г. Ессентуки |
|
5 февраля 2024 г. |
Дело N А20-2528/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 февраля 2024 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Сулейманова З.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем Шумовой Е.В., с участием от заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Рамазанова Заудина Зулкарнеевича - Ингужевой З.З. (доверенность от 19.09.2023), от заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики - Макушевой М.Х. (доверенность от 02.03.2022), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и индивидуального предпринимателя главы КФХ Рамазанова Заудина Зулкарнеевича на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.11.2023 по делу N А20-2528/2022,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства Рамазанов Заудин Зулкарнеевич (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ в предоставлении гранта на развитие семейных ферм, изложенный в письме от 14.06.2022 N 21-05-17/3260;
- обязать министерство рассмотреть заявку на предмет получения государственной услуги (грантов и субсидий); признать незаконным решение конкурсной комиссии об отказе в допуске ко второму этапу конкурсного отбора;
- обязать конкурсную комиссии сформировать рабочую группу для присуждения бальной оценки согласно статье 25 постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 31.05.2021 N 120-ПП "Об утверждении Порядка предоставления из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики грантов "Агропрогресс", грантов на развитие семейных ферм и грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов" (далее - Порядок; уточненные требования в редакции от 08.02.2023).
Решением суда от 15.02.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.04.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы несоблюдением предпринимателем условия получения гранта. Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из того, что предприниматель не зарегистрирован в сельской территории или на территории сельской агломерации Кабардино-Балкарской Республики.
Постановлением суда кассационной инстанции от 24.07.2023 решение суда от 15.02.2023 и постановление апелляционного суда от 21.04.2023 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Отменяя судебные акты нижестоящих инстанции, суд округа указал на необходимость исследования доводов предпринимателя о наличии у него временной регистрации в сельской местности.
При новом рассмотрении дела предприниматель уточнил свои требования, просил:
- признать незаконным отказ в предоставлении гранта на развитие семейных ферм, изложенный в письме от 14.06.2022 N 21-05-17/3260;
- обязать министерство рассмотреть заявку на предмет получения государственной услуги (грантов и субсидий);
- обязать министерство включить предпринимателя в реестр получателей гранта на развитие семейных ферм и заключить соглашение о предоставлении гранта по проекту "Семейная ферма".
Решением от 23.11.2023 требования предпринимателя удовлетворены частично. Отказ министерства в предоставлении гранта на развитие семейных ферм предпринимателю, изложенный в уведомлении от 14.06.2022 N 21-05-17/3260 признан незаконным. На министерство в лице его конкурсной комиссии возложена обязанность рассмотреть заявку предпринимателя на предмет получения государственной услуги (грантов и субсидий). В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило судебный акт отменить. Жалоба мотивирована тем, что предприниматель не соответствовал критериям заявителя для получения гранта на развитие семейной фермы, поскольку указанным Порядком закреплено, что члены крестьянского (фермерского) хозяйства, должны быть зарегистрированными гражданами Российской Федерации на сельской территории или на территории сельской агломерации Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющие деятельность более 12 месяцев с даты регистрации, осуществляющие деятельность на сельской территории или на территории сельской агломерации Кабардино-Балкарской Республики. Поскольку заявитель не соответствовал условиям и требованиям, предусмотренным пунктами 3 - 4, 17 Порядка министерство приняло решение об отказе в допуске к участию во втором этапе конкурсного отбора. Оспариваемый отказ не препятствовал обращению заявителя в министерство повторно.
В апелляционной жалобе предприниматель выразил несогласие с принятым судебным актом в части отказа в удовлетворении требований о возложении на министерство обязанности включить предпринимателя в реестр получателей гранта на развитие семейных ферм и заключить соглашение о предоставлении гранта по проекту "Семейная ферма". Податель жалобы указал, что данные требования направлены на восстановление нарушенных прав предпринимателя. Принятие судом соответствующего решения не повлечет подмену компетенции заинтересованного лица.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционных жалоб.
Изучив материалы дела, выслушав представителей, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как установлено судом, 21.04.2022 предприниматель подал в министерство заявку на участие в конкурсном отборе получателей грантов на развитие семейной фермы, к которой приложен соответствующий пакет документов. В описи среди документов поименованы: паспорт предпринимателя, свидетельство о регистрации по месту пребывания и иные.
Уведомлением от 14.06.2022 N 21-05-17/3260 министерство сообщило предпринимателю о принятом решении - об отказе в допуске ко второму этапу конкурсного отбора ввиду несоответствия заявителя условиям и требованиям, предусмотренном пунктом 3 Порядка. Министерство в уведомлении указало, что на основании полученных им сведений предприниматель зарегистрирован в г. Нальчике, что не относится к сельской территории или к территории сельской агломерации Кабардино-Балкарской Республики.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В пункте 11 Порядка предусмотрен перечень документов для участия в конкурсном отборе получателей грантов на развитие семейных ферм, в частности, заявитель должен предоставить: а) заявление на участие в конкурсном отборе по форме согласно приложению N 5 к Порядку; б) копии: паспорта главы крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального предпринимателя с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Кабардино-Балкарской Республики; паспортов членов крестьянского (фермерского) хозяйства и т. д.
