г.Москва |
|
30 ноября 2020 г. |
Дело N А40-83586/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Петровой О.О.,
судей: Мартыновой Е.Е., Верстовой М.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хвенько Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СПЕЦРЕСУРС" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 сентября 2020 года по делу N А40-83586/20, по иску (заявлению) ООО "СПЕЦРЕСУРС" к АО "РАЙФФАЙЗЕНБАНК" о возобновлении дистанционного обслуживания,
при участии в судебном заседании:
от истца - Кузнецов Э.В. по доверенности от 01.04.2020 б/н;
от ответчика - не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
ООО "СПЕЦРЕСУРС" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с исковым заявлением к АО "РАЙФФАЙЗЕНБАНК" о возобновлении дистанционного обслуживания с использованием функционала системы "Банк-Клиент" банковского (расчётного) счета N 40702810104000015956, открытого ООО "СПЕЦРЕСУРС" в Уральском филиале АО "Райффайзенбанк".
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 16 сентября 2020 года по делу N А40-83586/20 в иске отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы истец указал, что ответчик не осуществлял мониторинг проводимых истцом банковских операций, не запрашивал у истца документы для документального фиксирования операций, вызвавших у Банка подозрения. На момент приостановления (блокировки) ДБО истец не был уведомлен ответчиком об осуществлении мониторинга операций. Заявитель жалобы утверждает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие отнесение проводимых по счету истца операций к числу сомнительных. Заявитель жалобы полагает, что основания для блокировки доступа к системе дистанционного банковского обслуживания (ДБО) у ответчика отсутствовали.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (в том числе, с учетом правил п.п. 4 - 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), явку представителя в судебное заседание не обеспечил, ввиду чего жалоба рассмотрена в порядке ч.5 ст.156, ст.266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследовав материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда города Москвы подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения в силу следующего.
Как следует из материалов дела, между ООО "СПЕЦРЕСУРС" (Клиент) и АО "Райффайзенбанк" (Банк) был заключен договор банковского счета, на основании которого ответчиком открыт истцу расчетный счет N 40702810104000015956.
Соглашение об общих правилах и условиях предоставления банковских услуг с использованием системы "Банк-Клиент".
АО "Райффайзенбанк" 21.11.2018 был открыт расчетный счет Клиенту.
Договор заключен путем присоединения истца к действующим редакциям договора банковского счета в АО "Райффайзенбанк", а также Соглашения об общих условиях предоставления банковских услуг с использованием Системы Банк-Клиент, с которыми истец был ознакомлен, согласен и обязался их выполнять.
В настоящий момент расчетный счет является действующим.
В соответствии со ст.845 ГК, а также согласно Договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
При этом обязательные к применению способы передачи Банку вышеуказанных распоряжений законодательно не установлены. В частности, на кредитую организацию законодательно не возложена обязанность принимать распоряжения дистанционно в электронном виде. Таким образом, такая обязанность может возникнуть только по соглашению сторон.
В соответствии со ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
В соответствии со ст.310 ГК РФ одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных договором.
В соответствии со ст.450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. Таким образом, условиями договора может быть предусмотрена возможность его одностороннего изменения и расторжения.
Пунктом 4.4.9 Соглашения установлено, что Банк вправе отказать Клиенту в приеме от него распоряжений на проведение операций по Счету, подписанных ЭП Клиента, после предварительного предупреждения Клиента об этом любым доступным Банку способом взаимодействия с Клиентом, в случаях выявления признаков подозрительных операций в целях законодательства РФ в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В этом случае Клиент обязуется по требованию Банка предоставлять надлежащим образом оформленные расчетные документы на бумажном носителе.
В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма":
- (ст.2) закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц;
- (ст.3) внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
- организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;
- осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров;
- (ст.4) внутренний контроль является мерой, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ);
- (п.2 ст.7) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации;
- (ст.4) установлен запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах,
- (ст.7) обязательному контролю подлежат операции на сумму равную или превышающую 600 000 рублей.
В соответствии с Положением ЦБ РФ от 02 марта 2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (п. 1.6.) правила внутреннего контроля (далее - ПВК) должны содержать:
- программу управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма,
- программу выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее - Программы).
Содержание каждой из вышеуказанных Программ (права и обязанности, порядок действий кредитной организации) подробно описаны в "Правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма АО "Райффайзенбанк". Правила разработаны в соответствии с требованиями законодательства о ПОД/ФТ в целях обеспечения выполнения Банком нормативных требований в данной сфере ПОД/ФТ, исключения вовлечения Банка, его руководителей и сотрудников в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с Правилами, вышеуказанные программы включают следующие мероприятия и условия:
- (п.6.5.1) подразделения проводят мониторинг операций на предмет выявления Клиентов, деятельность которых может быть связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем и финансированием терроризма...
- (п.6.6.3.) в отношении Клиентов, которым установлен "высокий" уровень риска, могут применяться ограничение предоставления Клиенту банковских продуктов/услуг, несущих повышенный риск, включая блокирование банковских карт, приостановление оказания услуги по дистанционному банковскому обслуживанию и т.д.;
- (п.7.3.1,) установлены основания для возникновения подозрений в том, что операция проводится в вышеуказанных целях, и порядок действий Банка в подобных случаях,
- (п.7.3.1, Приложение 11) основаниями для возникновения подозрений в том, что операция осуществляется с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, могут быть: необычный характер операции (сделки); выявление неоднократного совершения операций (сделок), характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом N 115-ФЗ, иные признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, при проведении операций с денежными средствами в наличной форме и переводов денежных средств
- (п.7.3.8) В целях сохранения деловой репутации Банк вправе применять любые меры, предусмотренные законодательством РФ, в том числе после предварительного предупреждения отказывать Клиентам в приеме от них распоряжений на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанных аналогом собственноручной подписи, в случае выявления необычных операций (сделок). При этом рекомендуется принимать от таких Клиентов только надлежащим образом оформленные расчетные документы на бумажном носителе,
- (п.7.5.7) исходя из результатов углубленной проверки Клиента Банк предпринимает обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры для ограничения вовлечения Банка в противоправную деятельность, в том числе приостанавливается доступ Клиента к счету с использованием системы ДБО в случае, если Банком было принято решение о признании операции Клиента подозрительной.
Письмом ЦБ РФ от 27 апреля 2007 года N 60-Т "Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету Клиента (включая Интернет-Банкинг)" кредитным организациям рекомендовано включать в договоры право кредитной организации отказывать клиенту в приеме от него распоряжения на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи, а также отказывать клиентам в приеме от них распоряжений на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанных аналогом собственноручной подписи, в случае выявления сомнительных операций клиентов. При этом кредитным организациям рекомендуется принимать от таких клиентов только надлежащим образом оформленные расчетные документы на бумажном носителе.
Присоединяясь к Соглашению, истец выразил полное согласие с изложенными в нем условиями, в том числе и с пунктом п.4.4.9.
Положением Банка России от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" закреплено понятие транзитной операции, под которой понимается поступление денежных средств на счет клиента - юридического лица - резидента (получатель) от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках РФ, с последующим их списанием. При совершении данной операции одновременно соблюдаются следующие условия: получатель имеет незначительный по сравнению с объемами поступающих средств уставный капитал и с даты его государственной регистрации прошел небольшой период; зачисленные денежные средства в короткий период перечисляются в адрес резидента (нескольких резидентов) или нерезидента (нескольких нерезидентов); со счета получателя, используемого для указанных целей, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности получателя денежных средств (код признака подозрительной сделки 1414, 1420, 1499).
В письме Банка России от 31.12.2014 N 236-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов" указано, что транзитные операции могут характеризоваться совокупностью (одновременным наличием) следующих признаков:
- зачисление денежных средств на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках Российской Федерации, с последующим их списанием;
- списание денежных средств со счета производится в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления;
- проводятся регулярно (как правило, ежедневно);
- проводятся в течение длительного периода времени (как правило, не менее трех месяцев);
- деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания денежных средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной; -с используемого для указанных операций счета уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета.
Как усматривается из материалов дела, по результатам мониторинга деятельности истца, в том числе проводимых им операций по счету, ответчиком было установлено следующее.
Операции соответствовали признакам, указанным в письме Банка России от 31 декабря 2014 г. N 236-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов", а именно:
- денежные средства списывались со счета в транзитном режиме, а именно: происходили зачисления денежных средств на счет клиента от других резидентов со счетов, открытых в банках Российской Федерации, с последующим их регулярным списанием со счета в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления. При этом налоговые и хозяйственные платежи осуществлялись по счету в несопоставимых с оборотами по счету объемах (а именно: КТ счета за период с 07.05.2019 (до этой даты с момента открытия счета операции по счету не осуществлялись) по 12.12.2019 составил 1,9 млн.рублей, ДТ счета также составил 1,9 млн.руб.). Платежи в бюджет составили 77,8 тыс. руб., заработная плата перечислена 1 сотруднику в среднем по 15 тыс.руб.;
- денежные средства зачислялись от контрагентов - юридических лиц за широкий спектр (IP-камеры, аренду погрузчика, костюмы утепленные, запчасти для спец. техники, материалы, бумагу для плоттеров, сертификат на техническую поддержку, двигатель), что не соответствует общепринятой практике;
- в отношении крупнейших контрагентов по входящим платежам (ООО "ТОРГПРОФИ" ИНН 6678077700, ООО "Альфа Строй" ИНН 6659222310) имеется негативная информация от ФНС об их участии в сомнительных схемах;
- одним из контрагентов по исходящим платежам является проблемный клиент Банка - ООО "СПЕЦ ТОРГ" ИНН 7811706872, операции которого были признаны сомнительными;
- в отношении клиента также имеется информация от ФНС об его участии в сомнительных схемах;
Кроме того, имелись признаки осуществления фиктивной хозяйственной деятельности клиента:
- отсутствие информации об уплате налоговых платежей в бюджеты различных уровней, либо их явно несущественный характер по сравнению с деятельностью (оборотами по счету) Клиента;
- в дополнительных ОКВЭД клиента присутствует розничная торговля, при этом по счету отсутствуют операции, связанные с внесением торговой выручки;
- фонд заработной платы сотрудников организации установлен из расчета ниже, либо несущественно выше официального прожиточного минимума;
- отсутствие в штате должности главного бухгалтера или бухгалтерской службы;
- отсутствие в штате юридического лица работников, помимо руководителя.
Кроме того, из материалов дела следует, что ООО "СПЕЦРЕСУРС" находится в списке 639-П Банка России, поскольку в отношении него другими кредитными организациями неоднократно применялось меры, предусмотренные п. 11 ст. 7. Закона N 115-ФЗ - об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, а также, отказе в открытии счета.
С учетом изложенного, Банк обоснованно квалифицировал операции клиента ООО "СПЕЦРЕСУРС" как "сомнительные", в связи с чем, сведения о них были направлены в Уполномоченный орган.
В свою очередь Банк реализовал право на отказ в проведении операций клиента в соответствии с п.11 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также, руководствуясь условиями пункта 4.4.9 Соглашения, пунктов 7.3.8, 7.5.7 Правил, приостановил контракт ДБО Клиента для проведения активных операций, о чем истец был предварительно уведомлен.
При этом истец имел возможность предоставлять платежные поручения на бумажных носителях, Банк не ограничивал право клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете. Операции по платежным поручениям на бумажном носителе ответчиком исполнялись.
Апелляционный суд принимает во внимание, что истец не обращался в Банк за разъяснением причин принятия решения об отказе от проведения операций, а также не реализовал свое право представить в Банк документы и (или) сведения, указанное в п. 13.4 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Доказательства, опровергающие возникшие при анализе деятельности и операций истца, сомнения Банка в законности проводимых по счету операций, истцом не опровергнуты. Действия ответчика по приостановлению доступа истца к системе дистанционного Банковского обслуживания соответствовали условиям заключенных между сторонами Соглашений и не противоречили закону. Условия Соглашения и Правил, которыми руководствовался Банк при совершении соответствующих действий, в судебном порядке недействительными не признаны.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном статьей 71 АПК РФ, правомерно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда города Москвы.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 266-268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 сентября 2020 года по делу N А40-83586/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.О. Петрова |
Судьи |
Е.Е. Мартынова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-83586/2020
Истец: ООО СПЕЦРЕСУРС
Ответчик: АО "РАЙФФАЙЗЕНБАНК"