г. Владивосток |
|
12 апреля 2024 г. |
Дело N А24-5043/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.А. Щёлкиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края,
апелляционное производство N 05АП-1380/2024
на решение от 08.02.2024
судьи В.М. Тюшняковой
по делу N А24-5043/2023 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края (ИНН 4101121190, ОГРН 1084101000048)
к Управлению Федерального казначейства по Камчатскому краю (ИНН 4101120541, ОГРН 1074101007793)
о признании пунктов 11-12 описательной части и пункта 2 требовательной части представления от 06.10.2023 N 38-77-07/12-12 недействительными,
при участии:
от Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края - представитель М.Г. Останина, по доверенности от 29.12.2023, сроком действия до 31.12.2024, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 765), паспорт,
от УФК по Камчатскому краю - представители не явились,
УСТАНОВИЛ:
Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании пунктов 11-12 описательной части и пункт 2 требовательной части представления от 06.10.2023 N 38-77-07/12-12, вынесенного Управлением Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее - Управление, УФК по Камчатскому краю), недействительными.
Решением суда от 08.02.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Министерство отмечает, что доказательств нерезультативности при выплате ежемесячной доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет Управлением не представлено.
Полагает, что УФК по Камчатскому краю и суд первой инстанции расширительно истолковали нормы Закона Камчатского края "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Камчатского края и должности государственной гражданской службы Камчатского края" от 10.12.2007 N 710 (далее - Закон Камчатского края N710), указывая на необходимость применения районного коэффициента к фиксированной выплате к страховой пенсии по старости, которая подлежит вычету при расчете доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет).
Ссылается на то, что указанный Закон Камчатского края N 710 был разработан в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочиях на самостоятельное регулирование отношений, вытекающих из предмета их ведения.
При этом обращает внимание на то, что применение районного коэффициента к фиксированной выплате к страховой пенсии в целях расчета доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) было исключено при внесении изменений в положения Закона Камчатского края N 710.
Кроме того, указывает на необходимость учета целей увеличения фиксированной выплаты к страховой пенсии на районный коэффициент, которое направлено на повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
УФК по Камчатскому краю по тексту представленного письменного отзыва, приобщенного в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к материалам дела, считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В письменном отзыве Управление настаивает на необходимости применения в рассматриваемом случае при расчете доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) положений законодательства Российской Федерации, предусматривающих увеличение фиксированной выплаты на районный коэффициент.
Указывает, что сам факт неправомерного использования бюджетных средств свидетельствует о нерезультативности их использования.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы заявленной апелляционной жалобы.
УФК по Камчатскому краю, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о причине неявки не сообщило, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 04.04.2024 объявлялся перерыв, о чем лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено 11.04.2024 в том же составе суда, при ведении протокола тем же секретарем судебного заседания и при явке того же представителя Министерства, при отсутствии представителя Управления.
За время перерыва от Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе, которые приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В период с 10.07.2023 по 25.08.2023 УФК по Камчатскому краю в отношении Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края проведена выездная проверка по теме: "Проверка годовых отчетов об исполнении в 2022 году бюджетов субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, а также исполнения субъектами Российской Федерации согласно приложению N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2534 дополнительных обязательств, установленных в соответствии с пунктом 4 перечня обязательств субъекта Российской Федерации, получающего дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих включению в соглашение, которым предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации, утвержденного приложением N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2534 (идентификатор контрольного мероприятия: 2023-ПВ.078.1014-3800.024)".
В ходе контрольного мероприятия Управлением выявлены следующие нарушения требований, установленных пунктом 3 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ, статьи 10 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19.02.1993 N 4520-1, пункта 1 статьи 4 и пункта 1 статьи 7 Закона Камчатского края "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Камчатского края и должности государственной гражданской службы Камчатского края" от 10.12.2007 N 710, а именно:
- объектом контроля в 2022 году в результате не применения районного коэффициента 60% за работу в районах Крайнего Севера к трехкратному размеру фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости необоснованно начислено и выплачено за счет средств краевого бюджета ежемесячной доплаты к пенсии в общей сумме 1 800 133 рубля 80 копеек ((8 206,05х12х18)+27 627,00) (пункт 11 представления);
- объектом контроля в 2022 году в результате не применения районного коэффициента 60% за работу в районах Крайнего Севера к 2,5 размеру фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости необоснованно начислено и выплачено за счет средств краевого бюджета пенсии за выслугу лет по 10 пенсионным делам в общей сумме 781 517 рублей 88 копеек (66 911,50+68 240,88+69 419,90+(82 420,80x7)) (пункт 12 представления).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте выездной проверки от 25.08.2023.
