город Омск |
|
27 ноября 2020 г. |
Дело N А81-3907/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Дубок О.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8352/2020) Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.07.2020 по делу N А81-3907/2020 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой (ИНН 8904013329, ОГРН 1028900625302, 629300, г. Новый Уренгой, пр. Ленинградский, 5, Б) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Ямало-Ненецкому автономному кругу (ИНН 8901014300, ОГРН 1048900005890, 629008, г. Салехард, ул. Губкина, 6, А) о признании незаконными действий по внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении общества с ограниченной ответственностью "Русстрой" (ИНН 8904049773),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, регистрирующий орган, МИ ФНС N 1 по ЯНАО) о признании незаконным внесение в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи об исключении общества с ограниченной ответственностью "Русстрой" (далее - ООО "Русстрой").
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.07.2020 по делу N А81-3907/2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.07.2020 по делу N А81-3907/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, её податель указывает на то, что между Департаментом и Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - МИ ФНС N 2 по ЯНАО) было заключено соглашение N 1 о взаимном сотрудничестве (далее - соглашение); пунктом 3.4 соглашения предусмотрена обязанность МИ ФНС N 2 по ЯНАО ежемесячно предоставлять в Департамент информацию о ликвидации юридических лиц, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, предстоящем исключении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей из ЕГРН в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ). С 01.02.2016 данные функции переданы МИ ФНС N 1 по ЯНАО. Между тем, Инспекция, предусмотренные соглашением сведения не передала. Об исключении из ЕГРЮЛ ООО "Русстрой" фактически Департамент узнал 23.03.2020.
Департамент указывает, что исключение ООО "Русстрой" затрагивает права и законные интересы заявителя как взыскателя в муниципальную казну задолженности общества по арендной плате по заключенному договору аренды муниципального имущества (решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.04.2015 по делу N А81-1053/2015 о взыскании 79 736 руб. 42 коп.). Информация об окончании исполнительного производства N 36573/15/89007-ИП в Департамент не поступала.
Отзыв на жалобу не представлен.
Определением суда апелляционной инстанции от 03.11.2020 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 24.11.2020 с целью представления Департаментом дополнительных доказательств принудительного взыскания по исполнительным листам, выданным в отношении ООО "Русстрой", которыми обосновывается заинтересованность Департамента в предъявленном иске (данные о предъявлении исполнительного листа к исполнению, наличии добровольного исполнения, окончания исполнительного производства, возврата исполнительных листов, наличия неоконченных исполнительных производств).
18.11.2020 во исполнение определения суда от Департамента поступили дополнительные документы (в копиях): исполнительный лист серии ФС N 004115514, заявление от 25.06.2015 N 301-12/5345-04, постановление о возбуждении ИП от 26.07.2015, исполнительный лист серии ФС N 0136133189, заявление от 13.03.2017 N 301-12/2711-04, постановление о прекращении исполнительного производства от 04.06.2018, запрос о предоставлении информации от 30.10.2018, сводка по исполнительному производству от 19.12.2018.
Департаментом пояснено, что требования заявителя в отношении должника основаны на задолженности, взысканной решениями Арбитражного суда ЯНАО от 29.04.2015 по делу N А81-1053/2015, от 18.01.2017 по делу N А81-6335/2016.
По делу N А81-1053/2015 выдан исполнительный лист от 21.05.2015 серии ФС N 004115514, в ОСП по г. Новый Уренгой УФССП России по ЯНАО направлено заявление от 25.06.2015 N 301-12/5345-04 о принятии исполнительного листа к производству, возбуждено исполнительное производство от 26.07.2015 N 365 73/15/89007-ИП (постановление о возбуждении исполнительного производства от 26.07.2015). Сведения о прекращении данного исполнительного производства в Департамент имущественных отношений не поступали.
