г. Москва |
|
25 ноября 2020 г. |
Дело N А40-31193/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.А. Москвиной,
судей: |
И.В. Бекетовой, С.Л. Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Геомаш-Центр"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.08.2020 по делу N А40-31193/20 (108-498)
по заявлению ООО "Геомаш-Центр"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве
о признании недействительным требования
при участии:
от заявителя: |
Шарапов А.С. по дов. от 05.11.2020; |
от ответчика: |
Ионов Д.А. по дов. от 27.01.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ГЕОМАШ-ЦЕНТР" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, ООО "Геомаш-Центр") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным требования от 28.06.2019 N 21/75815.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.08.2020 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение изменить.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель инспекции поддержал решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из фактических обстоятельств дела и установлено судом, на основании решения N 21/188 от 26.06.2019 проводилась комплексная выездная налоговая проверка сплошным методом по всем налогам и сборам за период с 2016 по 2018 год, в связи с чем у налогового органа возникла необходимость истребования справки об имуществе, принадлежащем Обществу на праве собственности и не находящемся под обременением для рассмотрения опроса о принятии решения о принятии обеспечительных мер в соответствии с п.10 ст. 101 НК РФ.
Так, инспекцией выставлено требование от 28.06.2019 N 21/75815 о предоставлении документов (информации): пояснительной записки за период с 01.01.2016 по 31.12.2018 в форме справки об имуществе, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности и не находящегося под обременением, по состоянию на дату вручения требования, по форме, указанной в приложении N 1 к требованию.
Документы и информация по Требованию N 21/75815 от 28.06.2019 в адрес Налогового органа в установленный законом срок не представлены.
По данному факту Инспекцией на основании положений ст. 28.1, 28.3 КоАП РФ возбуждено административное дело N 21/115 в отношении генерального директора Общества Гузакова Сергея Владимировича, по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренные положением ст. 15.6 КоАП РФ.
Определение о возбуждении дела об административном правонарушении, Определение о проведении административного расследования, возбужденного по признакам совершения административных правонарушений, а также Уведомление о явке для составления административного протокола по ст. 15.6 КоАП РФ от 01.08.2019 направленно по средствам ФГУП "Почта России" ценным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении по адресу регистрации генерального директора Общества Гузакова С.В.
Дополнительно Инспекцией по адресу регистрации генерального директора Общества Гузакова С.В. по средствам ФГУП "Почта России" направлена телеграмма от 01.08.2019 о необходимости явки в Налоговый орган для составления административного протокола по ст. 15.6 КоАП РФ.
Генеральный директор ООО "Геомаш-Центр" Гузаков С.В. 30.08.2019 явку в Налоговый орган не обеспечил. Каких-либо ходатайств о переносе даты и времени составления административных протоколов по ст. 15.6 КоАП РФ от Гузакова С.В. в адрес Инспекции не поступило.
На основании вышеизложенного Инспекцией 30.08.2019 вынесено Определение N 21/115 о продлении сроков проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора Общества гражданина РФ Гузакова С.В.
Вышеуказанное Определение и Уведомление от 30.08.2019 о явке для составления административного протокола по ст. 15.6 КоАП РФ направленно по средствам ФГУП "Почта России" ценным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении по адресу регистрации генерального директора Общества Гузакова С.В. Дополнительно Инспекцией по адресу регистрации генерального директора Общества Гузакова С.В. 02.09.2019 по средствам ФГУП "Почта России" направлена телеграмма о необходимости явки в Налоговый орган для составления административных протоколов по ст. 15.6 КоАП РФ.
Также Инспекцией 30.08.2019 вынесено Определение N 21/115 о доставлении в служебное помещение органов внутренних дел генерального директора Общества Гузакова С.В., с целью осуществления процессуальных мероприятий и действий, в том числе по составлению протокола об административном правонарушении.
Генеральный директор Общества Гузаков С.В. 17.09.2019 явку в Налоговый орган не обеспечил. Каких-либо ходатайств о переносе даты и времени составления административного протокола по ст. 15.6 КоАП РФ от Гузакова С.В. в адрес Инспекции не поступило.
На основании вышеизложенного Инспекцией в соответствии с положением ст. 27.1, 27.2 КоАП РФ 18.09.2019 Определение N 21/115 о доставлении направленно в адрес ОМВД России по району Кунцево с целью оказания содействия Налоговому органу в установлении фактического места нахождения лица, совершившего административное правонарушение, а также осуществлению мероприятий по административному доставлению по месту фактического нахождения лица, совершившего административные правонарушения в органы МВД России.
