г. Москва |
|
27 ноября 2020 г. |
Дело N А40-39837/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Услугиавто"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 июля 2020 года по делу N А40-39837/20(144-331)
по заявлению ООО "Услугиавто"
к Федеральной службе по аккредитации
о признании недействительными акта проверки и предписания
при участии:
от заявителя: |
Пархоменко Ю.А.(ген. директор) приказ N 1 от 25.11.2015; |
от ответчика: |
Кейдюк Н.В. по дов. от 17.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "УСЛУГИАВТО" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ заявлением о признании недействительным акта проверки Федеральной службы по аккредитации (далее - Росаккредитация, заинтересованное лицо, ответчик) от 29.11.2019 N 306-АВП в части признания недействительными пунктов 2 и 3 предписания от 29.11.2019 N 23-Прд.
Решением суда от 29.07.2020 производство по делу прекращено в части требования заявителя о признании недействительным акта проверки. В удовлетворении требований заявителя о признании недействительными пунктов 2, 3 предписания Федеральной службы по аккредитации от 29.11.2019 N 23-Прд - отказано.
Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении требований, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять новый судебный акт, которым признать недействительными пункты 2 и 3 предписания от 29.11.2019 N 23-Прд. По мнению заявителя, должностные лица Федеральной службы по аккредитации, проводившие проверку, обязаны были не самостоятельно принимать решение о необходимости проведения проверки порядка выдачи свидетельств, а направить спорные материалы в Росстандарт. Также заявитель считает, что суд был не вправе давать оценку акту проверки, производство по обжалованию которого прекращено.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо, решение суда поддержало в полном объеме, возражало против доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу, изложил доводы.
Представитель ответчика возражал по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Так как возражений по проверке только части судебного акта до начала судебного разбирательства от сторон не поступило, законность и обоснованность решения по настоящему делу проверяется апелляционным судом только в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ в обжалуемой части с учетом разъяснений, изложенных в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа Федеральной службы по аккредитации от 07.06.2019 N 103 "Об организации внеплановых проверок деятельности аккредитованных лиц", а также приказа ФСА 12.11.2019 N 288-П-ВВ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "УСЛУГИАВТО" была проведена внеплановая проверка. По результатам внеплановой проверки был составлен акт от 29.11.2019 N 306-АВП.
В этот же день, 29 ноября 2019 года обществу вручено предписание Федеральной службы по аккредитации N 23-Прд.
Приказом ФСА от 04.12.2019 N 45-ПО действие аттестата аккредитации Общества было приостановлено до устранения недостатков.
Не согласившись с указанным актом проверки от 29.11.2019 N 306-АВП, а также пунктами 2 и 3 предписания от 29.11.2019 N 23-Прд, посчитав их незаконными и необоснованными, а также нарушающим права и законные интересы ООО "УСЛУГИАВТО" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412- ФЗ) аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также - аккредитация) - это подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитованное лицо - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Федеральном законом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Федерального закона N 412-ФЗ к полномочиям Росаккредитации как национального органа по аккредитации относится осуществление федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
Согласно абзацу первому пункта 1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 845 (далее - Положение о Росаккредитации), Федеральная служба по аккредитации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
Полномочия Росаккредитации по контролю за деятельностью аккредитованных лиц закреплены статьей 27 Федерального закона N 412-ФЗ. Порядок осуществления государственного контроля установлен Федеральным законом от 26.08.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона N 294-ФЗ под проверкой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
При этом, пунктом 3 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Таким образом, обязательным требованием для издания приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки является поручение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
В соответствии с пунктом 46 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" с целью организации исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также поручений и указаний Президента Российской Федерации Правительству издаются распоряжения Правительства, даются поручения Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей).
Исполнение поручений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, а также поручений, содержащихся в актах Правительства, протоколах заседаний Правительства, координационных и совещательных органов Правительства, возглавляемых Председателем Правительства или одним из заместителей Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей), Заместителем Председателя Правительства - Руководителем Аппарата Правительства, поручений Председателя Правительства и его заместителей, содержащихся в протоколах проведенных ими совещаний и в резолюциях (далее - поручения), организуется федеральными министрами, руководителями федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, и руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым адресованы поручения.
Из анализа вышеуказанной нормы права следует, что правом давать поручения от имени Правительства Российской Федерации наделены Председатель Правительства и его заместители.
Согласно пункта 4.2.3 "Методических рекомендаций по реализации органами государственного контроля (надзора) Российской Федерации, органами государственного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и органами муниципального контроля мер, направленных на повышение результативности и эффективности осуществляемых ими в рамках контрольно-надзорной деятельности проверок" (утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.06.2016 N 142): в качестве поручений Правительства Российской Федерации о проведении внеплановых проверок должны рассматриваться поручения Председателя Правительства Российской Федерации и поручения заместителей Председателя Правительства Российской Федерации.
В соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 08.04.2019 N ДК-П9-2777 (вх.N П-264 от 11.04.2019) (далее - Поручение) Росаккредитации поручено организовать внеплановые проверки в отношении аккредитованных лиц на предмет соблюдения требований законодательства при выдаче документов об оценке соответствия единичных прицепов транспортных средств категории О4 и соответствия критериям аккредитации, в том числе наличия необходимого испытательного оборудования.
О результатах данной работы доложить в Правительство Российской Федерации от 27.12.2019 г. На основании вышеуказанного Поручения, руководителем Федеральной службы по аккредитации А.И. Херсонцевым издан приказ N 103 от 07.06.2019, в соответствии с которым центральному аппарату и территориальным органам Федеральной службы по аккредитации в срок до 01 декабря 2019 необходимо организовать внеплановые проверки в отношении аккредитованных лиц на предмет соблюдения требований законодательства при выдаче документов об оценке соответствия единичных прицепов транспортных средств категории О4 и соответствия критериям аккредитации, в том числе в части наличия необходимого испытательного оборудования, согласно приложению к настоящему приказу.
Приказом Министерства экономического развития России от 30.05.2014 N 326 утверждены критерии аккредитации, перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации (далее - критерии аккредитации).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности.
Пунктом 18 критериев аккредитации предусмотрено, что аккредитованное лицо должно соблюдать в процессе деятельности требования нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в реестре аккредитованных лиц.
Область аккредитации - это сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур (п.9 ст. 4 Федерального закона N 412-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Пунктом 1 части 2 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ установлено, что аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации.
Таким образом, исходя из вышеприведенных нормативных положений, аккредитованное лицо имеет возможность выполнять работы по подтверждению (оценке) соответствия в пределах области аккредитации.
Из пункта 1 части 1 статьи 1, пунктов 1, 5, 9 статьи 4 Закона N 412-ФЗ следует, что деятельность аккредитованного лица в своей области аккредитации представляет собой деятельность, по оценке соответствия.
Отношения, возникающие при оценке соответствия, регулирует Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 184-ФЗ оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
Частью 3 статьи 7 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.
Тем самым, одной из форм оценки соответствия является проведение испытаний.
Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (статья 2).
Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (TP ТС 018/2011) утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (далее - TP ТС 018/2011, технический регламент), техническое регулирование в отношении колесных транспортных средств осуществляется, в том числе в целях обеспечения социально приемлемого уровня их безопасности.
В соответствии с пунктом 7 раздела III TP ТС 018/2011 транспортные средства и их компоненты допускаются к обращению на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту, что подтверждается их маркировкой единым знаком обращения продукции на рынке в соответствии с разделом VI настоящего технического регламента.
Исходя из пункта 8 TP ТС 018/2011 для единичных транспортных средств документом, удостоверяющим соответствие требованиям настоящего технического регламента при выпуске в обращение, является свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства.
В соответствии пункта 6 TP ТС 018/2011 свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства - документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям настоящего технического регламента.
В соответствии с пунктом 16 раздела IV TP ТС 018/2011 реализация требований безопасности обеспечивается выполнением Правил ЕЭК ООН, Глобальных технических правил, непосредственно положений настоящего технического регламента в соответствии с:
1) пунктами 11 - 15 и приложениями N 2 и 3 - в отношении типов выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси);
2) пунктами 11 - 15 и приложениями N 4 и 8 - в отношении выпускаемых в обращение единичных транспортных средств;
3) приложением N 5 - в отношении габаритных и весовых ограничений выпускаемых в обращение транспортных средств;
4) приложением N 6 - в отношении выпускаемых в обращение специальных и специализированных транспортных средств с учетом их функционального назначения;
5) пунктами 11 - 14 и приложением N 8 - в отношении находящихся в эксплуатации транспортных средств;
6) приложением N 9 - в отношении находящихся в эксплуатации транспортных средств в случае внесения изменений в их конструкцию.
Порядок проверки выполнения требований к единичным транспортным средствам перед их выпуском в обращение регламентируется пунктами 68 - 71 TP ТС 018/2011.
В соответствии с данным порядком проверка выполнения требований к единичным транспортным средствам перед их выпуском в обращение осуществляется аккредитованной испытательной лабораторией, включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, после идентификации каждого транспортного средства в формах технической экспертизы конструкции, проведения необходимых испытаний и измерений.
Проверке подвергаются только комплектные транспортные средства.
В качестве заявителя выступает изготовитель транспортного средства или его уполномоченный представитель, действующий от его имени, либо лицо, осуществляющее ввоз транспортного средства на единую таможенную территорию Таможенного союза, или его представитель.
При проверке транспортного средства, изготовленного в государстве - члене Таможенного союза в условиях серийного производства, в конструкцию которого по согласованию с изготовителем транспортного средства в индивидуальном порядке внесены изменения до выпуска в обращение, представителем изготовителя назначается лицо, осуществившее внесение указанных изменений в конструкцию транспортного средства.
Пунктом 70 TP ТС 018/2011 установлен порядок проведения оценки соответствия единичного транспортного средства, предусматривающий определенную последовательность действий, а именно:
1) подача заявки и прилагаемых документов, предусмотренных приложением N 12 к TP ТС 018/2011, в аккредитованную испытательную лабораторию;
2) принятие решения по заявке в течение трех рабочих дней;
3) идентификация единичного транспортного средства;
4) проверка выполнения требований, предусмотренных пунктами 11 - 14 и приложениями N 4 - 6, пунктом 4 приложения N 7 посредством проведения технической экспертизы конструкции и, при необходимости, испытаниями;
5) подготовка протокола технической экспертизы конструкции транспортного средства;
6) оформление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и передача его заявителю.
Аккредитованная испытательная лаборатория предоставляет заявителю всю необходимую информацию в отношении правил, процедур и требований, связанных с проведением оценки соответствия и согласует с заявителем сроки проведения оценки соответствия.
В качестве доказательственных материалов, подтверждающих соответствие единичного транспортного средства требованиям, предусмотренным приложениями N 4 - 6 к настоящему техническому регламенту, могут представляться протоколы испытаний, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории.
Аккредитованная испытательная лаборатория проводит осмотр транспортного средства с целью идентификации, в том числе, по идентификационному номеру, техническую экспертизу конструкции транспортного средства, в том числе, необходимые испытания и измерения, и по их результатам оформляет протокол.
Если единичное транспортное средство относится к типу, на который действует одобрение типа транспортного средства, то свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства оформляется на основании указанного одобрения типа транспортного средства.
По результатам изучения всех необходимых доказательственных материалов аккредитованная испытательная лаборатория выдает заявителю свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, в которое при необходимости заносятся отметки об ограничении применения транспортного средства.
Форма указанного документа предусмотрена приложением N 17 к настоящему техническому регламенту.
В случае несоответствия единичного транспортного средства требованиям настоящего технического регламента оно может быть приведено в соответствие и представлено в аккредитованную испытательную лабораторию для повторного проведения проверки выполнения требований.
Документация, имеющая отношение к проверке выполнения требований, хранится в архиве аккредитованной испытательной лаборатории не менее пяти лет.
ООО "УСЛУГИАВТО" аккредитовано в качестве испытательной лаборатории, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.21AK44.
В соответствии с приказом Росаккредитации от 05.08.2019 N ПК1-1514 "О подтверждении компетентности и расширении области аккредитации Общества с ограниченной ответственностью "УСЛУГИАВТО" на момент вынесения приказа N 103 от 07.06.2019 г. ООО "УСЛУГИАВТО" осуществляло свою деятельность в качестве аккредитованного лица в соответствии с областью аккредитации утвержденной Заместителем Руководителя Федеральной службы по аккредитации А.Г. Литваком 05.08.2019 по следующим адресам: 127322, Россия, город Москва, ул. Яблочкова, д. 21, корп. 3, помещение N 1Д; Россия, Московская обл., Раменский р-н, г Раменское, автодорога ММК - Раменское, 3-й километр, участок 37; Россия, Московская обл., Раменский р-н, г. Раменское, 3-й км автодороги ММК - Раменское, участок расположен в центральной части кадастрового квартала (участок N 1509); Россия, Калужская обл., г. Калуга, ул. Параллельная, д. 1, стр. 2. Ранее до 05.08.2019 адресом места осуществления деятельности в области аккредитации ООО "УСЛУГИАВТО" являлось: 127322, Россия, город Москва, ул. Яблочкова, д. 21, корп. 3, помещение N 1 Д.
Документами, устанавливающими правила и методы исследований (испытаний) и измерений в области аккредитации ООО "УСЛУГИАВТО" указаны различные Правила ООН, требования пунктов TP ТС 018/2011, технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных тракторов и прицепов к ним" (TP ТС 031/2012), принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии 20.07.2012 N 60, требования отдельных пунктов и полные требования межгосударственных стандартов, национальных стандартов Российской Федерации, стандартов Республики Беларусь.
