г. Пермь |
|
01 декабря 2020 г. |
Дело N А60-18296/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Савельевой Н.М., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис": Шушанов О.П (паспорт, доверенность от 01.01.2020, диплом),
от заинтересованного лица - Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 15): Гиляева О.И. (паспорт, доверенность от 25.12.2019, диплом)
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 15),
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 августа 2020 года
по делу N А60-18296/2020,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис" (ИНН 6672337623, ОГРН 1116672008661)
к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 15) (ИНН 6660013279, ОГРН 1026604952252)
о признании недействительным ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным приказа Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 15) (далее - Фонд, заинтересованное лицо) от 16.01.2020 N 23 об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год, расчет скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев (письмо N 03-16/03-437 от 04.02.2020) и письмо N 03-15/03-1658 от 27.02.2020. Делу присвоен номер А60-18296/2020.
Кроме того, Общество с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис" обратилось в суд с требованием к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 15) о признании недействительным решения N 11 от 20.03.2020 в части непринятия уточненных расчетов 4-ФСС Общества за периоды с 01.07.2016 по 31.12.2016, 01.04.2018, 31.12.2018, 01.01.2019 по 30.09.2019 по несчастным случаям на производстве, произошедшим с Ероховым Ю.И. и Мамаджановым Р.И. Делу присвоен номер А60-20777/2020.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2020 дела N А60-18296/2020 и А60-20777/2020 объединены в одно производство, делу присвоен номер N А60-18296/2020.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.08.2020 заявленные требования удовлетворены.
Признаны недействительными решение N 11 от 20.03.2020 в части непринятия уточненных расчетов 4-ФСС за период с 01.07.2016 - 31.12.2016, с 01.04.2018 - 31.12.2018, с 01.01.2019 - 30.09.2019 по несчастным случаям, произошедшим с Ероховым Ю.И., Мамаджановым Р.И., а также приказ N 23 от 16.01.2020 об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на 2020 года, вынесенные Государственным учреждением - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 15).
Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 15) обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис" в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 15) в пользу общества с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис" взыскано 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Производство по делу в части признания недействительными расчета скидки, содержащегося в письме Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 15) N 03-16/03-437 от 04.02.2020, письма Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 15) N 03-15/03-1658 от 27.02.2020 прекращено.
Обществу с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис" возвращена государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе фонд ссылается на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Указывает, что судом не принято во внимание, что в соответствии с п. 19 ст. 17 закона N 125-ФЗ страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, подтверждающие правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов и правильность расходов на выплату обеспечения по страхованию застрахованным, то есть общество обязано было документально подтвердить расходы по Ю.И. Ероховой. Реестр передачи документов по несчастному случаю произошедшим с Ю.И. Ероховой поступил в филиал N 15 ГУ СРО ФСС РФ 30.10.2019. При этом, данные заносятся в информационную систему ФСС РФ БД ЕИИС "Соцстрах" из представленных обществом подтверждающих расходов документов и полностью зависит от имеющихся в документах информации. Ссылается, что при оформлении листка нетрудоспособности N 307418231796, выданного Р.И. Мамаджанову на период с 19.05.2018 по 31.05.2018, медицинской организацией было допущено нарушение порядка оформления листков нетрудоспособности, относящееся к техническим недочетам, и не приведшее к неправомерному расходованию средств соцстраха и причинению ущерба финансовым интересам Фонда социального страхования РФ. Фонд полагает, что по совокупности обстоятельств, а именно, в связи с наличием у Р.И. Мамаджанова травмы на производстве, подтверждением факта прохождения Р.И. Мамаджановым МСЭ, отсутствием факта установления Р.И. Мамаджанову органом МСЭ инвалидности, наличием нормы права действующего законодательства о выдаче листка нетрудоспособности при травме на срок до 12 месяцев включительно, у исполнительного органа фонда отсутствуют законные основания для сторнирования 55 календарных дней (с 07.04.2018 по 31.05.2018) нетрудоспособности Р.И.Мамаджанова. В связи с этим, основания для доначисления страховых взносов на оплату периода нетрудоспособности Р.И.Мамаджанова с 07.04.2018 по 31.05.2018 и отражения в строке 2 таблицы 2 расчета в сумме 1 384,62 руб., отсутствуют. Отмечает, что решение суда о признании недействительным приказа N 23 от 16.01.2020 об отказе в установлении скидки противоречит обстоятельствам дела, у фонда отсутствовали законные основания для принятия решения о предоставлении скидки.
Обществом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым считает решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.
В заседании суда апелляционной инстанции, представитель фонда на доводах жалобы настаивал; представитель заявителя против удовлетворения жалобы возражал; поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "СТМ-Сервис" состоит на регистрационном учете в качестве страхователя в филиале N 15 ГУ-СРО ФСС РФ.
ООО "СТМ-Сервис" 29.10.2019 и 31.10.2019 представило в Филиал N 15 N 15 ГУ-СРО ФСС РФ уточненные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по форме 4-ФСС за 9 месяцев 2016, 2016, полугодие 2018, 9 месяцев 2018, 2018, 1 квартал 2019, полугодие 2019, 9 месяцев 2019.