По делу N А81-6335/2016 выдан исполнительный лист от 13.02.2017 серии ФС N 013613189, в ОСП по г. Новый Уренгой УФССП России по ЯНАО направлено заявление от 13.03.2017 N 301-12/2711-04 о принятии исполнительного листа к производству, возбуждено исполнительное производство от 23.03.2017 N 17338/17/89007-ИП. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 04.06.2018 исполнительное производство прекращено в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.
Департаментом также заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя заявителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание 24.11.2020 не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного заседания 24.11.2020 представленные Департаментом документы приобщены к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "Русстрой" зарегистрировано 22.08.2006.
Инспекцией 29.12.2017 было принято решение о предстоящем исключении ООО "Русстрой" из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица.
Основанием для принятия данного решения послужили:
- Справка N 1367-О "О непредставлении юридическим лицом в течение последних двенадцати месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах" от 27.12.2017, согласно которой, последняя дата представления документов отчетности ООО "Русстрой" - 28.03.2014;
- Справка N 1367-С "Об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов" от 27.12.2017, согласно которой отсутствуют сведения об открытых банковских счетах ООО "Русстрой", счет закрыт 09.11.2016.
Решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 1 (668)2018 от 10.01.2018.
Одновременно с указанным решением опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении Общества, вплоть до 28.04.2018 включительно, заявлений от его кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из государственного реестра, в адрес Инспекции не поступало.
Запись в ЕГРЮЛ об исключении ООО "Русстрой" из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица внесена регистрирующим органом 28.04.2018 (ГРН записи 2188901104511).
Не согласившись с указанной записью об исключении, Департамент обратился в суд с настоящим заявлением.
02.07.2020 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица прекращается с момента внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежащим исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации, юридическое лицо, которое в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло хозяйственных операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом N 129-ФЗ.
Порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ определен статьей 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ.
Пунктами 1, 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Нормативные положения, позволяющие исключать юридическое лицо из ЕГРЮЛ в упрощенном - внесудебном порядке (по решению уполномоченного органа исполнительной власти), были введены в Федеральный закон N 129-ФЗ Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации с целью актуализации данных ЕГРЮЛ (его очистки от сведений о значительном числе юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 06.12.2011 N 26-П и в Определениях от 17.01.2012 N 143-О-О и от 17.06.2013 N 994-О, такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Таким образом, положение пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, осуществляемых во исполнение предписаний статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ налоговыми органами, является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П).
Согласно пункту 3 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении, должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются, в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В силу пункта 7 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ, если в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не направлены заявления заинтересованных лиц, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Как следует из материалов дела, 29.12.2017 Инспекцией принято решение о предстоящем исключении ООО "Русстрой" из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица, поскольку общество не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций по банковскому счету (справка N 1367-О "О непредставлении юридическим лицом в течение последних двенадцати месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах" от 27.12.2017, справка N1367-С "Об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов" от 27.12.2017).
Решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 1 (668)2018 от 10.01.2018.
Одновременно с указанным решением опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении Общества, вплоть до 28.04.2018 включительно, заявлений, в том числе от Департамента, в связи с исключением юридического лица из государственного реестра, в адрес Инспекции не поступало.
Запись в ЕГРЮЛ об исключении ООО "Русстрой" из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица внесена регистрирующим органом 28.04.2018 (ГРН записи 2188901104511).
Таким образом, Инспекцией не допущено нарушений процедуры исключения ООО "Русстрой" из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.
Доводы подателя жалобы о том, что Инспекция в нарушение пункта 3.4 соглашения N 1 о взаимном сотрудничестве не предоставило заявителю сведения о ликвидации юридических лиц, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, предстоящем исключении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей из ЕГРН в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, отклоняются судом апелляционной инстанции, так как, во-первых, указанное соглашение в материалы дела не представлено, во-вторых, Федеральным законом N 129-ФЗ не предусмотрен иной порядок, кроме как предусмотренный статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, информировать заинтересованных лиц о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Между тем, суд апелляционной инстанции признает обоснованными доводы Департамента о том, что заявитель является кредитором ликвидированного общества, права которого нарушаются исключением ООО "Русстрой" из ЕГРЮЛ.