Объектами испытаний, включёнными в область аккредитации испытательной лаборатории ООО "УСЛУГИАВТО", являлись транспортные средства категорий L (Мототранспортные средства), М (Транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров), N (Транспортные средства, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их шасси), прицепы и полуприцепы категории О.
По данным категориям транспортных средств испытательная лаборатория ООО "УСЛУГИАВТО" проводила испытания по двум группам: проверка выполнения требований к единичным транспортным средствам перед их выпуском в обращение; проверка выполнения требований в отношении отдельных изменений, находящихся в эксплуатации транспортных средств.
Также объектами испытаний, включёнными в область аккредитации испытательной лаборатории ООО "УСЛУГИАВТО", являются прицепы и полуприцепы тракторные, тракторы промышленные, снегоболотоходы, специализированные транспортные средства, краны грузоподъемные, автопогрузчики, машины для землеройных и мелиоративных работ, строительные машины, машины для коммунального хозяйства, дорожные машины и другие.
Таким образом, приказ руководителя Росаккредитации N 103 от 07.06.2019 г. был принят на основании Поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 08.04.2019 г. N ДК-П9-2777 (вх.N П-264 от 11.04.2019), которым поручено организовать внеплановые проверки в отношении аккредитованных лиц на предмет соблюдения требований законодательства при выдаче документов об оценке соответствия единичных прицепов транспортных средств категории 04 и соответствия критериям аккредитации, в том числе наличия необходимого испытательного оборудования.
Приказом N 103 от 07.06.2019 центральному аппарату и территориальным органам Федеральной службы по аккредитации в срок до 01 декабря 2019 необходимо организовать внеплановые проверки в отношении аккредитованных лиц на предмет соблюдения требований законодательства при выдаче документов об оценке соответствия единичных прицепов транспортных средств категории 04 и соответствия критериям аккредитации, в том числе в части наличия необходимого испытательного оборудования, согласно приложению к настоящему приказу.
Из системного толкования, указанного выше законодательства следует, что испытательная лаборатория ООО "УСЛУГИАВТО" в соответствии с Федеральным законом 412-ФЗ обязана соблюдать критерии аккредитации, в том числе пункт 18, в соответствии с котором аккредитованное лицо должно соблюдать в процессе деятельности требования нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в реестре аккредитованных лиц.
На момент вынесения приказа правила и методы исследований (испытаний) и измерений в области аккредитации ООО "УСЛУГИАВТО" указаны требования пунктов TP ТС 018/2011.
Объектами испытаний, включёнными в область аккредитации испытательной лаборатории ООО "УСЛУГИАВТО", являлись прицепы и полуприцепы категории О.
На основании Росаккредитации от 12.11.2019 г. N 288-П-ВВ Управлением контроля за деятельностью аккредитованных лиц проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "УСЛУГИАВТО".
По итогам данной проверки составлен Акт от 29.11.2019 г. N 306-АВП, в котором отражены выявленные нарушения, в том числе нарушения при выдаче свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства от 27.02.2019 N ТС RU AUS.AK44.00153; от 18.01.2017 N ТС RU A-RU.AK44.00008; от 29.05.2017 г. N ТС RU ADE.AK44.00010 и от 08.08.2019 г. N ТС RU А-US.AK44.00046.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 2 частью 3 статьи 27 Федерального закона N 412-ФЗ по результатам проверки, в ходе проведения которой выявлено несоответствие деятельности аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, за исключением проверки, указанной в части 3.1 настоящей статьи, национальный орган по аккредитации принимает решение о выдаче предписания об устранении выявленного нарушения и приостановлении действия аккредитации в отношении всей области аккредитации или части области аккредитации в случае, если такое нарушение относится к перечню несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации.
На основании вышеизложенного ООО "УСЛУГИАВТО" выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Следует отметить, что Заявитель не оспаривает законность Приказа от 12.11.2019 N 288-П-ВВ "О проведении внеплановой выездной проверки", и законность Предписания от 29.11.2019 от 23-Прд в полном объеме, лишь его некоторые пункты.
Как верно установлено судом первой инстанции, ООО "УСЛУГИАВТО" оспаривало наличие у Росаккредитации полномочий по проведению проверочных мероприятий.
Между тем, судом первой инстанции верно указано, что в соответствии с абзацем вторым и третьим пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2015 г. N 1108 (далее - Постановление N 1108) уполномоченными органами Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" являются:
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии -в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации) на территории Российской Федерации;
- Министерство внутренних дел Российской Федерации - в отношении колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации.
В силу пункта 2 Постановления N 1108 реализация Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии полномочий, предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления, осуществляется в соответствии с законодательством в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1108 реализация Министерством внутренних дел Российской Федерации полномочий, предусмотренных пунктом 1 указанного постановления, осуществляется в рамках федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения закреплен в Положении о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. N 716 (далее - Положение N 716).
Однако Заявителем упускается то обстоятельство, что в силу абзаца десятого статьи 5 Федерального закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления обязательной сертификации или декларирования соответствия транспортных средств, а также составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств.
Таким образом, проведение в отношении ООО "УСЛУГИАВТО" проверочных мероприятий в рамках федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц является самостоятельным видом государственного контроля (надзора) и не регулируется Постановлением N 1108 и не может ему противоречить.
В отношении доводов Заявителя по нарушениям, указанным в Акте от 29.11.2019 N 306-АВП, следует отметить следующее.
Согласно 1 пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) под обособленным подразделением понимается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" рабочее место определяется как место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Местом нахождения обособленного подразделения российской организации согласно статье 11 НК РФ является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
Таким образом, обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого организация создает рабочие места и осуществляет свою деятельность сроком более одного месяца.
Отсутствие какого-либо признака обособленного подразделения, перечисленного в пункте 2 статьи 11 НК РФ, не ведет к созданию организацией обособленного подразделения.
Согласно сведений из Единого государственного реестра юридических лиц Общество с ограниченной ответственностью "Технологическая компания Шлюмберже" (ИНН77094113265, КПП 720301001), зарегистрирована по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, дом 14. ООО "Технологическая компания Шлюмберже" по адресу: г. Москва, Ленинградское ш., д. 16А, стр.3 действительно имеет свое подразделение, точнее Филиал ООО "Технологическая компания Шлюмберже", г. Москва (выписка из ЕГРЮЛ прилагается).
Вместе с тем, Компания "Шлюмберже Лоджело, Инк" является иностранной компанией, зарегистрированной в Республике Панама. По адресу: г. Москва, Ленинградское ш., д. 16А, стр.3 зарегистрировано представительство компании "Шлюмберже Лоджело, Инк" г. Москва (ИНН 9909012867) (выписка из государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц прилагается).
Из вышеизложенного следует, что представительство компании Шлюмберже Лоджело, Инк" не может являться обособленным подразделением ООО "Технологическая компания Шлюмберже".
Вместе с тем, из имеющихся в деле СБКТС от 27.02.2019 N ТС RU A-US.AK44.00153 иных документов (коносамент N DBSLDC 180610507, инвойс от 20.03.2018, декларация на товары N 10702030/031018/00113791, декларация таможенной стоимости по форме ДТС-2) следует, что лицом являющимся покупателем передвижной смесительной установки вихревого типа SBF-624 категории 04 и осуществившим ее ввоз на территорию Российской Федерации является представительство компании "ШЛЮМБЕРЖЕ ЛОДЖЕЛКО ИНК", расположенное по адресу: Россия, 125171, г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 16А, стр. 3.
Однако заявителем на проведение работ по оценке соответствия транспортного средства (ООО "Технологическая Компания Шлюмберже") не представлено документов, подтверждающих право владения или пользования и (или) распоряжения транспортным средством передвижной смесительной установкой вихревого типа SBF-624 категории 04.
В случае вхождения иностранной компании и заявителя на проведение работ по оценке в одну группу компаний, данное обстоятельство не освобождает заявителя от предоставления документов подтверждающих полномочия заявителя, действующего в интересах зависимого юридического лица.
Таким образом, в отсутствие документа, подтверждающего право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством, которое находится в числе обязательных документов, прилагаемых к заявке на проведении работ по оценке соответствия транспортного средства, аккредитованным лицом принято положительное решение о выдаче СБКТС от 27.02.2019 N ТС RU A-US.AK44.00153.
Кроме того, суд обоснованно учтено, что согласно пункту 2.1.1. TP ТС 018/2011 транспортное средство оснащается тормозными системами, способными выполнять следующие функции торможения: 2.1.1.1. Рабочая тормозная система: 2.1.1.1.1. Действует на все колеса от одного органа управления (кроме транспортных средств категорий LI -L4).
В соответствии с Пунктом 70 TP ТС 018/2011, в качестве доказательственных материалов, подтверждающих соответствие единичного транспортного средства требованиям, предусмотренным приложениями N N 4-6 к настоящему техническому регламенту, могут представляться протоколы испытаний, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории; аккредитованная испытательная лаборатория проводит осмотр транспортного средства с целью идентификации, в том числе, по идентификационному номеру, техническую экспертизу конструкции транспортного средства, в том числе, необходимые испытания и измерения, и по их результатам оформляет протокол.
По результатам изучения всех необходимых доказательственных материалов аккредитованная испытательная лаборатория выдает заявителю свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, в которое при необходимости заносятся отметки об ограничении применения транспортного средства (форма указанного документа предусмотрена приложением N 17 к TP ТС 018/2011).
В пункте 2.1. "Требования к тормозным системам" Протокола технической экспертизы и испытаний транспортного средства SBF-624 от 26.02.2019 г. N 19/153 указано: "Рабочая тормозная система действует на все колеса, подтверждается отчетом и диагностической картой" (стр. 11). Аналогичное указание содержится в пунктах 2.1.1.3, 2.1.2, 2.1.3 вышеуказанного протокола (стр. 12).
В разделе 2.3 "Средства измерений" протокола технической экспертизы и испытаний от 26.02.2019 N 19/153 в числе средств измерений, используемых при проведении испытаний транспортного средства SBF-624, отсутствуют указания на средства измерений параметров тормозной системы, что указывает на то обстоятельство, что при проведении оценки подтверждения соответствия единичного транспортного средства данное средство измерений не использовалось и, как следствие, замеры по определению параметров тормозной системы единичного транспортного средства не проводились.
Из вышеуказанного следует, и проверкой установлено, что испытательной лабораторией не были произведены необходимые исследования тормозной системы в рамках проведения оценки, а был положен в основу сводный отчет проверки тормозных систем АТС, представленный заявителем.
Вместе с тем, представленный сводный отчет по результатам проверки тормозных систем АТС от 15.01.2019 выдан не аккредитованным в национальной системе аккредитации в качестве испытательной лаборатории акционерным обществом Инвестиционная компания "Ренессанс Групп" и не может служить доказательственным материалом в отношении соответствия тормозных систем передвижной смесительной установки вихревого типа SBF-624 категории 04 требованиям TP ТС 018/2011.
Кроме того, как верно указано судом, согласно Примечанию, указанному в Перечне документов, представляемых заявителем в целях оценки соответствия типов транспортных средств (шасси), единичных транспортных средств и компонентов транспортных средств требованиям технического регламента (Приложение N 12 к TP ТС 018/2011), представляемые заявителем документы должны быть составлены на русском языке или иметь аутентичный перевод на русский язык.
Они также могут быть переведены на государственный язык государства, в котором подается заявка на проведение оценки соответствия. Документы на английском или французском языке, выданные на основании Правил ООН (в рамках Женевского Соглашения 1958 года) или эквивалентных им Директив ЕС, перевода на русский язык не требуют.
В имеющемся в деле СБКТС от 27.02.2019 N ТС RU A-US.AK44.00153 паспорте Установки для смешения, гидратирования и закачки полимерного геля с программируемой оптимальной плотностью GELSTREAK*SBF-624 отсутствует предусмотренные формой паспорта подпись - согласование ведущего инженера по ГРП перевода паспорта и сведения о выданном сертификате соответствия.
Также в паспорте отсутствуют печати производителя.
Данный паспорт, предположительно, представляет собой форму перевода паспорта.
Однако неясно кем он выполнен и отсутствует согласование с ведущим инженеров в графе "перевод согласован: Ведущий инженер по ГРП". При этом в деле СБКТС от 27.02.2019 N ТС RU A-US.AK44.00153 отсутствует паспорт на языке оригинала.
Удостоверится, что данный документ имеет перевод на русский язык и аутентичен иностранному варианту, без предоставления оригинала невозможно.
Кроме того, в разделе 2.3 "Средства измерений" протокола технической экспертизы и испытаний от 26.02.2019 N 19/153 в числе средств измерений, используемых при проведении испытаний транспортного средства SBF-624, отсутствуют указания на средства измерений параметров тормозной системы, что указывает на то обстоятельство, что при проведении оценки подтверждения соответствия единичного транспортного средства данное средство измерений не использовалось и, как следствие, замеры по определению параметров тормозной системы единичного транспортного средства не проводились.
Также в разделе средства измерений протокола технической экспертизы и испытаний от 26.02.2019 N 19/153 отсутствуют сведения о примененных средствах измерения массы транспортного средства.
Согласно таблицы 1 и 2 приложения N 5 к TP ТС 018/2011 установлены требования к весовым параметрам транспортных средств категорий МЗ, N 3 и О.
