г. Москва |
|
30 ноября 2020 г. |
Дело N А40-272388/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ДГИ Москвы и ООО "МАНФС Зенит-Интер"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2020 по делу N А40-272388/19
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: ООО "МАНФС Зенит-Интер"
об оспаривании отказа,
при участии:
от заявителя: |
Гура И.В. по дов. от 31.12.2019; |
от заинтересованного лица: |
Шамдинова А.М. по доверенности от 30.12.2019; |
от третьего лица: |
Курбанков Д.Б. по доверенности от 29.05.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее также Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа от 10.07.2019 N 77/19-85044 во внесении изменений в сведения Единого государственного кадастра недвижимости в части вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013004:4, об обязании Управления внести указанные изменения в сведения Единого государственного кадастра недвижимости, указав вид разрешенного использования земельного участка, установленный до издания распоряжения Департамента от 30.03.2015г.N4056, а именно "проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации административно-складского комплекса".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.07.2020 в иске отказано.
Департамент и ООО "МАНФС Зенит-Интер" с решением суда не согласны, полагают, выводы суда, изложенные в решение, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неполно выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании представители Департамента и ООО "МАНФС Зенит-Интер" доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме, изложили свои позиции, указанные в апелляционных жалобах.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционных жалоб не согласились, считает жалобы необоснованными, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит отмене, а апелляционные жалобы удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Между ООО "МАНФС Зенит-Интер" (арендатор) и Департаментом земельных ресурсов города Москвы (в настоящее время функции указанного органа возложены на Департамент городского имущества города Москвы) заключен договор долгосрочной аренды земельного участка от 29.03.2005 N М-08-024354 (далее по тексту также -договор).
Предметом договора является земельный участок, имеющий адресные ориентиры: город Москва, промзона Строгино, проезд N 607, общей площадью 6200 кв. м., в том числе: земельный участок площадью 5799 кв. м., кадастровый номер 77:08:0013004:4, и земельный участок площадью 401 кв. м., кадастровый номер 77:08:0013006:8, предоставляемый в пользование на условиях долгосрочной аренды для проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации административно-складского комплекса с выкупом права аренды в размере 41.711.000 рублей (пункт 1.1 договора).
Согласно сведениям кадастрового паспорта от 05.11.2014 N 77/501/14-1095836 земельный участок с кадастровым номером 77:08:0013004:4 имел вид разрешенного использования "проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации административно-складского комплекса".
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", статьями 7, 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", постановлениями Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы", от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент городского имущества города Москвы распоряжением от 30.03.2015 N 4056 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013004:4" установил следующее разрешенное использование земельного участка: деловое управление (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения); обслуживание автотранспорта (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок).
На основании указанного распоряжения в государственный кадастр недвижимости внесены изменения в части вида разрешенного использования земельного участка
Вместе с тем в рамках рассмотрения Арбитражным судом города Москвы дела N А40-208922/17-176-1876 по иску Департамента к ООО "МАНФС Зенит-Интер" о взыскании задолженности по договору аренды от 29.03.2005 N М-08-024354, ответчиком было заявлено встречное исковое требование о признании недействительным распоряжения от 30.03.2015 N 4056 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013004:4".
Удовлетворяя встречные исковые требования ООО "МАНФС Зенит-Интер" суд указал, что у Департамента отсутствовали основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка: для проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации административно-складского комплекса.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2018 по делу N А40-208922/17-176-1876, вступившим в законную силу, суд признал недействительным распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 30.03.2015 N 4056 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013004:4", а также обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "МАНФС Зенит-Интер", путем направления по каналам межведомственного обмена в порядке информационного взаимодействия информации в Управление Росреестра по Москве о недействительности распоряжения от 30.03.2015 N 4056 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013004:4".
В соответствии с решением Арбитражного суда от 18.05.2018 по делу N А40-208922/17-176-1876 ранее выпущенное распоряжение Департамента от 30.03.2015 N 4056 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013004:4" отменено распоряжением от 25.01.2019 N 2020 "О признании утратившим силу распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 30.03.2015 N4056".
В целях исполнения решения Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2018 по делу N А40-208922/17-176-1876 Департаментом направил указанные распоряжения в Управление Росреестра по Москве.
03.04.2019 Департамент обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о внесении изменений в сведения государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013004:4.
В качестве документа-основания Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственном кадастровом учете объекта недвижимости с кадастровым номером 77:08:0013004:4 было представлено решение Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2018 по делу N А40-208922/17-176-1876, а также распоряжения Департамента от 30.03.2015 N 4056 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013004:4" и от 25.01.2019 N 2020 "О признании утратившим силу распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 30.03.2015 N 4056".