На основании представленных уточненных расчетов 4-ФСС фондом в период с 06.11.2019 по 24.01.2020 проведена камеральная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы) в ФСС РФ, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения общества за периоды с 01.07.2016 по 31.12.2016, с 01.04.2018 по 31.12.2018, с 01.01.2019 по 30.09.2019.
По результатам камеральной проверки составлен акт от 03.02.2020 N 11, на основании которого вынесено решение об отказе в привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 20.03.2020 N 11, согласно которому фонд не принял количественные и суммовые показатели уточненных Расчетов 4-ФСС общества за период с 01.07.2016 по 31.12.2016, 01.04.2018 по 31.12.2018, 01.01.2019 по 30.09.2019.
Полагая, что указанное решение в части непринятия фондом количественных и суммовых показателей уточненных расчетов 4-ФСС общества по несчастным случаям на производстве, произошедшим с Ероховым Ю.И. и Мамаджановым Р.И., общество обратилось в суд.
Кроме того, ООО "СТМ-Сервис" 29.10.2019 обратилось с заявлением к Филиалу N 15 ГУ-СРО ФСС РФ об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год.
По результатам предоставления государственной услуги по установлению скидки на 2020 год фондом издан приказ N 23 от 16.01.2020 об отказе в установлении ООО "СТМ-Сервис" скидки на 2020 год в связи с превышением основного показателя деятельности страхователя, установленного п.3 Правил установления страхователям скидок N 524, рассчитанного в соответствии с "Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утв. приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н, над аналогичным показателем по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности ООО "СТМ-Сервис".
Полагая, что данный приказ, а также письма Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 15) N 03-16/03-437 от 04.02.2020, N 03-15/03-1658 от 27.02.2020, являются недействительными, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Под ненормативным правовым актом законодатель имеет в виду акты индивидуального характера, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц, облеченные, как правило, в предусмотренную законом форму, например, в форму постановления, распоряжения, приказа и так далее. Решения, возможность оспаривания которых установлена статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, могут быть не столь формализованными, однако также должны содержать властно-распорядительные предписания, влияющие на возникновение, изменение, отмену прав и обязанностей конкретных лиц.
Оспариваемый в настоящем деле расчет скидки, содержащийся в письме филиала N 15 ГУ-СРО ФСС РФ N 03-16/03-437 N 03-16/03-437 от 04.02.2020, а также письмо заинтересованного лица N 03-15/03-1658 от 27.02.2020 носят по существу информационный характер, так как по своему содержанию не содержит властно-обязывающих предписаний в отношении заявителя, влекущих юридические последствия. Так, указанные письма разъясняют позицию Фонда (а также одно из писем содержит расчет), следствием чего и стало издание спорного Приказа N 23.
Таким образом, данные письма представляют собой разъяснения, положенные в основу актов, носящих в свою очередь властно распорядительный характер (оспариваемое решение и приказ).
Соответственно как верно указал суд, расчет скидки, содержащийся в письме N 03-16/03-437 от 04.02.2020, письмо N 03-15/03-1658 от 27.02.2020 не отвечает требованиям, предъявляемым к ненормативным правовым актам государственных органов, которые могут быть оспорены в арбитражном суде.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости прекращении производства по делу в части требований о признании недействительными расчета скидки, содержащегося в письме Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 15) N 03-16/03-437 от 04.02.2020, письма Государственного учреждения-Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 15) N 03-15/03-1658 от 27.02.2020.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам и представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Правоотношения в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - закон N 125-ФЗ).
Страховщиком согласно статьи 3 закона N 125-ФЗ является фонд социального страхования Российской Федерации; страхователями - юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 названного Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 закона N 125-ФЗ страхователь обязан правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Согласно статей 3, 5 закона N 125-ФЗ под страховым случаем понимается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
Согласно пунктов 1.1, 1.2 статьи 24 N 125-ФЗ при обнаружении страхователем в поданном им в территориальный орган страховщика расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, страхователь вправе внести необходимые изменения в Расчет 4-ФСС и представить в территориальный орган страховщика уточненный Расчет 4-ФСС в порядке, установленном настоящей статьей.
