г. Саратов |
|
24 ноября 2020 г. |
Дело N А12-1555/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей - О.В. Лыткиной, О.Н. Силаковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ропотовой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЕМКОР-НР", р. п. Новый Рогачик Городищенского района Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 июня 2020 года по делу N А12-1555/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград", г. Волгоград, (ОГРН 1103458000337, ИНН 3426013572),
к обществу с ограниченной ответственностью "ЕМКОР-НР", р. п. Новый Рогачик Городищенского района Волгоградской области, (ОГРН 1113455002451, ИНН 3403028540),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда", г. Волгоград, муниципальное унитарное предприятие "Коммунальщик", р. п. Новый Рогачик Городищенского района Волгоградской области,
о взыскании 997491 руб. 16 коп.
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "ЕМКОР-НР" представитель Новиков Константин Михайловича - доверенность от 13.03.2020 N 13,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 186 АПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЕМКОР-НР" о взыскании задолженности по договору N 7101 от 01.01.2019 за период с 01.01.2019 по 30.04.2019 в размере 997 491 руб. 16 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22 июня 2020 года по делу N А12-1555/2020 с ответчика в пользу истца взыскано 997 491 руб. 16 коп. долга, а также 22950 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "ЕМКОР-НР" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции необоснованно указано на обязанность ответчика заключить договоры с истцом, договор между истцом и ответчиком не заключался, собственники приняли решения оплачивать услуги по вывозу ТБО напрямую, в связи с чем требования истца не обоснованы, услуги оказывал не истец, ответчик доказал, что истец взыскал услуги за спорный период дважды, ответчик был лишен права на сбор доказательств.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "ЕМКОР-НР" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 20 октября 2020 года произведена замена председательствующего судьи В.А. Камериловой на судью Н.А. Клочкову, сформирован следующий состав суда председательствующий - судья Н.А. Клочкова, судьи О.Н. Силакова, Т.Н. Телегина для рассмотрения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 16 ноября 2020 года произведена замена судьи Т.Н. Телегиной на судьи О.В. Лыткину, сформирован следующий состав суда председательствующий - судья Н.А. Клочкова, судьи О.Н. Силакова, О.В. Лыткина для рассмотрения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, (далее - ТКО), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила), обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет свою работу на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Волгоградской области, заключенного 06.08.2018 с комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (далее - Соглашение). В зону деятельности регионального оператора входит вся территория Волгоградской области. Согласно ч. 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N 89), договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным.
Согласно пп. 2.1.9-2.1.10 Соглашения, региональный оператор обязан организовать взаимодействие с потребителями на основании публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, а также обеспечить исполнение указанных договоров. При этом, в соответствии с ч. 4 статьи 24.7 ФЗ N 89, статьи 30 ЖК РФ, собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
На основании вышеуказанных требований Соглашения, а также норм права, на официальном сайте регионального оператора была размещена и находится в свободном доступе форма договора-оферты на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Типовая форма публичного договора также была опубликована в выпуске газеты "Волгоградская правда" от 28.12.2018 N 151, зарегистрированной в качестве средства массовой информации (свидетельство N ПИ N ТУ 34 - 00826 от 26.07.2017).
Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 20.12.2018 N 47/23 установлен единый тариф на услугу Регионального оператора с твердыми коммунальными отходами ООО "Управление отходами - Волгоград" - 464,88 руб./куб.м, с учетом НДС.
ООО "Управление отходами - Волгоград" начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории всей Волгоградской области с 01.01.2019 и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Волгоградской области до 31.12.2028.
В соответствии с п. 5 раздела I Общие положения, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156), договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641"
Согласно п. 8.11. Раздела 1 Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В соответствии с п. 8.12. Раздела 1 Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил.
Типовой договор был направлен ответчику посредством электронной почты.
Между ООО "Емкор-НР" (потребитель) и ООО "Управление отходами - Волгоград" (Региональный оператор) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 7101 от 01.01.2019 (далее - Договор). Согласно приложению к договору был согласован объем оказываемых услуг в размере в разрезе по каждому дому.
В судебном заседании 01.06.2020 ответчиком заявлено о фальсификации доказательств - документов о направлении истцом ответчику посредством почты договора от 01.01.2019 N 7101 с приложениями.
