25 ноября 2020 г. |
дело N А40-78154/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Бодровой Е.В., Тетюка В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кучерук А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Истца
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.09.2020 г. (резолютивная часть от 16.09.2020 г.) по делу N А40-78154/19
по иску ООО "ГАРПИКС" (ОГРН 1113702013688)
к ГУП "МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН" (ОГРН 1027700096280)
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: Милорадов А.И. по доверенности от 12.03.2019
УСТАНОВИЛ:
ООО "ГАРПИКС" (далее - истец, подрядчик) предъявило ГУП "МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН" (далее - ответчик, заказчик) иск о взыскании задолженности в размере 1 357 402 руб. 16 коп., пени в размере 9 912 руб. 52 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 16.09.2020 г., изготовленным в полном объеме 22.09.2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, Истец подал апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Ответчик по требованиям и доводам жалобы возражал, неявившийся Истец уведомлен о времени и месте рассмотрения дела посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте суда в сети Интернет (т. 3 л.д. 55).
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что 13.03.2018 между ООО "ГАРПИКС" (подрядчик) и ГУП "МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН" (заказчик) заключен контракт N 901869 на выполнение работ по созданию корпоративного портала Московского метрополитена.
В соответствии с п. 1.1 Контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по созданию корпоративного портала Московского метрополитена (далее - работы) в объеме, установленном в Техническом задании Технических требованиях, а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно Графику выполнения и оплаты работ по контракту, составленному в соответствии с Техническим заданием, установлены следующие сроки выполнения работ:
Длительность 1 этапа составляет 20 дней с даты заключения контракта, сумма, подлежащая оплате: 180 987, 00 рублей 00 копеек
Длительность 2 этапа составляет 80 дней с даты истечения сроков исполнения 1 этапа, в соответствии с настоящим Календарным планом, сумма, подлежащая оплате: 723 948, 00 рублей 00 копеек
Длительность 3 этапа составляет 30 дней с даты истечения сроков исполнения 2 этапа, в соответствии с настоящим Календарным планом, сумма, подлежащая оплате: 271 480, 16 (Двести семьдесят одна тысяча четыреста восемьдесят) рублей 00 копеек
Длительность 4 этапа составляет 20 дней с даты истечения сроков исполнения 3 этапа, в соответствии с настоящим Календарным планом, сумма, подлежащая оплате: 180 987, 00 рублей 00 копеек
Подрядчик приступил к исполнению своих обязательств по Контракту, однако столкнулся с препятствием, выраженным в необоснованных действиях Заказчика. Заказчик необоснованно отказывал в приёмке отдельных этапов работ, требовав от Подрядчика предоставления документации, не предусмотренной Контрактом.
Вместе с тем, в соответствии с п.4.2 Контракта не позднее 5 (пяти) рабочих дней после получения от Подрядчика документов, указанных в настоящей статье Контракта, Заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку выполненных работ по настоящему Контракту на предмет соответствия их объема, качества требованиям, изложенным в настоящем Контракте и Техническом задании, и направляет заказным письмом с уведомлением, либо отдает нарочно Подрядчику подписанный Заказчиком 1 (один) экземпляр Акта сдача-приемки выполненных работ либо запрос о предоставлении разъяснений касательно результатов выполненных работ, или мотивированный отказ от принятия результатов выполненных работ и сроком их устранения или акт с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их устранения. В случае отказа Заказчика от принятия результатов выполненных работ в связи с необходимостью устранения недостатков и/или доработки результатов работ Подрядчик обязуется в срок, установленный в акте, составленном Заказчиком, устранить указанные недостатки/произвести доработки за свой счет.
Так, 03.04.2018 Заказчик получил от подрядчика документацию по первому этапу работ, однако в нарушение сроков, установленных п. 4.2 Контракта, провел экспертизу и уведомил Подрядчика "о несоответствиях" в выполненных Работах только 24.04.2018.
Затем 31.07.2018 Заказчиком все же подписан Акт сдачи-приемки первого этапа работ.
Истец указал, что аналогичным образом необоснованно Заказчик затягивал приёмку работ по второму, третьему и четвертому этапам работ по Контракту.