10.07.2016 в сервисном локомотивном депо "Бугульма" Куйбышевского управления сервиса ООО "СТМ-Сервис" произошел несчастный случай на производстве со слесарем по ремонту подвижного состава 4 разряда Ероховым Ю.И. В отношении данного несчастного случая были оформлены документы, предусмотренные Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 (далее - положение N 73), в том числе: акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 от 19.07.2016 N 20; журнал регистрации несчастных случаев на производстве за 2016. Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве Ерохова Ю.И. за период с 11.07.2016 по 15.07.2016 согласно листку нетрудоспособности от 15.07.2016 N 203930604573 составило 3 821,25 руб. Сумму пособия по временной нетрудоспособности и количество дней нетрудоспособности Ерохова Ю.И. Общество отразило в первичном Расчете 4-ФСС за 9 мес. 2016года и за 2016 год: по строке 1 табл. 8 "Пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, всего" и по строке 3 табл. 8 "из них: пострадавшим в другой организации". В октябре 2019 года общество обнаружило, что ошибочно отразило пособие по временной нетрудоспособности Ерохова Ю.И. в расчетах 4-ФСС за 2016 год в качестве назначенного в связи с несчастным случаем на производстве "с пострадавшим в другой организации" по строке 3 табл. 8 расчета 4-ФСС, так как на дату несчастного случая Ерохов Ю.И. больше двух лет являлся работником ООО "СТМ-Сервис" (дата принятия на работу 01.07.2014). Общество воспользовалось правом, предусмотренным п.п. 1.1, 1.2 статьи 24 закона N 125-ФЗ и представило в филиал N 15 ФСС РФ уточенные расчеты 4-ФСС за отчетные периоды 2016, в которых были внесены изменения технического характера: сумма пособия по временной нетрудоспособности и количество дней нетрудоспособности Ерохова Ю.И., которые в первичных Расчетах 4-ФСС за 2016 год были отражены по строкам 1 и 3 табл. 8 были исключены из строки 3 табл.8. При этом сумма пособия и количество дней нетрудоспособности Ерохова Ю.И., отраженные в строке 1 табл. 8 первичных Расчетов 4-ФСС за 2016 год, осталась в уточненных Расчетах и по сравнению с первичными Расчетами не изменились.
По мнению фонда, обществу следует исключить расходы по несчастному случаю, произошедшему с работником общества Ероховым Ю.И. 10.07.2016, из Расчетов 4-ФСС за 9 мес. 2016 года и 2016 года, и включить их в расчет 4-ФСС за 2019 год, в связи с тем, что указанный несчастный случай зарегистрирован ФСС РФ в БД ЕИИС "Соцстрах" в 2019 году и документы по данному несчастному случаю представлены обществом в 2019 году.
Статьей 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации право квалификации несчастного случая как несчастного случая на производстве или несчастного случая, не связанного с производством, предоставлено комиссии по расследованию несчастного случая, образованной работодателем в соответствии со статьей 229 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 230 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 26 положения N 73, по каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве, оформляется акт о несчастном случае на производстве формы Н-1. Следовательно, информация о расходах, в виде выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве должна отражаться работодателем в Расчете 4-ФСС в том периоде, в котором комиссией был утвержден акт формы Н-1, подтверждающий производственный характер травмы застрахованного лица.
При этом ни Порядок заполнения расчетов по форме 4-ФСС за 2016, утвержденный приказом ФСС РФ от 26.02.2015 N 59, ни Закон N 125-ФЗ, ни в каких-либо иных нормативно-правовых актах нет норм, которые бы предписывали производить такие расходы и отражать их в Расчете 4-ФСС только на дату предоставления в фонд документов, подтверждающих несчастный случай. Таким образом, несчастный случай на производстве, произошедший с Ероховым Ю.И., и связанные с ним выплаты пособия по нетрудоспособности должны отражаться в расчетах 4-ФСС за 9 мес. 2016 года и за 2016 год. Несчастный случай произошел в 2016 году, акт о несчастном случае на производстве формы Н-1 и иные документы по расследованию несчастного случая оформлены в 2016 году. Поскольку ни выплата работнику пособия по социальному страхованию, ни достоверность акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1 от 19.07.2016 N 20, а также наступление страхового случая в 2016 году не поставлены заинтересованным лицом под сомнение, отражение обществом расходов по оплате пособия по временной нетрудоспособности по данному страховому случаю в уточненных Расчетах за 9 мес. 2016, 2016 является правомерным. Кроме того, в 2016 оформлен и основной документ, подтверждающий факт повреждения здоровья и временную утрату трудоспособности - листок нетрудоспособности.
Согласно пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" основным документом, подтверждающим факт повреждения здоровья и временную утрату профессиональной трудоспособности, является листок нетрудоспособности, выдаваемый медицинской организацией по форме и в порядке, предусмотренном Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Согласно пунктов 58, 66 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок выдачи листков нетрудоспособности N 624н), если в графе "Причина нетрудоспособности" указан код "04", то временная нетрудоспособность возникла в связи с несчастным случаем на производстве или его последствиями, и если в строке "акт формы Н-1 от" указывается число, месяц и год составления акта, то это также означает, что временная нетрудоспособность работника наступила в результате несчастного случае на производстве.
Согласно пункта 1 статьи 15 закона N 125-ФЗ, пункта 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) назначение и выплата застрахованному пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией.
В силу пункта 1 статьи 15 Закона N 255-ФЗ, пункта 1 статьи 9 закона N 125-ФЗ страхователь назначает пособия по временной нетрудоспособности в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами.
Пунктами 5,9,10 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила N 184) предусмотрено, что выплаченные страхователем пособия по временной нетрудоспособности, назначенные в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, производится страхователем в счет начисленных страховых взносов, и при нарушении законодательства РФ об обязательном социальном страховании, не засчитываются страховщиком в счет уплаты страховых взносов.
Поскольку основной документ, подтверждающий факт повреждения здоровья и временную утрату трудоспособности - листок нетрудоспособности Ерохова Ю.И. N 203930604573 оформлен 15.07.2016, общество правомерно отразило расходы по оплате пособия по временной нетрудоспособности Ерохова Ю.И. в уточненных расчетах за 9 мес. 2016 и 2016 год.
При этом, регистрация несчастного случая Ерохова Ю.И. в подсистеме БД ЕИИС "Соцстрах" не является условием для отражения страхового случая в Расчете 4-ФСС. Порядком заполнения расчета по форме 4-ФСС за 2016 г., утвержденным Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 N 59 не предусмотрено заполнение сведений о расчетах по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая соответствующие расходы и данные о численности пострадавших (застрахованных) в связи со страховыми случаями, после регистрации страховых случаев в подсистеме БД ЕИИС "Соцстрах" ФСС РФ.
Кроме того, суд первой инстанции верно указал, что БД ЕИИС "Соцстрах" является внутренней информационной системой ФСС РФ, в которую ООО "СТМ-Сервис" не имеет доступа. Общество не располагает информацией о возможностях изменения, удаления информации из этой системы сотрудниками Фонда умышленно или по ошибке, что, как правило, подтверждается по результатам прохождения независимого аудита безопасности информационной системы. Регистрация страховых случаев в указанной системе относится исключительно к компетенции ФСС РФ и не зависит от ООО "СТМ-Сервис".
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что у заинтересованного лица отсутствовали основания для непринятия уточненных расчетов.
Кроме того, в качестве одного из доводов для непринятия Расчета 4- ФСС за 9 мес. 2016 и за 2016 год и признания его недостоверным, Фонд указывает, что по строке 2 таблицы 9 уточненных расчетов за 9 мес. 2016 и 2016 не отражены 2 несчастных случая на производстве со смертельным исходом.
Фактически общество отразило по строке 1 таблицы 9 как первичных, так и уточненных Расчетов 4-ФСС за отчетные периоды 2016 года все несчастные случаи на производстве со смертельным исходом, включая несчастные случаи, произошедшие с работниками ООО "СТМ-Сервис" Бахуровым Владиславом Викторовичем (акт Н-1 N 19 от 29.06.2016) и Коноваловым Алексеем Валерьевичем (акт Н-1 N 21 от 05.10.2016).
Согласно пункта 28.1 Порядка заполнения расчетов по форме 4-ФСС за 2016, утвержденного приказом ФСС РФ от 26.02.2015 N 59, в табл. 9 по строке 1 данные заполняются на основании актов о несчастных случаях на производстве по форме Н-1 (приложение N 1 к постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 24.10.2002 N 73) с выделением числа случаев со смертельным исходом (строка 2).
Соответственно, по строке 1 табл. 9 Расчетов 4-ФСС указывается общее количество несчастных случаев на производстве, произошедших с работниками, включая несчастные случаи со смертельным исходом.
Таким образом, общество, как в первичных, так и в уточненных расчетах 4-ФСС за отчетные периоды 2016 привело сведения по всем несчастным случаям на производстве, произошедшим с работниками, включая несчастные случаи со смертельным исходом с Бахуровым В.В. и Коноваловым А.В.
При этом строка 2 табл. 9 расчета 4-ФСС, которую общество не заполнило, является дополнительной, детализирующей строку 1 табл. 9 расчета 4-ФСС и ошибка в виде незаполненной строки 2 не является существенной, поскольку не влияет на обязательства страхователя по выплате пособий застрахованным лицам со смертельным исходом, а также страховщика по единовременным и ежемесячным страховым выплатам. Данные выплаты осуществляются на основании актов формы Н-1, заявлений лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованных лиц (ст. 10-12, 15 закона N 125-ФЗ).
Кроме того, не заполнение обществом строки 2 таблицы 9 Расчета 4-ФСС не привело к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, поэтому на основании пункта 1.1. статьи 24 закона N 125-ФЗ общество не обязано заполнять указанную строку и представлять в фонд соответствующие уточненные расчеты 4-ФСС.
В качестве одного из доводов для непринятия расчетов 4-ФСС за 6 мес. 2018 года, 9 мес. 2018 года и за 2018 год, заинтересованное лицо также указывает, что общество неправомерно сторнировало 55 календарных дней нетрудоспособности Мамаджанова Р.И. по листкам нетрудоспособности Мамаджанова Р.И. N 307418040887 от 06.04.2018 г., N 307418231796 от 18.05.2018 г. В связи с несчастным случаем на производстве, произошедшим с Мамаджановым Р.И., был составлен акт по форме Н-1 N 30/4 от 19.07.2019. Общий период нетрудоспособности в связи с несчастным случаем Мамаджанова Р.И. составил 322 дня (с 14.07.2017 по 31.05.2018), что подтверждается листками нетрудоспособности. В октябре 2019 года общество обнаружило ошибку в листках нетрудоспособности N 307418040887 от 06.04.2018, N 307418231796 от 18.05.2018: отсутствие отметки о направлении Мамаджанова Р.И. на медико-социальную экспертизу с учетом того, что период нетрудоспособности продолжался свыше десяти месяцев с даты начала временной нетрудоспособности после травмы, что не соответствует пункту 4 статьи 59 федерального закона от 21.11.2011 N 323 -ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее - закон N 323-ФЗ), а также пункту 27 Порядка выдачи листков нетрудоспособности N 624н.
