г. Москва |
|
25 ноября 2020 г. |
Дело N А41-26462/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от заявителя Публичного акционерного общества "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева" (ИНН: 5018033937, ОГРН: 1025002032538) - Головенко О.В. представитель по доверенности от 11.12.2018 года,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН 7727270299, ОГРН 1047727043561) - Алишейхов И.С. представитель по доверенности от 25.09.2020 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21 сентября 2020 года по делу N А41-26462/20, по заявлению ПАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева" (далее - ПАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по МО, заинтересованное лицо), в котором просило:
- признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 21.01.2020 г. об отказе в государственном кадастром учете и государственной регистрации права собственности заявителя па артезианскую скважину незаконным;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности заявителя на объект недвижимости;
-взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 сентября 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области от 21.01.2020 г. об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности публичного акционерного общества "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева" на артезианскую скважину признано незаконным.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности публичного акционерного общества "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева" на объект недвижимости - скважину N 2476, расположенную по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Лозовское, поселок Ситники (л.д. 180-182 т. 1).
Не согласившись с данным судебным актом, комитет обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ПАО "РКК "Энергия" обратилось 04.10.2019 г. в многофункциональный центр Московской области с заявлениями о государственном кадастровом учете недвижимого имущества N 50-0-1-289/310/2019-4545 и N 50-50/012- 50/012/100/2019-3679 для государственной регистрации права собственности в Управлении Росреестра по Московской области на скважину N 2476, расположенную по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Лозовское, поселок Ситники (далее - объект).
21.10.2019 г. Управление Росреестра по Московской области уведомило заявителя о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации в связи с отсутствием в приложениях к указанным выше заявлением Технического плана, копий документов, на основании которых указываются сведения об объекте.
21.01.2020 г. заявителю было отказано в регистрации права собственности в связи с неустранением причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Не согласившись с решением Управления Росреестра по Московской области, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Перечень необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав документов указан в статье 18 закона о регистрации.
Управлением Росреестра по Московской области в уведомлении от 21.10.2019 г. указано, что в случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества, сведения о здании или сооружении указываются в техническом плане на основании технического паспорта и акта о приемки в эксплуатацию соответствующего объекта.
Из представленных в материалы дела документов следует, что заявителем для осуществления регистрации права собственности в регистрирующий орган был представлен в том числе Технический план, подготовленный 01.10.2019 г.
В содержании Технического плана указаны сведения об артезианской скважине.
В разделе Технического плана "Заключение кадастрового инженера" (стр. 9 - 10) указано, из каких документов приложения к Техническому плану следует указанная в нем информация.
Информация, содержащаяся в Техническом плане, указана на основании Паспорта скважины N 2476, выданного Государственным трестом ПРОМБУРВОД.
В силу пункта 4.2 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе, в случае строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
Согласно ч. 1 ст. 71 закона о регистрации в случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимого имущества на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года.
В случаях, указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи, сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте (за исключением сведений о местоположении здания, сооружения на земельном участке и об их площади, о площади застройки, сведений о площади и местоположении помещения, машино-места в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения) указываются в техническом плане также на основании утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующих объектов (ч. 4 ст. 71 закона о регистрации).
Вместе с тем, бурение скважины осуществлено до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ - в 1986 году, что подтверждается Актом приема-передачи скважины N 2476.
Кроме того, частью 1, 4 статьи 71 Закона о регистрации, а также пунктом 20 Требований к подготовке технического плана установлено, что в случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о здании или сооружении указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года.
Сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте указываются в техническом плане также на основании утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующих объектов.
Акт о приемке в эксплуатацию подписан сторонами 22 сентября 1986 года между Заказчиком (п/я В-2572, позднее - ПАО "PICK "Энергия") и Подрядчиком работ - трестом "Промбурвод".
Порядок ввода в эксплуатацию в 1986 году был установлен постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов".
Данный порядок распространялся на объекты производственного назначения, которые строились за счет централизованных капитальных вложений, выделенных министерствам и ведомствам, следовательно, государственными комиссиями не выдавались документы на сооружения, построенные хоз. способом.
Данный вывод подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.09.2012 N 5698/12 по делу N А41-9398/11.
Таким образом, артезианская скважина была возведена ПАО "РКК "Энергия" хозяйственным способом в 1986 году для целей водоснабжения пионерлагеря "Восход", что подтверждается актом ввода в эксплуатацию от 22.09.1986. Приемка госкомиссией для данного объекта не требовалась.
Кроме того, ПАО "РКК "Энергия" получена лицензия на пользование недрами МСК 90708 ВР с целью эксплуатации данной артезианской скважины.
В соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 закона о регистрации и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Оценив указанные обстоятельства и принимая во внимание, что заявителем был представлен полный комплект документов, необходимых для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на указанный выше объект недвижимости, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности публичного акционерного общества на артезианскую скважину у Управления Росреестра Московской области не имелось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что обществом было подано по истечению срока обжалования, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Решение об отказе в регистрации права собственности было вынесено регистрирующим органом 21.01.2020 г.
В соответствии с информацией представленной в картотеке арбитражных дел, заявление общества о признании недействительным ненормативного правового акта незаконным было подано заявителем 20.04.2020 года, то есть в пределах срока, предусмотренного для обжалования.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 сентября 2020 года по делу N А41-26462/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-26462/2020
Истец: ПАО "РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ "ЭНЕРГИЯ" ИМЕНИ С.П.КОРОЛЁВА", ПАР "РКК "Энергия"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственнойрегистрации, кадастра и картографии по Москпидкпйобласти