В связи с чем, 03.12.2018 Подрядчиком принято решение о приостановлении выполнения работ по Контракту в связи с необоснованными действиями Заказчика, препятствующими выполнению работ в срок.
Между тем, Подрядчиком выполнены работы по контракту надлежащим образом, Акты сдачи-приемки работ по 2, 3 и 4 этапам направлены Заказчику, что подтверждается курьерскими накладными.
Однако Заказчиком направленные Акты не подписаны, мотивированного отказа от приемки выполненных работ не составлено.
После чего 05.12.2018 Заказчиком принято необоснованное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с расторжением контракта Заказчиком в УФАС по г. Москве направлены сведения для включения информации о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
Однако УФАС по г. Москве отказало Заказчику во включении сведений о Подрядчике в реестр, о чем вынесено соответствующее решение.
Вместе с тем, согласно п.2.6.1 Контракта заказчик оплачивает работы по факту объема выполненных работ, в безналичном порядке путем перечисления стоимости выполненных работ с расчетного счета Заказчика на расчетный счет Подрядчика, реквизиты которого указаны в статье "Адреса, реквизиты и подписи Сторон" Контракта, на основании надлежаще оформленного и подписанного обеими Сторонами Акта сдачи-приемки выполненных работ (Приложение N 2 к настоящему Контракту) (далее - Акт сдачи-приемки выполненных работ), с приложением документов, подтверждающих объем выполненных работ, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком Акта сдачи-приемки выполненных работ.
П.5.2.2 Контракта устанавливает обязанность Заказчика своевременно оплатить выполненные работы, основанием для оплаты является подписанный сторонами Акт.
Учитывая, что Заказчиком подписан Акт сдачи-приемки первого этапа работ, а также не составлены какие-либо мотивированные отказы от приемки оставшихся этапов работ (2, 3 и 4), у Заказчика возникла задолженность по приемке фактически выполненных работ по всем четырем этапам.
Таким образом, стоимость всех этапов работ по контракту составляет 1 357 402 руб. 16 копеек, которая не оплачена Заказчиком.
31.01.2019 Подрядчик направил в адрес Заказчика претензию с требованием оплатить работы по всем этапам работ по Контракту, однако требования истца были оставлены ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности требований подрядчика.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции.
Как указано выше, 13.03.2018 между ГУП "Московский метрополитен" и ООО "ГАРПИКС" заключен контракт N 901869 на выполнение работ по созданию корпоративного портала Московского метрополитена.
Цена Контракта составляет 1 357 402 рубля 16 копеек.
В соответствии со статьей 1 Контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по созданию корпоративного портала Московского метрополитена (далее - работы) в объеме, установленном в Техническом задании Технических требованиях (Приложение N 1 к Контракту, являющееся его неотъемлемой частью) (далее - Техническое задание), а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Разделом 3 Контракта установлено, что выполнение работ осуществляется в сроки, установленные Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью Контракта, поэтапно, в течение 150 календарных дней с даты заключения Контракта (до 10.08.2018 включительно).
Срок выполнения работ по 1-му этапу Контракта составляет 20 календарных дней с даты заключения Контракта (до 02.04.2018 включительно).
Срок выполнения работ по 2-му этапу Контракта составляет 80 календарных дней с даты истечения сроков исполнения 1-го этапа (до 21.06.2018 включительно).
Срок выполнения работ по 3-му этапу Контракта составляет 30 календарных дней с даты истечения сроков исполнения 2-го этапа (до 21.07.2018 включительно).
Срок выполнения работ по 4-му этапу Контракта составляет 20 календарных дней с даты истечения сроков исполнения 3-го этапа (до 10.08.2018).
Конструкцией контракта, предусмотрено последовательное и поэтапное выполнение работ, что исключает возможность принятия и рассмотрение результата работ не в соответствии с Графиком выполнения работ.
Перечень работ и их результат, подлежащий передаче Ответчику, установлен в графике выполнения работ.
В нарушение условий Контракта Истец предоставил часть выполненных работ по 1 этапу Контракта только 04.04.2018 (вх. N УД-25-11404/18).
Первоначальный некорректно оформленный Акт сдачи-приемки выполненных работ по 1 этапу Контракта Истец предоставил Ответчику только 17.04.2018 (вх. УД25-13095/18).