Пунктом 4 статьи 59 закона N 323-ФЗ предусмотрено, что при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее десяти месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее двенадцати месяцев при лечении туберкулеза пациент либо выписывается к занятию трудовой деятельностью, либо направляется на медико-социальную экспертизу.
Согласно пунктов 27, 59 Порядка выдачи листков нетрудоспособности N 624н указано, что на медико-социальную экспертизу (далее - МСЭ) направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, по заключению врачебной комиссии при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью.
При направлении на медико-социальную экспертизу (МСЭ) в листке нетрудоспособности указываются соответствующие даты в строках: "Дата направления в бюро МСЭ", "Дата регистрации документов в бюро МСЭ", "Освидетельствован в бюро МСЭ". В строке "Установлена/изменена группа инвалидности" арабскими цифрами указывается группа инвалидности (1, 2, 3) в случае, если в результате освидетельствования в учреждении МСЭ лицу установлена либо изменена группа инвалидности.
В поле "Подпись руководителя бюро МСЭ" ставится подпись руководителя бюро МСЭ.
Соответственно, в листке нетрудоспособности, на который приходится превышение 10-месячного срока продолжительности временной нетрудоспособности, в обязательном порядке должны быть отметки о прохождении МСЭ (Дата направления в бюро МСЭ", "Дата регистрации документов в бюро МСЭ", "Освидетельствован в бюро МСЭ", Подпись руководителя бюро МСЭ"), заполненные медицинской организацией.
Отсутствие заполненных медицинской организацией обязательных отметок о прохождении МСЭ свидетельствует, о нарушении законодательства РФ об обязательном социальном страховании.
Пунктами 5, 9, 10 Правил N 184, предусмотрено, что выплаченные страхователем пособия по временной нетрудоспособности, назначенного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, производится страхователем в счет начисленных страховых взносов, и при нарушении законодательства РФ об обязательном социальном страховании, не засчитываются страховщиком в счет уплаты страховых взносов.
Согласно пункта 18 постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования РФ" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Следовательно, при наличии ошибок в листках нетрудоспособности, расходы по указанным листам нетрудоспособности подлежат исключению из Расчетов 4-ФСС.
Согласно пункта 1.1 статьи 24 закона N 125-ФЗ при обнаружении страхователем в поданном им в территориальный орган страховщика расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта не отражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, страхователь обязан внести необходимые изменения в расчет по форме 4-ФСС и представить его в территориальный орган страховщика.
На основании вышеприведенных норм, общество внесло изменения в расчеты формы 4-ФСС за 6 мес. 2018 года, 9 мес. 2018 года и 2018 года путем исключения расходов по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на общую сумму 33 771,10 руб. (графа 4 строк 1, 10 таблицы 3), уменьшения периода нетрудоспособности по страховым случаям на 55 дней (графа 3 строки 1 таблицы 3), а также увеличения базы по страховым взносам на 33 771,10 руб. (графа 3 строк 2, 3 таблицы 1). Образовавшаяся сумма задолженности по страховым взносам (недоимка) и соответствующая ей пеня погашена обществом 23.10.2019.
С учетом того, что медицинской организаций было допущено нарушение порядка оформления листков нетрудоспособности, что также было подтверждено Фондом, общество инициировало процедуру исправления листков нетрудоспособности Мамаджанова Р.И. N 307418040887 от 06.04.2018, N 307418231796 от 18.05.2018.
При этом в Порядке выдачи листков нетрудоспособности N 624н не предусмотрено дооформление ранее выданных листков нетрудоспособности.
Согласно пунктов 56, 58 Порядка выдачи листков нетрудоспособности N 624н при наличии ошибок в заполнении листка нетрудоспособности он считается испорченным и взамен него оформляется дубликат листка нетрудоспособности. При этом в строке "Дата выдачи" бланка больничного листа должна быть указана дата выдачи нового больничного листка (дубликата) - текущая дата.
В целях исправления ошибок в листке нетрудоспособности N 307418231796 от 18.05.2018, медицинская организация ЧУЗ "Поликлиника "РЖД-Медицина" города Бугульма" взамен данных листков представила застрахованному лицу Мамаджанову Р.И. новый листок нетрудоспособности N 335049109677 от 09.04.2020.
При этом, правомерность замены листков нетрудоспособности с ошибками и оформления их дубликатов текущей датой подтверждена официальной позицией контролирующего органа в Письмах ФСС РФ от 17.07.2013 N 15-03-11/12-7761, от 23.12.2011 N 14-03-11/15-16055, от 28.10.2011 N 14-03-18/15-12956.