Уведомлением от 10.04.2019 Управление Росреестра по Москве уведомило Департамент о приостановлении государственного кадастрового учета, а затем письмом Управления Росреестра по Москве от 10.07.2019 N 77/19-85044 сообщено об отказе в государственном кадастровом учете на основании ст. 27 Закона о регистрации.
В качестве оснований для приостановления Управление Росреестра по Москве сослалось на пункт 7, пункт 9 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ, а именно: пункт 7 - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; пункт 9 - не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
В обосновании принятия решения о приостановлении государственного кадастрового учета государственным регистратором указано, что представленное в качестве оснований для внесения сведений в ЕГРН вступивший в законную силу судебный акт не содержит сведений о том, какие именно виды разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013004:4 подлежат внесению в ЕГРН.
В уведомлении о приостановлении Управление Росреестра указало, что "в целях разъяснения порядка исполнения судебных решений подготовлен запрос в Арбитражный суд города Москвы".
Таким образом, устранение данных причин должно было явиться основанием для осуществления государственной регистрации.
Согласно ч. 2 ст. 26 Закона осуществление государственного кадастрового учета было приостановлено на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, а именно до 10.07.2019.
В связи с истечением срока приостановления, письмом Управления Росреестра по Москве от 10.07.2019 N 77/19-85044 сообщено об отказе в государственном кадастровом учете.
Указанные обстоятельства послужили Департаменту основанием к обращению с заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции пришел к выводу о том, что распоряжение Департамента от 25.01.2019 N 2020 не содержит необходимой информации для внесения сведений о виде разрешенного использования земельного участка. Решением Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-20 8922/2017 от 18.05.2018, а также распоряжением Департамента от 25.01.2019 N 2020 не установлены виды разрешенного использования земельного участка. В указанном решении отсутствует обязанность Управления совершить определенные действия.
Апелляционная коллегия признает данные выводы суда первой инстанции неправомерными и необоснованными, исходя из следующего.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости).
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно части 1, пункта 4 части 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. В кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в т.ч. вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.
Статьей 14 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в т.ч., акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; вступившие в законную силу судебные акты; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
При этом согласно п. 5 ст. 21 Закон о регистрации, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Таким образом, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.
В качестве документа-основания Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственном кадастровом учете объекта недвижимости с кадастровым номером 77:08:0013004:4 было представлено решение Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2018 по делу N А40-208922/17-176-1876, а также распоряжения Департамента от 30.03.2015 N 4056 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013004:4" и от 25.01.2019 N 2020 "О признании утратившим силу распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 30.03.2015 N 4056".
Согласно п. 1 ст. 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
По правилам статьи 201 АПК РФ, признание незаконным оспоренного распоряжения Департамента влечет обязанность государственного органа по приведению сведений ЕГРН в соответствие с положением, существовавшим до совершения незаконных действий.
В связи с отменой распоряжения Департамента от 30.03.2015 N 4056 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013004:4" вид разрешенного использования земельного участка должен быть установлен в соответствии с ранее существовавшим.
Удовлетворяя требования заявителя, апелляционный суд приходит к выводу, что устранение в данном случае реестровой ошибки в виде восстановления в ЕГРН ранее содержащегося в реестре вида разрешенного использования, который был аннулирования на основании недействительного акта ДГИ г. Москвы, о чем есть вступивший в законную силу судебный акт, не ведет к противоречию со вступившим в законную силу и исполненным судебным актом и способствует нахождению в публичном реестре достоверных сведений относительно положения, существовавшего до совершения незаконных действий.
В силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого в апелляционном порядке решения является неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В связи с этим, арбитражный апелляционный суд считает, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда города Москвы подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.07.2020 по делу N А40-272388/19 отменить.
Заявленные Департаментом городского имущества города Москвы требования - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 10.07.2019 N 77/19-85044 о внесении изменений в сведения Единого государственного кадастра недвижимости в части вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013004:4.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве внести изменения в сведения Единого государственного кадастра недвижимости в части вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013004:4, указав вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013004:4, установленный до издания распоряжения Департамента от 30.03.2015 N 4056 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013004:4", а именно: "проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации административно-складского комплекса".
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в пользу ООО "МАНФС Зенит-Интер" (ИНН 7701024490) 1 500 руб. расходов по уплате государственной пошлины в связи с обращением с апелляционной жалобой.
Возвратить ООО "МАНФС Зенит-Интер" (ИНН 7701024490) из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины как излишне уплаченной.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-272388/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: "МАНФС Зенит-Интер"