Пунктом 3.2. приложения N 5 к TP ТС 018/2011 предусмотрено: если технически допустимая максимальная масса транспортного средства, или технически допустимая максимальная масса автопоезда, или технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на ось (группу осей), превышает значения, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего приложения, то в одобрении типа транспортного средства или свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства делается запись о необходимости оформления специального разрешения для передвижения такого транспортного средства по территории государств - членов Таможенного союза, в случае фактического превышения транспортным средством установленных настоящим техническим регламентом весовых ограничений.
Ссылка заявителя на сводный отчет по результатам проверки тормозных систем АТС для целей оценки соответствия транспортного средства, выполненного не аккредитованной лабораторий, несостоятельна.
Обязательные условия коносамента прописаны в статье 144 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ), в том числе наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество.
При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем.
Согласно части 3 статьи 145 КТМ РФ за исключением данных, в отношении которых внесена оговорка, допустимая в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, коносамент удостоверяет, если не доказано иное, прием перевозчиком груза для перевозки, как он описан в коносаменте.
Указанная в СБКТС от 27.02.2019 N ТС RU A-US.AK44.00153 масса транспортного средства в снаряженном состоянии (37772 кг) и технически допустимая максимальная масса транспортного средства (37772 кг) не соответствует массе (24 000 кг), указанной в инвойсе от 20.03.2018 и коносаменте N DBSLDC 1 80610507, являющимися транспортными документами.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении аккредитованным лицом пункта 70 TP ТС 018/2011 в части выдачи свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства без проведения проверки выполнения требований, предусмотренных пунктами 11 - 14 и N N 4-6, пунктом 4 приложения 7.
Кроме того, в разделе 2.3 "Средства измерений" протокола технической экспертизы и испытаний от 26.02.2019 N 19/153 в числе средств измерений, используемых при проведении испытаний транспортного средства SBF-624 указаны отвесы со шнуром с инв. NN 026, 027 (3000 мм).
Однако указанные средства измерений не позволяет получить результат максимальной высоты транспортного средства, указанной в СБКТС от 27.02.2019 N ТС RU AUS.AK44.00153 (4077 мм).
Вышеизложенное свидетельствует о том, что испытательная лаборатория выдала свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, а также документы, послужившие основанием для его выдачи, без фактического проведения работ, по оценке соответствия.
Кроме того, пунктом 3.8 Приложения N 4 к TP ТС 018/2011 установлены требования к пожарной безопасности.
Данные требования распространяются не только на баки для приведения в движение транспортного средства.
В графе 31 дополнения к декларации на товары N 10702030/031018/00113791 (описание и характеристика товара) указано, что транспортное средства SBF-624 состоит, в том числе, из "2-х вихревых смесительных установок производительностью 9,5 куб.м/мин с приводом от 2-х двигателей внутреннего сгорания (дизельные ДВС) CATERPILLAR, мощностью 500 л.с. каждый.
Для применения в нефтедобывающей промышленности".
Вместе с тем, в протоколе технической экспертизы и испытаний от 26.02.2019 N 19/153 в разделе проверки требований к пожарной безопасности визуальным контролем установлено, что топливные баки на транспортном средстве SBF-624 отсутствуют, что противоречит сведениям декларации на товары. Кроме того, суд указывает, что в дополнительной информации, указанной в СБКТС от 27.02.2019 N ТС RU A-US.AK44.00153 отмечено: "Транспортное средство предназначено для смешивания жидкости гидроразрыва пласта при скважинном бурении".
В инвойсе от 20.03.2018 и коносаменте N DBSLDC 180610507 прямое указание на применение в нефтедобыче (установка для гидроразрыва нефтяных пластов).
Дополнительные требования безопасности, установленные разделом 1.14. "Требования к транспортным средствам, предназначенным для обслуживания нефтяных и газовых скважин" приложения N 6 TP ТС 018/2011, в протоколе технической экспертизы и испытаний от 26.02.2019 N 19/153 не рассматриваются.
Кроме того, в деле СБКТС от 27.02.2019 N ТС RU A-US.AK44.00153 содержится диагностическая карта от 26.02.2019, на которую имеется ссылка в разделе 2.1 "Требования к тормозным системам" протокола технической экспертизы и испытаний от 26.02.2019 N 19/153.
В соответствии со статьи 1 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 170-ФЗ) предусмотрено, что диагностическая карта -документ, оформленный по результатам проведения технического осмотра транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования), содержащий сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и в случае, если содержит сведения о соответствии обязательным требованиям безопасности транспортных средств, подтверждающий допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации также за ее пределами.
При этом срок действия диагностической карты - период со дня выдачи диагностической карты до дня, не позднее которого владелец транспортного средства или его представитель обязан обратиться за проведением очередного технического осмотра.
Положениями статьи 5 Федерального закона N 170-ФЗ предусмотрено, что технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в соответствии с настоящим Федеральным законом профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона N 170-ФЗ к полномочиям федеральных органов исполнительной власти в сфере технического осмотра относится в том числе, утверждение правил заполнения диагностической карты и создание и ведение единой автоматизированной информационной системы технического осмотра.
Статьей 12 Федеральный закон N 170-ФЗ предусмотрена единая автоматизированная информационная система технического осмотра (далее -ЕАИСТО), с помощью которой осуществляется сбор, хранение и использование информации о техническом осмотре.
Сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, передаются оператором технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра не позднее чем в течение суток с момента окончания проведения технического осмотра.
Правила заполнения диагностической карты (далее - Правила) утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21,08.2013 N 274.
В соответствии с пунктом 2 Правил в графе "Оператор технического осмотра" указано Общество с ограниченной ответственностью "Пункт технического осмотра 878 БАМ" N 00730, 129329, г. Москва, улица Кольская, Д. 14.
Вместе с тем, в нарушение пункта 4 Правил в графе "Регистрационный номер" не указан 15-ти значный регистрационный номер диагностической карты.
В нарушение пункта 5 Правил в графе "Срок действия" не указана дата срока действия диагностической карты.
Таким образом, из-за отсутствия регистрационного номера диагностической карты, она не внесена в Единую автоматизированная информационная система технического осмотра и соответственно результаты диагностики транспортного средства, отраженные в диагностической карте, не могут считаться действительными. Кроме того, в соответствии с пунктом 68 TP ТС 018/2011 проверка выполнения требований к единичным транспортным средствам перед их выпуском в обращение осуществляется аккредитованной испытательной лабораторией, включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Операторы технического осмотра получают аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков, поэтому результаты оценки транспортных средств, полученные ими нельзя применять в рамках проверки выполнения требований TP ТС 018/2011 к единичным транспортным средствам перед их выпуском в обращение.
Кроме того, вышеуказанные доводы Росаккредитации свидетельствуют о выдаче СБКТС от 27.02.2019 N ТС RU A-US.AK44.00153 без проведения идентификации и испытания транспортного средства SBF-624 на соответствие требованиям безопасности, установленным TP ТС 018/2011.
