г. Москва |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А40-291465/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: акционерного общества "Выборгтеплоэнерго" - Карпов Р.А., представитель по доверенности от 11 января 2021 года;
от заинтересованного лица: Федеральной антимонопольной службы - Аленков А.В., представитель по доверенности от 21 января 2021 года;
от Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 09 ноября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Выборгтеплоэнерго" на решение от 21 июня 2021 года Арбитражного суда города Москвы, на постановление от 2 сентября 2021 года Девятого арбитражного апелляционного суда, по делу N А40-291465/19,
по заявлению акционерного общества "Выборгтеплоэнерго"
к Федеральной антимонопольной службе
третье лицо: Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
о признании недействительным и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Выборгтеплоэнерго" (далее - заявитель, общество, АО "Выборгтеплоэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - антимонопольный орган, ФАС России) о признании незаконным решения от 02 августа 2019 года N 31/66919/19.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 июля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2020 года, требования удовлетворены частично, признаны незаконным пункты 2, 5.1, 5.2 решения от 02 августа 2019 года N 31/66919/19. В остальной части решение ФАС России оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 марта 2021 года решение Арбитражного суда города Москвы от 06 июля 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2020 года по делу N А40-291465/19 в части удовлетворения заявленных требований АО "Выборгтеплоэнерго" отменено, дело в указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда города Москвы от 21 июня 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2021 года, в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с выводами судов, АО "Выборгтеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель АО "Выборгтеплоэнерго" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ФАС России возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве. Представитель третьего лица не явился.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "Выборгтеплоэнерго" обратилось в Федеральную антимонопольную службу с заявлением о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в связи с несогласием с установленными Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) досрочными параметрами регулирования, тарифами на тепловую энергию, который в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от 20 декабря 2018 года N 565-п установил для регулируемой организации долгосрочные параметры регулирования на 2019 - 2021 гг., а также тарифы на тепловую энергию на 2019 год и в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2018 года N 533.
Заявленные АО "Выборгтеплоэнерго" разногласия рассмотрены антимонопольным органом на основании представленных заявителем и органом регулирования материалов, а также на основании подпункта "б" пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543.
Решением от 02 августа 2019 года N 31/66919/19 антимонопольный орган отказал в удовлетворении заявления по статьям затрат "Технологические потери в тепловых сетях", "Фонд оплаты труда", "Недополученные выпадающие доходы, принятые в соответствии с приказом ФАС России от 13 октября 2017 года N 1353/17", "Выпадающие доходы за 2017 год" (Выпадающие доходы по статье "Топливно-энергетические ресурсы", Расходы на обслуживание привлеченных средств по кредитным договорам, Выпадающие доходы по статье "Расходы по сомнительным долгам" за 2017 год, Выпадающие доходы за счет "Корректировки натуральных показателей" и за счет "Снижения нормативов потерь тепловой энергии в тепловых сетях", Выпадающие доходы за услуги по договору с АО "ЕИРЦ ЛО" за 2017 год), "Общехозяйственные расходы" (Оплата труда административно-производственного персонала, Отчисления на социальные нужды, Амортизация основных средств, Резервы предстоящих отпусков, Расходы на оплату услуг по договору с АО "ЕИРЦ ЛО"), "Плановые величины расходов на 2019 год" (Амортизация, Налог на имущество, Расходы на мероприятия по промышленной безопасности, Расходы по сомнительным долгам)
Посчитав указанное решение антимонопольного органа незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Установив, что по статьям расходов "Технологические потери в тепловых сетях", "Недополученные выпадающие доходы, принятые в соответствии с приказом ФАС России от 13 октября 2017 года N 1353/17", "Выпадающие доходы за 2017 год" (Выпадающие доходы по статье "Топливно-энергетические ресурсы", Расходы на обслуживание привлеченных средств по кредитным договорам, Выпадающие доходы по статье "Расходы по сомнительным долгам" за 2017 год, Выпадающие доходы за счет "Корректировки натуральных показателей" и за счет "Снижения нормативов потерь тепловой энергии в тепловых сетях", Выпадающие доходы за услуги по договору с АО "ЕИРЦ ЛО" за 2017 год), "Общехозяйственные расходы" (Амортизация основных средств, Резервы предстоящих отпусков, Расходы на оплату услуг по договору с АО "ЕИРЦ ЛО"), "Плановые величины расходов на 2019 год" (Амортизация, Налог на имущество, Расходы на мероприятия по промышленной безопасности, Расходы по сомнительным долгам) не отражен анализ их экономической обоснованности со ссылкой на обосновывающие материалы и документы, суды, руководствуясь положениями Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года N 760-э, пришли к выводу, что оспариваемое решение соответствует закону и не нарушает прав заявителя.
Признавая законным решение ФАС России в части статей расходов "Фонд оплаты труда", "Оплата труда административно-производственного персонала", "Отчисления на социальные нужды", суды указали следующее.
Величина заявленных в ФАС России разногласий по статьям затрат "Фонд оплаты труда", "Оплата труда административно-производственного персонала" составила 18.362, 59 тыс. руб. (учтено органом регулирования 324.712, 78 тыс. руб., экономически обоснованная величина, заявляемая АО "Выборгтеплоэнерго", - 343.075, 37 тыс. руб.).
Судами указано, что расходы на фонд оплаты труда обоснованно приняты органом регулирования в соответствии со штатной численностью, указанной в представленном штатном расписании на 2018 год в составе тарифной заявки (аналогичное штатное расписание представлено регулируемой организацией на 2019), величиной заработной платы производственного персонала учтенной ЛенРТК на 2018 год и индексом потребительских цен на 2019 год.
Для целей расчета расходов на оплату труда производственного персонала величина средней месячной заработной платы определена ЛенРТК исходя из величины заработной платы производственного персонала учтенной в рамках тарифного регулирования на 2018 год и индексов-дефляторов на 2019 год.
Величина заработной платы производственного персонала учтенной ЛенРТК на 2019 год составила 30.167, 34 руб./месяц.
Для расчета плановой величины расходов АО "Выборгтеплоэнерго" на оплату труда административно-управленческого персонала ЛенРТК руководствовался штатным расписанием, где общая численность АУП составляет 180 единиц.
По результатам анализа штатного расписания представленного АО "Выборгтеплоэнерго" установлено, что штатная численность административно-управленческого персонала включает в себя, в том числе, такие направления деятельности как: пресс-служба, отдел капитального строительства, бухгалтерия (18 человек), юридический отдел (14 человек), планово-экономический отдел (11 человек), отдел программно-технического обеспечения (8 человек) и пр.
То есть деятельность административно-управленческого персонала связана и с иными видами деятельности, отличными от регулируемого вида деятельности.
Таким образом, величина заработной платы производственного персонала, учтенная органом регулирования на 2019 год, составила 30.167,34 руб./месяц.
Принятый ЛенРТК расчет нормативной численности по административно-управленческом персоналу соответствует приказу Госстроя от 12 октября 1999 года N 74 "Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий".
Отчисления на социальные нужды правомерно приняты ЛенРТК в расчете затрат на 2019 год с учетом процента отчислений на социальные нужды в размере 30,2%. (с учетом дополнительного процента на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2%).
Судами отмечено, что АО "Выборгтеплоэнерго", являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления регулируемой деятельности.
В этой связи, как неоднократно отмечал Верховный Суд Российской Федерации в определениях от 16 января 2020 года N 9-АПА19-47, от 23 января 2019 года N 34-АПГ18-10, от 17 октября 2018 года N 80-АПГ18-5, от 14 июня 2018 года N 14-АПГ18-9, от 05 декабря 2014 года N 307-КГ14-5116, законодательством именно на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа.
На обязательность представления указанных расчетов указано, в том числе, в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 23 января 2020 года по делу N 31-АПА19-17, от 28 февраля 2019 года N 31-АПГ18-20.
Таким образом, заявителем не представлено надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование своих требований.
На основании изложенного, суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований АО "Выборгтеплоэнерго", поскольку оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует закону и не нарушает прав заявителя.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 июня 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 сентября 2021 года по делу N А40-291465/19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что по статьям расходов "Технологические потери в тепловых сетях", "Недополученные выпадающие доходы, принятые в соответствии с приказом ФАС России от 13 октября 2017 года N 1353/17", "Выпадающие доходы за 2017 год" (Выпадающие доходы по статье "Топливно-энергетические ресурсы", Расходы на обслуживание привлеченных средств по кредитным договорам, Выпадающие доходы по статье "Расходы по сомнительным долгам" за 2017 год, Выпадающие доходы за счет "Корректировки натуральных показателей" и за счет "Снижения нормативов потерь тепловой энергии в тепловых сетях", Выпадающие доходы за услуги по договору с АО "ЕИРЦ ЛО" за 2017 год), "Общехозяйственные расходы" (Амортизация основных средств, Резервы предстоящих отпусков, Расходы на оплату услуг по договору с АО "ЕИРЦ ЛО"), "Плановые величины расходов на 2019 год" (Амортизация, Налог на имущество, Расходы на мероприятия по промышленной безопасности, Расходы по сомнительным долгам) не отражен анализ их экономической обоснованности со ссылкой на обосновывающие материалы и документы, суды, руководствуясь положениями Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года N 760-э, пришли к выводу, что оспариваемое решение соответствует закону и не нарушает прав заявителя.
...
Судами отмечено, что АО "Выборгтеплоэнерго", являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления регулируемой деятельности.
В этой связи, как неоднократно отмечал Верховный Суд Российской Федерации в определениях от 16 января 2020 года N 9-АПА19-47, от 23 января 2019 года N 34-АПГ18-10, от 17 октября 2018 года N 80-АПГ18-5, от 14 июня 2018 года N 14-АПГ18-9, от 05 декабря 2014 года N 307-КГ14-5116, законодательством именно на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 ноября 2021 г. N Ф05-3020/21 по делу N А40-291465/2019
Хронология рассмотрения дела:
15.11.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3020/2021
02.09.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-51574/2021
21.06.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-291465/19
23.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3020/2021
20.11.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44606/20
06.07.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-291465/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-291465/19