В последующем, ответчик отказался от ранее поданного заявления о фальсификации доказательств, о чем сделала отметка в протоколе судебного заседания от 01.06.2020.
Согласно п. 10.1. и 10.2. многоквартирные дома, индивидуальные жилые дома раздела 10. Домовладения, (приказ от 30.06.2017 N 21 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области") Среднемесячный норматив на одного жителя составляет 0,206 м3.
На основании среднемесячного норматива был определен норматив накопления в размере 2,472-м. куб./год. 12 мес. * 0,206 = 2,472 м.
Договор заключен между Потребителем и Региональным оператором в соответствии с п. 148(7) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от N 354 в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и нанимателями жилых помещений многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО "ЕМКОР-НР".
В соответствии с условиями Договора Региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в приложении к Договору, обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора в порядке, размере и в сроки, которые определены настоящим Договором, в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
В соответствии с п. 2.1 Договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему Договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги Регионального оператора.
В соответствии с п. 2.2 Договора расчет размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
В соответствии с п. 3.4. Договора Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 3.5. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора.
Согласно ч. 6.2. ст. 155 Жилищного кодекса Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от N 253, платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.
В соответствии с условиями Договора Региональный оператор за период с 01.01.2019 по 30.04.2019 включительно оказал ООО "Емкор-НР" коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов, находящихся под управлением Потребителя, на общую сумму 997 491 руб. 16 коп.
Ответчик не исполнил свои обязательства по Договору надлежащим образом, в свою очередь Региональный оператор направлял ООО "Емкор-НР" следующие платежные документы: УПД счет фактура N 1-40575 от 31.07.2019, УПД счет фактура N 1-40577 от 31.07.2019, УПД счет фактура N 1-40578 от 31.07.2019, УПД счет фактура N 1-40579 от 31.07.2019.
С целью досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 19.12.2019 N 9572 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Принимая оспариваемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно пришёл к следующим выводам.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком был заключен типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
ООО "ЕМКОР-НР" в своей жалобе, как и в суде первой инстанции оспаривает свой статус как исполнителя коммунальных услуг.
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками помещений многоквартирного дома в качестве способа управления домом управление управляющей организацией последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает его заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Управляющая компания, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
Пунктом 8 (1) Правил N 1156 предусмотрено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации как избранного способа управления домом, в правоотношениях по оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в этом доме участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг.
Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 6 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641 (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами").
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 64 Правил N 354 потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (товариществу собственников жилья или управляющей организации). Такой порядок расчетов рассматривается как выполнение потребителями, как третьими лицами, обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам.
Указанный подход согласуется с правовой позицией относительно правового положения исполнителя коммунальных услуг, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918.
Таким образом, фактически сложившиеся договорные отношения между поставщиком коммунальной услуги и управляющей организацией возможны и в отсутствие письменного договора, при этом внесение платы за вывоз ТБО собственниками помещений дома напрямую поставщику коммунальной услуги не исключает наличия договорных отношений между истцом и ответчиком, в связи с чем довод ответчика о том, что исполнителем коммунальной услуги является ООО "Управление отходами" организация, отклоняется судом.
Данный вывод сделан Арбитражным судом Поволжского округа в Постановлении от 30.08.218 по делу N А55-7047/2017.
Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ) введена в действие статья 157.2 "Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами".
Так, пунктами 1, 3 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Следовательно, независимо от способа управления домом, с ЖК РФ предусматривает право собственников и нанимателей жилья в многоквартирных домах на общем собраний принять решение о заключении с поставщиком коммунального ресурса прямых договоров.
Согласно п. 2 Письма Минстроя России N 20073-АЧ/04 от 04.05.2018 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с принятием Федерального закона от 3.04.2018 N 59 -ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией.
В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Однако по решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 ЖК РФ (пункт 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ).
Кроме того, в п. 5 Письма Минстроя России N 20073-АЧ/04 от 04.05.2018 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с принятием Федерального закона от 3.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" указано, что в соответствии с ч. 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 12 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2, в соответствии с которой прямые договоры заключаются исключительно на поставку коммунальных услуг.
Таким образом, переход на прямые договоры не затрагивает отношения лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, с ресурсоснабжающей организацией, сложившиеся в рамках договоров в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Соответственно, плата за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме, выставляется ресурсоснабжающей организацией лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, а последний выставляет соответствующую плату собственникам помещений в многоквартирном доме в составе платы за содержание жилого помещения.
