г. Ессентуки |
|
25 ноября 2020 г. |
Дело N А61-2329/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.11.2020.
Полный текст постановления изготовлен 25.11.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Старковой А.А.,
при участии в судебном заседании: от заявителя индивидуального предпринимателя Сайлаоновой Татьяны Николаевны (ОГРН 304151625700033, ИНН 150401818006) - Качмазова М.П. по доверенности, от заинтересованного лица Территориального отдела государственного надзора Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ЮМТУ Росстандарта) - Агаева Э.Х. (доверенность от 27.12.2019), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела госнадзора Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 04.09.2020 по делу N А61-2329/2020,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 04.09.2020 удовлетворено заявление индивидуального предпринимателя Сайлаоновой Татьяны Николаевны (далее - предприниматель, заявитель) к Территориальному отделу госнадзора Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - управление) об оспаривании постановления от 16.07.2020 N 16-29/08 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Судебный акт мотивирован тем, что управление допустило существенное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, выразившиеся в ненадлежащем извещении предпринимателя о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Кроме того суд указал, что допущенные административным органом нарушения при отборе проб, исходя из вышеуказанных положений закона, фактически исключают из числа доказательств, предоставленных административным органом в обоснование наличия состава вмененного административного правонарушения, основополагающий документ ЮМТУ Госстандарта - акт отбора образцов от 17.03.2020 г.., который не может быть признан достоверным и допустимым доказательством по делу об административном правонарушении.
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права. В частности, апеллянт считает, что предприниматель заблаговременно был надлежащим образом извещен о времени месте составления протокола о привлечении к административной ответственности. Указывает на наличие в действиях предпринимателя вмененного состава правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании Приказа ЮМТУ Росстандарта от 10.02.2020 N 01-30/182 административным органом проведена проверка в отношении предпринимателя на предмет соблюдения обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов. Копия приказа была вручена 16.03.2020 представителю предпринимателя.
В ходе проверки административным органом были отобраны образцы, в том числе дизельного топлива ЕВРО, зимнее, ДТ-З-К5, составлен акт отбора образцов от 07.03.2020 (л.д.86-87). Образцы были направлены в аккредитованную испытательную лабораторию ФБУ "Ростовский ЦСМ".
По результатам проверки административным органом был составлен акт от 07.04.2020 N 16-26/14, в котором отражено, что в ходе проверки был установлен факт несоответствия дизельного топлива ЕВРО, зимнее, ДТ-З-К5 обязательным требованиям приложения N 3 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС) 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", а именно, массовая доля серы по техническому регламенту не более 10 мг/кг, а фактически - 30,1 мг/кг (л.д.77-80).
14.04.2020 копия акта вручена представителю предпринимателя.
Уведомлением от 10.07.2020 N 16-34/45 предприниматель был вызван на составление протокола об административном правонарушении. Однако, указанное уведомление не было вручено в связи с отсутствием адресата были произведены неудачные попытки вручения (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 36202549004609).
В отсутствии предпринимателя, Росстандартом был составлен протокол от 14.07.2020 N 16-28/08 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении Росстандартом была определена дата и время рассмотрения материалов административного дела - 16.07.2020 в 16 час.00 мин.
Протокол об административном правонарушении от 14.07.2020 получен представителем предпринимателя 22.07.2020.
Оспариваемое постановление вынесено Росстандартом 16.07.2020 в отсутствие законного представителя предпринимателя о привлечении его к административной ответственности по части 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 500 000 руб. за реализацию на автозаправочной станции (АЗС), расположенной по адресу: РСОАлания, с.Чикола, ул.Речная. 1, зимнего дизельного топлива ЕВРО экологического класса К5 - ДТ-З-К5, не соответствующего по показателям: массовая доля серы по техническому регламенту не более 10 мг/кг - фактически - 30,1 мг/кг.
Росстандартом в адрес предпринимателя 07.04.2020 было направлено предписание N 16-27/04, которым предприниматель в срок до 09.06.2020 обязывалось устранить нарушения обязательных требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 в части массовой доли серы в дизельном топливе не более 10 мг/кг.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Повторно изучив порядок привлечения предпринимателя к административной ответственности, суд апелляционной инстанции не нашел достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о том, что данная процедура административным органом не соблюдена.
Порядок привлечения к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.
В силу части 2 статьей 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из анализа вышеперечисленных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.
В пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 указано, что положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу пункта 24.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Вместе с тем, независимо от способа извещения, на момент составления протокола у административного органа должны быть доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что привлекаемое к ответственности лицо (в настоящем случае предприниматель) было извещено о времени и месте совершения процессуального действия.
Из материалов дела следует, что на момент составления протокола об административном правонарушении (14.07.2020) у административного органа отсутствовали сведения о надлежащем извещении предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Формальное направление заказной корреспонденции в адрес фактического места регистрации предпринимателя без исследования вопроса о надлежащем извещении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не может считаться доказательством уведомления законного представителя лица.
Доказательств того, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении заявитель извещался иными способами в материалы дела не представлено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что в материалах дела отсутствует подтверждение принятия административным органом достаточных и необходимых мер к извещению предпринимателя является обоснованным и верным.
Протокол об административном правонарушении составлен управлением в нарушение требований КоАП РФ, в отсутствие представителя предпринимателя и в отсутствие доказательств своевременного его уведомления.
В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Нарушение административным органом положений статей 25.1, 29.7 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в данном случае носит существенный характер, так как лишили предпринимателя возможности защитить свои права и законные интересы. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
В связи с этим, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил постановлении управления от 16.07.2020 N 16-29/08.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования суда первой инстанций при рассмотрении дела по существу, им дана правильная оценка.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены в полном объеме и надлежаще оценены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 04.09.2020 по делу N А61-2329/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-2329/2020
Истец: Сайлаонова Татьяна Николаевна
Ответчик: Территориальный отдел Государственного надзора по республикам ЮФО и СКФО (РСО-Алания) ЮМТУ Росстандарта
Третье лицо: ЮЖНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