г. Чита |
|
25 ноября 2020 г. |
дело N А58-12777/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) с участием судьи Ивашина Д.И. при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия помощником судьи Ивановой Н.С. апелляционную жалобу акционерного общества "Кировский угольный разрез" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2020 года по делу N А58-12777/2019 по заявлению акционерного общества "Кировский угольный разрез" (ОГРН 1051400893280, ИНН 1419005376; 678454, Республика Саха (Якутия), Нюрбинский улус, село Киров, улица Револия Иванова, дом 3) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1031402052153, ИНН 1435137122; 677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, Октябрьская улица, дом 22, офис 213) о признании недействительным решения по результатам рассмотрения жалобы N 014/10/18.1-3443/2019 от 18.12.2019,
в качестве третьих лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1131447017195, ИНН 1435275789; 677007, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Кирова, дом 13) и общество с ограниченной ответственностью "ДорСтройМатериалы" (ОГРН 1111435007001, ИНН 1435242818; 677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица 50 лет Советской Армии, 49),
при участии в судебном заседании:
от акционерного общества "Кировский угольный разрез" - Гончарова В.В. - представителя по доверенности от 04.12.2019,
иные лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Кировский угольный разрез" (далее - заявитель, АО "Кировский угольный разрез" или общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - Якутское УФАС России, Управление или антимонопольный орган) о признании недействительным решения по результатам рассмотрения жалобы N 014/10/18.1-3443/2019 от 18.12.2019.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 января 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) (далее - Минпромгеологии Республики Саха (Якутия) или организатор аукциона).
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, также привлечено общество с ограниченной ответственностью "ДорСтройМатериалы" (далее - ООО "ДорСтройМатериалы").
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2020 года в удовлетворении требований АО "Кировский угольный разрез" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Кировский угольный разрез" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного.
Общество полагает, что аукцион противоречит Федеральному закону от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно содержит условия к ограничению в торгах, а также противоречит действующему законодательству.
Заявитель апелляционной жалобы отмечает, что в законодательных актах не указано, что между подачей заявки и проведением аукциона должен быть разрыв во времени, то есть прием заявок участников оканчивается с разрывом во времени с проведением самого аукциона. Также в федеральном законодательстве, которое указано в приказе Минпромгеологии Республики Саха (Якутия) N 606-ОД от 11.10.2019, отсутствует понятие обеспечение заявки на участие в аукционе, а, следовательно, не определен порядок внесения заявки, сроки внесения и порядок зачисления денежных средств.
Представитель АО "Кировский угольный разрез" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Отзывов на апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя АО "Кировский угольный разрез", изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Якутское УФАС России поступила жалоба от АО "Кировский угольный разрез" на действия Заказчика в лице Минпромгеологии Республики Саха (Якутия) при проведении аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи строительного камня на месторождении "Додоруку" (р.л. IV - VI) на территории муниципального района "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия) (извещение N 111019/20570689/02 на сайте torgi.gov.ru).
Антимонопольным органом при рассмотрении заявления было установлено следующее.
Приказом Минпромгеологии Республики Саха (Якутия) от 11.10.2019 N 606-ОД утвержден Порядок и условия проведения аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи строительного камня на месторождении "Додоруку" (р.л. IV - VI) на территории MP "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия) (далее - Порядок и условия проведения аукциона).
Соответствующее извещение N 111019/20570689/02 было размещено на сайте torgi.gov.ru).
Организатор торгов: Минпромгеологии Республики Саха (Якутия). Дата и время публикации извещения: 11.10.2019 14:26. Дата окончания приема заявок: 14.11.2019
Разовый платеж: 674 000 рублей.
Шаг аукциона: 67 400 рублей.
Протоколом N 1 заседания рабочей группы Минпромгеологии Республики Саха (Якутия) по рассмотрению заявочных материалов на участие в аукционах на получение права пользования недрами с целью разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения Республики Саха (Якутия) и регистрации заявок и материалов от 15.11.2019 рабочая группа рекомендовала принять и зарегистрировать представленные заявки и материалы ООО "ДорСтройМатериалы" и АО "Кировский угольный разрез".