По результатам проверки УФК по Камчатскому краю вынесено представление от 06.10.2023 N 38-77-07/12-12, которым на Министерство возложена обязанность по пунктам 11, 12 вернуть в доход краевого бюджета неправомерно израсходованные денежные средства на сумму 2 581 651 рубль 68 копеек. Информацию о результатах исполнения представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в УФК по Камчатскому краю до 03.04.2024.
Полагая, что указанное представление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части оспариваемых пунктов.
Суд первой инстанции, посчитав доказанным совершение Фондом нарушений, отраженных в пунктах 11, 12 описательной части и пункте 2 требовательной части представления УФК по Приморскому краю, признал оспариваемое представление законным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзыве на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения, порядок применения бюджетных мер принуждения установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ).
В силу пункта 1 Положения о Министерстве социального благополучия и семейной политики Камчатского края, утвержденного Постановлением Правительства Камчатского края от 28.04.2023 N 241-П (далее - Положение N 241-П), Министерство является исполнительным органом Камчатского края, осуществляющим функции по выработке и реализации региональной политики, по нормативному правовому регулированию, по контролю (надзору), по предоставлению государственных услуг, иные правоприменительные функции в установленной правовыми актами Камчатского края сфере деятельности и осуществляющим полномочия Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета, главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на обеспечение деятельности Министерства (пункт 10 Положения N 241-П).
Под получателем бюджетных средств в силу статьи 6 БК РФ понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Кодексом.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 1 статьи 265 БК РФ в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
На основании пункта 3 статьи 235 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся исполнительными органами субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования и направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).
Согласно части 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению: 1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.
В рассматриваемом случае в оспариваемом представлении от 06.10.2023 N 38-77-07/12-12 УФК по Камчатскому краю зафиксирован факт не применения Министерством социального благополучия и семейной политики Камчатского края предусмотренного частью 9 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ (далее - Закон N400-ФЗ, Закон о страховых пенсиях) районного коэффициента за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к фиксированной выплате к страховой пенсии по старости в целях расчета доплаты к пенсии лицам, замещающим государственные должности Камчатского края, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Камчатского края.
Арбитражный суд, признавая указанное представление Управления законным, исходил из того, что в содержании нормы части 9 статьи 17 Закона N 400-ФЗ прямо указана ссылка на часть 1 статьи 16 Закона N 400-ФЗ, в связи с чем, указанные нормы применяются во взаимной связи, а само по себе отсутствие в Законе Камчатского края N 710 указания на увеличение фиксированной выплаты на районный коэффициент при расчете ежемесячной доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет не отменяет действие указанной нормы.
Между тем апелляционная коллегия полагает указанный вывод суда первой инстанции ошибочным на основании следующего.
В силу части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Пунктами "н" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Также на основании пункта 4 статьи 2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а в ведении субъекта Российской Федерации - ее организация.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы установлены Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ (далее - Закон N79-ФЗ).
В силу части 1 статьи 3 Закона N 79-ФЗ под государственной гражданской службой Российской Федерации понимается вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3).
Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Закона N 79-ФЗ)
Закон N 79-ФЗ в числе основных государственных гарантий для государственных гражданских служащих предусматривает их государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан в Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52).
Между тем такой федеральный закон до настоящего времени не принят.
В то же время частью 3 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" от 21.12.2021 N 414-ФЗ (далее - Закон N 414-ФЗ) предусмотрено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев после дня его официального опубликования.
