г. Москва |
|
27 ноября 2020 г. |
Дело N А40-109821/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Савенкова О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.09.2020
по делу N А40-109821/20-127-842, принятое судьей Кантор К.А. в порядке упрощенного производства,
по иску Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
о взыскании денежных средств,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (алее - ответчик, Общество) о взыскании по договору аренды земельного участка от 04.07.2016 N И-08-001102 задолженности по арендной плате за период с 04.07.2016 по 30.09.2019 в размере 6834,46 руб. и пени за несвоевременное внесение арендных платежей за период с 01.04.2017 по 30.09.2019 в сумме 1176,63 руб.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2020 г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.09.2020 по делу N А40-109821/20 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении иска. Указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 04.07.2016 между истцом (арендодателем) и ответчиком (арендатором) был заключен договор N И-08-001102 (далее - Договор) аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, САО, МК МЖД, участок N 28, площадью 222 кв.м., предоставляемого в пользование для проектирования и строительства 3-го Главного пути Малого кольца Московской железной дороги.
Договор заключен сроком до 04.07.2022 г. и вступил в силу с даты его государственной регистрации, произведенной 27.01.2017.
В соответствии со ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно п. 3.2 Договора арендатор обязан вносить арендную плату за объект аренды ежеквартально, не позднее 5 числа первого месяца каждого отчетного квартала.
За несвоевременное внесение арендных платежей пунктом 8.2 Договора установлено взыскание пени в размере 1/300 от размера платежа, подлежащего оплате за соответствующий расчетный период, начиная с 6 числа первого месяца квартала по день уплаты включительно.
Истец указал, что за ответчиком образовалась задолженность по арендной плате в размере 6834,46 руб. за период с 04.07.2016 по 30.09.2019, а также не оплачены пени в размере 1176,63 руб., начисленные за период с 01.04.2017 по 30.09.2019.
В порядке досудебного урегулирования ответчику была направлена претензия от 11.12.2019 N 33-6-512752/19-(0)-1 с требованием погасить образовавшуюся задолженность, которая последним не исполнена.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции принял во внимание, что в статьях 1 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплен один из основополагающих принципов земельного законодательства - принцип платности землепользования, который обуславливает возникновение у лица, пользующегося земельным участком, обязанности по уплате земельного налога (собственники, землепользователи, землевладельцы) либо арендной платы (арендаторы).
Наличие указанного принципа исключает возможность безвозмездного пользования земельным участком, поэтому лицо, являющееся владельцем объекта недвижимости, расположенного на земельном участке обязано возмещать стоимость такого пользования.
В соответствии с приложением N 2 к Договору годовая арендная плата установлена в размере 1,5 % от кадастровой стоимости, что составляет 9174 руб. 72 коп.
Уведомлением от 04.03.2019 N 33-6-93167/19-(0)-1 в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - Приказ Минэкономразвития РФ N 396) годовая арендная плата за Земельный участок с 01.01.2019 уменьшена до 4 рублей 88 копеек.
Оплата арендной платы по Договору за 2016-2017 год была произведена в полном объеме в размере 13711,93 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 17445 от 18.11.2016 на сумму 2 231,01 рублей, N 676 от 25.01.2017 на сумму 2306,20 рублей, N 15409 от 27.09.2017 на сумму 4587,36 рублей, N 19778 от 27.11.2017 на сумму 2293,68 рублей.
Арендная плата за период с 01.01.2018 по 30.09.2019 по Договору не производилась, так как ответчик посчитал, что по Договору у арендатора возникла переплата. При этом Общество не согласно с арендной ставкой, установленной Договором. Условия Договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных пп. 2 ст. 48 ЗК РФ (объекты федерального транспорта, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий), не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Во исполнение п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - постановление Правительства РФ N264) приказом Минэкономразвития РФ N 396 утверждены ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и представленные ОАО "РЖД", в соответствии с которым ставка арендной платы за земельные участки в Московской области составляет 91,31 руб/га в год.
Также п. 2.1 Приказа Минэкономразвития РФ N 396 предусмотрена ежегодная индексация ставки арендной платы до начала очередного финансового года на величину, равную прогнозируемому уровню инфляции, предусмотренному в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, поэтому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы.
Пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что, если иное не установлено ЗК РФ или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Несмотря на разграничение полномочий между Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, при определении размера арендной платы за землю законодатель с 1 марта 2015 года в пункте 4 статьи 39.7 ЗК РФ установил предельные ставки арендной платы в размере федеральных в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для размещения объектов, указанных в статье 49 ЗК РФ.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
На основании п. 2 ст. 20 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" при определении размера арендной платы учитываются разрешенное использование земельных участков, вид осуществляемой на них хозяйственной и иной деятельности, а также дополнительные условия использования земельных участков, установленные для решения социальных задач и задач развития города.
В апреле 2018 года Общество обратилось к заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений (N ИСХ-7171 от 11.04.2018) с просьбой внести изменения в Постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы" и привести его в соответствие с действующим федеральным законодательством.