Касательно нарушений при выдаче СБКТС от 18.01.2017 N ТС RU A-RU.AK44.00008, суд считает необходимым указать следующее.
В соответствии с заявкой на проведение оценки соответствия конструкции единичного транспортного средства типа 940403 категории 04, VIN Х89940403Н0ВМ0043, изготовителем которого является ООО "ПИТЕР-АВТО", заявителем представлено техническое описание, свидетельство о присвоении Международного идентификационного кода изготовителя транспортного средства, свидетельство о государственной организации юридического лица, свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, одобрение типа транспортного средства от 24.12.2015 N ТС RU E-RU.MT22.00344, при этом, других документов в составе заявки представлено не было.
Представленное в материалы дела по оценке соответствия транспортного средства общее техническое описание не подтверждает правомочий по распоряжению транспортным средством, а равно не подтверждают того обстоятельства, что заявитель является изготовителем транспортного средства.
Подтверждение права собственности на вновь созданную (изготовленную) движимую вещь, зависит от цели ее изготовления по договору или для себя. Изготовление вещи по договору (чаще всего, по договору подряда).
В соответствии с п. 1 ст. 702 и п. 1 ст. 763 ГК РФ право собственности на созданный объект возникает у заказчика, принявшего и оплатившего результат работы.
В этом случае доказательством права собственности на движимую вещь будут являться те же правоустанавливающие документы, что и при приобретении вещи - договор подряда, акты приемки выполненных работ, платежные документы и т.д. Изготовление вещи для себя.
В данном случае наличие договора не предполагается, однако новая вещь должна быть создана своими силами и за счет собственных средств (включая заемные средства).
Новая вещь создается из материала, который принадлежит создающему, и путем использования иного имущества, также принадлежащего создающем.
Таким образом, подтвердить право собственности на вновь созданную вещь, можно предоставив доказательства затрат на производство этой вещи. Указанными документами могут быть сметы, платежные документы и прочее, с обязательным подтверждением данными бухгалтерского учета. Из вышеизложенного, Росаккредитация считает, что заявителем вопреки требованиям подпункта 1) пункта 70 TP ТС 018/2011 в совокупности с положениями пункта 3.1 приложения 12 к TP ТС 018/2011, на проведение работ по оценке соответствия транспортного средства не представлено документа, подтверждающего право владения или пользования и (или) распоряжения.
Кроме того, законодательство Российской Федерации, регулирующих деятельность аккредитованных лиц состоит из Федерального закона N 412-ФЗ, Критериев аккредитации и других федеральных законов и подзаконных актов, принятых в развитие Федерального закона N 412-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитованное лицо обязано соблюдать критерии аккредитации.
Статьей 4 Федерального закона N 412-ФЗ установлено, что аккредитация в национальной системе аккредитации - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющиеся официальным свидетельством компетенции юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
Область аккредитации (согласно положениям статьи 4 Федерального закона N 412-ФЗ) - это сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширения и сокращения в рамках соответствующих процедур.
Пунктом 21 Критериев аккредитации определено, что испытательная лаборатория должна иметь в наличии по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации, в том числе по месту осуществления временных работ, на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, помещений, испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также иных технических средств и материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.
Также в ходе проведения проверки не представлены документы, подтверждающие отнесение данной площадки к испытательному оборудованию, а равно документов, подтверждающих аттестацию данной площадки, равно сведения о таковой отсутствуют в форме по оснащению испытательным/вспомогательным оборудованием и средств измерений (представлена форме по оснащению испытательным / вспомогательным оборудованием и средств измерений, которая актуальна на момент проведения испытаний).
Исходя из анализа пунктов 18, 21 Критериев аккредитации следует, что лаборатория может проводить работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям по месту осуществления временных работ при совокупности условий, которые должны действовать одновременно:
- для проведения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям лаборатории требуется использование уникального оборудования;
- требование об использовании уникального оборудования следует из предписаний нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документами, указанными в области аккредитации конкретной испытательной лаборатории;
- соответствующее уникальное оборудование находится по месту осуществления деятельности заказчика работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям.
Так, TP ТС 018/2011 и иными документами не предусмотрено возможности проведения временных работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям, технической экспертизы транспортных средств не по месту осуществления деятельности испытательной лаборатории.
Оборудование, средства измерений, используемое испытательной лабораторией для проведения технической экспертизы, измерений на соответствие продукции требованиям технических регламентов, не является уникальным.
При проведении проверки должностным лицам Росаккредитации, аккредитованным лицом пояснено, что идентификация и испытания транспортного средства проводились на прилегающей территории к офисному зданию по адресу г. Москва, ул. Яблочкова, д 21, корпус 3.
Доставка на территорию транспортных средств осуществлялась заказчиками.
Представителем ООО "УСЛУГИ-АВТО" продемонстрирована площадка где до 05.08.2019 осуществлялись работы по подтверждению соответствия транспортных средств.
Рассмотрев площадку, должностными лицами установлено, что она представляет собой место общественного пользования, доступ к площадке не ограничен.
Указанная измерительная площадка представляет собой парковочное место для стоянки и остановки транспортных средств и является по сути придворовой территорией, а не испытательной площадкой.
Кроме того, данная измерительная площадка находится не по месту осуществления деятельности, указанному в реестре аккредитованных лиц г. Москва, ул. Яблочкова, д 21, корпус 3, офис 1д.
В подтверждение права владения и пользования данной площадкой представлен договор об оказании услуг по временному размещению транспортного средства от 28.07.2016 N 28- ВО, заключенный между ООО "ФРИЗ-Инвест" и ООО "УСЛУГИАВТО".
Предметом договора является услуга по временному размещению транспортного средства. Данный договор не предусматривает права владения и пользования площадкой для проведения измерений (испытаний) транспортных средств.
Кроме того, приложением N 3 к Договору аренды нежилого помещения N1д/2018, собственником помещения ООО "ФРИЗ-Инвест" установлены правила внутреннего распорядка, согласно которым, арендатору в лице его сотрудников и посетителей запрещается: допускать какие-либо транспортные средства, превышающие допустимый вес или размеры, на автостоянки здания, пандусы или зоны погрузки разгрузки, осуществлять коммерческую деятельность за пределами арендуемого помещения. Исходя из вышеизложенного следует, что испытательной лабораторией проведены работы по выдаче СБКТС не по адресу места осуществления деятельности, указанному в реестре аккредитованных лиц.
Кроме того, суд указывает, что в соответствии с пунктом 21 Критериев аккредитации испытательная лаборатория должна иметь в наличие средства измерения, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Пунктом 14 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ) установлено, что выполнение работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании относится к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона N 102-ФЗ предусмотрено, что в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений.
