г. Самара |
|
03 декабря 2020 г. |
Дело N А55-3492/2020 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 ноября 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 декабря 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дегтярева Д.А.,
судей Коршиковой Е.В., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Герасимовой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 ноября 2020 года в зале N 7 помещения суда апелляционную жалобу Администрации г.о. Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 сентября 2020 года, принятое по делу N А55-3492/2020,
по иску Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Россия 443013, г. Самара, Самарская область, ул. Дачная д. 4б
к Администрации г.о. Самара, Россия 443010, г. Самара, Самарская область, ул. Куйбышева д. 137
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Счетной палаты Самарской области.
с участием в судебном заседании:
от истца - представитель Объедкова И.В. по доверенности от 09.01.2020 года,
от ответчика - представитель Рябова Е.Б. по доверенности от 22.01.2020 года,
от третьих лиц - представитель Капранова Е.В. по доверенности от 27.07.2020 года.
УСТАНОВИЛ:
Истец - Министерств лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области о взыскании с Администрации г.о. Самара (ответчик) сумму финансовых средств, использованных не по целевому назначению в размере 780 510,54 руб.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 06.03.2020 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, арбитражный суд пришел к выводу о том, что имеются предусмотренные п. 2 ч. 5 ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для рассмотрения дела по общим правилам искового производства.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 06.05.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечена Счетная палата Самарской области.
Решением суда Самарской области от 16 сентября 2020 года, принятым по настоящему делу, исковые требования удовлетворены, с ответчика взыскана сумма финансовых средств, использованных не по целевому назначению в размере 780 510,54 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик - Администрация г.о. Самара, обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 сентября 2020 года, принятое по делу N А55-3492/2020, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель считает, что выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, считает данное решение незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
При этом в жалобе заявитель указал, что судом не дана правовая оценка доводам ответчика, а также не учтены положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Ответчик ссылается на то, что судом проигнорирован довод о неоднократном согласовании контролирующим органом в соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и с пунктом 6 статьи 5 Закона Самарской области от 06.04.2010 N 36-ГД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды" смет с указанием расходов на проведение отбора проб, измерений и аналитических работ по определению содержания загрязненных веществ в пробах воздуха, природной и сточной воде, почве, отходах производства и потребления.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2020 года апелляционная жалоба принята к рассмотрению, назначено судебное заседание на 26 ноября 2020 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В суд, до начала рассмотрения дела по существу, представлены от истца отзыв на апелляционную жалобу, от счетной палаты Самарской области отзыв на апелляционную жалобу, приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал, решение суда считает незаконным и необоснованным, просил его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители истца и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с планом работ Счетной палаты Самарской области на 2018 год проведено контрольное мероприятие "Проверка использования средств областного бюджета, предоставленных министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в 2014-2017 годах и истекшим периоде 2018 года на реализацию государственной программы "Охрана окружающей среды Самарской области на 2014-2020 годы" (далее - контрольное мероприятие).
Контрольное мероприятие завершено 31.01.2019.
По результатам проведенного Счетной палатой Самарской области (далее- Счетная палата) контрольного мероприятия "Проверка использования средств областного бюджета, предоставленных министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в 2014 - 2017 годах и истекшем периоде 2018 года на реализацию государственной программы Самарской области "Охрана окружающей среды Самарской области на 2014 - 2020 годы" (далее - контрольное мероприятие) министру лесного хозяйства, охраны окружающей среды вынесено представление от 18.02.2019 N 02.01/358, содержащее информацию о выявленных нарушениях.
Министерство, рассмотрев вышеуказанное представление, пришло к выводу о необходимости взыскания с администрации г.о. Самара финансовых средств, использованных не по целевому назначению, в размере 780 510,54 руб., что послужило основанием для обращения с данным исковым заявлением в суд.
В соответствии с ч.2 ст.4 Закона Самарской области от 06.04.2010 N 36-ГД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды" (Закон N 36-ГД) органы местного самоуправления обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Самарской области, регулирующим вопросы охраны окружающей среды, в пределах, установленных указанным законодательством. Перечень отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды, которыми наделяются органы местного самоуправления, содержится в ч.1 ст.2 Закона N 36-ГД.