Термин "собственное правовое регулирование" означает, что субъекты Российской Федерации по вопросам их ведения издают законы и иные нормативные правовые акты самостоятельно, полностью регулируя по своему усмотрению отношения, вытекающие из предметов их ведения. Каждый субъект Российской Федерации полномочен при определении характера правового регулирования использовать весь существующий комплекс правовых средств и приемов по своему собственному усмотрению. При этом собственное правовое регулирование субъектов Российской Федерации в рамках единой системы правового регулирования Российской Федерации должно соответствовать общим положениям и принципам правового регулирования.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование пенсионного обеспечения государственных служащих субъекта Российской Федерации, осуществляемого за счет средств регионального бюджета, до принятия соответствующего федерального закона относится к компетенции субъекта Российской Федерации.
Делая указанный вывод, апелляционная коллегия также учитывает, что пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ (далее - Закон N166-ФЗ) установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N400-ФЗ либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1, при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к названному Федеральному закону.
В силу части 6 статьи 5 Закона N 414-ФЗ лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации в течение срока, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законом о страховых пенсиях либо досрочно назначенной в соответствии с федеральным законом о занятости населения в Российской Федерации, может быть установлено дополнительное пенсионное обеспечение в случаях, на условиях и в порядке, которые предусмотрены законом субъекта Российской Федерации. Финансирование расходов, связанных с установлением дополнительного пенсионного обеспечения, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, поскольку, в настоящее время не приняты федеральные законы, регулирующие вопросы, связанные с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации и обеспечением государственными гарантиями лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, в том числе пенсионным обеспечением, Камчатский край, как субъект Российской Федерации, до принятия соответствующих федеральных законов вправе осуществлять законодательное регулирование в этой сфере, то есть устанавливать за счет собственных средств порядок пенсионного обеспечения граждан, замещавших государственные должности и должности государственной службы Камчатского края, предусматривая в его рамках различные виды социальных гарантий, в том числе пенсию за выслугу лет и доплату к трудовой пенсии.
В рамках осуществления указанного самостоятельного правового регулирования Постановлением Совета народных депутатов Камчатской области от 07.12.2007 N 2517 и Думой Корякского автономного округа от 07.12.2007 N 24/25 был принят Закон Камчатского края от 10.12.2007 N 710 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Камчатского края и должности государственной гражданской службы Камчатского края" (далее - Закон Камчатского края N710), которым в силу части 1 статьи 1 установлены условия назначения ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Камчатского края, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Камчатского края, порядок установления их размеров, а также порядок исчисления стажа работы лица, замещающего государственную должность Камчатского края, и стажа краевой гражданской службы для назначения ежемесячной доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет.
Согласно выводам, изложенным в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2008 N 60-Г08-3, принимая Закон Камчатского края N 710, законодатель Камчатского края, реализовал предусмотренное статьями 31 и 85 БК РФ право самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета и исполнять свои расходные обязательства за счет собственных доходов, исходя из возможностей бюджета, с учетом требований пункта 4 статьи 7 Закона N 166-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Закона Камчатского края N 710 выплата ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Камчатского края, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности краевой гражданской службы, осуществляется за счет средств краевого бюджета и является расходным обязательством Камчатского края.
Порядок установления размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Камчатского края установлен в статье 4 Закона Камчатского края N 710, согласно части 1 которой следует, что лицу, замещавшему государственную должность Камчатского края, ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в размере 55 процентов среднемесячного денежного вознаграждения, определенного в соответствии со статьей 4(1) настоящего Закона, при наличии стажа работы для назначения ежемесячной доплаты к пенсии от пяти до десяти лет и в размере 75 процентов среднемесячного денежного вознаграждения при наличии стажа работы для назначения ежемесячной доплаты к пенсии десять и более лет за вычетом трехкратного размера установленной частью 1 статьи 16 Закона о страховых пенсиях по состоянию на 01.02.2016 фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (далее - фиксированная выплата к страховой пенсии по старости).
