г. Владимир |
|
30 ноября 2020 г. |
Дело N А38-3709/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Белышковой М.Б.
без проведения судебного заседания и без извещения сторон, рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания "Центрофинанс Групп" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 16.10.2020 по делу N А38-3709/2020, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания "Центрофинанс Групп" (ИНН 2902076410, ОГРН 1132932001674) о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы Государственной статистики по Республике Марий Эл от 15.05.2020 N 12.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания "Центрофинанс Групп" (далее - ООО МКК "Центрофинанс Групп", Общество, заявитель) зарегистрировано по месту нахождения: г. Северодвинск, ул. К.Маркса, д. 46, офис 500.
Обществом 01.07.2018 для осуществления уставной деятельности открыто обособленное подразделение в г. Козьмодемьянск Республики Марий Эл.
Федеральной службой Государственной статистики по Республике Марий Эл (далее - Служба, административный орган) 17.03.2020 установлено, что в нарушение требований статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ) Обществом не представлена по месту нахождения обособленного подразделения федеральная статистическая отчетность по форме N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" за февраль 2020 года.
Кроме того, 23.03.2020 из Горномарийской межрайонной прокуратуры в Службу поступили материалы проверки в отношении обособленного подразделения ООО МКК "Центрофинанс Групп".
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) уполномоченное должностное лицо Службы 06.05.2020 составило протокол об административном правонарушении.
Постановлением Службы от 15.05.2020 N 12 ООО МКК "Центрофинанс Групп" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
ООО МКК "Центрофинанс Групп" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного постановления незаконным и его отмене.
На основании части 1 статьи 227, части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 16.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом, руководствуясь статьями 71, 210 АПК РФ, статьей 1.5, частью 1 статьи 1.6, статьей 2.1, частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, Федеральным законом N 282-ФЗ, Положением об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение N 620), суд первой инстанции признал правомерным привлечение Общества к административной ответственности, не установив при этом процессуальных нарушений при производстве по делу, оснований для признания правонарушения малозначительным и возможности применения статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Заявитель настаивает на том, что обязанность по предоставлению отчетности по форме П-4 в отношении обособленных подразделений, находящихся на территории Республики Марий Эл у Общества возникла с апреля 2020 года и должна быть представлена не позднее 15 мая 2020 года.
Общество также полагает, что дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением правил подсудности и считает, что в соответствии со статьей 29.5 КоАП РФ оно подлежало рассмотрению по месту его совершения - в г.Северодвинске.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения суда, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона N 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 названной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (пункт 7 статьи 2 Федерального закона N 282-ФЗ).
По правилам статьи 6 Федерального закона N 282-ФЗ сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (часть 4 статьи 6 указанного Закона).
В соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона N 282-ФЗ юридические лица, имеющие обособленные подразделения, предоставляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные, как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям.
Согласно части 9 статьи 8 Федерального закона N 282-ФЗ условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 данного Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Приказом Росстата от 15.07.2019 N 404 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам, составом кадров государственной гражданской и муниципальной службы" утверждена и введена в действие форма федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" (Приложение N 15).
В соответствии с Приказом Росстата от 27.11.2019 N 711 сведения по форме N П-4 предоставляют ежемесячно юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (кроме субъектов малого предпринимательства), а также некоммерческие организации всех форм собственности, осуществляющие все виды экономической деятельности, кроме организаций, у которых средняя численность работников в течение двух предыдущих лет не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, и годовой оборот организации в течение двух предыдущих лет не превышает 800 млн. рублей.
Юридические лица предоставляют указанные формы федерального статистического наблюдения в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения. При наличии у юридического лица обособленных подразделений форма N П-4 заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
Заполненные формы предоставляются юридическим лицом в территориальные органы Росстата по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (по обособленному подразделению) и по месту нахождения юридического лица (без обособленных подразделений) в установленные сроки (пункт 2 приказа Росстата 27.11.2019 N 711).
В ходе проверки Горномарийской межрайонной прокуратурой установлено ведение с июля 2018 года деятельности на территории г. Козьмодемьянска Республики Марий Эл обособленным подразделением ООО МКК "Центрофинанс Групп".
Следовательно, Общество обязано было представлять в территориальный орган Росстата сведения по форме N П-4, за февраль 2020 года указанные сведения должны быть представлены не позднее 16.03.2020. Однако данную обязанность заявитель не исполнил.
Указанное деяние образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих Обществу соблюдению требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем своевременных и достаточных мер по предотвращению правонарушения, в материалы дела не представлено.
Довод заявителя о том, что обязанность по представлению форм статистического учета возникает непосредственно с момента информирования субъектом официального статистического учета респондента о проведении в отношении его статистического наблюдения, отклонен судом, как не основанный на нормах права.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Положения N 620 предоставление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета осуществляется с соблюдением, в том числе, условия о доведении субъектами официального статистического учета форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов в порядке, установленном пунктом 4 Положения N 620.
В пункте 4 Положения N 620 установлено, что субъекты официального статистического учета на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении.
Так на сайте Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Республике Марий Эл https://maristat.gks.ru размещен перечень статистической отчетности по формам федерального статистического наблюдения с перечнем видов экономической деятельности для заполнения раздела II формы N П-4. Размещение такой информации, согласно установленным нормативным правилам, свидетельствует о надлежащем информировании респондентов.
Законодательство, регулирующее правоотношения в сфере официального статистического учета, не содержит положений о личном информировании каждого хозяйствующего субъекта о проведении в отношении его статистического наблюдения.
С учетом изложенного суд сделал правильный вывод о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, характер и степень общественной опасности деяния, создающего угрозу охраняемым общественным отношениям, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для применения к рассматриваемом правонарушению статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки вывода суда о невозможности применения в рассматриваемом случае, статьи 2.9 Кодекса о малозначительности совершенного заявителем правонарушения.
Суд первой инстанции не установил правовых оснований для применения к рассматриваемому правонарушению, совершенному заявителем, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, и возможности замены назначенного штрафа предупреждением.
В данном случае такой совокупности судом первой инстанции не установлено, поскольку согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО МКК "Центрофинанс Групп" к таким субъектам не относится.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
В подпункте "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Действующее законодательство предусматривает представление соответствующих статистических отчетных данных лицами, имеющими обособленные подразделения, по месту нахождения таких подразделений (пункт 6 статьи 8 Федерального закона N 282-ФЗ, пункт 2 приказа Росстата 27.11.2019 N 711).
Следовательно, ООО МКК "Центрофинанс Групп" должно было представить сведения по форме N П-4 в отношении обособленного подразделения, осуществляющего деятельность на территории г. Козьмодемьянск Республики Марий Эл, в Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Республике Марий Эл (г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 31).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным должностным лицом Службы в рамках предоставленных ему полномочий.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Уплата государственной пошлины по данной категории дел законом не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 16.10.2020 по делу N А38-3709/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания "Центрофинанс Групп" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-3709/2020
Истец: ООО МКК Центрофинанс Групп
Ответчик: Территориальный орган ФС государственной статистики по РМЭ