г. Москва |
|
26 ноября 2020 г. |
Дело N А40-54678/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.07.2020 по делу N А40-54678/2020
по заявлению: Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: Липовецкая О.Н.
о признании незаконным отказа
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Владимирова Е.А. по дов. от 30.12.2019; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 30.07.2020Ю, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования Департамента городского имущества города Москвы (заявитель, Департамент) о признании незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованное лицо, Управление), выраженный в уведомлении от 27.12.2019 N 77/017/252/2019-2725 об отказе в государственной регистрации Дополнительного соглашения к договору аренды, суд также обязал Управление восстановить нарушенные права заявителя, зарегистрировать Дополнительное соглашение от 11.07.2019 к договору аренды от 04.02.2014 N М-01-044374 земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002007:3192 с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Новокузнецкая, вл. 29, стр. 2 в установленные законом сроки.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать, в связи с недоказанностью обстоятельств, которые суд посчитал установленными, и как следствие несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
Определением от 26.10.2020 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) до 14 час. 00 мин. 19.11.2020.
В судебное заседание не явились представители Департамента и третьего лица - Липовецкая О.Н., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы жалобы, указал, что не доказаны обстоятельства, которые суд посчитал установленными, и как следствие несоответствие выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 11.07.2019 между Департаментом (арендодатель) и Липовецкой О.Н. (новый арендатор) было заключено Дополнительное соглашение к договору аренды от 04.02.2014 N М-01-044374 земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002007:3192 с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Новокузнецкая, вл. 29, стр. 2.
18.09.2019 Департамент обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации указанного дополнительного соглашения.
На основании ст. 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Управление уведомило заявителя о том, что в связи с истечением 27.12.2019 срока осуществления государственной регистрации, и неустранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации Дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 04.02.2014 N М-01-044374 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0002007:3192, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новокузнецкая, вл. 29, стр. 2, документы на которую были представлены с заявлением от 18.09.2019 (заявление о предоставлении дополнительных документов от 16.12.2019) отказано.
Полагая, что вышеуказанный отказ, оформленный уведомлением Управления не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, Департамент обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон о регистрации).
Согласно положениям Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
В силу пункта 2 части 4 его статьи 18 к заявлению должны быть приложены документы являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
Согласно части 1 статьи 21 данного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 5 статьи 21 Закона о регистрации предусмотрено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Федеральным законом или иными федеральными законами.
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены статьей 21 Закона о регистрации.
Согласно ст. 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества, а также дополнительные соглашения к нему, подлежат государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Судом установлено, что распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 29.08.2012 N 4763 утверждена схема расположения земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Новокузнецкая, вл. 29, стр. 2 на кадастровой карте территории.
Установлен вид разрешенного использования земельного участка: участки размещения жилищно-коммунальных объектов: объекты размещения помещений и технических устройств трансформаторных подстанций (ТП) (1.2.10).
Земельный участок с кадастровым номером 77:01:0002007:3192 поставлен на кадастровый учет 30.10.2012.
На основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 19.12.2013 N 7154-01 ДГИ, договора аренды от 04.02.2014 N М-01-044374 земельный участок с кадастровым номером 77:01:0002007:3192 площадью 30 кв.м с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Новокузнецкая, вл. 29, стр. 2 был предоставлен в аренду ОАО "МОЭК" для целей эксплуатации трансформаторной подстанции N 327 сроком до 02.12.2062.
Договор зарегистрирован в установленном порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве 24.07.2014 N 77-77-11/017/2014-609.
Согласно выписке из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости с кадастровым номером 77:01:0002007:3815 (здание трансформаторной подстанции N 327) право собственности ОАО "МОЭК" перешло к Липовецкой О.Н.
В соответствии с обращением нового арендатора (Липовецкой О.Н.) от 22.04.2019 N 33-5-48025/19, в связи с переходом прав на здание, расположенное на земельном участке, на основании ст. 552 ГК РФ, ст. 35 ЗК РФ и выписки из ЕГРН от 23.04.2019 N 77/100/145/2019-49939 на здание 27,4 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 29 стр. 2, Департаментом подготовлено Дополнительное соглашение о переходе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 04.02.2014 N М-01-044374 к Липовецкой О.Н.
Кроме того, согласно сведениям информационной системы "Реестр единых объектов недвижимости", которая является государственным информационным ресурсом, положение о которой утверждено распоряжением Правительства Москвы от 22.12.2009 N 3277-РП "Об утверждении Положения об информационной системе Реестра единых объектов недвижимости города Москвы" в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002007:3192 находится здание с кадастровым номером 77:01:0002007:3815 по адресу: г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 29, стр. 2.
Факт нахождения в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002007:3192 здания трансформаторной подстанции N 327 (77:01:0002007:3815) также подтверждается общедоступными источникам информации Яндекс, Google.
Вместе с тем, согласно сведениям Публичной кадастровой карты на сайте Росреестра (https://pkk5.rosreestr.ru/), здание с кадастровым номером 77:01:0002007:3815 по адресу: г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 29, стр. 2 поставлено на учет 16.02.2017. Ввод в эксплуатацию - 1935.
Однако поскольку объект с кадастровым номером 77:01:0002007:3815 состоит на государственном учете без координат границ, определить его фактическое расположение в ходе визуального осмотра с применением данных публичной карты не представилось возможным.
При этом данное обстоятельство не препятствует заключению дополнительного соглашения к договору аренды и его последующей государственной регистрации. Право собственности на здание зарегистрировано в установленном законом порядке.
Поскольку спорное соглашение было заключено на основании изданного в установленном порядке распоряжения Департамента, которое не было признано недействительным, апелляционный суд приходит к выводу о том, что у Управления в данной ситуации отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из заявленных Департаментом требований, суд правомерно обязал Управление Росреестра по Москве устранить нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке и сроки.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Иные указанные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки суда при принятии обжалуемого акта. Каких-либо новых доводов апелляционная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.07.2020 по делу N А40-54678/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-54678/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: Липовецкая О. Н.