Актами рассмотрения заявочных материалов на участие в аукционе на получение права пользования недрами с целью разведки и добычи строительного камня на месторождении "Додоруку" (р.л. IV - VI) на территории MP "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия) N 1 и N 2 от 15 ноября 2019 года заявки ООО "ДорСтройМатериалы" и АО "Кировский угольный разрез" были признаны соответствующими требованиям приложения 3 Порядка и условий проведения аукциона по месторождению строительного камня "Додоруку" (р.л. IV - VI) на территории MP "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия), объявленного приказом Министерством промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2019 года N 606- ОД.
Протоколом N 2 итогового заседания аукционной комиссии по проведению аукциона на Право пользования недрами с целью разведки и добычи строительного камня на месторождении "Додоруку" (р.л. IV - VI) на территории MP "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия) были подведены итоги аукциона.
Участникам аукциона присвоены следующие регистрационные номера: N 1 - АО "Кировский угольный разрез" N 2 - ООО "ДорСтройМатериалы"
В ходе аукциона на сто пятом шаге после объявления аукционистом суммы 11 121 000 (одиннадцать миллионов сто двадцать одна тысяча) рублей была поднята карточка с регистрационным номером 2 - ООО "ДорСтройМатериалы", составляет 11 121 000 (одиннадцать миллионов сто двадцать одна тысяча).
Победителем аукциона на получение права пользования недрами с целью разведки и добычи строительного камня на месторождении "Додоруку" (р.л. IV - VI) на территории MP "Нюрбинский район" был признан участник под номером 2 - ООО "ДорСтройМатериалы", предложивший разовый платеж в размере 11 121 000 (одиннадцать миллионов сто двадцать одна тысяча) рублей.
По итогам рассмотрения жалобы Комиссия не установила в действиях Минпромгеологии Республики Саха (Якутия) признаков нарушения процедуры проведения аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи строительного камня на месторождении "Додоруку" (р.л. IV - VI) на территории MP "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия), а также нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем решением от 18.12.2019 жалоба N 014/10/18.1-3443/2019 АО "Кировский угольный разрез" была признана необоснованной.
Не согласившись с вынесенным решением, АО "Кировский угольный разрез" обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности и обоснованности обжалуемого решения правильным, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Заинтересованное лицо на основании части 1 статьи 4 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, аукцион проведен в соответствии со статьей 13.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", статьей 16 Закона Республики Саха (Якутия) от 02.07.1998 3 N 29-11 "О недрах", разделом IV Порядка пользования участками недр местного значения, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.06.2013 N 213.
В соответствии со статьей 13.1. Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон РФ "О недрах") объявление о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" дляразмещения информации о проведении торгов; принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения.
Пунктом 4.5 Порядка пользования участком недр местного значения, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.06.2013 N 213 (далее - Порядок пользования участком недр местного значения) установлены обязательные требования к содержанию публикуемого на официальном сайте объявления (извещения), в частности, к таковым отнесены сведения о:
- местоположении земельного участка, наименовании месторождения полезных ископаемых или участка недр, которые решено предоставить в пользование;
- видах полезных ископаемых и их запасах (ресурсах);
- условиях пользования участком недр, обозначенных в подпунктах "б" - "к" пункта 2.5 раздела II Порядка;
- порядке предоставления заявки по участку недр и других материалов;
- времени и месте, где можно ознакомиться с документами по проводимому аукциону;
- времени и месте проведения аукциона, адресе приема заявок, дате и часе начала и окончания их подачи;
- стартовом размере разового платежа за право пользования недрами, шаге аукциона, порядке его изменения в процессе проведения аукциона, сборах за участие в аукционе, стоимости геолого-экономических материалов по участку недр;
- размере задатка, уплачиваемого претендентом до проведения аукциона;
- размере сбора за участие в аукционе на право пользования участком недр местного значения.
Опубликование Порядка пользования участком недр местного значения, наряду с объявлением о проведении аукциона, предусматривается действующим законодательством.
Согласно пункту 4.4. Порядка пользования участком недр местного значения объявление о проведении аукциона на право пользования участками недр размещается на официальном сайте не менее чем за 45 дней до дня проведения аукциона на право пользования участками недр местного значения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 11.10.2019 Министерством на основании приказа от 11.10.2019 N 606-ОД размещено извещение (объявление) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов.
В пункте 7.1. Порядка и условий проведения аукциона указано - Аукцион состоится в г. Якутске 25 ноября 2019 года в 10:00 (местное время) по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 13, Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия).