Кроме того, данная позиция указана в разъяснениях территориальных отделений ФСС РФ в разных субъектах РФ (п. 7 Письма Нижегородского регионального отделения ФСС РФ от 03.05.2012 N 12-14/10-8418 "Об оформлении листков нетрудоспособности"; п. 2 Информационного письма регионального отделения ФСС РФ по Республике Карелия, размещенного в сети Интернет по адресу http://rl0.fss.ru/144676/146175/146201.shtml и т.д.).
С учетом того, что новый листок нетрудоспособности N 335049109677 датирован 09.04.2020, общество обязано отразить пособие по временной нетрудоспособности на основании данного листка в расчете 4-ФСС за 1 полугодие 2020 года.
Таким образом, поскольку листок нетрудоспособности Мамаджанова Р.И. N 307418231796 от 18.05.2018 аннулирован путем оформления дубликата - листка нетрудоспособности N 335049109677 от 09.04.2020, то сторнирование обществом расходов по оплате дней нетрудоспособности по аннулированному листку нетрудоспособности Мамаджанова Р.И. в уточненных Расчетах за 6 мес. 2018 год, 9 мес. 2018 года и 2018 год следует признать правомерным.
Если листки нетрудоспособности выданы взамен испорченных, то допущенные нарушения при оформлении листка нетрудоспособности устранимы и не искажают содержащихся в них сведений. Выдача дубликата листка нетрудоспособности взамен испорченного листка после выплаты организацией работнику пособия по временной нетрудоспособности не исключает возможности учета такого листка нетрудоспособности в качестве подтверждающего право страхователя на зачет произведенных расходов.
В соответствии с пунктом 56 приказа N 624-н назначение дубликата исправить допущенные медицинским учреждением ошибки, а соответственно ранее выданный листок и дубликат изначально не могут быть полностью идентичными ("копиями").
Более того, в соответствии с пунктом 58 приказа N 624-н дубликаты выдаются с указанием текущей даты (выдача дубликатов прошедшей датой законом не предусмотрена).
Следовательно, доводы фонда о необоснованности сторнирования страхователем расходов по листкам нетрудоспособности, оформленных с нарушением действующего законодательства, с целью их дальнейшего исправления и учета данных расходов в периоде получения дубликатов листков нетрудоспособности правомерно отклонены судом как основанные на неправильном применении норм законодательства РФ.
Кроме того, ООО "СТМ-Сервис" обратилось с заявлением к филиалу N 15 ГУ-СРО ФСС РФ об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год.
По результатам предоставления государственной услуги по установлению скидки на 2020 фондом издан приказ N 23 от 16.01.2020 об отказе в установлении ООО "СТМ-Сервис" скидки на 2020 год в связи с превышением основного показателя деятельности страхователя, установленного п.3 Правил установления страхователям скидок N 524, рассчитанного в соответствии с "Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утв. Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н, над аналогичным показателем по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности ООО "СТМ-Сервис".
Как верно указал суд, фонд неправомерно не принял к учету для целей расчета страховые случаи Ерохова К.И. и Хомичевой М.Л., а также уменьшение количества дней нетрудоспособности Мамаджанова Р.И.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 закона N 125-ФЗ страхователь обязан правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 18 закона N 125-ФЗ страховщик имеет право, в том числе, устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
Согласно пункта 1 статьи 22 закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки, устанавливаемой страховщиком. При этом размер скидки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю, а при наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены постановлением правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила).
В силу пункта 3 Правил скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году.
Согласно пункта 2 Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н, скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитываются Фондом социального страхования Российской Федерации в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40% установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.
В пункте 8 Правил предусмотрено, что обязательными условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки является осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее чем трех лет с момента государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка (подп. "а") и отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки (подп. "в").
Как уже было указано выше, 10.07.2016 в сервисном локомотивном депо "Бугульма" Куйбышевского управления сервиса ООО "СТМ-Сервис" произошел несчастный случай па производстве со слесарем по ремонту подвижного состава 4 разряда Ероховым, о чем составлены акты о несчастном случае на производстве по форме Н-1 от 19.07.2016 N 20; журнал регистрации несчастных случаев на производстве за 2016 год, выплачено пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве Ерохова Ю.И. за период с 11.07.2020 по 15.07.2020 согласно листку нетрудоспособности от 15.07.2016 N 203930604573 в сумме 3 821,25 руб.
В октябре 2019 перед подачей заявления об установлении скидки Общество обнаружило, что ошибочно отразило его пособие по временной нетрудоспособности в расчетах 4-ФСС за 2016 год в качестве назначенного в связи с несчастным случаем на производстве "с пострадавшим в другой организации" по строке 3 табл. 8 расчета 4-ФСС, так как на дату несчастного случая Ерохов Ю.И. больше двух лет являлся работником ООО "СТМ-Сервис" (дата принятия на работу 01.07.2014).