Согласно части 6 статьи 3 Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона было принято и реализовано решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, такой порядок расчетов сохраняется до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Суд первой инстанции пришёл к выводу, что исполнителем были оказаны услуги на сумму 997491 руб. 16 коп.
При этом довод ответчика о том, что АО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" были получены
денежные средства от жителей МКД в счет оплаты услуг по обращению с ТКО отклонил в связи со следующим.
Согласно представленным доказательствам, в феврале 2019 года в адрес АО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" поступили протоколы общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "Емкор-НР", в соответствии с которыми было принято решение о переходе на прямые договоры с региональным оператором.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, решения общего собрания собственников помещений в МКД оформляются протоколами.
В соответствии с п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354) (далее -Правила) управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме сведения.
Необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями. Следовательно, управляющей организации необходимо в установленный срок предоставить в адрес ООО "Управление отходамиВолгоград" перечисленные в указанном нормативном акте сведения: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование и место государственной регистрации юридического лица - собственника, контактный телефон; адреса жилых помещений в многоквартирном доме с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги и; сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в многоквартирном доме мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством РФ; сведения о случаях, периодах и основаниях перерасчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю, копии документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет размера платы, за предыдущие 12 месяцев; реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
В случае непредоставления указанных сведений или предоставления недостоверных сведений убытки ресурсоснабжающей организации, понесенные в связи с уплатой ею штрафа за необоснованное увеличение размера платы за коммунальные услуги, рассчитанного при отсутствии указанных сведений или на основании недостоверных сведений, подлежат возмещению управляющей организацией, товариществом или кооперативом, не предоставившими сведения и (ши) предоставившими недостоверные сведения, что прямо указано в п. 6 Правил.
В соответствии с п. 1 ч. 7 статьи 157.2. ЖК РФ Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно: в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. По решению ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке.
АО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" является едиными расчетным центром, который оказывает услуги как региональному оператору, так и другим ресурсоснабжающим организациям, поэтому сведения для начислений аккумулируются в ИВЦ на основании предоставленных и собранных ранее данных.
В связи с тем, что ООО "Емкор-НР" не были предоставлены сведения для начислений вместе с поступившими протоколами общих собраний собственников жилых помещений, перевод на прямые договоры был отсрочен, но не более чем на три месяца с даты поступления, о чем свидетельствует официальный ответ АО "ИВЦЖКХ и ТЭК" с приложением о дате перехода на прямые платежи в разрезе по каждому дому, а также было пояснение о том, что выпуск АИПЕД осуществляется не на все жилые помещения по причине отсутствия актуальной базы данных.
Основания для начисления у АО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" на собственников помещений на основании заключенных прямых договоров между региональным оператором и собственниками помещений, возникают в соответствии с поручением, выданным ООО "Управление отходами-Волгоград". Других оснований для начисления, изготовления и доставке АИПЕД потребителям не возникало.
Согласно ч. 6.2. ст. 155 ЖК РФ Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В связи с тем, что договор с региональным оператором типовой и публичный пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Ответчиком не представлено доказательств того, что услуги по вывозу ТБО не были оказаны истцом.
По указанным основаниям суд первой инстанции пришёл к выводу, с учетом непредставления ответчиком доказательств оплаты выполненных работ, что заявленное истцом требование о взыскании основной задолженности в размере 997491 руб. 16 коп. подлежит удовлетворению.
Как следует из протоколов общих собраний собственников помещений в МКД, собственниками принято решение о заключении прямых договоров с ООО "Управление отходами" (т.1, л.д.94-119).
Письмом от 16.03.2020 N 2841/20 АО ИВЦ ЭКХ и ТЭК уведомило истца о том, что поступили протоколы общих собраний собственников помещений о переходе на заключение прямых договоров с ООО "Управление отходами", а также что не на все жилые помещения предоставлена актуальная информация управляющей организацией - ООО "Емкор-НР" (т.1, л.д. 123).
Учитывая изложенное, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что предъявление требования о взыскании задолженности являются правомерными, но лишь в части взыскания 889076 руб. 26 коп.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе судебная коллегия приобщила к материалам дела платежный документ за услуги за обращение с ТКО, выставленный Дырда О.А. за март 2019 года, проживающему по адресу: 303021, р.п. Новый Рогачик, ул. Озерная, д.49/2, подтверждающий, что начисление происходила напрямую собственнику.
Арбитражный апелляционной суд посчитал необходимым запросить у АО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" сведения и документы обо всех денежных средствах, полученных обществом с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" (ОГРН 1103458000337, ИНН 3426013572) и акционерным обществом "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда" за услугу обращения с ТКО за период с января 2019 года по апрель 2019 года по жилым домам по адресам: Волгоградская область, Городищенский район, р.п. Новый Рогачик, ул. Озёрная, дома N 22,46 -58, 60,61, ул. Центральная, дома N 11-16,58,59,62,63.
От АО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" 11.11.2010 поступил ответ на запрос суда N 9070 (вх.N 1070/2020), который был приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Согласно ответу на запрос суду апелляционной инстанции была предоставлена ведомость начисления и оплаты в разрезе услуг за услугу обращения ТКЛ за период с января по апрель 2019 года по жилым домам, расположенным по адресам: Волгоградская обл., Городищенский район, р.п. Новый Рогачик, ул. Озерная, дома N 9,22, 46-58, 60, 61, ул. Центральная дома N 11-16, 58, 59, 62, 63. Также АО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" сообщило, что начисление ул. Центральная дома N 11-16, 58, 59, 62, 63 производилось истцом с мая 2019 года.
Предоставленная ведомость начислений и оплаты в разрезе услуг за период с 01.01.2019 по 01.04.2019 ООО "Управление отходами-Волгоград" были напрямую начислены услуги на сумму 108414 руб. 90 коп. по домам N N 22,52,52,49/2,56,46,47,49,61,57,53,58,55,54,51,60,48 по адресу рп Новый Рогачик, ул. Озерная, оплачено было потребителями 31680 руб. 13 коп.
Из ведомости начислений и оплаты в разрезе услуг за период с 01.01.2019 по 01.04.2019 видно, что по дому 49/2 оплачено 597 руб. 25 коп., что соответствует платежному документу за март 2019 года (т.2, л.д.139) по указанному дому.
Проанализировав представленные АО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" документы, материалы дела судебная коллегия приходит к выводу, что за спорный период ООО "Управление отходами" были заключены прямые договора с некоторыми собственниками помещений, находящимся в управлении ответчиком, что привело к двойному начислению суммы 108414 руб. 90 коп.
Указанные обстоятельства истцом не опровергнуты, возражений не представлено, также не представлен расчет из которого можно было бы сделать вывод, что в предъявленной ко взысканию сумме учтена сумма в размере 108414 руб. 90 коп. При таких обстоятельствах повторное взыскание указанной суммы повлечет неосновательное обогащение истца и приведет к повторному взысканию с потребителей стоимости услуг по вывозу ТБО.
С учетом изложенного судебная коллегия считает необходимым отказать истцу во взыскании 108414 руб. 90 коп., следовательно, в пользу истца подлежит взыскать (997491 руб. 16 коп.- 108414 руб. 90 коп.) 889076 руб. 26 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции имеются правовые основания для изменения обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 июня 2020 года по делу N А12-1555/2020 изменить, изложить резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЕМКОР-НР" (ИНН 3403028540, ОГРН 1113455002451) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" (ИНН 3426013572, ОГРН 1103458000337) 889076 руб. 26 коп. долга, а также 20455 руб. 62 коп. расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" (ИНН 3426013572, ОГРН 1103458000337) в пользу с общества с ограниченной ответственностью "ЕМКОР-НР" (ИНН 3403028540, ОГРН 1113455002451) судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 326 руб. 06 коп.
Финансово-экономическому отделу Двенадцатого арбитражного апелляционного суда перечислить с депозитного счета арбитражного апелляционного суда Омельченко Майе Тиркишевне денежные средства в сумме 15000 руб., перечисленные чеком-ордером от 18.08.2020 N 4948.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Клочкова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-1555/2020
Истец: ООО "УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ - ВОЛГОГРАД"
Ответчик: ООО "ЕМКОР-НР"
Третье лицо: АО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК Волгограда", АО "ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ВОЛГОГРАДА", МУП "Коммунальщик"