г. Санкт-Петербург |
|
24 ноября 2020 г. |
Дело N А56-129722/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Галенкиной К.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шахрзаевым М.И.,
при участии:
от истца: представитель Ахремчик Д.А. (по доверенности от 09.01.2020),
от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25672/2020) Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2020 по делу N А56- 129722/2019, принятое по иску
Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (191124, г. Санкт-Петербург, площадь Растрелли, дом 2, литер А, ОГРН: 1077847192609, ИНН: 7842354966)
к акционерному обществу "Гавриловское карьероуправление" (188870, Ленинградская область, район Выборгский, проезд Карьерный (Гавриловская тер.), дом 1, ОГРН: 1024700871799, ИНН: 4704009631)
о взыскании пеней по договору аренды лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет, Истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Гавриловское карьероуправление" (далее - Общество, Ответчик) с требованием о взыскании в федеральный бюджет 99 315 руб. 50 коп. пеней за просрочку платежа за период с 01.09.2019 по 09.09.2019 и с 16.10.2019 по 31.10.2019, о взыскании в областной бюджет 19 863 руб. 09 коп. пеней за просрочку платежа за период с 01.09.2019 по 09.09.2019 и с 16.10.2019 по 31.10.2019, в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору аренды от 26.01.2016 N 245/К2016-01 (с учетом уменьшения размера исковых требований, принятого судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2020 исковые требования удовлетворены частично: суд взыскал с общества с акционерного общества "Гавриловское карьероуправление" в федеральный бюджет 99 315 руб. 50 коп. пеней; в остальной части в удовлетворении иска отказано; с акционерного общества "Гавриловское карьероуправление" в доход федерального бюджета взыскано 3 973 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, удовлетворить требования Комитета в полном объеме, учитывая изменившиеся реквизиты в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 1500 от 30.12.2019. В обоснование доводов жалобы ее податель указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению Комитета, поскольку при заключении Договора Общество возражений по расчету размера арендной платы не заявляло, то начисление арендной платы с учетом применения повышающего коэффициента 1,2 является правомерным. Кроме того, Комитет указал на то, что с 30.12.2019 пени, начисляемые за просрочку платежей по арендной плате, подлежащих перечислению в федеральный бюджет, должны уплачиваться в областной бюджет.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Истца доводы апелляционной жалобы поддержал полностью.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, отзыва на жалобу не представило, жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Комитета, апелляционный суд установил следующее.
26.01.2016 между Комитетом (арендодатель) и закрытым акционерным обществом "Гавриловское карьероуправление" (арендатор, правопредшественник Общества) заключен договор аренды N 245/К-2016-01 (далее - Договор), по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование часть лесного участка Рощинского лесничества площадью 129,8 га с кадастровым номером 47:01:0000000:501, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Рощинское лесничество, Черкасовское участковое лесничество, в кварталах 182, 183, 197.
Согласно разделу 1 Договора границы лесного участка определены в плане лесного участка, а также указаны в схеме расположения лесного участка, предусмотренной приложением N 1 к настоящему Договору.
Характеристики лесного участка на день заключения настоящего Договора в соответствии с данными государственного лесного реестра приводятся в приложении N 2 к настоящему Договору.
Арендатору передается лесной участок в целях использования лесов для разработки месторождения гранитов "Гавриловское-1" в муниципальном образовании Выборгский район Ленинградской области.
Согласно пункту 22. Договора срок его действия устанавливается даты государственной регистрации права аренды лесного участка до 31.12.2032.
Лесной участок передан Обществу по акту приема-передачи от 26.01.2016.
В соответствии с пунктом 5 Договора арендная плата составляет 8 873 836 руб. 72 коп. в год, в том числе: вносимая в федеральный бюджет - 7 394 863 руб. 93 коп. в год, вносимая в бюджет Ленинградской области - 1 478 975 руб. 79 коп. в год.
Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) на основе минимального размера арендной платы.
Расчет арендной платы для видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 ЛК РФ, приводится в приложении N 3 к настоящему Договору.
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
Согласно пункту 7 Договора арендатор вносит арендную плату в порядке, предусмотренном приложением N 4 к настоящему Договору.
В первый и последний год действия настоящего Договора арендная плата начисляется исходя из фактического количества дней аренды, годового размера арендной платы и количества дней в году.