В пункте 7.5. Порядка и условий проведения аукциона установлено - Заявки принимаются к регистрации после уплаты задатка и сбора за участие в аукционе до 16:00 (местное время) 14 ноября 2019 года в Министерстве промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 13, каб. 341.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции находит верными выводы Комиссии антимонопольного органа о том, что Организатор аукциона в лице Минпромгеологии при проведении аукциона, размещении извещения об аукционе, и определении даты проведения аукциона соблюден установленный Порядком пользования участком недр местного значения срок в 45 дней.
Установленный срок приема Заявок на участие в аукционе до 16:00 (местное время) 14.11.2019, установлен в соответствии с Порядком и условиями проведения аукциона.
Как правильно указал суд первой инстанции, данный срок приема Заявок на участие в аукционе необходим Организатору аукциона для всесторонней оценки заявок комиссией посредством составления протокола и актов рассмотрения заявочных материалов. Установление срока приема заявок вплоть до дня проведения аукциона не позволило бы комиссии (рабочей группе) в разумный срок оценить заявочные материалы, составить необходимые акты. Срок, установленный для приема Заявок, являлся разумным, составлял 35 дней и позволял участникам реализовать в полной мере свои права на участие в аукционе, а также провести все установленные в соответствии с Условиями платежи.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка доводам заявителя о том, что согласно статье 13.1 Закона РФ "О недрах" объявления о проведении аукционов на право пользования участками недр федерального значения должны содержать указание на предусмотренные частью третьей настоящей статьи сведения об ограничениях допуска к участию в таких аукционах, и отклонены как необоснованные, поскольку аукцион N 111019/20570689/02 не проводился в отношении недр федерального значения, а был проведен в отношении участков недр местного значения, о чем сообщается в Порядке и условиях и проведения аукциона.
Законом РФ "О недрах" предусмотрено, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа.
Согласно статье 10.1 и статье 13.1 Закона РФ "О недрах" право пользования недрами предоставляется по результатам аукционов или конкурсов.
Статьей 40 Закона РФ "О недрах" также предусмотрено, что пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии за пользование недрами.
При этом статьей 42 Закона РФ "О недрах" установлено, что сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов.
Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) поступает в доход федерального бюджета.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции, что сбор за участие в конкурсе (аукционе) является одним из условий регистрации заявки для последующего участия в конкурсе (аукционе).
Согласно материалам дела, сумма сбора в размере 27 000 (двадцати семи тысяч) рублей установлена пункте 6 Порядка и условий проведения аукциона, реквизиты для перечисления сбора за участие в аукционе указываются в Приложении 5 к Условиям проведения аукциона.
Комиссией антимонопольного органа установлено, что согласно Протоколу N 04 внеочередного заседания совета директоров АО "Кировский угольный разрез" от 15.10.2019, приложенному к заявочным материалам, собранием было одобрено и дано разрешение на совершение АО "Кировский угольный разрез" крупной сделки с максимальной суммой разового платежа в размере 25 000 000 рублей.
В заявке от 28.10.2019 АО "Кировский угольный разрез", которая является приложением 2 к Условиям проведения аукциона, общество принимает на себя обязательства по безусловному выполнению правил участия в аукционе в соответствии с условиями аукциона.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришёл к законному выводу о том, что АО "Кировский угольный разрез" в полной мере реализовало своё право на участие в аукционе на право пользования недрами с целью разведки и добычи строительного камня на месторождении "Додоруку" (р.л. IV - VI) на территории MP "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия), проведенном в соответствии с Приказом Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) от 11.10.2019 N 606-ОД.
Как правомерно указал суд первой инстанции, заявителем не приведено доказательств того, что размер сбора за участие не позволил ему предложить наиболее высокую цену аукциона.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности соглашается с тем, что выводы Управления об отсутствии признаков нарушения процедуры проведения аукциона на право пользования недрами на месторождении "Додоруку" являются законными и обоснованными, судом также не установлено нарушение антимонопольного законодательства.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При подаче апелляционной жалобы АО "Кировский угольный разрез" по платежному поручению N 167 от 08 сентября 2020 года уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 рублей, в то время как в соответствии с подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо было уплатить 1 500 рублей. В этой связи излишне уплаченная государственная пошлина в общей сумме 1 500 рублей подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2020 года по делу N А58-12777/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Кировский угольный разрез" (ИНН 1419005376, ОГРН 1051400893280) государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 08.09.2020 N 167 при подаче апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-12777/2019
Истец: АО "Кировский угольный разрез"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия), ООО "ДорСтройМатериалы"