При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Из протокола технической экспертизы и испытаний транспортного средства от 17.01.2017 N 16/08 следует, что аккредитованным лицом при проведении испытаний применялись следующие средства измерений: измеритель параметров микроклимата Метеоскоп М Зав. N 209116; рулетка измерительная металлическая Р20УЗК (20-м) Зав. N39; дальномер лазерный Leica Disto Х310 Зав. N 834621551; электронный лазерный угломер CONDTROL A-Tronix Зав. N20; весовые платформы ВА-П-5т-75х56.
По результатам анализа протокола технической экспертизы и документов, обеспечивающих прослеживаемость измерений установлено, что вопреки требованиям части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ аккредитованное лицо при проведении оценки соответствия применяло средство измерений, прошедшее калибровку (Электронный лазерный угломер Зав. N20).
Приведенные обстоятельства в их совокупности позволяют сделать вывод о том, что результаты, полученные по итогам проведения измерений не могут считаться объективно представленными как полученные с соблюдением обязательных требований методических правил по измерениям, что свидетельствует о нарушении требований пункта 70 TP ТС 018/2018 и ведет к нарушению пунктов.18, 21 Критериев аккредитации.
Кроме того, пунктом 70 TP ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" определен порядок оценки соответствия единичного транспортного средства, к которому, в том числе, отнесена проверка выполнения требований, предусмотренных приложением N 4 посредством проведения технической экспертизы конструкции и, при необходимости, испытаниями.
В соответствии с абзацем 12 пункта 70 TP ТС 018/2011 если единичное транспортное средство относится к типу, на который действует одобрение типа транспортного средства, то свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства оформляется на основании указанного одобрения типа транспортного средства.
Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства выдано на основании одобрения типа транспортного средства N ТС RU E-RU.MT22.00344, в соответствии с которым технические характеристики транспортного средства указаны в диапазоне значений, в частности для модификации 940403: Длина - 12000-14100; Ширина - от 2200 - 2600; Высота-2600-4000; Масса в снаряженном состоянии - 7000 - 12000; Технически допустимая максимальная масса - 34000-39000; База - 5500-7500 (+1300+1550+1300+1550) и т.д.
Таким образом, одобрение типа транспортных средств содержит общие характеристики транспортных средств, относящихся к определенному типу транспортных средств и установленных для определенного типа транспортных средств (конкретной партии - определенное количество, которое составляет более одного), в диапазоне величин значений, то есть не содержат конкретных характеристик.
Поскольку одобрение типа транспортного средства выдается на партию/серию транспортных средств и, как следствие, содержит общие значения парам етров/показателей/габаритов в диапазонах (интервальное значение, с применением слов "От", "До", не менее/не более) транспортных средств, а свидетельство о безопасности конструкции транспортных средств выдается на конкретное транспортное средство, следовательно, испытательная лаборатория при проведении оценки соответствия обязана проверить все параметры/показатели/габариты и, соответственно, определить точные показатели единичного транспортного средства, прямо обозначенные в свидетельстве о безопасности конструкции транспортных средств, как установленные испытательной лабораторией при проведении оценки соответствия, в соответствии с пунктами 68-70 TP ТС 018/2011.
Иными словами, наличие одобрения типа транспортного средства не лишает испытательную лабораторию обязанности по идентификации транспортного средства, осмотра транспортного средства, проведение соответствующих замеров для определения, в том числе, точностных характеристик (габаритов, весовых параметров (массы) конкретного транспортного средства, результаты которых указываются в свидетельстве о безопасности конструкции транспортных средств, в том числе, в виде числовых значений.
Таким образом, одобрение типа транспортных средств не содержат конкретных показателей/характеристик транспортных средств.
Между тем, СБКТС выдано на конкретное единичное транспортное средство, в соответствии с которым испытательной лабораторией определены точностные характеристики этого транспортного средства, в частности: Длина - 14240; Ширина - 2600; Высота - 2640; Масса в снаряженном состоянии - 7960; Технически допустимая максимальная масса - 39000; База -7600+1310+1310. Раздел IV TP ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" устанавливает требования безопасности к колесным транспортным средствам.
В соответствии с пунктом 16 раздела IV TP ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" реализация требований безопасности обеспечивается выполнением Правил ЕЭК ООН, Глобальных технических правил, непосредственно положений настоящего технического регламента в соответствии с:
1) пунктами 11-15 и приложениями N 2 и 3 - в отношении типов выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси);
2) пунктами 11-15 и приложениями N 4 и 8 - в отношении выпускаемых в обращение единичных транспортных средств;
3) приложением N 5 - в отношении габаритных и весовых ограничений выпускаемых в обращение транспортных средств;
4) приложением N 6 - в отношении выпускаемых в обращение специальных и специализированных транспортных средств с учетом их функционального назначения;
5) пунктами 11-14 и приложением N 8 - в отношении находящихся в эксплуатации транспортных средств;
6) приложением N 9 - в отношении находящихся в эксплуатации транспортных средств в случае внесения изменений в их конструкцию.
Таким образом, каждое отдельное единичное транспортное средство, выпускаемое в обращение должно соответствовать требованиям Приложений N N 4, 5, 6, 8, пункта 4 приложения 7 TP ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств".
Так, приложением 4 к TP ТС 018/2011 установлены требования к безопасности единичных транспортных средств, включая требования к тормозной системе, при этом, приложением 8 к TP ТС 018/2011 установлены требования к порядку проведения проверки тормозной системы, а именно:
Для проверки рабочей тормозной системы оценивают показатели эффективности торможения и устойчивости транспортного средства при торможении.
Для проверки запасной, стояночной и вспомогательной тормозных систем оценивают эффективность торможения по наибольшим величинам тормозных сил.
Объемы проверки тормозных систем на роликовых стендах или в дорожных условиях согласно таблицам 1.1 и 1.2. Рабочая тормозная система транспортного средства должна обеспечивать выполнение нормативов эффективности торможения на стендах согласно таблице 1.3 либо в дорожных условиях согласно таблице 1.4. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях - 40 км/ч. Масса транспортного средства при проверках не должна превышать технически допустимой максимальной массы.
При проверках на стендах допускается относительная разность тормозных сил колес оси (в процентах от наибольшего значения) для осей транспортного средства с дисковыми колесными тормозными механизмами не более 20 процентов и для осей с барабанными колесными тормозными механизмами не более 25 процентов.
В дорожных условиях при торможении рабочей тормозной системой с начальной скоростью торможения 40 км/ч транспортное средство не должно ни одной своей частью выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м. Запасная тормозная система, снабженная независимым от других тормозных систем органом управления, должна обеспечивать соответствие нормативам показателей эффективности торможения транспортного средства на стенде согласно таблице 1.3, либо в дорожных условиях согласно таблице 1.4 при начальной скорости торможения 40 км/ч.
Таким образом, проверка тормозных систем проводится на роликовых стендах или в дорожных условиях. Рассмотрев результаты испытаний конструкции транспортного средства, указанные в протоколе технической экспертизы и испытаний от 17.01.2017 N 16/08, проверки требований к активной безопасности, в частности требования к тормозным системам "соответствуют".