На основании пунктов 1.1, 1.2 статьи 24 закона N 125-ФЗ 29.10.2019 Общество представило в ФСС РФ уточенные расчеты 4-ФСС за отчетные периоды 2016 г., в которых были внесены изменения технического характера: сумма пособия по временной нетрудоспособности и количество дней нетрудоспособности Ерохова К).И., которые в первичных расчетах 4-ФСС за 2016 г, были отражены по строкам 1 и 3 табл. 8 расчетов, были исключены из строки 3 табл.8 расчетов 4-ФСС за 2016 г.
При этом сумма пособия и количество дней нетрудоспособности Ерохова Ю.И., отраженные в строке 1 табл. 8 первичных расчетов 4-ФСС за 2016 год, осталась в уточненных расчетах и по сравнению с первичными расчетами не изменились.
Расходы по оплате ООО "СТМ-Сервис" пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве с Ероховым Ю.И. в первоначальном расчете по форме 4-ФСС за 9 мес. 2016 и расчетный период 2016 года отражены ООО "СТМ-Сервис" на основании листка нетрудоспособности от 15.07.2016 г. N 203930604573 с кодом "04".
Листок нетрудоспособности оформлен в соответствии с законодательством РФ и принят Фондом без замечаний с последующим зачетом расходов ООО "СТМ-Сервис" по выплате пособия по временной нетрудоспособности по данному больничному листку.
Следовательно, выплаченное ООО "СТМ-Сервис" Ю.И. Ерохову пособие но временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности от 15.07.2016 N 203930604573, оформленному в соответствии с законодательством, с одновременным зачетом ФСС РФ данных расходов в счет уплаты начисленных страховых взносов за 2016, свидетельствуют о наличии у фонда подтвержденной информации о данном страховом случае в 2016 г.
С учетом того, что Фонд располагал информацией о несчастном случае с Ероховым, произошедшим в 2016.
Внесенные в расчеты изменения носили технический характер. Сумма пособия и количество дней нетрудоспособности Ерохова Ю.И. в уточненных расчетах и по сравнению с первичными расчетами не изменились.
В пункте 2.6 Методики расчета скидок и надбавок N 39н указано, что "основные показатели рассчитываются на основании отчетных данных соответствующего раздела формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев па производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, представленных страхователем за три финансовых года, предшествующих текущему".
В связи с этим, подход фонда, согласно которому страховой случай принимается к учету для целей расчета скидки исключительно после регистрации страхового случая в подсистеме БД ЕИИС "Соцстрах" действующему законодательству не соответствует и поэтому является неправомерным.
19.12.2018 произошло транспортное происшествие, в результате которого инженер по метрологии сервисного локомотивного депо "Ганга" ООО "СТМ-Сервис" Хомичева М.А., исполнявшая в момент происшествия свои должностные обязанности, получила повреждения, которые стали причиной ее временной нетрудоспособности на периоде 19.12.2018 г. до 28.01.2019 г.
В связи с несчастным случаем на производстве был оформлен соответствующий Акт по форме 11-1 от 21.12.2018.
В представленном Фондом детализированном расчете показателя "Сстр" при расчете скидки на 2020 г. приведены сведения по количеству страховых случаев в ООО "СТМ-Сервис" и дней нетрудоспособности в разрезе календарных лет и работников (ФИО) ООО "СТМ-Сервис".
В частности, в 2018 количество несчастных случаев па производстве, признанных страховыми, составило - 8 случаев, а количество дней нетрудоспособности по указанным страховым случаям, а также признанным в 2017 году (по переходящим страховым случаям на разные расчетные периоды) - 760 дн.
В указанных выше 8 страховых случаях за 201. фондом фактически не учтен страховой случай Хомичевой М.А. При этом в общем количестве дней нетрудоспособности за 2018 г. (760 дн.) ФСС РФ учтены 11 дн. временной нетрудоспособности по данному страховому случаю.
Соответственно, при расчете основного показателя "Сстр" (количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на один несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом) ФСС РФ включены только дни нетрудоспособности по указанному страховому случаю без учета самого страхового случая.
Согласно статьи 3 закона N 125-ФЗ страховой случай - это подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение но страхованию.
Статьей 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев, утверждаются в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 7 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 N 789 (далее - Правила N 789), документом, подтверждающим факт несчастного случая на производстве, является акт о несчастном случае на производстве но форме 11 -1 (утв. постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73).
Следовательно, несчастный случай, произошедший 19.12.2018 с Хомичевой М.А. является страховым, поскольку документально подтвержден актом формы Н-1 от 21.12.2018 и указанный работник ООО "СТМ-Сервис" является застрахованным лицом.
Кроме того, по данному страховому случаю фондом 29.12.2018 проведена экспертиза.
На основании акта о несчастном случае на производстве формы Н-1 от 21.12.2018, представленного Хомичевой М.А. листка нетрудоспособности от 28.12.2018 N 323780215973 и проведенной Фондом экспертизы, ООО "СТМ- Сервис" отражены сведения по данному страховому случаю в Расчете формы 4- ФСС за 2018.
Правомерность отражения ООО "СТМ-Сервис" указанного страхового случая в расчете формы 4-ФСС за 2018. подтверждается пунктами 12, 13 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам па обязательное социальное страхование от несчастных случаев па производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам па выплату страхового обеспечения, утвержденного Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 N 381.
Соответственно, поскольку данный страховой случай признан фондом в 2018, сведения по которому отражены ООО "СТМ-Сервис" в Расчете по форме 4-ФСС за 2018 год с последующим зачетом фондом расходов по оплаченному пособию по временной нетрудоспособности, то при расчете скидки к страховому тарифу на 2020 год правомерно учитывать как количество фактических дней временной нетрудоспособности Хомичевой М.А. (11 дн.) в 2018. и расходы по их оплате, так и указанный страховой случай.
Таким образом, действия фонда по исключению из общего количества страховых случаев при расчете скидки на 2020 год страхового случая Хомичевой М.А., с одновременным включением 11 дн. нетрудоспособности и расходов по их оплате, являются неправомерными.
Относительно несчастного случая на производстве, произошедшего с Мамаджановым Р.И., как уже было указано выше, в октябре 2019 года общество обнаружило ошибку в листках нетрудоспособности N 307418040887 от 06.04.2018, N 307418231796 от 18.05.2018: отсутствие отметки о направлении Мамаджанова Р.И. на медико-социальную экспертизу с учетом того, что период нетрудоспособности продолжался свыше десяти месяцев с даты начала временной нетрудоспособности после травмы, что не соответствует пункту 4 статьи 59 федерального закона от 21.11.2011 N 323 -ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также пункту 27 Порядка выдачи листков нетрудоспособности. Соответственно, отсутствие в указанных выше листках нетрудоспособности Мамаджанова Р.И. отметки МСЭ свидетельствует о нарушении законодательства РФ об обязательном социальном страховании.
На основании пункта 1.1. статьи 24 закона N 125-ФЗ общество внесло изменения в расчеты формы 4-ФСС за 6 мес. 2018 года, 9 мес. 2018 года и 2018 год путем исключения расходов по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на общую сумму 33 771.10 руб. (графа 4 строк 1,10 таблицы 3), уменьшения период нетрудоспособности по страховым случаям на 55 дней (графа 3 строки 1 таблицы 3), а также увеличения база страховым взносам на 33 771,10 руб. (графа 3 строк 2, 3 таблицы 1).
Образовавшаяся сумма задолженности по страховым взносам (недоимка) и соответствующая ей пеня погашена Обществом 23.10.2019.
С учетом того, что медицинской организаций было допущено нарушение порядка оформления листков нетрудоспособности, что также было подтверждено фондом, общество инициировало процедуру исправления листков нетрудоспособности Мамаджанова Р.И. N 307418040887 от 06.04.2018, N 307418231796 от 18.05.2018.
В целях исправления ошибок в листке нетрудоспособности N 307418231796 от 18.05.2018, медицинская организация ЧУЗ "Поликлиника "РЖД-Медицина" города Бугульма" взамен данных листков представила застрахованному лицу Мамаджанову Р.И. новый листок нетрудоспособности N 335049109677 от 09.04.2020.
При этом, правомерность замены листков нетрудоспособности с ошибками и оформления их дубликатов текущей датой подтверждена официальной позицией контролирующего органа в письме ФСС РФ от 23.12.2011 N 14-03-11/15-16055.
С учетом того, что новый листок нетрудоспособности N 335049109677 датирован 09.04.2020 общество обязано отразить пособие по временной нетрудоспособности на основании данного листка в расчете 4-ФСС за 1 полугодие 2020 года. Таким образом, поскольку листок нетрудоспособности Мамаджанова Р.И. N307418231796 от 18.05.2018 аннулирован путем оформлении дубликата - листка нетрудоспособности N 335049109677 от 09.04.2020, то исключение обществом дней нетрудоспособности но аннулированному листку нетрудоспособности Мамаджанова Р.И. дли целей расчета скидки на 2020 год является правомерным. На основании выполненный фондом расчет показателя "Сстр" нельзя признать обоснованным, приказ об отказе в установлении скидки подлежит признанию недействительным.
Повторно исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в материалы дела доказательства в их взаимной связи и в совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Оспариваемые акты Фонда не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности не влекут.
Оценив доводы апелляционной жалобы применительно к изложенным выше обстоятельствам, апелляционный суд с учетом перечисленных положений норм права, содержания оспариваемых актов и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены или изменения принятого судебного акта.
Доводов в части прекращения судом первой инстанции производства по делу в части требований о признании недействительными расчета скидки, содержащегося в письме Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 15) N 03-16/03-437 от 04.02.2020, письма Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 15) N 03-15/03-1658 от 27.02.2020, апелляционная жалоба не содержит.
Указанные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки суда при принятии обжалуемого акта. Каких-либо новых доводов апелляционная жалоба не содержит.
Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а потому не опровергают правильность выводов суда первой инстанций, а направлены на иную оценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
В целом, доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 августа 2020 года по делу N А60-18296/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-18296/2020
Истец: ООО "СТМ-СЕРВИС"
Ответчик: ГУ СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