г. Москва |
|
30 ноября 2020 г. |
Дело N А41-24142/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - "Эстейт Сервис дирекция Куркино СЗАО" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица по делу - Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Михайлов Е.В., по доверенности от 26.05.2020,
рассмотрев в судебном апелляционную жалобу ЗАО "Эстейт Сервис дирекция Куркино СЗАО" на решение Арбитражного суда Московской области от 11.08.2020 по делу N А41-24142/20, принятое судьей Гейц И.В., по заявлению ЗАО "Эстейт Сервис дирекция Куркино СЗАО" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании незаконным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Эстейт Сервис дирекция Куркино СЗАО" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным предписания от 18.03.2020 г. N 08 ОБ-560-35-20-2020.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.08.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ЗАО "Эстейт Сервис дирекция Куркино СЗАО" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя "Эстейт Сервис дирекция Куркино СЗАО", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Представитель Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя управления, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 18.03.2020 г. в период времени с 09 час. 00 мин. до 09 час. 30 мин. сотрудниками Госжилинспекции Московской области на основании распоряжения от 19.02.2020 г. N 08 ОБ-560-35-20-2020 с целью проверки информации изложенной в обращении гражданина в отношении ЗАО "Эстейт Сервис дирекция Куркино СЗАО" проведена внеплановая документарная проверка по вопросу правильности осуществления расчета платы за коммунальные услуги (в том числе электроэнергии) в жилом доме, расположенном по адресу: Московская обл., г.о. Химки, ул. Бабакина, д. 15, в ходе которой было установлено, что ЗАО "Эстейт Сервис дирекция Куркино СЗАО" ненадлежащим образом выполняются услуги по управлению МКД в части определения размера платы за содержание жилого помещения (в части расходов на электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества собственников помещений) за период с января 2019 года по февраль 2020 года, а именно:
- с января по апрель 2019 года начисление платы за содержание жилого помещения в части расходов на электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества собственников помещений, по МКД не производилось;
- с сентября 2019 года вышеуказанное начисление производится управляющей организацией; в платежном документе за январь 2020 года управляющей организацией по МКД доначислена указанная плата за январь - апрель 2019 года, при этом по результатам анализа площадей (содержащихся в техническом паспорте на МКД с экспликацией помещений к поэтажным планам), являющихся общим имуществом собственников и используемых в расчете платы за содержание жилого помещения в части расходов на электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества собственников помещений, по МКД установлено, что в указанном расчете применялись площади, не предусмотренные п. 1 примечаний Приложения N 2 к Распоряжению Министерства жилищно-коммунального хозяйства от 22.05.2017 г. N 63-РВ: площади помещений, расположенных на -2 и -1 этажах, на которых расположен паркинг), а также площади электрощитовых, кабельного телевидения, машинные помещения и пр.; также в период с мая 2019 года по февраль 2020 года начислена плата за содержание жилого помещения в части расходов на электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества собственников помещений, по МКД с превышением нормативного объема, определенного с учетом утвержденного Распоряжением N 63-РВ норматива в размере 2,88 кВтч/кв. м и площади мест общего пользования в многоквартирном доме с учетом п. 1 примечаний Приложения N 2 к Распоряжению N 63-РВ, в результате чего нарушены требования ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ, п. 1 примечаний Приложения N 2 к Распоряжению Министерства ЖКХ МО от 22.05.2017 г. N 63-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области", о чем составлен акт проверки от 18.03.2020 г. N 08 ОБ-560-35-20-2020.
По результатам проверки Госжилинспекцией Московской области ЗАО "Эстейт Сервис дирекция Куркино СЗАО" выдано предписание от 18.03.2020 г. N 08 ОБ-560-35-20-2020, которым на Общество возложена обязанность в срок до 07.05.2020 г. устранить выявленные нарушения, а именно: привести порядок определения размера платы за содержание жилого помещения в части расходов на электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества собственников помещений, по многоквартирному дому за период с января 2019 года по февраль 2020 года в соответствии с ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ, п. 1 примечаний Приложения N 2 к Распоряжению Министерства ЖКХ МО от 22.05.2017 г. N 63-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области" и произвести перерасчет.
Не согласившись с вынесенным административным органом предписанием, полагая, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела в полном объеме, оценив представленные доказательства, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В данном случае, из материалов дела следует, что ЗАО "Эстейт Сервис дирекция Куркино СЗАО" осуществляет управление спорным многоквартирным домом и является исполнителем коммунальной услуги, потребителями услуг - собственники помещений в МКД.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354 исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с п. 36 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Согласно п. 38 Правил N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Пунктом 40 Правил N 354 предусмотрено, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 306).
В соответствии с п. 1 Правил N 306 норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Согласно п. 4 (1) Правил N 306, при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома: а) в отношении холодной и горячей воды - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием; б) в отношении электроэнергии - количество и типы потребляющих электроэнергию оборудования и устройств, износ внутридомовых инженерных систем.
Пунктом 7 (1) Правил N 306 предусмотрено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используются следующие показатели: в) в отношении электрической энергии - кВт.час на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений (п. 9 Правил N 306).
Нормативы потребления устанавливаются: в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, - по каждому виду потребляемых коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии), которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома, а также наличием ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества (п. 10 Правил N 306).
Изменение нормативов потребления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, определенном для их установления (п. 15 Правил N 306).
В соответствии с пунктами 19, 23 Правил N 306, нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются с применением расчетного метода. Применяемые для установления нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме методы указываются в нормативном правовом акте об утверждении соответствующих нормативов.
Согласно п. 29 Правил N 306, нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями", и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Согласно пункту 37 приложения N 1 к Правилам N 306 норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме рассчитывается на основании расхода электрической энергии по следующим группам оборудования, являющегося общим имуществом МКД:
- осветительные установки - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены;
- силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме работы (подъем и спуск кабины), а также суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме ожидания;
- системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование - исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности.
Согласно этому же пункту, определение нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с применением расчетного метода производится по формуле 34, как отношение суммарного годового потребления электрической энергии (кВт.ч) соответствующей группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах к произведению общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах и количества месяцев в году (12).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, к общему имуществу МКД относятся помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 1 июня 2017 г. утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.
Распоряжением Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 22.05.2017 г. N 63-РВ утверждены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области:
- МКД, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения 0,61 кВт/ч в месяц на кв. м;
- МКД, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения 2,88 кВт/ч в месяц на кв. м.
Из примечания к приложению 2 к распоряжению N 63-РВ следует, что:
- при определении размера расходов на оплату коммунального ресурса электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам (п. 1);
- при определении размера расходов на оплату коммунального ресурса электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не должны учитываться площади чердаков, подвалов и других помещений, не указанных в пункте 1 настоящих примечаний (п. 2);
- при определении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учтены показатели расходов электрической энергии при содержании и эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, включая расходы на освещение чердаков и подвалов (п. 3).
Таким образом, как следует из указанного распоряжения, принятого в порядке, предусмотренным нормами Жилищного кодекса РФ, не отмененного и не измененного в установленном порядке, при определении нормативов учтены показатели расходов электрической энергии на содержание общего имущества в МКД, в процессе которых используется энергетический ресурс, включая технические этажи, чердаки и подвалы.
Следовательно, в оплачиваемый собственниками жилых помещений МКД расчет объема потребленной электрической энергии на содержание общего имущества МКД уже включены показатели расхода потребленной электрической энергии, используемой при содержании и эксплуатации чердаков и подвалов.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015 г., при определении стоимости услуг по передаче электрической энергии потребитель услуг и исполнитель услуг не вправе самостоятельно изменять величины ставок тарифов, указанных в правовом акте, которым утвержден тариф.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Обществом в нарушение вышеуказанных требований производило расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению с учетом включения в нее, в том числе, площади помещений, расположенных на -2 и -1 этажах, на которых расположен паркинг), а также площади электрощитовых, кабельного телевидения, машинные помещения и пр., что прямо противоречит Распоряжению Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 22.05.2017 г. N 63-РВ.
Таким образом, расчет платы за электроэнергию ведется заявителем с нарушением требований действующего законодательства.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя, что предписание не отвечает принципу исполнимости, поскольку в нем не указано, какая площадь помещений подлежит применению в расчетах и на какую сумму следует выполнить перерасчет собственникам помещений, по следующим основаниям.
Также обоснованно указано, что материалами дела подтверждается, что площадь мест общего пользования составляет 11 624,40 кв. м, а площадь жилых и нежилых помещений - 31 819,20 кв. м.
Вместе с тем, в единых платежных документах, выставляемых Обществом собственникам помещений в спорном многоквартирном доме, указаны иные данные, согласно которых площадь мест общего пользования - 5 662,00 кв. м, а площадь жилых и нежилых помещений - 25 849,50 кв. м.
При этом заявителем в судебном заседании подтвержден факт некорректного указания в платежных документах общей площади, площади мест общего пользования, площади жилых и нежилых помещений.
Таким образом, способ вычисления площади помещений согласно примечания к приложению 2 к Распоряжению N 63-РВ, объема потребленной электрической энергии на содержание общего имущества МКД, находится в ведении Общества как управляющей компании и исполнителя услуг. При этом те или иные вопросы по данному поводу не могут служить основанием для невозвращения собственникам помещений необоснованно начисленных и уплаченных ими сумм за электроэнергию, и как, следствие, для признания оспариваемого предписания инспекции незаконным.
Также, вопреки доводов заявителя, инспекция наделена полномочиями при выявлении нарушений в деятельности управляющих компаний по управлению МКД требовать устранения данных нарушений путем выдачи предписаний.
В данном случае, Инспекция при выдаче предписания по результатам изучения платежных квитанций, которые имеются в материалах дела, исходила из того, что собственниками помещений МКД перечислялись суммы по выданным Обществом платежным документам, в части расходов на электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, при этом по результатам анализа площадей (содержащихся в техническом паспорте на МКД с экспликацией помещений к поэтажным планам), являющихся общим имуществом собственников и используемых в расчете платы за содержание жилого помещения в части расходов на электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества собственников помещений, по МКД установлено, что в указанном расчете применялись площади, не предусмотренные п. 1 примечаний Приложения N 2 к Распоряжению Министерства жилищно-коммунального хозяйства от 22.05.2017 г. N 63-РВ: площади помещений, расположенных на -2 и -1 этажах, на которых расположен паркинг), а также площади электрощитовых, кабельного телевидения, машинные помещения и пр., в связи с чем устранение нарушения могло быть произведено не путем перерасчета, а возвращением обществом необоснованно полученных сумм Кроме того, неуказание в предписании конкретного перечня жилых и нежилых помещений, собственникам (нанимателям) которых необходимо осуществить возврат денежных средств, а также не приведен способ осуществления возврата денежных средств, не определена сумма денежных средств, подлежащая возврату, не свидетельствует о его неисполнимости, поскольку Инспекция вправе была расписать в предписании все эти обстоятельства и расчеты, однако их отсутствие в предписании само по себе не может рассматриваться в качестве основания для признания его неисполнимым, и, как следствие, незаконным.
Что касается отсутствия в предписании "механизма" определения размера денежных средств, подлежащих возврату, то это свидетельствует о том, что Обществу как управляющей компанией и исполнителю услуг, обладающей необходимыми сведениями по управлению МКД, расчетам платежей, была предоставлена возможность самостоятельно решить, каким образом необходимо определять суммы денежных средств, подлежащих возврату. При этом в случае возникновения сомнений в правильности их определения Общество не лишено права обратиться в Инспекцию за разъяснениями Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 30.07.2020 г. по делу N А41-65091/2019.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11.08.2020 по делу N А41-24142/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-24142/2020
Истец: ЗАО "ЭСТЕЙТ СЕРВИС ДИРЕКЦИЯ КУРКИНО СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА"
Ответчик: ГЖИ по МО
Третье лицо: ГЖИ по МО