До наступления очередного срока платежа арендатор имеет право внести сумму, превышающую платеж, установленный приложением N 4 к настоящему Договору. В случае отсутствия задолженности разница между указанными платежами зачисляется арендодателем в счет будущих платежей арендатора.
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 Договора за нарушение арендатором сроков внесения арендной платы, предусмотренных приложением N 4 к настоящему Договору, арендатор уплачивает арендодателю неустойку в размере 0,1 процента от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.
Как следует из расчета арендной платы, приведенного в приложении N 3 к Договору, при его применении установлен поправочный коэффициент 0,75, устанавливающийся при использовании лесных участков, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, а также коэффициент 0,5, применяющийся при расчете арендной платы при использовании лесных участков, занятых просеками, дорогами, болотами, каменистыми россыпями.
Ссылаясь на то, что понижающие коэффициенты 0,75 и 0,5 не подлежали применению при расчете арендной платы, Комитет направил в адрес Общества требование от 18.10.2019 N 3333 об уплате образовавшейся задолженности.
Поскольку задолженность по арендной плате была оплачена Обществом с нарушением установленного Договором срока, Комитетом в рамках настоящего дела заявлено требование о взыскании суммы за несвоевременное внесение вышеуказанной арендной платы.
Суд первой инстанции посчитал исковые требования Комитета обоснованными в части взыскания 99 315 руб. 50 коп. пеней в федеральный бюджет, в части требований о взыскании 19 863 руб. 09 коп. пеней в областной бюджет суд первой инстанции отказал, признав неправомерным применение повышающего коэффициента 1,2 при расчете арендной платы.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно требованиям статьи 614 ГК РФ и статьи 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды лесного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Во исполнение части 3 статьи 73 ЛК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310).
Как следует из пункта 8 примечаний к Таблице 14 Постановления N 310, при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, или занятых рединами, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,75.
В соответствии со статьей 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Согласно статье 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Исходя из положений пункта 94 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" (Лесоустроительная инструкция), действовавшей на момент заключения Договора, земли, занятые кустарниками, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы, относятся к лесным землям, покрытым лесной растительностью.
В соответствии с пунктом 63 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122, к лесным землям, покрытым лесной растительностью, относятся, в том числе земли, занятые кустарниками, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы или на которых специально организуются кустарниковые хозяйства (прутяных и высокотаннидных ив, орехоплодных, технических культур).
Согласно пункту 95 Лесоустроительной инструкции естественные редины относятся к лесным землям, не покрытым лесной растительностью.
В пункте 96 Лесоустроительной инструкции приведена классификация нелесных земель: земли, не пригодные для выращивания леса без проведения специальных мелиоративных мероприятий - болота, скалы, гольцы, каменистые россыпи, пески, безлесные крутые склоны и другие неудобные земли; земли, занятые пашнями, сенокосами, пастбищами; земли, занятые лесными дорогами, постоянными лесными складами, просеками, противопожарными разрывами, трассами линий электропередачи, линиями связи, трубопроводами и другими линейными объектами, торфоразработкой, усадьбами, объектами переработки заготовленной древесины и другой лесной продукции и другие земли.
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции правомерно исходил из того, что из буквального содержания абзаца 3 пункта 8 примечаний к таблице N 14 Постановления N 310, не допускающего расширительного толкования, следует, что коэффициент 0,75 применяется при расчете арендной платы при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых в силу естественно географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, тогда как предметом Договора являются нарушенные нелесные земли.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что применение коэффициента 0,75 при расчете арендной платы за лесной участок, имеющий характеристику "карьер", является неправомерным, поскольку в данном случае нарушение земель является следствием негативного воздействия определенных факторов, но не естественным географическим условием, препятствующим произрастанию древесных пород лесных насаждений.
Из содержания Постановления N 310 также не следует возможность применения коэффициента 0,5 к характеристикам лесных участков "Прочие трассы".
В силу ст.329 ГК РФ неисполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Согласно ст.330 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору определенную законом или договором денежную сумму - неустойку (штраф, пеня).
