорганизации и присоединения ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" взял на себя обязательства перед сотрудниками ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" в части выполнения трудовых соглашений.
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о необходимости принятия размера расходов по статье "Фонд оплаты труда" в размере 448.430, 86 тыс.руб.
В соответствии с п. 42 Основ ценообразования N 1075 дополнительному учету подлежит сумма в размере 58.355, 59 тыс.руб.
В связи с несогласием по статье "Фонд оплаты труда" возникают разногласия по статье "отчисления на социальные нужды", размер отчислений составляет 30, 2%, в связи с чем, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что в соответствии с Основами ценообразования N 1075 дополнительному учету совместно с учетом расходов по статье "фонд оплаты труда" подлежит сумма по статье "отчисления на социальные нужды" в размере 17.623, 38 тыс. руб.
Таким образом, оспариваемое заявителем решение Федеральной антимонопольный службы от 02.08.2019 N 31/66919/19 в остальной части является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.07.2020 по делу N А40-291465/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-291465/2019
Истец: АО "ВЫБОРГТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО ТАРИФАМ И ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
15.11.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3020/2021
02.09.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-51574/2021
21.06.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-291465/19
23.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3020/2021
20.11.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44606/20
06.07.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-291465/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-291465/19