Финансирование органов местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в форме субвенций.
Финансовые средства, направляемые из областного бюджета на реализацию органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, носят целевое назначение и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные настоящим Законом.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 36-ГД органы местного самоуправления имеют право приобретать за счет субвенций имущество, необходимое для материально-технического обеспечения исполнения отдельных государственных полномочий.
В соответствии со ст. 6 Закона Самарской области N 36-ГД годовой норматив финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, определяется в соответствии с Методикой расчета годового норматива финансовых средств, прилагаемой к настоящему Закону (далее - Методика).
В Методике установлено, что норматив финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области для осуществления отдельных государственных полномочий включает в себя затраты на материально-техническое обеспечение и заработную плату должностных лиц.
В соответствии с пунктом 8 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления находится в компетенции представительного органа муниципального образования, а также органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Решением Думы городского округа Самара Самарской области 17.09.2015 N 684 утверждено положение (порядок) о материально-техническом обеспечении.
В соответствии с указанным муниципальным правовым актом под материально-техническим обеспечением деятельности органа местного самоуправления понимается комплекс мероприятий, включающий транспортное обслуживание; обеспечение служебными помещениями, а также их обслуживание и содержание; обеспечение средствами связи, внедрение и сопровождение информационно-телекоммуникационных ресурсов, технологий информационных систем, обеспечение защиты информации в информационных системах; хозяйственно-техническое обеспечение, иные мероприятия, направленные на материально-техническое обеспечение.
В период с 2015-2018 года с целью получения субвенций на осуществление государственных полномочий Самарской области в сфере охраны окружающей среды, между Министерством и администрацией г.о. Самара заключено четыре соглашения: от 12.01.2015 N 2015-1 на сумму 14 308 650 руб.; от 11.01.2016 N 2016-2 на сумму 14 366 982 руб.; от 09.01.2017 N ООС-6 на сумму 12 904 14 руб.; от 09.01.2018 N ООС-1 на сумму 14 228 647 руб.
Согласно пункту 1.3 указанных соглашений Субвенция предоставляется на основании годового норматива финансовых средств, определенного в соответствии с Методикой расчета годового норматива финансовых средств, прилагаемой к Закону Самарской области N 36-ГД.
Пунктом 1.6 Соглашений предусмотрено, что субвенция расходуется на материально-техническое и финансовое обеспечение лиц, осуществляющих исполнение переданных государственных полномочий Самарской области в сфере охраны окружающей среды на территории г.о. Самара в соответствии с Законом Самарской области N 36-ГД.
Финансовые средства, использованные не по целевому назначению подлежат возврату в бюджет Самарской области в соответствии с действующим законодательством (п. 1.7 Соглашений).
По результатам изучения отчетных документов Администрации г.о. Самара о расходовании субвенций за 2015-2018 годы, установлено, что часть средств субвенций в сумме 780 510,54 руб. использованы не на материально-техническое обеспечение и заработную плату должностных лиц, осуществляющих переданные отдельные государственные полномочия в сфере охраны окружающей среды, а на оплату услуг подрядных организаций по проведению химического анализа образцов проб отходов, аналитическому обеспечению экологического контроля с выдачей протоколов количественного химического анализа, проведению лабораторных испытаний по радиационному фактору.
Согласно ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" проведение необходимых исследований, испытаний, измерений, расследований, экспертиз и других мероприятий по контролю, в том числе установление и подтверждение фактов совершения правонарушения - это действия по проведению государственного экологического надзора.
Следовательно, подтверждение фактов выявленного правонарушения путем проведения подрядной организацией химического анализа образцов проб отходов, аналитическому обеспечению экологического контроля с выдачей протоколов количественного химического анализа, проведению лабораторных испытаний по радиационному фактору, относится не к материально - техническому обеспечению деятельности должностных лиц муниципального образования, а к организационному обеспечению деятельности органа местного самоуправления.
Таким образом, за счет средств субвенций, выделенных на материально-техническое обеспечение и заработную плату должностных лиц администрация г.о. Самара оплачивала подрядным организациям организационные услуги по проведению государственного экологического надзора, которые согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 36-ГД, Методики, п. 1.6 Соглашений осуществляются не за счет средств субвенций.
Оплата на организационное обеспечение функционирования органов местного самоуправления могла осуществляться за счет собственных финансовых средств (ч.1 ст.4 Закона N 36-ГД).
Информация об использовании администрацией г.о. Самара субвенций не на цели, предусмотренные Законом N 36-ГД, представлена Министерством и Администрацией не оспаривается.
Судом дана надлежащая оценка действиям ответчика с учетом того, что муниципальный район Ставропольский в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий осуществляет взаимодействие с Управлением Роспотребнадзора и Управлением Росприроднадзора, у которых имеются свои специализированные исследовательские лаборатории. Специалисты администрации пользуются данными лабораторными исследований для составления протоколов на безвозмездной основе (прилагается).
Администрации других муниципальных образований (г.о. Кинель, Похвистнево, м.р. Большая-Черниговка) с целью оказания услуг по проведению отбора проб, измерений и аналитических работ (испытаний) по определению содержания загрязняющих веществ в пробах воздуха (промышленных выбросов, атмосферного воздуха), природной и сточной воды, почвы, отходов производства и потребления с выдачей протоколов испытаний и администрациями привлекали ГБУ "Природоохранный центр". При этом финансирование мероприятий осуществлялось за счет средств местных бюджетов.
Исходя из буквального толкования статьи 4 Закона Самарской области от 06.04.2010 N 36-ГД материально - технические средства - это имущество, необходимое для исполнения отдельных государственных полномочий.
Таким образом, направление Администрацией субвенции на услуги по аналитическому обеспечению регионального государственного экологического надзора с выдачей протоколов "испытаний и экспертных заключений соответствия установленным требованиям санитарно-гигиеническим нормативам и предельно-допустимым концентрациям не является приобретением материально-технических средств.
Приобретение материально - технических средств всегда подтверждается первичным бухгалтерским документом - товарной накладной (форма N ТОРГ-12 Альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденного Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N132), тогда как согласно заключенным Администрацией муниципальным контрактам, оказание услуг по аналитическому обеспечению регионального государственного экологического надзора с выдачей протоколов испытаний и экспертных заключений соответствия установленным требованиям санитарно-гигиеническим нормативам и предельно-допустимым концентрациям подтверждается актом приемки оказанных услуг.
Министерством в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств в рамках переданных отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды подготовлено и направлено в органы местного самоуправления Самарской области информационное письмо, содержащее предложения по недопущению в дальнейшем нецелевого использования органами местного самоуправления субвенции.
Министерством, в адрес администрации г.о. Самара направлялось требование о возврате в бюджет указанной суммы (письмо от 09.12.2019 N 27-02-03/28661). Однако письмом от 20.12.2019 N 1-03/2-04-01/10256 ответчик требование оставил без удовлетворения.
Согласно ч.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указанные действия органа местного самоуправления квалифицируются как нецелевое использование бюджетных средств и подлежат возврату в бюджет.
Арбитражный суд первой инстанции оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к верному выводу о наличии оснований для взыскания.
Материалами дела подтверждается факт нецелевого использования ответчиком средств бюджета. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неправильном понимании норм законодательства - Закона Самарской области N 36-ГД, Федерального закона от 10.01.02г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Должностные лица Администрации организовали проведение государственного экологического надзора, заключив со сторонней организацией муниципальные контракты, должностные лица самостоятельно государственный экологический надзор не осуществляли.
Субвенция может расходоваться исключительно на материально-техническое и финансовое обеспечение должностных лиц, осуществляющих исполнение переданных полномочий. В настоящем деле должные лица ответчика, на которые возложены соответствующие полномочия в части проведения отбора проб, измерений и аналитических работ (испытаний), подготовку протоколов испытаний, их не осуществляли, доказательства обратного не представлены. Следовательно, они не могли расходовать средства субвенции выделенные исключительно на обеспечение должностных лиц, на которых возложены полномочия.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Следовательно, несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Принимая во внимание изложенное, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Однако, заявитель жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 сентября 2020 года, принятое по делу N А55-3492/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Д.А. Дегтярев |
Судьи |
Е.В. Коршикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3492/2020
Истец: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Ответчик: Администрация г.о. Самара
Третье лицо: Счетная палата Самарской области