Подпунктом "а" п.13 Договора предусмотрено, что за нарушение арендатором сроков внесения арендной платы арендатор уплачивает неустойку в размере 0,1 % от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", согласно которым арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, при этом дополнительного изменения договора аренды не требуется, суд первой инстанции, установив, что арендная плата с учетом верных коэффициентов внесена в федеральный бюджет арендатором с нарушением установленных Договором сроков, правомерно удовлетворил требования Комитета о взыскании в федеральный бюджета неустойки за нарушение сроков внесения названной арендной платы в размере 99 315 руб. 50 коп. за период с 01.09.2019 по 09.09.2019 и с 16.10.2019 по 31.10.2019.
При оценке обоснованности требований Комитета о взыскании с Общества неустойки за нарушение сроков внесения арендной платы в областной бюджет, начисленной с применением повышающего коэффициента 1.2, суд первой инстанции правомерно исходил из разъяснений, изложенных в пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", согласно которым по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.
В тех случаях, когда в соответствии с законом торги на право заключения договора аренды не проводились, условия договоров аренды государственного или муниципального имущества, предусматривающие взимание с арендатора дополнительно к регулируемой арендной плате платы за право на заключение договора аренды, являются ничтожными (статьи 168, 614 ГК РФ).
Поскольку в данном случае Договор аренды заключен на основании распоряжения Правительства Ленинградской области от 30.11.2015 N 530-р "О предоставлении лесного участка из категории земель лесного фонда в аренду закрытому акционерному обществу "Гавриловское карьероуправление" для разработки месторождения гранитов "Гавриловское-1" в муниципальном образовании Выборгский район Ленинградской области", арендная плата является регулируемой и при ее расчете к ставкам платы за единицу объема лесного участка и единицу площади лесного участка применение повышающего коэффициента 1.2 не предусмотрено.
Принимая во внимание изложенное, указание в Договоре на применение коэффициента 1,2 при расчете и определении размера арендной платы за предоставленный Обществу лесной участок не соответствует закону, является недействительным (ничтожным).
Доводы апелляционной жалобы о том, что Общество без возражений подписало Договор с учетом применения при расчете арендной платы коэффициента 1,2, правового значения при разрешении настоящего спора не имеют, поскольку соответствующее условие с учетом вышеизложенных правовых норм являлось ничтожным и не могло повлечь правовых последствий (статья 168 ГК РФ).
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании в областной бюджет 19 863 руб. 09 коп. пени, начисленных на сумму арендной платы, которая определена в результате применения коэффициента 1,2.
Доводы Комитета о необходимости взыскания 99 315 руб. 50 коп. за период с 01.09.2019 по 09.09.2019 и с 16.10.2019 по 31.10.2019 в областной бюджет не принимаются апелляционным судом в связи со следующим.
Согласно пункту 16 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в редакции, действующей с 01.01.2020, суммы штрафов, неустоек, пеней, которые должны быть уплачены юридическим или физическим лицом в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед государственным (муниципальным) органом, казенным учреждением, подлежат зачислению в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, получателем средств которого являются указанные орган, учреждение, по нормативу 100 процентов.
В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, в 2020 году подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действовавшим в 2019 году.
Статьей 4 ЛК РФ установлено, что от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Таким образом, при наличии в договоре аренды лесного, стороной которого является орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, условий о выплате штрафов, неустоек, пеней за ненадлежащее исполнение обязательств перед данным органом суммы таких штрафов, неустоек, пеней с 1 января 2020 года должны поступать соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет (бюджет бюджетной системы Российской Федерации, получателем средств которого является указанный орган).
В соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 21.02.2020 N 02-05-10/12919 для учета поступлений штрафов, неустоек, пеней по договору аренды лесного участка, обязанность по уплате которых возникла после 1 января 2020 года, Приказом N 85н предусмотрен код бюджетной классификации 000 1 16 07030 00 0000 140 "Штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с договором аренды лесного участка или договором купли-продажи лесных насаждений в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед государственным (муниципальным) органом, казенным учреждением", детализированный по соответствующим элементам кода вида доходов бюджетов.
Поскольку в рамках настоящего дела судом первой инстанции взыскана неустойка, обязанность по оплате которой возникла в 2019 году, являются необоснованными доводы Комитета о необходимости указания в резолютивной части решения на ее взыскание в областной бюджет.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2020 по делу N А56-129722/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-129722/2019
Истец: КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "ГАВРИЛОВСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ"