г. Ессентуки |
|
25 ноября 2020 г. |
Дело N А63-7238/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.11.2020.
Полный текст постановления изготовлен 25.11.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Старковой А.А., при участии в судебном заседании от заявителя - государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" - Гермаш А.Н. (по доверенности от 23.12.2019), в отсутствие заинтересованного лица - Северо-Кавказского Межрегионального управления Росприроднадзора, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.08.2020 по делу N А63-7238/2020,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 12.08.2020 отказано в удовлетворении требования государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - заявитель, предприятие) к Северо-Кавказскому Межрегиональному управлению Росприроднадзора (далее - заинтересованное лицо, управление) об оспаривании предписания от 10.03.2020 N 20-174/ВП/2. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным должностным лицом, требования, предъявленные административным органом, основаны на нормах закона, предписание является исполнимым. Судом не установлено нарушение предписанием управления прав и законных интересов заявителя, несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту.
В апелляционной жалобе предприятие просит отменить решение суда и удовлетворить его заявление, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:
- проверка проведена административным органом с грубым нарушением требований действующего законодательства, а именно пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- ссылается на отсутствие у кека (механически обезвоженный осадок сточных вод) признаков отхода, он не является конечным продуктом. Действующее законодательство не предусматривает осуществление обезвреживания или размещения отходов в производственном процессе водоотведения. Такие действия могут осуществляться по окончании процесса водоотведения;
- Решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 14.08.2019 по делу N 12-122/2019 и постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 13.02.2020 по делу N 16-72/2020 не имеют преюдициального значения.
В отзыве управление возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие управления, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом. При этом суд отклоняет заявленное управлением ходатайство об отложении судебного заседания, мотивированное невозможностью участия в нем представителя.
При этом суд руководствуется частью 3 статьи 158 АПК РФ, в силу которой, в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Заявив ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы, управление не представило документального обоснования причины невозможности явки в судебное заседание другого представителя. Ссылок на необходимость представления дополнительных пояснений и доказательств в ходатайстве не содержится.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в отношении предприятия на основании распоряжения (приказа) от 19.02.2020 N 174 была проведена внеплановая документарная проверка исполнения ранее выданных предписаний от 08.11.2019 N 19-600/ВП/2, 19-600/ВП/3, 19-600/ВП/4, которыми обществу предписывалось в срок до 10.02.2020 прекратить нарушения пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", статей 14,18 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", выразившихся в проведении мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов, отсутствие паспортов на отходы производства 4 класса опасности "мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный", и неразработанных нормативов образования отходов производства с включением 4 класса опасности "ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод".
По результатам проведения внеплановой документарной проверки управлением составлен акт проверки от 10.03.2020, которым установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены, предписания от 08.11.2019 не исполнены.
В связи с не устранением нарушений, 10.03.2020 управлением выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 10.03.2020 N 20-174/ВП/2. Названным предписанием на заявителя возложена обязанность в срок до 10.06.2020 прекратить нарушения пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", статей 14,18 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", выразившихся в проведении мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов, отсутствие паспортов на отходы производства 4 класса опасности "мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный", и неразработанных нормативов образования отходов производства с включением 4 класса опасности "ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод".
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статей 200, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, необходимо установить совокупность обстоятельств, свидетельствующих как о несоответствии оспариваемого акта, решения или действий (бездействия) закону, так и нарушение этим актом, решением или действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее-Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 -4 класса опасности подлежит лицензированию.
Статьей 1 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее-Закон N 89-ФЗ) определено, что: отходы производства и потребления -вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; обезвреживание отходов -уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
На основании пункта 9.2.14.1 Свода правил СП 32.13330.2012 "Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85" (далее - свод правил СП 32.13330.2012) осадки, образующиеся в процессе очистки сточных вод (песок из песколовок, осадок первичных отстойников, избыточный активный ил и др.) должны подвергаться обработке с целью обезвоживания, стабилизации, снижения запаха, обеззараживания, улучшения физико-механических свойств, обеспечивающих возможность их экологически безопасной утилизации или размещения в окружающей среде. Согласно своду правил СП 32.13330.2012 иловые площадки относятся к инженерным сооружениям для обработки и обезвоживания осадков.
В соответствии с "СанПиН 2.1.7.573-96. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест. Бытовые и промышленные отходы. Санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения. Санитарные правила и нормы" обезвреживание и обеззараживание осадка сточных вод может быть осуществлено одним из следующих способов: термофильным сбраживанием в метантенках или термосушкой; облучением инфракрасными лучами (камера дегельминтизации); пастеризацией при температуре 70° С и времени теплового воздействия не менее 20 минут; аэробной стабилизацией с предварительным нагревом смеси сырого осадка с активным илом при температуре 60 - 65° С в течение 2 часов; компостированием (с опилками, сухими листьями, соломой и торфом, другими водопоглощающими средствами) в течение 4-5 месяцев, из которых 1 - 2 должны приходиться на теплое время года, при условии достижения во всех частях компоста температуры не менее +60° С; выдерживанием на иловых площадках в условиях: I и II климатических районов в течение не менее 3 лет; III климатического района - не менее 2 лет; IV климатического района - не менее 1 года.
При проведении проверки установлено, что в результате деятельности по очистки сточных вод у предприятия, в соответствии с протоколом биотестирования проб отхода от 07.06.2019 N 46-о, экспертным заключением от 10.06.2019 N 94, образуется отход 4 класса опасности, который обезвреживается (в результате чего уменьшается масса отхода, в том числе изменение их состава, физических и химических свойств), и в последствии относится к 5 классу опасности. При этом лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 -4 класса опасности отсутствует.
Закон N 99-ФЗ регулирует отношения, связанные с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Статьей 9 Закона N 89-ФЗ определено следующее: лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ.
В соответствии со статьей 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежат деятельность, в том числе по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
По положениям статьи 3 N 99-ФЗ лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа
Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 указанного Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Как следует из материалов дела, департаментом при изучении технологического регламента работы очистных сооружений и при проведении осмотра территории Кавминводских очистных сооружений канализации установлено, что сырой осадок из первичных отстойников откачивается насосами и подается в резервуары сырого смешанного осадка, откуда при помощи насосов осадок поступает на декантеры.
На декантерах происходит отделение осадка от воды, в результате влажность осадка снижается до 70 %, а объем уменьшается в 7-8 раз.
После декантеров осадок с помощью насосов подается в бункер накопитель, откуда вывозится тракторной техникой на площадки складирования для дальнейшей сушки.
При проведении проверки с привлечением аккредитованной лаборатории и в присутствии представителя Филиала по доверенности от 13.05.2019 N 31-ю начальника лабораторно - аналитического отдела производственно - технического подразделения Кавминводских очистных сооружений канализации Витко Т.Б., осуществлен отбор проб отходов: 1) на участке цеха механического обезвоживания осадков, где происходит (оборудовании - декантер) отделение осадка от воды, в результате влажность осадка снижается до 70 %, а объем уменьшается в 7-8 раз, после декантеров осадок с помощью насосов подается в бункер накопитель откуда вывозится тракторной техникой на площадки складирования для дальнейшей сушки: в соответствии с протоколом биотестирования проб отхода N 46-о от 07.06.2019, экспертным заключением N 94 от 10.06.2019 установлено, что отход "смесь обезвоженного садка и уплотненного ила" относится к 4 классу опасности.
Данный вид отхода, в соответствии с экспертным заключением N 94 от 10.06.2019, можно отнести по ФККО к коду 7 22 201 11 39 4 "Ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно - бытовых и смешанных сточных вод";
2) произведен отбор проб на площадке складирования: в соответствии с протоколом биотестирования проб отхода N 34-о от 23.05.2019, экспертным заключением N 74 от 24.05.2019 установлено, что отход "ил стабилизированный" относится к 5 классу опасности.
В связи с вышеизложенным, класс опасности вышеуказанного отхода меняется с 4 класса опасности на 5 класс опасности.
Суд первой инстанции правильно указал, что отходы IV, V класса опасности, образовавшиеся в процессе оказания Филиалом услуг водоотведения являются отходами производства и потребления в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее-Закон N89-ФЗ).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности у ГУП "Ставрополькрайводоканал" по месту осуществления деятельности Филиала отсутствует.
Факт осуществления Филиалом обезвреживания отходов подтверждается лабораторными исследованиями (протоколы отбора проб: от 15.05.2019 N 34-0, от 31.05.2019 N 46-о, экспертные заключения: от 24.05.2019 N 74, от 10.06.2019 N 94), в соответствии с которыми класс опасности вышеуказанного отхода меняется с 4 класса опасности на 5 класс опасности.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Филиал осуществляет деятельность по обезвреживанию отходов IV класса опасности в отсутствие лицензии на указанный вид деятельности, чем нарушает требования статьи 9 Закона N 89-ФЗ, статьи 12 Закона N 99-ФЗ.
Указанные выводы также подтверждены вступившим в законную силу постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2020 по делу N А63-11969/2019. Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу судебным актом и не подлежат переоценке в рамках настоящего дела (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" приводит довод о том, что в соответствии с пунктом 4, 6 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Управлением допущены грубые нарушения при проведении проверки, в связи, с чем результаты проверки не могут рассматриваться в качестве доказательств совершения административного правонарушения.
Положениями статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ установлен исчерпывающий перечень грубых нарушений требований названного закона. Данный перечень исчерпывающий и закрытый.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ, к числу грубых нарушений относится нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 названного Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
На основании п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ Управлением издан приказ от 19 февраля 2020 г. N 174 "О проведении внеплановой документарной проверки в отношении юридического лица - Государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал".
Заверенная копия приказа от 19 февраля 2020 г. N 174 с уведомлением о проведении проверки от 21 февраля 2020 г. N 220 направлены должностным лицом Управления 21 февраля 2020 г. на официальный адрес электронной почты юридического лица - ГУП СК "Ставрополькрайводоканал": public@skvk.ru.
Согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ, заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
Вместе с тем, из буквального толкования части 4 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ, служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора) предъявляется при проведении выездной проверки.
Таким образом, копия приказа (распоряжения) не могла быть вручена юридическому лицу одновременно с предъявлением служебного удостоверения, так как внеплановая проверка проводилась в документарной форме на основании приказа от 19 февраля 2020 г. N 174, в связи с чем, приведенный довод предприятия является несостоятельным.
По доводу предприятия о допущении грубого нарушения требований Федерального закона N 294-ФЗ, предусмотренного частью 4 статьи 16 (в части непредставления акта проверки).
В соответствии с положениями частью 4 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ, акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 названного Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора).
Уведомление о подписании акта проверки было направлено государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Мельниченко В.Г. 03 марта 2020 года на официальный адрес электронной почты юридического лица - ГУП СК "Ставрополькрайводоканал": public@skvk.ru.
ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" должным образом было уведомлено как о проведении проверки, так и о сроках проведения проверки и дате подписания акта проверки.
В день завершения проверки в отношении ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", директор, либо его законный представитель, на подписание акта не явились.
В связи с чем, акт внеплановой документарной проверки от 10.03.2020 N 20-174/ВП/1, с приложением предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 10.03.2020 N 20-174/ВП/2 направлены Управления 11 марта 2020 года заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 35763345003360 акт проверки с приложениями получен ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" 17 марта 2020 года.
Из анализа представленных материалов установлено, что оспариваемое предписание выдано в установленном порядке, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Судом в ходе судебного заседания не установлено наличие обозначенной статьями 198, 200 АПК РФ совокупности обстоятельств, которые могли бы послужить признанию недействительным оспариваемого предписания.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 110, 112, 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.08.2020 по делу N А63-7238/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-7238/2020
Истец: ГУП СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СТАВРОПОЛЬКРАЙВОДОКАНАЛ"
Ответчик: СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