г. Москва |
|
30 ноября 2020 г. |
Дело N А41-28398/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей Марченковой Н.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.,
в судебном заседании участвуют представители:
от ООО "КОРПИНВЕСТ" - Шавырин Н.А. и Краснов М.Ю. представители по доверенности от 16.07.20 г.;
от ИФНС России по г.Мытищи Московской области - Леонова Ю.А. представитель по доверенности от 27.01.20 г., Атрашков К.Д. представитель по доверенности от 01.04.20 г.
рассмотрев апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 06 августа 2020 года по делу N А41-28398/20, по заявлению ООО "КОРПИНВЕСТ" к ИФНС России по г.Мытищи Московской области о признании недействительным решения от 04.03.2020 N13-6/008532.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью КОРПИНВЕСТ" (далее - ООО КОРПИНВЕСТ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области (далее -Инспекция) о признании недействительным решения от 04.03.2020 за N 13-06/008532 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.. (т. 1 л.д. 4-6).
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 августа 2020 года по делу N А41-28398/20 заявленные требования удовлетворены (т. 2 л.д. 78-80).
Не согласившись с указанным судебным актом, Инспекция обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представители ответчика доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела Налоговым органом в соответствии с положениями, предусмотренными статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Налоговый кодекс), проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2015 год (корректировка N 1), представленной обществом 15.03.2019, согласно которой, налоговая база по объекту недвижимого имущества (торговый центр общей площадью 12 611,90 кв.м. с кадастровым номером 50:12:0101801:95, расположенный по адресу: Московская область, г. Мытищи, Бульвар Ветеранов, строение 2), принадлежащего налогоплательщику, определена как кадастровая стоимость, в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть как кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса.
Основным видом деятельности общества "КорпИнвест" является "Покупка и продажа собственного недвижимого имущества".
Дополнительным и фактическим видом деятельности - "Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом".
Обществом 21.01.2016 представлена первичная декларация по налогу на имущество организаций за 2015 год, в которой налоговая база (среднегодовая стоимость) имущества составила 478 403 366 руб., сумма налога к уплате по ставке 2,2 процента составила 10 524 874 руб.
Налог в размере 10 524 874 руб. уплачен налогоплательщиком в установленные законом сроки, а именно: 30.04.2015 в размере 2 709 530 руб., 30.07.2015 в размере 900 000 руб., 31.07.2015 в размере 1 784 043 руб., 16.10.2015 в размере 2 657 754 руб., 29.03.2016 в размере 2 473 547 руб.
Обществом 15.03.2019 представлена уточненная налоговая декларация, в которой налоговая база (среднегодовая стоимость) составила 54 817 569 руб., сумма налога за 2015 год составила 1 205 987 руб. Вместе с тем, как следует из раздела 3 декларации, налоговая база (кадастровая стоимость на 01 января налогового периода) составила 47 648 893 руб., сумма налога по налоговой ставке 1,5 % за 2015 год составила 714 733 руб. Таким образом, сумма налога, исчисленная к уплате по первичной налоговой декларации, составила - 10 524 874 руб., по уточненной - 1 920 720 руб.
По результатам проведенной проверки инспекцией составлен акт налоговой проверки от 24.10.2019 за N 13-20/013591, вынесено решение от 04.03.2020 за N 13-06/008532 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому, заявителю доначислен налог на имущество организаций за 2015 год в сумме 8 604 154 руб.
Основанием для доначисления налога послужили выводы инспекции о необоснованном занижении обществом налоговой базы по налогу на сумму 423 585 797 руб. в связи с неправомерным применением в отношении объекта недвижимого имущества (торговый центр), площадью 12 611,90 кв.м. с кадастровым номером 50:12:0101801:95, кадастровой стоимости.
Общество "КорпИнвест", не согласившись с решением налогового органа, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы России по Московской области (далее по тексту - УФНС России по Московской области, Управление) с апелляционной жалобой, по результатам рассмотрения которой, налогоплательщику отказано в удовлетворении заявленных требований.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, признал требования обоснованными.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции. в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Пунктом 1 статьи 374 НК РФ установлено, что объектами обложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Нормами, закрепленными в пункте 1 статьи 375 Налогового кодекса, установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Исходя из положений, предусмотренных пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса, следует, что налоговая база в отношении отдельных объектов движимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса законом Вша Российской Федерации могут быть установлены особенности деления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1,2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 РФ.
Согласно положениям, предусмотренным пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных поящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении :дующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином дарственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, 1говых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса под торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов
общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документамитехнического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 1.1. Закона Московской области от 21.11.2003 за ! 150/2003-03 "О налоге на имущество организаций в Московской области" палее по тексту - Закон Московской области) налоговая база как кадастровая юимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в [ношении следующих видов недвижимого имущества:
торговых центров (комплексов) общей площадью от 1000 квадратных метров и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации;
объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, по истечении одного года со дня принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету;
расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений площадью от 1000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 842/27 "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области" (далее по тексту - Положение) утверждено Положение о министерстве имущественных отношений Московской области, согласно пункту 1 которого, Министерство имущественных отношений Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно- распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере имущественно-земельных отношений, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию деятельности в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской области (далее - государственные органы Московской области).
Согласно пунктам 13.5 (1), 13.5 (2) в полномочия Министерства имущественных отношений Московской области входит определение в соответствии с законодательством Российской Федерации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направление перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещение перечня на официальном сайте Министерства в информационно- телекоммуникационной сети Интернет, а также определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения в соответствии с порядком, установленным Правительством Московской области.
Таким образом, исходя из полномочий, прямо закрепленных за Министерством имущественных отношений Московской области, следует, что на министерство ложится не только обязанность по определению качественных и количественных характеристик, позволяющих включить объект недвижимости в перечень, но и соответствующее право, наделяющее возможностью впоследствии исчислять налог исходя из кадастровой стоимости.
Тем самым, исключительно после проведения комплекса мероприятий, направленных на оценку качественных и количественных характеристик объекта недвижимого имущества, принадлежащего налогоплательщику, напредмет его соответствия требованиям, позволяющим исчислить налог, исходя из кадастровой стоимости, компетентным органом власти - Министерством имущественных отношений Московской области, а также последующим составлением и направлением в налоговые органы Перечня, устанавливаются правовые основания, позволяющие исчислить налог, исходя из кадастровой стоимости.
При этом, налоговый орган обращает внимание на то, что проводимая оценка показателей объекта недвижимого имущества в обязательном порядке должна носить материальный характер - поскольку именно на основании утвержденного Перечня (информации в нем содержащейся), направленного в налоговые органы, возможно исчисление налога в соответствии с Перечнем.
Довод налогоплательщика относительно информативной составляющей опубликовываемого Перечня не противоречит позиции налогового органа, поскольку сложившейся судебной практикой сформирована процедура, представляющая собой обращение налогоплательщика в суд, с целью включения объекта недвижимого I имущества в Перечень, тем самым, в рамках процесса, суд, основываясь на представленной информации, принимает решение о соответствии характеристик, позволяющих включить / не включить объект в Перечень.
Инспекция отмечает, что вышеуказанные полномочия корреспондируют нормам, закрепленным в пункте 7 статьи 378.2 Налогового | кодекса, согласно которому, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая;
направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом, согласно пункту 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Вышеуказанная функция, в соответствии с нормами, закрепленными в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса, реализуется Министерством путем издания ежегодного (на каждый налоговый период по налогу на имуществоорганизаций) перечня недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Применительно к настоящему случаю, перечень объектов (административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания), по которым налог на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости на 2015 год утвержден Распоряжением Минмособлимущества от 19.12.2014 N 12ВР-1559.
Таким образом, если объект недвижимого имущества включен в утвержденный Распоряжением Министерства имущественных отношений Перечень объектов недвижимого имущества, то данный объект недвижимости подлежит налогообложению, исходя из налоговой базы, определяемой в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса, то есть, как кадастровая стоимость, что, в свою очередь, тем самым фактически подтверждает соответствие качественных и количественных характеристик объекта требованиям, устанавливаемым для исчисления налога, исходя из кадастровой стоимости.
Запрета на внесение уполномоченным органом изменений в свой нормативный правовой акт, которым утвержден Перечень, Налоговым кодексом не установлено.
Инспекцией в ходе камеральной налоговой проверки установлено, что в утвержденный на 2015 год Перечень, принадлежащий Обществу на праве собственности Объект недвижимого имущества, не включен.
Вместе с тем объект недвижимого имущества включен в утвержденные распоряжениями Минмособлимущества от 24.11.2015 N 13ВР-1999 (пункт 452), от 24.11.2016 N 13 ВР-1800 (пункт 490), от 27.11.2017 N 13 BP - 1746 (пункт 528), от 27.11.2018 N 15 BP-1632 (пункт 826), от 28.11.2019 N 15 ВР- 1947 (пункт 1006 приложения 1) Перечни на 2016, 2017, 2018, 2019 и 2020 годы соответственно.
Следовательно, налоговая база как кадастровая стоимость в целях статьи 378.2 Налогового кодекса определена в отношении Объекта недвижимости на период 2016-2020 годы, что подтверждается письмом Минмособлимущества от 26.12.2019 N 15 (исх-38584).
В связи с чем, примененная налогоплательщиком в налоговой декларации за 2015 год кадастровая стоимость в отношении объекта имущества с кадастровым номером 50:12:0101801:95, используется для исчисления налога неправомерно, тем самым, решение налогового органа от 04.03.2020 за N 13-06/008532 вынесено обоснованно, в соответствии с нормами действующего законодательства.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельства дела с учетом оценки представленных документов, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд первой инстанции не полностью исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права, в связи с чем, решение Арбитражного суда Московской области от 06 августа 2020 года по делу N А41-28398/20 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06 августа 2020 года по делу N А41-28398/20 отменить.
В удовлетворении заявления ООО "КорпИнвест" отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
В.Н. Семушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-28398/2020
Истец: ООО "КОРПИНВЕСТ"
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