г. Киров |
|
26 ноября 2020 г. |
Дело N А29-7389/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Барьяхтар И.Ю., Панина Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.09.2020 по делу N А29-7389/2020
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН 1101160027,ОГРН 1171101008297)
к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью "Энергия севера" (ИНН 7604255124, ОГРН 1147604001456),
об устранении нарушений правил пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском об обязании публичного акционерного общества "МРСК Северо-Запада" (далее - ответчик, заявитель, Общество) об обязании в срок до 01.11.2020 устранить нарушения пунктов 9(1), 35 Правил пожарной безопасности в лесах в выделах N N 23, 24 квартала N 108, выделах NN 7, 9, 22 квартала N 107, выделов NN 5, 6 квартала N 106 Выльгортского участкового лесничества ГУ "Сыктывкарское лесничество" на просеке воздушной линии 10 кВ яч. 706 Д ПС 110/10 кВ "Соколовка" одним из способов либо в сочетании:
- освободить просеку от горючих материалов в виде порубочных остатков путём их полной уборки,
- отделить стену леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером по обе стороны линии электропередачи.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Энергия севера" (далее - третье лицо, ООО "Энергия севера").
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.09.2020 исковые требования удовлетворены.
Общество с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.09.2020 по делу N А29-7389/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя решение суда является незаконным и необоснованным. Общество считает, что является надлежащим ответчиком по делу, поскольку 09.08.2018 между ПАО "МРСК Северо-Запада" (заказчиком) и ООО "Энергия севера" (подрядчиком) был заключен договор на выполнение строительно-монтажных работ N 145/18-Ю. Подрядчик выполнил работы по данному договору в 2018 году. Заявитель жалобы считает, что несмотря на необходимость создания условий для строительства линии электропередач, рубку лесных насаждений на объектах, указанных в исковом заявлении, не осуществляло, каких-либо срубленных деревьев, порубочных остатков и других горючих материалов от осуществления данной деятельности на землях лесного фонда не оставляло, следовательно, на Общество не может быть возложена требуемая обязанность. Заявитель жалобы указывает, что в данном случае, обязанность по уборке древесины, порубочных остатков и других горючих материалов, образовавшихся при проведении работ по расширению просек, согласно взятым на себя обязательствам по договору, может быть возложена на ООО "Энергия севера". Кроме того, заявитель жалобы ссылается на то, что акт осмотра N 1 от 30.05.2019 и акт патрулирования N 10 территории лесного фонда от 30.05.2019, представленные Государственным учреждением Республики Коми "Сыктывдинское лесничество" в обоснование наличия со стороны ответчика нарушений правил пожарной безопасности являются недопустимыми доказательствами по делу. Учитывая, что патрулирования территорий лесного фонда, являющиеся самостоятельным мероприятием по контролю, осуществлены не на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), акты планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) не содержат необходимых сведений, указанных в пункте 12 Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований, утвержденного Приказом Минприроды России от 31.08.2015 N373, следовательно, порядок проведения мероприятий не соблюден. Заявитель считает, что внеплановые выездные проверки в отношении Общества по результатам выявленных нарушений не проводились, акты составлены без участия представителей ответчика, либо незаинтересованных лиц, следовательно, указанные акты не могут быть использованы в качестве доказательства наличия со стороны Общества каких-либо нарушений правил пожарной безопасности, и тем самым, надлежащим доказательством по делу.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу доводы заявителя отклонило, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Энергия севера" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 22.10.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.10.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, истец заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 18.10.2018 Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N СО990519/09/18-АЗ (далее - договор), по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование (аренду) лесной участок, находящийся в государственной собственности со следующими характеристиками: площадь 4,95 га, местоположение: Республика Коми, МО ГО "Сыктывдиснкий", ГУ "Сыктывкарское лесничество", Выльгортское участковое лесничество, квартал 78, выделы 5, 14, 15, 36, 16, 17, 26, 31; квартал 95, выделы 49, 5; квартал 94, выдел 21; квартал 108, выделы 2, 8, 24, 23; квартал 107, выделы 7, 22, 9; квартал 106, выделы 6,5
Арендатору передается лесной участок с целью строительства ответвления от ВЛ 10Кв яч. 706Д ПС 110/10 кВ "Соколовка" протяженностью 14 км в Сыктывдинском районе (пункт 1.3 договора).
Границы лесного участка указаны в схеме расположения лесного участка (Приложение N 1 к договору).
Характеристики лесного участка на день заключения договора в соответствии с данными государственного лесного реестра приводятся в Приложении N 2 к договору (пункт 1.4 договора).
Арендатор обязан осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством РФ и проектом освоения лесов, а также осуществлять на лесном участке санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с законодательством РФ (подпункты "з", "к" пункта 3.4 договора).
Лесной участок передан Обществу по акту приема-передачи (Приложение N 5 к договору).
30.05.2019 участковым лесничим Выльгортского участкового лесничества ГУ "Сыктывкарское лесничество" проведен осмотр предоставленного Обществу в аренду лесного участка, по результатам которого составлены акт осмотра N 1 от 30.05.2019 и акт патрулирования N 10 территории лесного фонда от 30.05.2019, схемы мест нарушений Правил пожарной безопасности в лесах, представлены соответствующие фототаблицы (л.д. 31-40).