18 декабря 2018 года Постановлением Правительства Москвы N 1591-ПП внесены изменения в Постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы", согласно которым размер ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, равен ежегодной арендной платы, установленной за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные для размещения соответствующих объектов.
Общество направляло обращение в Министерство экономического развития Российской Федерации от 11.09.2019 N Исх-11452/ДКРС о разъяснении порядка начисления арендных платежей.
Письмом от 17.10.2019 N Д23и-35815 Министерство экономического развития Российской Федерации сообщило, что при заключении подобных договоров аренды на земельные участки для расчета арендной ставки применяются ставки арендной платы, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ N 396.
В 2019 году Генеральная прокуратура Российской Федерации в своем письме Президенту Российской Федерации после проведенной проверки соблюдения законодательства при заключении и выполнении в 2012-2018 годах Росжелдором и ОАО "РЖД" договоров на строительство железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла (Письмо N 1-ГП-36-2019 от 26.02.2019) указала, что заключены договоры субаренды отдельных участков, в том числе с 70-кратным превышением их арендной стоимости.
Таким образом, размер арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но после внесения изменений в федеральное законодательство, с 01 марта 2015 года он не может превышать предельные ставки арендной платы в размере федеральных в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для размещения объектов, указанных в подпункте 2 статьи 49 ЗК РФ.
С 18 декабря 2018 года размер ежегодной платы за земельные участки, предоставленные в аренду для размещения объектов, указанных в подпункте 2 статьи 49 ЗК РФ, должен быть равен размеру ежегодной арендной платы, установленной за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные для размещения соответствующих объектов.
Согласно пункту 3.4 Договоров размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и /или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской Федерации и/или города Москвы, а также в случае изменения кадастровой стоимости без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в настоящий Договор.
В случае принятия таких актов исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании Договора и уведомления арендодателя об изменении (введении) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы, в том числе коэффициентов индексации и/или уведомления с расчетом платежей, кадастровой стоимости либо с указанием коэффициентов, начиная с момента введения этих ставок, коэффициентов и/или изменения кадастровой стоимости в действие правовыми актами и без внесения изменений, дополнений в настоящий Договор.
Пунктом 3.5 Договоров определен порядок направления уведомления, согласно которому уведомление может быть направлено арендодателем арендатору почтовым отправлением с уведомлением о вручении или сделано арендодателем через средства массовой информации или размещено на официальном сайте арендодателя в сети Интернет неопределенному кругу лиц, обязательное для арендатора.
Учитывая целевое назначение предоставленного в аренду земельного участка, арендная плата за земельный участок, предоставленный для размещения объекта, указанного в подпункте 2 статьи 39 ЗК РФ, с 1 марта 2015 года не может превышать размер арендной платы, установленной Приказом Минэкономразвития N 396.
После внесения изменений в законодательство Российской Федерации Общество обращалось к Департаменту о применении арендной ставки, установленной законом и пересчете арендной платы (N 9700 ДКРС МСКот 15.08.2019).
Департамент уже произвел перерасчет размера арендной платы по данному Договору в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ N 396, и направил в адрес Общества уведомление от 04.03.2019 N33-6-93167/19-(0)-1, согласно которому годовая арендная плата за участок 77:08:0009029:2577 с 01.01.2019 составила 4 рубля 88 копеек, что также подтверждает необходимость применения ставки в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ N 396 для расчета арендной платы на данный земельный участок.
Однако Департаментом не учтено, что данная ставка подлежит применению с 01.03.2015.
Таким образом, суд первой инстанции согласился с позицией ответчика о том, что в период с 04.07.2016 по 30.09.2019 расчет задолженности по арендной плате должен производится в размере 18,46 руб., так как за указанный период арендная плата составила 13711 руб. 93 коп.
Материалами дела подтверждается, что задолженность Общества перед Департаментом отсутствует.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Так как изменения в федеральное законодательство вступили в силу с 01.03.2015, а Департамент применяет арендную ставку в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ N 396 только с 01.01.2019, ответчик вынужден был производить оплату арендной стоимости земельного участка по ставке, превышающей ставку, установленную действующим законодательством, в связи с чем, ответчик указывает на то, что по Договору имеется переплата, в связи с чем, требования истца являются не обоснованными.
Поскольку в силу п. 1.1 Договора Земельный участок имеет вид разрешенного использования: для размещения объектов инфраструктуры, размещения линейных объектов железнодорожного и скоростного внеуличного транспорта, предоставлен арендатору для проектирования и строительства 3-го главного пути МК МЖД, суд первой инстанции согласился с доводами ответчика о неверном расчете истцом арендной платы.
При этом размер годовой арендной платы не должен быть установлен выше предельного годового размера арендной платы за земельные участки, занятые линейными объектами.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика задолженности по арендной плате за период с 04.07.2016 по 30.09.2019 в размере 6834,46 руб. и пени за несвоевременное внесение арендных платежей за период с 01.04.2017 по 30.09.2019 в сумме 1176,63 руб.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03.09.2020 по делу N А40-109821/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-109821/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"