Отчет об обследовании, предусмотренный графиком выполнения работ, Истец не представил.
Проектная документация по 1 этапу Контракта была предоставлена Истцом неполным комплектом, в связи с чем Ответчик не имел возможности приступить к приемке работ на основании имеющихся документов.
Однако, несмотря на недостающую документацию, в соответствии со ст. 4.3 Контракта, Ответчиком была проведена экспертиза, что подтверждается результатами экспертизы ("Заключение экспертизы результатов исполнения контракта" от 13.04.2018).
Согласно данной экспертизе результаты работ не соответствовали условиям Контракта (п.3-11.3 заключения экспертизы результатов исполнения Контракта), отсутствуют необходимые документы, указанные в п.2.4 и п.3.4. Технического задания к Контракту (п.2 заключения экспертизы результатов исполнения Контракта).
Ответчиком в адрес Истца направлены замечания по 1 этапу выполнения работ по Контракту к выполненным работам (N УД-25-9743/18 от 24.04.2018), в которой Ответчик установил Истцу срок до 30.04.2018 откорректировать проектную документацию, согласно Технического задания к Контракту и устранить имеющиеся замечания. Истец в установленные сроки замечания не устранил.
07.05.2018 в адрес Ответчика от Истца поступило письмо N УД-25-9743/18 (исх. N 03.05.2018 N 1) с таблицей внесенных корректировок в разделы проектной документации. Однако, данные корректировки содержали отступления от Технического задания и условий Контракта, о чем Ответчик сообщил Истцу письмом от 29.05.2019 N УД-12578/18 и предоставил срок на устранения недостатков до 04.06.2018.
Истец неоднократно пытался устранить допущенные нарушения, указанные в заключении экспертизы результатов исполнения Контракта, по 1 этапу Контракта (письма вх. N УД-25-20261/18 от 08.06.2018 (исх. N 3 от 07.06.2018), N УД- 25-21153/18 от 18.06.2018 (исх. N 3 от 15.06.2018), N УД-25-24391/18 от 10.07.2018 (исх. N 1 от 09.07.2018)
Вместе с тем, скорректированные документы по 1 этапу от Истца поступили только письмом от 30.07.2018 N УД-25-27384/18 (исх. 1 от 27.07.2018).
31.07.2018 после устранения допущенных нарушений при выполнении работ по 1 этапу Контракта, между Истцом и Ответчиком подписан Акт сдачи-приемки выполненных работ по 1 этапу, о чем было сообщено Истцу письмом 14.08.2018 N УД25-19322/18.
Стоит отметить, что Комплект проектной документации по 1 этапу работ дорабатывался Истцом также после подписания Акта сдачи-приемки выполненных работ по 1 этапу, что подтверждается письмами от 10.08.2018 N УД-29250/18 (исх. N 1 от 09.08.2018) и от 14.08.2018 N УД-25-29698/18 (исх, N1 от 13.08.2018).
Истцом нарушены срои выполнения работ по 1 этапу Контракта на 120 календарных дней.
Таким образом, исходя из вышеуказанных обстоятельств, Истец подтверждает факт выполнения работ по 1-му этапу с нарушением сроков, установленных Контрактом, что подтверждается подписанным актом сдачи-приемки выполненных работ лишь 31.07.2018.
Признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания (ч.2 ст.70 АПК РФ).
28.08.2018 в связи нарушением исполнения обязательств по Контракту со стороны Подрядчика, Заказчиком направлена претензия N КС-01-10-2214, которая была оставлена Подрядчиком без удовлетворения.
11.09.2018 Заказчиком в адрес Подрядчика направил письмо N УД-25-21527/18 с указанием необходимости произвести оплаты по вышеуказанной претензии, и с запросом предоставления полного пакета отчетной документации для дальнейшего проведения экспертизы результатов и приемки выполненных работ.
21.09.2018 Заказчиком снова в адрес Подрядчика направлено письмо N УД-25- 22548/18 с запросом о предоставления полного пакета отчетной документации для дальнейшего проведения экспертизы результатов и приемки выполненных работ по 2,3 и 4 этапам.