В свою очередь, согласно части 1 статьи 7 Закона Камчатского края N 710 краевому гражданскому служащему пенсия за выслугу лет устанавливается в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания краевого гражданского служащего, определенного в соответствии со статьей 7(1) настоящего Закона, за вычетом двух с половиной размеров фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Из буквального толкования указанных пунктов судебной коллегией установлено, что конструкция положения части 1 статьи 4 Закона Камчатского края N 710 имеет отсылку только на часть 1 статьи 16 Закона N 400-ФЗ, которой установлен размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, причем с оговоркой "по состоянию на 01.02.2016", именуемой далее по тексту Закона Камчатского края N 710, как "фиксированная выплата к страховой пенсии по старости"; формулировка части 1 статьи 7 Закона Камчатского края N 710 также содержит положения только о фиксированной выплате к страховой пенсии по старости.
Указанной нормой Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" от 12.02.1993 N 4468-1, а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 558 рубля 93 копеек в месяц.
В свою очередь, частью 9 статьи 17 Закона N 400-ФЗ предусмотрены правила повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частью 8 настоящей статьи, которое устанавливается лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
Между тем, спорные положения Закона Камчатского края N 710 не имеют отсылки на положения части 9 статьи 17 Закона N 400-ФЗ и устанавливают конкретную методологию расчета размеров ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Камчатского края, и пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Камчатского края, не предусматривающую дополнительного увеличения показателя "фиксированная выплата к страховой пенсии по старости" на размер районного коэффициента.
С учетом изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что неприменение районного коэффициента к фиксированной выплате, вычитаемой при определении размера доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет), обусловлено законодательной волей Камчатского края, реализуемой в порядке осуществления собственного правового регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации до принятия соответствующего федерального закона, предусматривающего порядок и условия пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих.
При этом наличие в норме, предусмотренной частью 9 статьи 17 Закона N 400-ФЗ, отсылки к части 1 статьи 16 Закона N 400-ФЗ установлено в целях расчета страховой пенсии, и, вопреки выводам суда первой инстанции, само по себе не устанавливает иную и не изменяет действующую методологию расчета дополнительного пенсионного обеспечения граждан, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы Камчатского края, принятую в пределах представленных субъекту Российской Федерации полномочий.
Проявление законодательной воли Камчатского края, направленной на неприменение районного коэффициента к фиксированной выплате при расчете доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет), следует также из обстоятельств внесения изменений в положения Закона Камчатского края N 710.
Так, коллегией установлено, что в редакции, действующей до 02.01.2017, частью 1 статьи 4 Закона Камчатского края N 710 было предусмотрено правило установления ежемесячной доплаты к пенсии в размере 45 процентов среднемесячного денежного вознаграждения лица, замещавшего государственную должность Камчатского края, определенного в соответствии со статьей 4(1) настоящего Закона, за вычетом трехкратного размера установленной частью 1 статьи 16 Закона о страховых пенсиях по состоянию на 01.01.2015 фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (далее - фиксированная выплата к страховой пенсии по старости), увеличенного на районный коэффициент 1,6.
Аналогичным образом пенсия за выслугу лет в редакции части 1 статьи 7 Закона Камчатского края N 710 по состоянию до 02.01.2017 устанавливалась в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания краевого гражданского служащего, определенного в соответствии со статьей 7(1) настоящего Закона, за вычетом двух с половиной размеров фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, увеличенных на районный коэффициент 1,6.
Между тем впоследствии на основании Закона Камчатского края от 21.12.2016 N 47, вступившего в силу с 02.01.2017, в положения части 1 статьи 4 и части 1 статьи 7 Закона Камчатского края N 710 были внесены изменения в виде исключения необходимости увеличения фиксированной выплаты к страховой пенсии на районный коэффициент.
Данные изменения были согласованы с Контрольно-счетной палатой Камчатского края, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации и Прокуратурой Камчатского края.
Так, в письме от 19.12.2016 N 1232/КСП Контрольно-счетная палата Камчатского края указала, что реализация вносимых изменений не потребует дополнительного финансирования за счет средств краевого бюджета, в связи с чем посчитала возможным рассмотрение и принятие законопроекта Законодательным Собранием Камчатского края на очередной сессии без проведения финансово-экономической экспертизы.