В силу подпункта "а" пункта 17 Порядка гранты предоставляются на основании проведения конкурсного отбора при соответствии заявителя, в том числе следующим требованиям: наличие регистрации, постановки на налоговый учет на сельской территории или на территории сельской агломерации Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с требованиями, установленными пунктом 3 Порядка.
В подпункте "г" пункта 3 Порядка определено, что "семейная ферма" - крестьянское (фермерское) хозяйство, число членов которого составляет 2 (включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства) и более членов семьи (объединенных родством и (или) свойством) главы крестьянского (фермерского) хозяйства, или индивидуальный предприниматель, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, в состав членов которого входят 2 и более членов семьи (объединенных родством и (или) свойством) указанного индивидуального предпринимателя, зарегистрированные гражданами Российской Федерации на сельской территории или на территории сельской агломерации Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющие деятельность более 12 месяцев с даты регистрации, осуществляющие деятельность на сельской территории или на территории сельской агломерации Кабардино-Балкарской Республики.
Несоответствие заявителя условиям и требованиям, предусмотренным пунктами 3 - 4, 17 Порядка является основанием для отказа в допуске ко второму этапу конкурсного отбора (пункт 20 Порядка).
Таким образом, одним из требований для получения гранта на развитие семейной формы является наличие регистрации, постановки на налоговый учет на сельской территории или на территории сельской агломерации Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с требованиями, установленными пунктом 3 Порядка (подпункт "а" пункта 17 Порядка)
Как видно из материалов дела, согласно уведомлению министерства от 14.06.2022 N 21-05-17/3260 основанием для отказа предпринимателю в предоставлении гранта на развитие семейных ферм явилось несоответствие заявителя условиям и требованиям, установленным пунктом 3 Порядка (предприниматель зарегистрирован в г. Нальчике, который не относится к сельским территориям или сельским агломерациям Кабардино-Балкарской Республики; т. 1, л. д. 40).
Право каждого гражданина Российской Федерации свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства закреплено в статье 27 Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства.
Статья 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1) обязывает граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1) обязывает граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, факт постоянного или преимущественного проживания гражданина в определенном месте жительства удостоверяется регистрацией по месту жительства, а факт временного проживания по какому-либо иному месту проживания (место пребывания) удостоверяется регистрацией по месту пребывания.
Записи о регистрации по месту пребывания в паспорт гражданина Российской Федерации не вносятся.
О регистрации по месту пребывания гражданина Российской Федерации выдается свидетельство, которое выдается к документу, удостоверяющему личность.
Предприниматель, возражая против оспариваемого отказа, указал, что он соответствовал условиям получения гранта, поскольку имеет временную регистрацию на сельской территории; он и его супруга Рамазанова Е.Л поставлены на налоговый учет по месту жительства в сельской местности. Фермерское хозяйство расположено на территории с. Жемтала Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики. Предприниматель совместно с супругой Рамазановой Е.Л., являющейся также членом фермерского хозяйства, фактически проживали и проживают в указанном селении с рождения.
Данные обстоятельства подтверждаются следующим.
Согласно свидетельству N 1 по форме N 3 Отделения по вопросам миграции ОМВД России по Черекскому району Кабардино-Балкарской Республики о регистрации по месту пребывания Рамазанов З.З. (13 мая 1967г.р., СССР, с. Жемтала Советского района) зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Черекский район, с. Жемтала, ул. Дохова М.Г., д. б/н (т. 1, л. д. 103).
По информации МВД по Кабардино-Балкарской Республике от 01.07.2022 N 3/222604759577 Рамазанов З.З. с 2017 года по настоящее время зарегистрирован по месту пребывания по адресу: 09.11.2017 - 09.11.2020: Кабардино-Балкарской Республика, Черекский район, с. Жемтала, ул. Дохова М.Г., д. б/н; 13.07.2021 - 13.07.2024: Кабардино-Балкарской Республика, Черекский район, с. Жемтала, ул. Дохова М.Г., д. б/н; 14.10.2021 - по заявлению досрочно снят с регистрационного учета по месту пребывания с указанного адреса; 14.10.2021 - 14.10.2024: Кабардино-Балкарской Республика, Черекский район, с. Жемтала, ул. Ленина, д. 63; 13.04.2022 - по заявлению досрочно снят с регистрационного учета по месту пребывания с указанного адреса; 13.04.2022 по настоящее время: Кабардино-Балкарской Республика, Черекский район, с. Жемтала, ул. Дохова М.Г., д. б/н (т. 2, л. д. 4).
Согласно справке сельского поселения Жемтала Черекского муниципального района от 07.06.2022 N 534 следует, что гражданин Рамазанов З.З. родился и проживает в сельском поселении Жемтала с рождения по адресу: Кабардино-Балкарской Республика, Черекский район, с.п. Жемтала, ул. Дохова, N б/н.
Кроме того, в материалах дела имеется свидетельство о постановке на налоговый учет, которое подтверждает постановку Рамазанова З.З. на учет 19.03.2005 в Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Кабардино-Балкарской Республике (территориальный участок 0706 по Черекскому району). Супруга Рамазанова Е.Л. также поставлена на налоговый учет по месту жительства в сельской местности с 19.08.1999 (т. 1, л. д. 15-116).
Таким образом, на основании представленных документов, суд сделал правильный вывод о том, что на момент подачи в министерство заявки на участие в конкурсном отборе получателей грантов на развитие семейной фермы, у предпринимателя имелось наличие временной регистрации в сельской местности, поэтому он вправе был рассчитывать на допуск ко второму этапу конкурсного отбора на получение гранта по проекту "Семейная ферма".
При установленных обстоятельствах, суд обоснованно признал оспариваемый отказ министерства не соответствующим закону и наущающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд не связан требуемым заявителем способом восстановления нарушенного права, он подлежит определению с учетом характера спорных правоотношений.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (часть 2 статьи 201 Кодекса).
В абзаце 4 пункта 26 данного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 Кодекса).
Принимая во внимание, что оценка законности отказа министерства производится судом в пределах приведенных в нем оснований, учитывая, что заявка предпринимателя на 2 этапе в порядке, установленном постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 31.05.2021 N 120-ПП не рассмотрена и не оценена, суд первой инстанции возложил на министерство обязанность повторно рассмотреть заявку предпринимателя.
Суд обоснованно отказал в удовлетворения требований предпринимателя о возложении на министерство обязанности включить предпринимателя в реестр получателей гранта и заключить соглашение о предоставлении гранта.
В силу пункта 24 Порядка на втором этапе конкурсная комиссия в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 22 настоящего Порядка, осуществляет отбор получателей гранта на основании критериев оценки, установленных пунктом 27 настоящего Порядка.
На основании пункта 25 Порядка конкурсная комиссия формирует рабочие группы для присуждения балльной оценки каждому заявителю по результатам оценки проектов "Агропрогресс", "Семейная ферма", "Развитие материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива", включая оценки по итогам проведения очного собеседования или видео-конференц-связи с заявителями, определяет списки заявителей для каждой рабочей группы.
В силу пункта 28 Порядка по результатам оценки проектов заявителей в соответствии с пунктами 27 или 27-1 настоящего Порядка рабочей группой представляется заключение с обоснованием балльной оценки заявителя, включая фотоматериалы и (или) видеоматериалы, по форме, утверждаемой конкурсной комиссией.
На основании пункта 32 Порядка по итогам второго этапа конкурсного отбора конкурсная комиссия с учетом объема бюджетных средств, предусмотренных в текущем году на предоставление грантов, принимает решение об утверждении:
а) списков победителей конкурсного отбора - получателей грантов с указанием значений присужденных им баллов и размера предоставляемого гранта (соответствующего заявленному в плане расходов);
б) списков заявителей, которым отказывается в предоставлении грантов, с указанием значений присужденных им баллов.
Победителями конкурсного отбора признаются участники конкурсного отбора, заявкам которых по результатам оценки заявок присуждено наибольшее количество баллов (пункт 33 Порядка).
Таким образом, данным порядком определена процедура рассмотрения заявки на втором этапе конкурсного отбора, критериями ее оценки по балльной системе.
Осуществляя функции судебного контроля за законностью решений, действий (бездействий) органов государственной власти, арбитражный суд не вправе подменять орган, наделенный полномочиями по принятию соответствующих решений, в том числе оценивать полноту и достоверность представленных документов, и соответствие их условиям предоставления гранта.
На основании статьи 2 Кодекса судебные акты арбитражных судов не могут подменять собой решения органов власти по вопросам, отнесенным к их компетенции. Арбитражный суд не может подменять деятельность органов исполнительной власти по рассмотрению заявлений (обращений) и принятия по ним решений, так как это противоречит принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации.
Как установлено судом и видно из материалов дела, полномочиями по принятию решения наделено министерство. При реализации данных полномочий орган проверяет представленные документы на предмет их полноты и соответствия требованиям законодательства, оценивает заявку участника конкурсного отбора в соответствии с определёнными критериями.
Поскольку на момент принятия судом решения по делу заявка предпринимателя не оценивалась министерством по критериям оценки применительно ко второму этапу конкурсного отбора, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения на уполномоченный орган обязанности включить предпринимателя в реестр получателей гранта и заключения с ним соглашения о предоставлении гранта.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, выполняя указания суда кассационной инстанции, дал всестороннюю и надлежащую оценку всем представленным в материалы дела доказательствам, правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона, принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы жалоб не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.11.2023 по делу N А20-2528/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-2528/2022
Истец: Рамазанов З.З.
Ответчик: Министерство сельского хозяйства КБР
Третье лицо: Емкужева Карина Заудиновна, Курманова Танзиля Мустафировна, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд Судье Егорченко И.Н.
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6432/2023
05.02.2024 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1012/2023
23.11.2023 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-2528/2022
24.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6432/2023
21.04.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1012/2023
15.02.2023 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-2528/2022