Сотрудниками Инспекции совместно с сотрудниками ОМВД России по району Кунцево, привлеченными в рамках в соответствии с положением совместного Приказа N 495/ММ-7-2-347 от 30.06.2009 МВД РФ / ФНС РФ 19.09.2019 и 20.09.2019 предприняты меры по вручению Уведомления о явке для составления административного протокола по ст. 15.6 КоАП РФ Гузакову С.В. по адресу регистрации Общества, где располагается рабочее место генерального директора Общества. Вручить указанные документы не представилось возможным, ввиду отсутствия Гузакова С.В. на рабочем месте, а также ввиду отсутствия уполномоченного представителя Общества в офисе организации.
Инспекцией в рамках выездной налоговой проверки Общества неоднократно направлялись повестки о вызове на допрос в качестве свидетеля в рамках ст. 90 НК РФ Гузакова С.В., а также осуществлялись выезды по адресу регистрации Общества, с целью вручения вышеуказанных повесток. Явку в налоговый орган Гузаков С.В. до настоящего времени не обеспечил без объяснения причин.
11.11.2019 в Судебном участке N 201 района Кунцево г.Москвы состоялось судебное заседание, в ходе которого рассмотрены материалы дела об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО "Геомаш-Центр" Гузакова С.В. По результатам рассмотрения Мировым судьей О.А. Комаровой генеральный директор ООО "Геомаш-Центр" Гузаков С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ (Постановление по делу об административном правонарушении N 5-899/19 от 12.11.2019).
Указанное постановление оставлено без изменения Решением Кунцевского районного суда г.Москвы от 15.01.2020, и постановлением второго кассационного суда общей юрисдикции от 18.03.2020.
Таким образом, законность и правомерность обжалуемого Обществом Требования N 21/75815 от 28.06.2019 рассмотрена в судебном порядке, вина генерального директора Общества в нарушении положений действующего законодательства РФ за неисполнение Требования N 21/75815 от 28.06.2019 установлена вступившим в силу судебным актом.
Согласно п.3, 4 ст.30 НК РФ налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями пп.2 п.1 ст.32 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
В соответствии с п.1 ст.82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом.
Согласно пп.6 п.1 ст.23, пп.1 п.1 ст.31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе требовать, а налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы на основании п.1 ст.93 НК РФ.
Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного п.3 ст.93 НК РФ срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В силу ст.93 НК РФ не конкретизированы документы, которые вправе истребовать налоговые органы.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 16.03.2006 N 70-0 обязанность налогоплательщиков представлять налоговым органам и их должностным лицам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы служит обеспечению исполнения каждым конституционной обязанности по уплате налогов, согласуется с принципом равенства всех перед законом и не может рассматриваться как необоснованная либо ухудшающая положение налогоплательщиков.
Следовательно, в силу ст.54 и 93 НК РФ к документам, которые вправе истребовать налоговый орган, относятся документы, содержащие информацию для целей налогового контроля, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика.
В Постановлении ФАС Московского округа от 09.09.2013 по делу N А40-149427/12-140- 1074 (Определением ВАС РФ от 06.02.2014 N ВАС-18263/13 в передаче дела N А40-149427/12 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора отказано) суд указал следующее.
Довод, что справка не утверждена каким-либо нормативным правовым актом Правительства, Минфина или ФНС, следовательно, ее истребование незаконно, подлежит отклонению.
В силу действующего законодательства Российской Федерации, налоговый орган может истребовать любые документы, в том числе не предусмотренные налоговым и бухгалтерским законодательством, с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов и непредставление таких документов является основанием для привлечения к налоговой ответственности.
Кроме того, судебные инстанции обоснованно признали правомерным истребование у налогоплательщика документов независимо от того, предусмотрено ли ведение данных документов налоговым законодательством, законодательством о бухгалтерском учете или нормами иных отраслей права.
Согласно Письму Минфина России от 05.08.2008 N 03-02-07/1-336, ст.93 НК РФ не конкретизированы документы, которые инспекция вправе истребовать. Налоговый орган может запросить документы, содержащие информацию о деятельности проверяемого налогоплательщика.
На основании вышеизложенного, требование Инспекции от 28.06.2019 N 21/75815 о предоставлении документов (информации) вынесено законно и обоснованно, права и законные интересы Общества не нарушают.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.08.2020 по делу N А40-31193/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-31193/2020
Истец: ООО "ГЕОМАШ-ЦЕНТР"
Ответчик: ИФНС N31 по г. Москве