город Ростов-на-Дону |
|
24 ноября 2020 г. |
дело N А32-29512/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фахретдинова Т.Р.,
судей Илюшина Р.Р., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Варавиной Е.Н.,
при участии:
от истца: представитель Клчегарова Н.Н. по доверенности от 07.09.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.07.2020 по делу N А32-29512/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края;
к Администрации Красносельского сельского поселения Динского района, Администрации Васюринского сельского поселения Динского района
при участии третьих лиц: Межрегионального территориального управления Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея;
публичного акционерного общества "Газпром";
о взыскании суммы неосновательного обогащения по договору аренды земельного участка
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" (истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского краяк Администрации Динского района Краснодарского края, (ответчики) о взыскании суммы неосновательного обогащения по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N 0000000104 от 15.11.2002 за период с 01.01.2008 по 31.12.2013 в размере 266 056 руб. 87 коп., а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 8 321 руб. 14 коп. (с учетом привлечения соответчика определением суда от 03.03.2020 )
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.05.2020 к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены:
Администрация Красносельского сельского поселения Динского района и Администрация Васюринского сельского поселения Динского района
Представитель истца заявил ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому просил взыскать неосновательное обогащение за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 в размере 211 031 руб. 12 коп. с Администрации Динского района Краснодарского края и с Администрации Красносельского сельского поселения Динского района по 50%, а также неосновательное обогащение за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 в размере 55 025 руб. 74 коп. с Администрации Динского района Краснодарского края и с Администрации Васюринского сельского поселения Динского района в размере 55 025 руб. 74 коп. по 50%.
Решением суда от 17.07.2020 иск удовлетворен частично.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, в иске отказать.
Жалоба мотивирована следующим.
С 01.01.2014 исключен из перечня главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов, поступающих от распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В 2014 остатки по счетам бюджетного учета по учету доходов от распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в Динском районе, переданы департаментом по акту приема-передачи в администрацию муниципального образования Динской район. Надлежащим ответчиком является Администрация Динского района. Отыскиваемая сумма была в 2013 году передана новому администратору.
Определением председателя судебного состава от 13.11.2020, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с нахождением судьи Глазуновой И.Н. в отпуске, произведена замена на судью Мисника Н.Н., в связи с чем, рассмотрение дела производится с самого начала.
Представитель истца в судебном заседании заявил ходатайство о приобщении к материалам дела выписки из банка о перечислении денежных средств департаменту.
Судебная коллегия протокольным определением приобщила представленные документы, учитывая разъяснения п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", как непосредственно связанные с предметом исследования по настоящему спору.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Публичному акционерному обществу "Газпром" принадлежит на праве собственности имущественный комплекс объекта капитального строительства "Магистральный газопровод "Голубой поток"-"Россия -Турция" (морской вариант) участок км 56,5-363,8 инв.N 297782", кадастровый номер ОКС 23:44:0503001:3582, о чем сделана государственная запись от 24.06.2003 N 23-01/00-74/2003-221 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Территориально наземные элементы магистрального газопровода расположены в том числе и на земельном участке, общей площадью 26 056 кв.м, с кадастровым номером 23:07:0000000:34 (образованный из земельного участка с кадастровым номером 23:07:0000000:0001), категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в границах Динского района Краснодарского края.
На основании постановления Главы администрации Краснодарского края от 20.11.2001 N 1111 между публичным акционерным обществом "Газпром" и Департаментом имущественных отношений Краснодарского края заключен договор аренды от 15.11.2002 N 102.2. земельного участка несельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:07: 00 00 000:0001, общей площадью 2,7700 га для строительства притрассовых объектов газопровода Россия-Турция в Краснодарском крае.
В соответствии с пунктом 6.2 договора, срок действия аренды установлен до 20.11.2050 (49 лет).
10.06.2003 стороны оформили дополнительное соглашение, изменив номер договора на N 00000001 04 и изложив пункт 2 договора по исчислению и уплате аренды в новой редакции.
В соответствии с пунктом 2.4 дополнительного соглашения арендная плата вносится арендатором с момента государственной регистрации договора ежеквартально, не позднее 10 числа каждого квартала.
В силу пункта 2.5 дополнительного соглашения внесение арендной платы в бюджет осуществляется по договору отдельным платежным документом за каждый квартал, отдельно по арендной плате и отдельно по пене.