В актах зафиксировано, что в квартале 108 Выльгортского участкового лесничества проходит линия электропередач ВЛ 10 кВ яч.706Д ПС 110/10 кВ "Соколовка". В ходе осмотра на данной линии электропередач была обнаружена заготовленная древесина, расположенная на расстоянии менее 10 метров от стены леса (от выдела 24 квартала 108 Выльгортского участкового лесничества). При этом работы по устройству минерализованных противопожарных полос проведены не были.
По выявленным фактам нарушений в отношении ответчика составлен протокол N 4-2019-8 от 30.07.2019 за совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 8.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении Правил пожарной безопасности в лесах.
Постановлением N 324 от 08.10.2019 Общество за выявленные нарушения Правил пожарной безопасности в лесах привлечено к административной ответственности в виде штрафа.
24.10.2019 истцом в адрес ответчика была направлена претензия N 43, в которой ответчику предлагалось устранить допущенные нарушения Правил пожарной безопасности в лесах.
Неисполнение претензионных требований послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 указанного кодекса строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В этих целях допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (часть 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации).
Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации).
Порядок использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, а также в охранных зонах таких объектов установлен статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации и Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила N 223).
Пунктом 8 Правил N 223 предусмотрено, что в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются:
а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов;
б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра;
в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
Кроме того, положениями пункта 16 Правил N 223 установлено, что лица, использующие леса в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают, в том числе регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила пожарной безопасности в лесах, Правила N 417), в силу 9(1) которых в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Согласно пункту 34 Правил N 417 просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов; пунктом 35 Правил N 417 определено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Учитывая вышеизложенные нормы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обязанность по содержанию просеки электросетевых объектов ВЛ 10Кв яч. 706Д ПС 110/10 кВ "Соколовка" в надлежащем состоянии, а равно по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах, возложена на лицо, которое в законном порядке приобрело право использования лесов, то есть на Общество; Обществом, являющимся собственником электросетевых объектов ВЛ 10Кв яч. 706Д ПС 110/10 кВ "Соколовка" в границах охранных зон данных объектов были организованы работы по расчистке просек, при этом по окончании работ в нарушение вышеуказанных норм на просеках осталась заготовленная древесина, расположенная на расстоянии менее 10 метров от стены леса.
Довод Общества о том, что надлежащим ответчиком по делу является ООО "Энергия севера", отклоняется апелляционным судом.
В рассматриваемом случае наличие срубленной древесины являлось следствием выполнения мероприятий по расчистке просек электросетевых объектов, принадлежащих Обществу.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Обязанность осуществлять очистку мест рубок, а также соблюдать противопожарный режим возложена именно на ответчика как на лицо, осуществляющее использование лесов в целях эксплуатации линейных объектов.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", по общему правилу, предусмотренному пунктом 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательство не создает прав и обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Соответственно, стороны обязательства не могут выдвигать в отношении третьих лиц возражения, основанные на обязательстве между собой, равно как и третьи лица не могут выдвигать возражения, вытекающие из обязательства, в котором они не участвуют.
То обстоятельство, что по условиям договора на выполнение строительно-монтажных работ N 145/18-Ю ООО "Энергия севера" приняло на себя обязательство перед Обществом по уборке порубочных остатков, не свидетельствует о возникновении правоотношений между Министерством и ООО "Энергия севера", поскольку лицом, ответственным за соблюдение требований законодательства при эксплуатации линейных объектов остается Общество.
Довод заявителя в жалобе о проведении проверки юридического лица с нарушением, установленного Федеральным законом N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядка, не может быть принято во внимание, поскольку правонарушение по настоящему делу выявлено не в ходе проверки, а в результате текущего патрулирования лесов, являющегося самостоятельным мероприятием по контролю в лесах, что соответствует статье 96 Лесного кодекса Российской Федерации, пункту 12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, и приказа ГУ "Сыктывкарское лесничество" от 25.04.2019 N 31 "О проведении патрулирования".
Кроме того, Обществом, заявляющим о том, что представленные истцом в подтверждение заявленных доводов акт осмотра N 1 от 30.05.2019 и акт патрулирования N 10 территории лесного фонда от 30.05.2019 не могут быть использованы в качестве доказательства наличия со стороны Общества каких-либо нарушений правил пожарной безопасности, не представлены доказательства, подтверждающие факт выполнения мероприятий по очистке просек.
В ходе рассмотрения настоящего дела Общество в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагающей на ответчика бремя доказывания возражений на исковые требования, не заявляло ходатайств о проведении совместной с истцом проверки и фиксации, о привлечении специалиста для установления оспариваемых ответчиком обстоятельств либо иных процессуальных ходатайств, направленных на опровержение в установленном порядке представленных истцом сведений, подтвержденных надлежащими доказательствами.
Между тем, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.09.2020 по делу N А29-7389/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "МРСК Северо-Запада" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-7389/2020
Истец: ГУ РЕСПУБЛИКИ КОМИ "СЫКТЫВКАРСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО", Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
Ответчик: ПАО МРСК Северо-Запада Комиэнерго, ПАО Производственное отделение Южные электрические сети филиала МРСК Северо-Запада Комиэнерго
Третье лицо: ООО "Энергия севера"