18.10.2018 в адрес Подрядчика Заказчиком направлена претензия N КС-01-10- 2658 с требованием уплатить сумму неустойки в связи с просрочкой исполнения обязательств по Контракту.
23.10.2018 в адрес Заказчика поступило письмо (исх. N 1 от 18.10.2018) в котором Подрядчик направляет комплект проектной документации по 2 этапу контракта согласно ведомости эксплуатационных документов и Акт сдачи-приемки.
12.11.2018 Заказчиком направил Подрядчику замечания письмом N УД-25- 26625/18(в ответ на письмо от 23.10.2018 N УД-25-39734/18).
Письмами от 14.11.2018 N УД-25-43333/18 (исх. N 2 и N 3 от 06.11.2018)
Подрядчик уведомляет Заказчика о завершении выполнения работ по 3-му этапу. 19.11.2018 Истец письмом вх. N УД-25-44069/18 (исх.N 11 от 15.11.2018) направляет комплект проектной документации по 2 этапу в замен ранее высланных (после замечаний Заказчика).
20.11.2018 Заказчик в ответ на письма N 2 и N 3 от 06.11.2018 направляет замечания Подрядчику письмом N УД-25-27483/18 с указанием на невозможность рассмотрения результатов работ по 3 этапу, так как не выполнены работы по 2 этапу и обращая внимания, что работы по Контракту должны выполняться поэтапно, согласно Графику выполнения работ (Приложение N 1 к Техническому заданию).
26.11.2018 Ответчик направил Истцу замечания письмом N УД-25-28083/18 по проектной документации 2-го этапа (ответ на письмо Истца NУД-25-44069/18, исх. N 11 от 15.11.2018).
27.11.2018 Ответчик направил Истцу письмо N УД-25-28078/18 (в ответ на письмо N7 от 19.11.2018 (вх. N УД-25-44334/18 от 20.11.2018) указывая, на что выполнение и рассмотрение результатов работ по этапам должно происходит последовательно, и что документацию по 3-му этапу необходимо направить только после фактического выполнения и приемки работ по 2-му этапу.
Кроме того, 27.11.2018 Ответчик письмом N УД-25-28080/18 (в ответ на письма N7, N8 от 14.11.2018 и N 12 от 15.11.2018) сообщает Истцу о том, что работы по 2-му, 3-му и 4-му этапам не выполнены, в связи с неоднократным нарушением условий Контракта Истцом.
05.12.2018 Заказчиком в адрес Подрядчика направлено решение N КС-01-10-3183 об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта от 13.03.2018 N 901869, которое вступило в силу 16.12.2018
11.12.2018 Ответчик письмом N УД-25-29659/18 (в ответ на письма Истца N 1 от 04.12.2018, вх. N УД-25-47613/18 от 06.12.2018) о невозможности приступить к рассмотрению комплекта документации по 4-му этапу работ, а также провести комплексную оценку всего объема работ, так как согласно условиям Контракта, выполнение и рассмотрение результатов работ должно происходить последовательно по этапам в соответствии с "Графиком выполнения работ" приложение N 1 к Техническому заданию. Кроме того, указывая, что замечания, направленные ранее, так и не были устранены Подрядчиком.
Таким образом, ГУП "Московский метрополитен", по каждому из этапов представлял замечания ООО "ГАРПИКС" по выполненным работам.
Истец, допуская некачественное выполнение работ, приступал к исправлению замечаний истца.
При этом процесс устранения замечаний Подрядчиком, увеличивал сроки выполнения работ, что привело к неполучению итогового результата ГУП "Московский метрополитен", а именно в "Создание корпоративного портала Московского метрополитена". По настоящее время работы Истцом не выполнены, результат Заказчику не передан. Доказательств, что работы выполнены Истцом качественно и в полном объеме так же не предоставлено.
Таким образом, у Заказчика отсутствуют правовые основания для оплаты работ.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.09.2020 г. (резолютивная часть от 16.09.2020 г.) по делу N А40-78154/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
Е.В. Бодрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-78154/2019
Истец: ООО "Гарпикс"
Ответчик: ГУП Г.МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ МЕТРОПОЛИТЕН ИМЕНИ В.И.ЛЕНИНА