В свою очередь, Управление Министерства юстиции Российской Федерации в заключении от 12.12.2016 N 41/02-16/5606-1 и Прокуратура Камчатского края в заключении от 13.12.2016 N 22-16569-2016 сообщили, что при проверке законопроекта норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, а также положений, которые могут вызвать коррупциогенные действия и решения субъектов правоприменения, не выявлено.
При таких обстоятельствах исключение положения о применении районного коэффициента к фиксированной выплате к страховой пенсии при исчислении ежемесячной доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) произведено Камчатским краем в лице его законодательного органа в пределах совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в рамках полномочий, предоставленных ему частью 3 статьи 3 Закона N 414-ФЗ.
Также апелляционная коллегия принимает во внимание, что в целом установление районного коэффициента, исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий.
В свою очередь применение районного коэффициента к фиксированной выплате к страховой пенсии в соответствии с Законом N 400-ФЗ направлено на повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, проживающих в районах с тяжелыми климатическими условиями.
Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции исходит из того, что частью 6 статьи 4.1 Закона Камчатского края N 710 прямо предусмотрено, что к среднемесячному денежному вознаграждению, исходя из которого лицам, замещавшим государственные должности Камчатского края, исчисляется размер ежемесячной доплаты к пенсии, определенному в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, применяется районный коэффициент, установленный Законом Камчатского края от 29.12.2014 N 561 "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях" (далее - районный коэффициент), при условии, что денежное вознаграждение лица, замещавшего государственную должность Камчатского края, выплачивалось с учетом районного коэффициента.
Соответствующее положение также установлено частью 6 статьи 7.1 Закона Камчатского края N 710, согласно которой к среднемесячному денежному содержанию, исходя из которого краевым гражданским служащим исчисляется размер пенсии за выслугу лет, определенному в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, применяется районный коэффициент при условии, что денежное содержание краевого гражданского служащего выплачивалось с учетом районного коэффициента.
Таким образом, при установлении указанных норм Камчатский край в пределах своих полномочий реализовал право на повышение величины среднемесячного вознаграждения, исходя из которого производится расчет ежемесячной доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет), на районный коэффициент, тем самым предоставив дополнительные гарантии лицам, осуществлявшим деятельность в рамках государственной гражданской службы на территории Камчатского края.
Тогда как применение районного коэффициента к фиксированной выплате к страховой пенсии по старости, которая по предусмотренной Законом Камчатского края N 710 методике расчета ежемесячной доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) в 3-кратном или 2,5-кратном размере подлежит вычету из среднемесячного денежного вознаграждения, напротив, повлечет уменьшение размера указанных выплат.
Таким образом, применение пункта 9 статьи 17 Закона N 400-ФЗ при определении размера фиксированной выплаты при расчете ежемесячной доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) не будет направлено на повышение уровня пенсионного обеспечения граждан Камчатского края, замещавших государственные должности или должности государственной службы субъекта Российской Федерации.
В силу изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что в настоящем случае расчет ежемесячной доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет произведен Министерством в полном соответствии с Законом Камчатского края N 710, а позиция Управления о необеспечении Министерством результативности и целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований в порядке пункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ не подтверждена материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края признаются апелляционной коллегией обоснованными, тогда как доводы УФК по Камчатскому краю лишь выражают несогласие с установленными обстоятельствами, сводятся к иному толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах, оспариваемое представление УФК по Камчатскому краю от 06.10.2023 N 38-77-07/12-12 в части выводов, изложенных в пунктах 11-12 описательной части и пункта 2 требовательной части, не соответствует положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Камчатского края N710 и нарушает права и законные интересы Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края.
В связи с чем, учитывая неправильное применение судом норм материального права, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269, пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ считает необходимым отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Министерством требований и признании представления в указанной части недействительным на основании части 2 статьи 201 АПК РФ.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривался, поскольку и Министерство и Управление освобождены от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 08.02.2024 по делу N А24-5043/2023 отменить.
Признать пункты 11-12 описательной части и пункт 2 требовательной части представления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 06.10.2023 N 38-77-07/12-12 недействительными, как не соответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации, Закону Камчатского края от 10.12.2007 N 710 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Камчатского края и должности государственной гражданской службы Камчатского края".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5043/2023
Истец: Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю