г. Вологда |
|
30 ноября 2020 г. |
Дело N А66-16237/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 ноября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кузнецова К.А., судей Виноградова О.Н. и Писаревой О.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Снигиревой К.Е.,
при участии представителя участников общества с ограниченной ответственностью "Айтек" Сойдова С.Б. на основании протокола от 16.09.2020 N 3,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Айтек" и представителя участников общества с ограниченной ответственностью "Айтек" Сойдова Сергея Борисовича на определение Арбитражного суда Тверской области от 15 июня 2020 года по делу N А66-16237/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Регион ТеплоСбыт" 15.10.2019 обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "Айтек" (г. Тверь, пер. Зиновия Тальвинского, д.1, ОГРН 1106952008404, ИНН 6952024599, дата государственной регистрации - 08.04.2010, далее - ООО "Айтек", Должник) несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 18.10.2019 данное заявление кредитора принято к производству, возбуждено производство по делу N А66-16237/2019, назначено судебное заседание по рассмотрению его обоснованности.
Определением суда от 01.02.2020 (резолютивная часть объявлена 22.01.2020) заявление кредитора признано обоснованным, в отношении ООО "Айтек" введено наблюдение; временным управляющим утверждена Малтабар Елена Евгеньевна.
Сообщение о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано временным управляющим в печатном издании "Коммерсантъ" от 01.02.2020 N 18.
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной ИФНС России N 12 по Тверской области (далее - уполномоченный орган, кредитор) 25.02.2020 обратилась в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в сумме 2 714 450 руб. 06 коп.
Определением суда от 15.06.2020 признано обоснованным и включено в реестр требований кредиторов Должника требование уполномоченного органа в сумме 2 714 450 руб. 06 коп. задолженности, в том числе в сумме 1 274 824 руб. 03 коп. - основной долг, во вторую очередь реестра требований кредиторов и в сумме 1 439 608 руб. 03 коп., в том числе 368 338 руб. 64 коп. - основной долг, 1 071 069 руб. 39 коп. - пени, 200 руб. штраф, в третью очередь реестра требований кредиторов.
Должник и представитель учредителей Должника с определением от 15.06.2020 не согласились, в апелляционных жалобах просят его отменить, отказать во включении требования уполномоченного органа в реестр требований кредиторов.
Как указывают апеллянты, в описательной части определения суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований кредитора, что свидетельствует о неоднозначности и противоречивости постановленного решения. Суд проигнорировал отзыв ООО "Айтек", который своевременно поступил в суд (15.06.2020 года в 10 час. 26 мин.). ООО "Айтек" считает, что требования уполномоченного органа не подлежат включению в реестр требований кредиторов в связи с истечением срока давности обращения в суд. Двухлетний срок давности обращения в суд по указанным требованиям пропущен.
Кроме того, постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика не содержат подписи руководителя или заместителя руководителя налогового органа, отсутствует гербовая печать, отсутствуют документы, подтверждающие отправку постановлений.
В настоящем судебном заседании представитель учредителей Должника поддержал доводы своей апелляционной жалобы и не возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Айтек".
Уполномоченный орган в отзыве против удовлетворения апелляционной жалобы возразил.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов".
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, обращаясь с настоящим заявлением, налоговый орган ссылался на наличие у должника просроченной задолженности по уплате налогов:
1) на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в федеральный бюджет в размере 161 руб. 09 коп. (в том числе, по налогу - 0 руб., по пени 161 руб. 09 коп.), подтвержденным постановлениями о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика от 27.08.2016 N 859, от 12.08.2016 N 933, от 08.11.2016, N 1199, от 11.11.2016 N 1306;
2) на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 21 782 руб. 22 коп. (в т.ч. налог - 14 373 руб. 00 коп., пени 7 409 руб. 22 коп.), из них: основной долг за 1 полугодие 2016 - 14 373 руб. 00 коп., пени 7409 руб. 22 коп., подтвержденным в части основного долга постановлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика от 12.09.2016 N 933, в части пени постановлениями от 12.09.2016 N 933, от 19.02.2019 N 410, от 07.12.2018 N 10624, от 22.11.2018 N 8129, от 23.10.2018 N 6940, от 25.09.2018 N 7503, от 11.11.2016 N 1306, от 08.11.2016 N 1199, от 27.08.2016 N 859;
3) страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный страхование в фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) в размере 2 107 335 руб. 03 коп. (в т.ч. налог - 1 274 842 руб. 03 коп., пени - 832 793 руб. 00 коп.), подтвержденным в части основного долга требованием об уплате от 27.10.2016 N 078S5011607, в части пени постановлениями о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика от 19.02.2019 N 410, от 07.12.2018 N 10624, от 26.03.2019 N 393, требованием об уплате от 09.01.2017 N 078S011700;
4) страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) в размере 968 752 руб. 99 коп. (в т.ч. налог - 832 793 руб. 00 коп., пени - 135 959 руб. 99 коп.), подтвержденному в части пени постановлениями о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика от 20.02.2019 N 630, от 07.12.2018 N 10624, от 19.02.2019 N 410, от 26.03.2019 N 393;
5) страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 350 457 руб. 07 коп. (в т.ч. налог - 202 118 руб. 65 коп., пени - 148 338 руб. 42 коп.), подтвержденному в части основного долга требованием от 27.10.2016 N 078S011607, в части пени постановлениями о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика от 07.12.2018 N 10624, от 19.02.2019 N 410, от 26.03.2019 N 393, требованием об уплате от 09.01.2017 N 078S011700;
6) на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в размере 19 263 руб. 96 коп. (в т.ч. налог - 15 887 руб. 00 коп., из них: основной долг за 2 квартал 2016 по сроку уплаты 25.07.2016 - 3 943 руб. 00 коп, подтвержденному постановлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика от 12.09.2016 N 933, основной долг за 2 квартал 2016 года по сроку уплаты 25.08.2016 - 5 971 руб. 00 коп., подтвержденный постановлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика от 08.11.2016 N 1199, основной долг за 2 квартал 2016 года по сроку уплаты 26.09.2016 - 5 973 руб. 00 коп., подтвержденный постановлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика от 11.11.2016 N 1306, пени - 337 руб. 96 коп., подтвержденные постановлениями о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика от 26.03.2019 N 393, от 19.02.2019 N 410, от 25.09.2018 N 7503, от 23.10.2018 N 6940, от 22.11.2018 N 8129, от 07.12.2018 10624.
По результатам камеральной налоговой проверки начислен штраф в сумме 200 руб. 00 коп., в подтверждение чего представлено постановление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика от 21.03.2018 N 1374.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав обоснованной и включив требование Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной ИФНС России N 12 по Тверской области в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Айтек" в сумме 2 714 450 руб. 06 коп. задолженности, в том числе во вторую очередь реестра требований в сумме 1 274 824 руб. 03 коп. основной долг и в третью очередь реестра требований кредиторов в сумме 1 439 608 руб. 03 коп. задолженности, из них 368 338 руб. 64 коп. основной долг, 1 071 069 руб. 39 коп. - пени, 200 руб. - штраф.
Исследовав доводы подателей апелляционных жалоб в совокупности и взаимосвязи с собранными по обособленному спору доказательствами, апелляционный суд находит жалобы подлежащими удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 223 АПК РФ, статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Статьей 2 Закона о банкротстве определено, что кредиторами признаются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.
Под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы (абзац пятый статьи 2 Закона о банкротстве).
С учетом даты опубликования в газете "Коммерсантъ" сведений о введении в отношении должника процедуры наблюдения (01.02.2020) и даты подачи Федеральной налоговой службой в лице Межрайонной ИФНС России N 12 по Тверской области заявления (25.02.2020), установленный пунктом 1 статьи 71 Закона о банкротстве срок для предъявления требований по денежным обязательствам к должнику заявителем не пропущен.
В соответствии с процессуальными правилами доказывания (статьи 65, 68 АПК РФ) заявитель обязан доказать допустимыми доказательствами правомерность своих требований, вытекающих из неисполнения другой стороной её обязательств.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - Постановление N 35) разъяснено, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны и предъявившим требование кредитором с другой стороны.
Поскольку требование рассматривается в деле о банкротстве (несостоятельности), суд должен осуществлять проверку, следуя принципу установления достаточных доказательств наличия или отсутствия фактических отношений. Целью такой проверки является установление обоснованности долга, возникшего из договора, и недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также самого должника.
При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
К заявлению кредитора об установлении размера его требований прилагаются документы, подтверждающие обязательства должника перед кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам, доказательства оснований возникновения задолженности, позволяющие установить документальную обоснованность этих требований.
В пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (далее - Обзор), даны следующие разъяснения.
Требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена. Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.
При этом само по себе нарушение порядка и сроков совершения отдельных процедур в рамках внесудебного взыскания обязательных платежей не влечет за собой утрату возможности их взыскания в судебном порядке (статьи 46, 47 НК РФ).
Соответственно, надлежит установить, не утрачена ли возможность принудительного взыскания задолженности по состоянию на 22.01.2020 (дату введения первой процедуры банкротства - наблюдения).
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника.
Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Согласно частям 6, 6.1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией. Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона N 229-ФЗ исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю в том числе, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В силу части 4 статьи 46 Закона N 229-ФЗ возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 данного Закона.
Таким образом, согласно действующему законодательству после получения от судебного пристава-исполнителя постановления об окончании исполнительного производства, Уполномоченный орган в течение 6 месяцев имел право снова направить постановления на исполнение судебному приставу. При этом с момента предъявления исполнительного документа к исполнению срок предъявления его к исполнению прерывается (статья 22, части 4 - 5 статьи 46 Закона N 229-ФЗ).
Непринятие таких мер влечет утрату права на принудительное взыскание задолженности и пеней.
Согласно общедоступным сведениям с сайта Федеральной службы судебных приставов, на основании представленных Уполномоченным органом постановлений в отношении Должника возбуждались исполнительные производства только по постановлениям от 07.12.2018 N 10624 (окончено 31.01.2019), от 22.11.2018 N 8129 (окончено 21.01.2019), от 23.10.2018 N 6940 (окончено 12.12.2018), от 25.09.2018 N 7503 (окончено 31.01.2019), от 20.02.2019 N 630 (окончено 26.03.2019).
Исполнительные производства окончены в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью установления местонахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества; в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными (пункты 3, 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Какие-либо иные сведения о ходе и результатах исполнительных производств в отношении задолженности, являющейся предметом рассматриваемого требования, не представлены.
Доказательства повторного обращения в службу судебных приставов с постановлениями о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка) не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что к моменту обращения в суд Уполномоченный орган утратил возможность принудительного взыскания с Должника спорной задолженности и соответствующих пеней, поскольку пресекательные сроки на принудительное взыскание истекли 26.09.2019, то есть до введения 22.01.2020 в отношении Должника процедуры наблюдения.
Иных доказательств соблюдения сроков обращения за принудительным взысканием заявленной к включению в реестр требований кредиторов должника задолженности не представлено.
Как разъяснено в пункте 57 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора.
В силу положений пункта 6 статьи 75 НК РФ принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
При применении вышеупомянутых норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Поскольку по требованиям о взыскании недоимки (взносов) утрачена возможность принудительного взыскания, учитывая принцип следования дополнительного обязательства судьбе основного обязательства и утрату обеспечительной роли пени с момента истечения пресекательного срока для взыскания недоимки (Постановление Президиума ВАС РФ N 8241/07 от 06.11.2007, Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2009 N 5838/09 по делу N А76-5508/2007-54-211/47-360), возможность принудительного взыскания пени также утрачена.
Данная позиция согласуется со сложившейся судебной практикой (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.03.2018 по делу N А13-16325/2015).
Срок взыскания задолженности в судебном порядке составляет два года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если налоговым органом были приняты надлежащие меры по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика и не приняты меры по принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика (пункт 1 статьи 47 НК РФ и пункт 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Представленными в материалы дела требованиями об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов установлены следующие сроки погашения задолженности: от 27.10.2016 N 078S01160123505 - до 08.11.2016; от 18.01.2016 N 80 - до 05.02.2016; от 01.02.2016 N 350 - до 19.02.2016; от 12.05.2016 N 2946 - до 01.06.2016; от 07.07.2016 N 4017 - до 27.07.2016; от 05.08.2016 N 4700 - до 25.08.2016; от 08.08.2016 N 4985 - до 26.08.2016; от 06.09.2016 N 5543 - до 26.09.2016; от 06.10.2016 N 5889 - до 26.10.2016; от 19.02.2016 N 40208 - до 29.02.2016; от 24.05.2016 N 40727 - до 03.06.2016; от 25.08.2016 N 41295 - до 05.09.2016; от 28.11.2016 N 41943 - до 08.12.2016; от 19.02.2016 N 078S01160016035 - до 29.02.2016; от 25.04.2016 N 078S0116001416 - до 05.05.2016; от 27.07.2016 N 078S01160098276 - до 08.08.2016.
Таким образом, вышеуказанный двухлетний срок взыскания задолженности также пропущен.
Кроме того, 29.01.2018 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2017 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 6 которого статья 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" дополнена частью 3.1 следующего содержания: "в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов".
Приказом ФНС России от 14.05.2018 N ММВ-7-8/256@ не предусмотрена обязанность должника обращаться в налоговый орган с инициацией процедуры списания безнадежной задолженности. Такая процедура проводится уполномоченным органом самостоятельно.
Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об утрате уполномоченным органом возможности принудительного исполнения требований. Установление названного обстоятельства при отсутствии ходатайства о восстановлении пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах определение от 15.06.2020 подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права с разрешением в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 272 АПК РФ вопроса по существу.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Тверской области от 15 июня 2020 года по делу N А66-16237/2019 отменить.
Отказать Федеральной налоговой службе в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Тверской области в удовлетворении заявленных требований.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
К.А. Кузнецов |
Судьи |
О.Н. Виноградов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-16237/2019
Должник: ООО "АЙТЕК"
Кредитор: ООО "РЕГИОН ТЕПЛОСБЫТ"
Третье лицо: АО "АтомЭнергоСбыт, в/у Малтабар Е.Е., к/у Малтабар Е.Е., Межрайонная ИФНС России N 12 по Тверской области, Мочалов С.А., ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра", Саморегулируемая межрегиональная "Ассоциация антикризисных управляющих", Сойдов С.Б. (представитель участников должника), Сойдов Сергей Борисович, УФНС по Тверской области, УФРС по Тверской области, УФССП по Тверской области