В таблице имеется ссылка о том, что тормозные системы установлены изготовителем и проверены перед оформлением одобрения типа транспортного средства ООТС N ТС RU E-RU. МТ22.00344.
При проведении проверки эксперт ООО "УСЛУГИАВТО" Сороко В.В. написаны разъяснения, в соответствии с которыми, при оценке подтверждения соответствия транспортного средства проводились измерения по приложению N 5 (длина, ширина, высота), требования, предусмотренные пунктами 11-14 и приложениями N 4-6, пунктом 4 приложения 7 проведены методом визуального контроля, поскольку заявленное транспортное средство относится к типу, на которые действует одобрение типа транспортного средства ООТС N ТС RU E-RU.MT22.00344.
Также при проведении измерений, аккредитованное лицо не использовало средство измерений предназначенного для определения эффективности тормозных систем, что подтверждается протоколом технической экспертизы и испытаний записью в журнале учета СИ и ИО.
Рассмотрев индивидуальный рабочий журнал сотрудника Сороко Владимира Викторовича, установлено, что в нем содержатся записи о показателях условий проведения испытаний, измерении длины, высоты, ширины транспортного средства, расположении государственного регистрационного знака.
В первичных записях не содержится результатов определения эффективности тормозных систем.
Касательно нарушений при выдаче СБКТС от 29.05.2017 N ТС RU A-DE.AK44.00010 суд считает необходимым указать следующее.
При оформлении свидетельство о безопасности транспортного средства от 29.05.2017 г. N ТС RU A-DE.AK44.00010 использовано ОТТС NРОСС DE.MT20.E01089P1, выданное 26.11.2007.
Вместе с тем, свидетельство о безопасности транспортного средства выдано на соответствие требованиям TP ТС 018/2011, действие которого началось в 30.12.2011 г., то есть до выдачи одобрения типа транспортного средства, предоставленного заявителем.
Кроме того, в протоколе технической экспертизы и испытаний N 17/10 от 24.05.2017 г. имеется ссылка на Диагностическую карту N 075940031701332. Вместе с тем, согласно сведениям ЕАИСТО, диагностическая карта с указанным номером выдана действительно экспертом Кузнецовым В.П.
ООО "Техноконтроль", но на другое транспортное средство HYUNDAI SOLARIS.
Приведенные обстоятельства в их совокупности позволяют сделать вывод о том, что результаты технической экспертизы и испытаний, отраженные в протоколе N 17/10 от 24.05.2017 г. не могут считаться объективно представленными как полученные с соблюдением обязательных требований, что свидетельствует о нарушении требований пункта 70 TP ТС 018/2018.
Касательно нарушений при выдаче СБКТС 08.08.2019 г. N ТС RU A-US.AK44.00046 суд считает необходимым указать следующее.
Пунктом 70 TP ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" определен порядок оценки соответствия единичного транспортного средства, к которому, в том числе, отнесена проверка выполнения требований, предусмотренных приложением N 4 посредством проведения технической экспертизы конструкции и, при необходимости, испытаниями.
При выдаче свидетельства о безопасности транспортного средства были допущены нарушения, аналогичные нарушениям при выдаче СБКТС от 27.09.2019 г. N ТС RU AUS.AK44.00153 в части проведения испытаний тормозной системы не аккредитованной лабораторией, использования средств измерений, отсутствия достоверной информации о массе транспортного средства, а также места проведения испытаний (площадки).
Кроме того, заключение по результатам проверки АТС на стенде тормозном силовом от 08.08.2018 произведено в отношении транспортного средства МАЗ 64229, регистрационный знак А 272 ММ 186.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что испытательная лаборатория выдала свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, а также документы, послужившие основанием для его выдачи, без фактического проведения работ, по оценке соответствия.
Наличие разработанного лабораторией руководства по качеству, содержащего требования системы менеджмента качества, которое оформляется в виде единого документа или в виде совокупности документов, подписывается руководителем лаборатории, скрепляется печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии).
Изложенное доказывает несостоятельность доводов Заявителя о необоснованности выдачи ООО "УСЛУГИАВТО" предписания об устранении выявленных нарушений от 29 ноября 2019 г. N 23-Прд в части необходимости требования об отмене действия свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства от 27.02.2019 N ТС RU A-US.AK44.00153; от 18.01.2017 N ТС RU A-RU.AK44.00008; от 29.05.2017 г. N ТС RU ADE.AK44.00010 и от 08.08.2019 г. N ТС RU A-US.AK44.00046. с внесением соответствующей записи в реестр национальной части единого реестра свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и зарегистрированных уведомлений об отмене документа, удостоверяющего соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза.
Следовательно, решения и действия Росаккредитации в рамках мероприятий по государственному контролю в отношении ООО "УСЛУГИАВТО" являются доказанными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 14 Критериев аккредитации лабораторий предусмотрено наличие системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности лаборатории требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с пунктом 23 настоящих критериев аккредитации.
Пунктом 23 Критериев аккредитации предусмотрено наличие разработанного лабораторией руководства по качеству, содержащего требования системы менеджмента качества, которое оформляется в виде единого документа или в виде совокупности документов, подписывается руководителем лаборатории, скрепляется печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии).
Руководство по качеству должно предусматривать требование системы менеджмента качества о наличие правил осуществления корректирующих мероприятий, в том числе по результатам участия в межлабораторных сличительных испытаниях, предусматривающих:
а) систему анализа причин выполнения работ, выполненных с нарушением установленных требований;
б) правила выбора корректирующих мероприятий;
в) правила оценки достижения целей корректирующих мероприятий. Более того 29.01.2020 в адрес Росаккредитации поступили уведомления ООО "УСЛУГИАВТО" (исх. от 15.01.2020 N 20/01/001у-20/01/007у) об отмене действия свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства, в том числе указанных в предписании N 23-Прд.
В указанной связи, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, что предписание в оспариваемой части соответствует требованиям действующего законодательства РФ и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, поскольку не создает ему каких-либо препятствий при осуществлении им предпринимательской и иной экономической деятельности, и не возлагает на него какие-либо не предусмотренные законом обязанности.
Таким образом, доводы жалобы отклоняются, так как основаны на неверном толковании норм права. Предписание в обжалуемой части выдано Росаккредитацией при наличии соответствующих полномочий, в том числе в части оценки свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства на соответствие Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ. Так как оспариваемое Предписание выдано на основании Акта проверки, оценка Акта проверки, как доказательства по делу правомерно осуществлена судом первой инстанции в соответствии со ст. 71 АПК РФ. Доказательств отсутствия нарушений соответствующего законодательства заявителем не представлено.
С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 июля 2020 года по делу N А40-39837/20 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-39837/2020
Истец: ООО "УСЛУГИАВТО"
Ответчик: Федеральная служба по аккредитации