Согласно пункту 2.3 дополнительного соглашения размер ежегодной арендной платы установлен на момент подписания договора, в дальнейшем может пересматриваться в одностороннем порядке по требованию арендодателя в связи с инфляцией и индексацией цен, изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативно-правовые акты Российской Федерации, Краснодарского края и органов местного самоуправления. Изменения размера арендной платы фиксируется и оформляется приложением к договору.
28.11.2007 публичное акционерное общество "Газпром" заключил агентский договор N 16/АГ-АР/0201 с обществом с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" и поручил истцу от его имени проводить все мероприятия и осуществлять действия по оформлению прав, исполнению договоров аренды земельных участков, перечислению арендной платы. Договор вступил в силу с даты его подписания сторонами и действует без ограничения срока.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" приняло на себя все обязательства по исполнению названного договора, в том числе и внесению арендной платы.
19.03.2009 право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:07:0000000:34 зарегистрировано за Российской Федерацией, в связи с чем, возникает прекращение обязательств истца по договору аренды от 15.11.2002 N 00000001 04 перед департаментом имущественных отношений.
В связи с государственной регистрацией 19.03.2009 права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:07:00000000:34, в целях приведения в соответствие условий договора от 15.11.2002 N 0000000104 Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгеи и публичное акционерное общество "Газпром" заключили дополнительное соглашение от 05.09.2019 к договору аренды земельного участка от 15.11.2002 N 0000000104.
Согласно п. 2.2. дополнительного соглашения договор вступает в силу с даты его государственной регистрации и применяется к отношениям сторон, измененным с 01.01.2014
Истцом, для исполнения обязательств по уплате арендных платежей по договору от 15.11.2002 N 0000000104 регулярно перечислялись на счет ответчика ДИО КК денежные средства.
В период с 01.01.2008 по 31.12.2013 образовалась переплата в сумме 266 056 руб. 86 коп., в том числе 55 025 руб. 74 коп. по платежному поручению от 28.12.2002 N 25822 (общая сумма платежа 100 882 руб. 26 коп.) и 211 031 руб. 12 коп. по платежному поручению от 26.12.2013 за N 23533.
В июне месяце 2017 между обществом и департаментом подписан акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2013, в котором установлена переплата на стороне общества по договору аренды от 15.11.2002 N 0000000104, которая составила 266 056 руб. 86 коп.
В марте 2019, повторно, стороны подписали акт сверки взаимных расчетов так же с подтверждением переплаты по договору аренды от 15.11.2002 N 00000 00104 в размере 66 056 руб. 86 коп. по состоянию на 31.12.2013
В адрес департамента истцом направлено письмо от 07.02.2019 с требование осуществить возврат денежных средств в размере 266 056 руб. 86 коп.
Департамент в своем письме от 05.03.2019 отказал возвращать излишне уплаченную сумму в размере 266 056 руб. 86 коп., утверждая, что с 01.01.2014 исключен из перечня главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов, поступающих от распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В 2014 остатки по счетам бюджетного учета по учету доходов от распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в Динском районе, переданы департаментом по акту приема-передачи в администрацию муниципального образования Динской район.
Однако, на запрос общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" от 12.03.2019 в администрацию Динского района о возврате денежных средств, 04.04.2019 получен также отказ, при этом подтверждены сведения перечисления денежных средств обществом по договору аренды от 15.11.2002 N 00000001 04 на счет департамента, указано на отсутствие самого договора аренды в администрации и рекомендовано обратиться в Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгеи по данному вопросу, как к собственнику земельного участка.
Департамент, возражая против заявленных требований, пояснил, что спорные денежные средства оплачены обществом на код бюджетной классификации (КБК) 82111105013100024120, которые в соответствии с установленным распределением доходов по такому КБК получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, зачислялись на счет управления федерального казначейства по Краснодарскому краю с последующим их распределением между уровнями бюджетов по установленным нормативам - 50% в бюджет муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок, 50% - в бюджет поселения по месту расположения земельного участка. Более того, с 01.01.2014 Департамент имущественных отношений Краснодарского края утратил право администрирования доходов от арендной платы за земельные участки, отнесенные к неразграниченной государственной собственности. С указанной даты данное право закреплено за органами местного самоуправления, отыскиваемая сумма передана новому администратору - администрации муниципального образования Динской район.
Таким образом, департамент указал на то, что испрашиваемые к возврату денежные средства в полном объеме поступили в местный бюджет.
Администрация муниципального образования Динской район, возражая в свою очередь против пояснения департамента указала, что с момента исключения департамента из перечня главных администраторов доходов бюджетов, поступающих от распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена договор аренды от 15.11.2002 N 0000000104 в администрацию муниципального образования не передавался. Согласно сведений, предоставленных МКУ "Централизованная бухгалтерия администрации муниципального образования Динской район", установлено, что департаментом актом N 7 от 31.12.2013 переданы остатки по счетам бюджетного учета доходов в разрезе КБК, а не в разрезе плательщиков. Установить плательщиков по указанному акту не предоставляется возможным. В то же время новым арендодателем является Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгеи.
Вместе с тем, согласно представленным в материалы дела сведениям Межрегионального территориального управления Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгеи денежные средства общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" перечисленные по платежным поручениям N 23533 от 26.12.2013 на сумму 211 031 руб. 12 коп., N 25855 от 28.12.2012 на сумму 100 882 руб. 26 коп. в федеральный бюджет не поступали.
Администрация Красносельского сельского поселения Динского района возражая против иска, также указала, что спорный договор в администрацию поселения не передавался, подтвердить поступление денежных средств в Администрацию Красносельского сельского поселения Динского района не предоставляется возможным.
Между тем, согласно представленных в материалы дела сведений Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю от 30.10.2019 N 18-04-17/16081 денежные средства плательщика общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" по платежным поручениям от 28.12.2012 N 855 на сумму 100882 руб. 26 коп., от 26.12.2013 N 533 на сумму 211 031 руб. 12 коп. зачислены на счет управления N 40101810300000010013 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" и отражены в аналитическом учете по коду бюджетной классификации Российской Федерации 82111105013100024120 "Доходы, получаемые в виде арендной платы за земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и земли иного специального назначения, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах 052996, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков", по коду ОКАТО 03214802000, 03214810000 Васюринского сельского поселения, Красносельского сельского поселения Динского района Краснодарского края, соответственно. Администратор поступлений в бюджет - Департамент имущественных отношений Краснодарского края. В соответствии с законодательно установленными нормативами распределения 50 процентов от указанных сумм - в бюджет Динского муниципального района, 50 процентов - в бюджеты сельских поселений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Договор аренды носит возмездный характер, а указанные выше обязательства являются встречными. Обязательство арендатора по внесению арендной платы обусловлено фактом использования арендованного имущества, то есть исполнением арендодателем своего обязательства по предоставлению предусмотренного договором имущества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1103 ГК РФ правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ об обязательствах вследствие неосновательного обогащения, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
В силу статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Факт переплаты истцом арендных платежей ответчиками не оспаривается.
Согласно пункту 19 Постановления от 28.05.2019 N 13 судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 -242.6 Кодекса, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона. Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункты 8, 9 статьи 161 БК РФ).
Правила статьи 161 БК РФ, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
Поскольку арендодателем по договору в спорный период выступал Департамент имущественных отношений Краснодарского края, договор со стороны арендодателя заключен также департаментом, следовательно, обязанной к возврату сумм переплаты по арендным платежам за период с 01.01.2008 по 31.12.2013 в качестве неосновательного обогащения должен быть Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Надлежащих доказательств передачи спорных денежных средств иному лицу (новому администратору доходов или новому арендодателю), либо их распределение в бюджеты поселений, в материалы дела не представлено. Идентифицировать остатки по счетам, переданные от Департамента имущественных отношений Краснодарского края по акту Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район, невозможно.
Доказательств иного не представлено.
Согласно представленным истцом выпискам по счету, получателем арендных платежей указан УФК МФ РФ по Краснодарскому краю (Департамент имущественных отношений Краснодарского края).
Таким образом, оснований для взыскания суммы переплаты по арендным платежам с Администрации Динского района Краснодарского края, Администрации Красносельского сельского поселения Динского района и Администрации Васюринского сельского поселения Динского района не имеется.
С учетом установленного, исковые требования о взыскании неосновательного обогащения по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N 0000000104 от 15.11.2002 за период с 01.01.2008 по 31.12.2013 в размере 266 056 руб. 87 коп. с Департамента имущественных отношений Краснодарского края удовлетворены правомерно, в удовлетворении исковых требований к Администрации Динского района Краснодарского края, к Администрации Красносельского сельского поселения Динского района и к Администрации Васюринского сельского поселения Динского района надлежит отказать.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2020 по делу N А32-29512/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29512/2019
Истец: ООО "Газпром трансгаз Краснодар", ООО "Газпром трансгоз Краснодар"
Ответчик: Администрация Динского района Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Кк, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация Васюринского сельского поселения Динского района, Администрация Красносельского сельского поселения Динского района, Администрация МО Динского района КК, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в КК и РА, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, ПАО "Газпром"