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18.05.2015 N 10-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Отделсервис" обращено внимание на то, что решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра должно приниматься с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.
Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1996 N 4-П, от 03.02.1998 N 5-П, от 28.05.1999 N 9-П, от 11.05.2005 N 5-П, от 20.02.2006 N 1-П, от 05.02.2007 N 2-П, от 19.07.2011 N 17-П, от 22.04.2013 N 8-П и от 27.06.2013 N 15-П).
Обосновывая свой статус кредитора, Департамент указывает на наличие задолженности, взысканной решениями Арбитражного суда ЯНАО от 29.04.2015 по делу N А81-1053/2015, от 18.01.2017 по делу N А81-6335/2016.
Отклоняя данные доводы, суд первой инстанции указал на то, что исполнительное производство от 13.03.2017 N 16708/17/89007-ИП по делу N А81-6335/2016 окончено 06.12.2017 по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание. Исполнительное производство по делу N А81-1053/2015 не возбуждалось, на сайте r89.fssprus.ru указанные сведения отсутствуют.
Судебная коллегия полагает, что указанные выводы противоречат представленным в материалы дела Департаментом документам.
По делу N А81-1053/2015 выдан исполнительный лист от 21.05.2015 серии ФС N 004115514, в ОСП по г. Новый Уренгой УФССП России по ЯНАО направлено заявление от 25.06.2015 N 301-12/5345-04 о принятии исполнительного листа к производству, возбуждено исполнительное производство от 26.07.2015 N 365 73/15/89007-ИП (постановление о возбуждении исполнительного производства от 26.07.2015). Сведения о прекращении данного исполнительного производства в материалы деле не представлены, о существовании таковых не заявлено.
Ссылка суда на то, что исполнительное производство от 13.03.2017 N 16708/17/89007-ИП по делу N А81-6335/2016 окончено 06.12.2017 признается апелляционным судом ошибочной.
Вопреки указанию суда первой инстанции, на основании исполнительного листа от 13.02.2017 серии ФС N 013613189, выданного по делу N А81-6335/2016, возбуждено исполнительное производство от 23.03.2017 N 17338/17/89007-ИП. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 04.06.2018 исполнительное производство прекращено в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ. При этом задолженность ООО "Русстрой" перед Департаментом не погашена.
Таким образом, исключение ООО "Русстрой" из ЕГРЮЛ препятствует Департаменту реализовать права кредитора в части взыскания задолженности, тем самым нарушает его права и законные интересы, что является основанием для восстановления исключенного из ЕГРЮЛ ООО "Русстрой" в реестре как действующего юридического лица.
Обстоятельства того, что Департаментом заявлены возражения по форме N Р38001 только 23.03.2020, то есть за пропуском трехмесячного срока, предусмотренного статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, а обращение в суд датировано 21.04.2020, не свидетельствуют о невозможности удовлетворения требования заявителя, с учетом конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, в соответствии с которым исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по формальным основаниям, без учет права и охраняемых законом интересы иных, третьих лиц, являющихся сторонами правоотношений с участием лица, исключаемого из ЕГРЮЛ, в частности его кредиторов, является недопустимым.
Вывод судов о недопустимости лишения Общества права на судебную защиту лишь по формальным основаниям, ввиду отсутствия с его стороны возражений против предстоящего исключения контрагента из ЕГРЮЛ, также соответствует правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.12.2018 N 301-КГ18-8795.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.07.2020 по делу N А81-3907/2020 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, подпунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.07.2020 по делу N А81-3907/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявление Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой удовлетворить.
Признать незаконным внесение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении общества с ограниченной ответственностью "Русстрой" (ИНН 8904049773, ОГРН 1068904021009)
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Русстрой" (ИНН 8904049773, ОГРН 1068904021009)
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-3907/2020
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу