г. Самара |
|
02 декабря 2020 г. |
Дело N А55-38333/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2020 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2020 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
с участием:
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - до и после перерыва представитель Федулов Вячеслав Михайлович (доверенность от 04.06.2020),
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Управдом" - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
от ООО "ЭкоСтройРесурс" - до перерыва представитель не явился, извещено, после перерыва представитель Шмалько Юлия Александровна (доверенность от 06.11.2020),
от Ермакова Александра Владимировича - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18-25 ноября 2020 в помещении суда апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 июля 2020 года по делу N А55- 38333/2019 (судья Медведев А.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Управдом"
к Государственной жилищной инспекции Самарской области,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- ООО "ЭкоСтройРесурс"
- Ермакова Александра Владимировича
о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Управдом" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания N Сор-8188 от 11.10.2019 г., вынесенного Государственной жилищной инспекцией Самарской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "ЭкоСтройРесурс", Ермаков Александр Владимирович.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06 июля 2020 г. заявленные требования удовлетворены, признано недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области N Сор-8188 от 11.10.2019 г., на Государственную жилищную инспекцию Самарской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, распределены расходы по оплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе Государственная жилищная инспекция Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что ООО УО "Управдом" собственникам жилых помещений многоквартирного дома произвело начисление платы в апреле, мае 2019 г. за вывоз строительного мусора в размере 0,47 руб. за кв.м в нарушение действующего жилищного законодательства РФ и договора управления.
В судебном заседании представитель Государственной жилищной инспекции Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель третьего лица ООО "ЭкоСтройРесурс" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в суд не обеспечили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управление многоквартирным домом N 121 по 5-й просеке осуществляет ООО "УО Управдом" в соответствии со ст.161 ЖК РФ на основании протокола N 1 голосования собственников помещений от 21.04.2016 г.
Государственной жилищной инспекция Самарской области на основании обращения N 29393-гис от 21.08.2019 г. на нарушение со стороны ООО УО "Управдом" жилищного законодательства РФ в части правомерности порядка расчета платы за содержание жилого помещения проведено внеплановое контрольно-надзорное мероприятие.
В ходе проверки установлено следующее.
Протоколом общего собрания собственников МКД от 21.04.2016 г. были утверждены условия договора управления МКД с приложениями. Образец протокола размещен на сайте управляющей организации upravdom63.ru. Приложение N 5 содержит смету ежемесячных расходов на управление, техническое обслуживание и содержание общего имущества МКД, которая содержит расчет стоимости обслуживания одного квадратного метра помещения собственника МКД. Сметой предусмотрено, что вывоз крупногабаритного мусора производится по факту.
В соответствии с постановлением Администрации городского округа Самара от 26.12.2018 г. N 1042 "Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в 2019 году" и п. 4.3. договора управления, управляющей организацией применятся тариф на содержание в размере 22.87 руб./кв.м.
Обслуживаемый управляющей организацией дом 121 по 5-й просеке г. Самара является новостройкой. Помещения передаются от застройщика собственникам в черновой отделке. В указанном доме собственниками помещений проводятся ремонтные работы, в результате которых образуются отходы (отходы ремонтных и отделочных работ), которые не вывозятся региональным оператором по вывозу ГКО. ООО "ЭкоСтройРесурс" определяет указанные отходы как строительные отходы.
01.01.2019 между ООО УО "Управдом" и ИП Ермаковым заключен договор на оказание услуг по содержанию территории. Указанный договор и акты выполненных работ размещены в системе ГИС ЖКХ. Вывоз отходов, которые образуются в результате ремонта помещений, осуществляется по мере его образования. Соответствующие начисления за вывоз строительного мусора были произведены управляющей организацией в апреле и мае 2019 г.
В связи с отказом ООО "ЭкоСтройРесурс" осуществлять вывоз отходов, образовывающихся в результате ремонта жилых помещений, в целях поддержания надлежащего санитарного состояния дома, управляющая организация вынуждена обеспечивать его вывоз за счет собственников помещений.
Проведя анализ представленных материалов, жилищная инспекция пришла к выводу о том, что ООО УО "Управдом" собственникам жилых помещений многоквартирного дома N 121 ул. 5-й просека г. Самара произвело начисление платы в апреле, мае 2019 года за вывоз строительного мусора в размере 0.47 руб. за м 2 в нарушении действующего жилищного законодательства РФ и договора управления.
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 4 статьи 154 ЖК РФ, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО (в том числе крупногабаритные отходы).
С 01.01.2019 на территории Самарской области на основании конкурсного отбора определен региональный оператор по обращению с ТКО - ООО "ЭкоСтройРесурс" и между региональным оператором и министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области заключено соглашение.
В соответствии с частью 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Инспекцией установлено, что в нарушение ч. 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г. Самара ул. 5 просека, N121, в апреле, мае 2019 г. года выставлялась плата за вывоз строительного мусора в размере 0,47 руб. за 1 кв.метр помещения.
Утверждение о том, что в период в апреле, мае 2019 года ЖК вынуждено выставлялась плата за вывоз крупногабаритного мусора КГМ (бункер) в связи с отсутствием вывоза мусора в вышеуказанный период региональным оператором ООО "ЭкоСтройРесурс" инспекцией не принята во внимание, так как порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю определен в главе XV постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 22.05.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в том числе и права потребителя при предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Инспекцией было выдано обществу оспариваемое предписание N Сор-8188 от 11.10.2019 г., в соответствии с которым обществу следует устранить выявленные нарушения в срок до 11.12.2019, представить в инспекцию сведения и документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, а именно: произвести перерасчет платы (возвратить) за вывоз строительного мусора собственникам жилых помещений многоквартирного дома N 121 по ул. 5-й просеке г. Самара за начисленный расчетный период (апрель-май 2019 г.).
Инспекция, ссылаясь на вышеизложенные нормы законов, считает оспариваемое предписание законным.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что на контейнерной площадке спорного дома ни одного контейнера для сбора мусора установлено не было, вывоз ТКО не осуществлялся, услуга по обращению с ТКО региональным оператором не оказывалась, в указанный период в платежных документах выставлялась фактически оказанная ИП Ермаковым А.В. услуга - за вывоз КГМ (мусор).
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу положений главы 24 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме).
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Согласно ч.1 ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы "за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. 4.7 ст.156 ЖК РФ установлено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст.ст.45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.12.2018) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" крупногабаритные отходы - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Твердые коммунальные отходы вывозятся региональным оператором ООО "ЭкоСтройРесурс" в соответствии с заключённым договором между региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и ООО УО "Управдом" (от 01.01.2019 г. N 416/уо).
Управление многоквартирным домом осуществляет ООО УО "Управдом" на основании протокола от 21.04.2016 г. Пунктом 5 протокола голосования утверждены условия договора управления многоквартирным домом.
Пунктом 4.1. договора управления установлено, что цена договора (плата за помещение) включает: плату за содержание помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.
Размер платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются в соответствии с долей собственника в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, пропорционально площади принадлежащего собственнику помещения (помещений).
Стоимость работ и услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию, его общего имущества устанавливается соразмерно наименованию, объему и перечню работ и услуг, перечисленных в настоящем договоре, на основании сметы ежемесячных расходов на управление, техническое обслуживание и содержание общего имущества многоквартирного дома (далее - "смета"), являющейся приложением N 3 к Договору в расчете на 1 кв.м, общей площади помещения.
На момент утверждения договора управления по дому N 121 по 5-й просеке, управляющей организацией применялся тариф на содержание в размере 22,80 руб./1 кв.м., что соответствовало тарифам, установленным постановлением администрации г.о. СамараN 1711 от 30.12.2016 г.
Также сметой было установлено, что вывоз крупногабаритного мусора осуществляется по факту.
В силу положений ЖК РФ и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений многоквартирного дома на их общем собрании должны утвердить перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества исходя из требований, установленных Правилами N 491, и минимального Перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
В соответствии с п. 4.3. договора управления управляющая организация вправе за 30 (тридцать) дней до планируемой даты применения новой стоимости услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию его общего имущества уведомить собственника об указанных изменениях и предоставить собственнику соответствующую смету для рассмотрения путем размещения информации на информационных стендах у подъездов многоквартирного дома, а также в офисе Управляющей организации. После утверждения общим собранием собственников данная смета является основанием для внесения Собственником стоимости услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию его общего имущества по настоящему договору.
В случае, если собрание собственников в течение одного месяца с даты размещения уведомления не проводилось, или на нем не утверждена новая смета, Управляющая организация, начиная со второго месяца, следующего за датой размещения уведомления, вправе исполнять обязательства по настоящему договору в соответствии с размером платы по управлению многоквартирным домом, содержанию общего имущества /тарифам/, установленным в соответствии с ч. 4 ст.158 Жилищного кодекса РФ. При этом приложения к настоящему договору считаются измененными с момента введения в действие установленного настоящим пунктом тарифа.
Информирование Собственника о новом размере платы по управлению многоквартирным домом, содержанию общего имущества, а также новых тарифах на коммунальные услуги осуществляется Управляющей организацией в уведомительном порядке путем размещения в установленный настоящим договором срок соответствующего объявления информационных стендах у подъездов многоквартирного дома, а также в офисе Управляющей организации.
Обязательство у сторон по оформлению дополнительных соглашений к настоящему договору в указанном в настоящем пункте случае отсутствует.
Обслуживаемый управляющей организацией дом 121 по 5-й просеке г. Самара является новостройкой. Помещения передаются от застройщика собственникам в черновой отделке. В указанном доме собственниками помещений проводятся ремонтные работы в результате которых образуется строительный мусор.
С 26.12.2018 г. управляющей организацией было принято решение о включении в смету ежемесячных расходов с 01.01.2019 г. услуги по вывозу крупногабаритного (строительного) мусора по факту.
Доказательством уведомления собственников МКД об установлении тарифа явилось размещение сметы на сайте управляющей организации, а также на информационных досках в многоквартирном доме.
Общих собраний собственников помещений указанного многоквартирного дома после 01.01.2019 г. не проводилось.
Таким образом, в связи с тем, что после уведомления об установлении тарифа на вывоз крупногабаритного (строительного) мусора, собственники многоквартирного дома общего собрания по установлению иных тарифов не производили, то управляющая организация осуществила действия в пределах условий утвержденного договора на управление многоквартирным домом и обоснованно применила тариф на вывоз крупногабаритного (строительного) мусора. Указанная правовая позиция также подтверждается апелляционным определением Самарского областного суда от 05.05.2016 г. по делу 33-5433/2016, а также письмом от 09.11.2017 г. N 28814-ц Государственной жилищной инспекции Самарской области.
В силу положений ЖК РФ и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений многоквартирного дома на их общем собрании должны утвердить перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества исходя из требований, установленных Правилами N 491, и минимального Перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
При этом размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть соразмерен утвержденному собственниками помещений многоквартирного дома перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию конкретного дома (пункт 35 Правил N 491).
В силу п. 29 Правил N 491 плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома (абзац 2 пункта 31 Правил N 491).
Следовательно, перечень и объем услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома определяется собственниками помещений с учетом минимального перечня работ самостоятельно, исходя из состава конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.
Единственным законодательно закрепленным требованием, является правило об утверждении перечня услуг и работ (включающего минимальный перечень), условия их оказания и выполнения, а также размера их финансирования на общем собрании собственников помещений в доме. Управляющая компания наделена правом предлагать перечень необходимых услуг и их стоимость.
Включение собственниками многоквартирного дома в перечень работ по содержанию общего имущества работ по вывозу строительного мусора не противоречит действующему правовому регулированию, является правом собственников многоквартирного дома
Таким образом, у собственников помещений многоквартирного дома, имеется основанная на решении общего собрания собственников данного дома, обязанность нести расходы по вывозу строительного мусора. Поскольку решение собрания никем не обжаловано, постольку управляющая компания правомерно на основании указанного решения производит начисление оплаты за предоставляемую услугу по вывозу строительного мусора из понесенных затрат.
Данное решение не оспорено, является обязательным для обеих сторон договора управления.
Как установлено в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2020 года по делу N А55-27045/2019, материалами дела подтверждается, что 01.01.2019 между обществом с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - истец, региональный оператор) и обществом с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Управдом" (далее - потребитель, ответчик) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 416/УО (далее - договор), согласно которому Региональный оператор принимает на себя обязательство оказывать услуги по погрузке твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе крупногабаритных отходов (далее - КТО), от источников образования и мест накопления ТКО, а также их транспортированию и передаче в места размещения ТКО.
В соответствии с п. 1.1 Договора, Региональный оператор обязуется принимать ТКО, в том числе крупногабаритные отходы (далее - КТО) в объеме и месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах 3 А55-27045/2019 утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Согласно п. 2.1 Договора под расчетным периодом понимается календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в установленном законом порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора. Единый тариф на услугу регионального оператора доступен на официальном сайте регионального оператора и уполномоченного органа исполнительной власти.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 г. N 846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования. Самарской области от 28.03.2019 г. N 95 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для населения в сумме - 598,16 руб./м3 (с учетом НДС). В соответствии с п. 4.1. договора учет объема (массы) ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", производится следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
В соответствии с п. 2.3. договора расчет стоимости оказываемых Региональным оператором услуг произведен согласно Правилам предоставления коммунальных услуг Постановления Правительства от 06.05.2011 г. N 354. В соответствии с пунктом 2.6. договора потребитель ежемесячно в полном объеме в безналичной форме оплачивает услуги по обращению с ТКО до десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
В силу ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В рамках заключенного договора потребитель действует в качестве управляющей организации, исполнителя коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов в соответствии со ст. 161 ЖК РФ.
Согласно п. 6.2. ст. 155 ЖК РФ потребитель, который получает плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, осуществляет расчеты за оказанную услугу с Региональным оператором по обращению с ТКО, с которым такой Управляющей организацией заключен Договор на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В период с января по май 2019 года Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО с места (площадки) накопления ТКО (КТО), расположенных по адресу согласно Приложению N 1 к договору.
Услуги по обращению с ТКО за период с января по июль 2019 года были оказаны Региональным оператором надлежащим образом, в адрес Потребителя были выставлены УПД (N 00БП-0002052 от 31.01.2019, N 00БП-0005152 от 28.02.2019; N 00БП-0008462 от 31.03.2019, N 00БП-023729 от 30.04.2019, N 00БП-0025257 от 31.05.2019, N УО07- 000007 от 31.07.2017), а также универсальные корректировочные документы (N ООБП000319 от 17.07.2019, N ООБП-000320 от 17.07.2019, N ООБП-000321 от 17.07.2019) на оплату услуг по обращению с ТКО на общую сумму 2 645 738 руб. 52 коп. (т. 2 л.д. 142- 152).
В обоснование встречных исковых требований заявитель указал на ненадлежащее оказание ООО "ЭкоСтройРесурс" услуг по вывозу мусора, образовавшегося в результате ремонта жилых помещений собственниками. Заявитель неоднократно обращался к ООО "ЭкоСтройРесурс" с требованиями о необходимости вывоза указанного строительного мусора. Письмами от 15.02.2019, от 15.03.2019, от 19.03.2019 ООО "ЭкоСтройРесурс" сообщило о том, что вывоз строительных отходов не входит в обязанности единого регионального оператора по обращению с ТКО и должен обеспечиваться на основании отдельного договора. В связи с неисполнением ООО "ЭкоСтройРесурс" своих обязанностей по вывозу строительного мусора, заявителем был заключен с ИП Ермаковым А.В. договор на вывоз мусора, образовывающегося в результате ремонта помещений в МКД. За период с 01.01.2019 по 31.05.2019 стоимость услуг, оказанных ИП Ермаковым А.В. составила 1 322 750 руб. Подтверждением указанных расходов являются акты и платежные поручения (т. 1 л.д. 132-160, т. 2 л.д. 1-54) на заявленную сумму.
Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ, твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Перечень ТКО, подлежащих сбору и транспортированию Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО, определен Федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО), утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) от 22.05.2017 N 242. Согласно ФККО, а также согласно разъяснениям Росприроднадзора от 06.12.2017 N АА-10-04-36/26733, к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов "Отходы коммунальные твердые" (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО. Аналогичная информация содержится в письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО".
Кроме того, действующим законодательством в области обращения с отходами запрещено осуществлять накопление строительных отходов в контейнерах для ТКО, бункерах для КГО, на специальных площадках для накопления КГО, так как они способны повредить контейнеры, мусоровозы, причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров (п. 14 Правил N 1156). Часть таких отходов может представлять опасность для человека и окружающей среды, в том числе из-за строительной пыли.
Вывоз строительных отходов осуществляется специализированными организациями, либо в силу ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Региональным оператором на основании отдельно заключенных договоров на оказание услуг по обращению с другими видами отходов, в том числе с отходами, образующимися при капитальном ремонте и реконструкции как жилых, так и нежилых помещений, с собственниками таких отходов.
При этом стоимость услуг по таким договорам не является регулируемой и определяется по соглашению сторон договора. В случае, если капитальный ремонт и реконструкция осуществляется в нескольких как жилых, так и нежилых помещениях в МКД или в нескольких МКД, то лицо, осуществляющее управление МКД / несколькими МКД (в данном случае ООО У О "Управдом"), либо непосредственно собственники строительных отходов вправе заключить договор на оказание услуг по вывозу строительных отходов со специализированной организацией, либо Региональным оператором, определив место для сбора отходов и график вывоза. При этом несанкционированное размещение отходов строительства и ремонта (кирпичи, строительные материалы на гипсовой основе, отходы затвердевших строительных смесей, полимерные материалы и т.п.) на придомовой территории вышеуказанных домов заявителем не оспорено, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В этой связи апелляционный суд пришел к выводу о том, что отходы, вывезенные с территории многоквартирных домов по адресам: г. Самара, Пятая просека, д. N 109, N 111, N 113, N 115, N 117, N 119, N 121, N 125, N 129, N 131, N 133, с привлечением ИП Ермакова А.В., относятся к отходам строительства и ремонта и не входят в зону ответственности Регионального оператора. Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, из части актов оказанных услуг, подписанных ООО УО "Управдом" и ИП Ермаковым А.В. усматривается, что в стоимость услуг также входит сбор мусора в мешки и спуск его с этажей (т. 1 л.д. 135, 136, 140, 141, 142, 157, 158, 159, 160, т 2. л.д. 4, 6, 7, 9, 11, 13, 23, 24, 25, 27), что свидетельствует о том, что строительный мусор складировался вне оборудованных контейнерных площадок и вывоз такого мусора не относится к зоне ответственности регионального оператора. На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявитель, заключив договор на вывоз строительных отходов с ИП Ермаковым А.В., реализовал своё право на заключение такого договора и, соответственно, обязан нести обязанность по оплате оказанных исполнителем по этому договору услуг.
В соответствии с ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ООО "УО Управдом" законно и обоснованно оказало собственникам многоквартирного дома N 121 по 5-й просеке в г.Самаре услугу по вывозу несанкционированно размещенных отходов строительства и ремонта (кирпичи, строительные материалы на гипсовой основе, отходы затвердевших строительных смесей, полимерные материалы и т.п.) на придомовой территории МКД. Вывоз таких отходов региональным оператором по вывозу ГКО. ООО "ЭкоСтройРесурс" не предусмотрен и в плату за содержания дома не включен.
Вывоз отходов осуществлен силами стороннего лица - ИП Ермакова А.В. за отдельную плату, которая должна быть дополнительно компенсирована ООО "УО Управдом" собственниками помещений в доме.
Доказательства нарушения процедуры уведомления ООО "УО Управдом" собственников многоквартирного дома об установлении тарифа на вывоз крупногабаритного (строительного) мусора Государственной жилищной инспекции Самарской области суду не представлены.
При таких обстоятельствах правовых оснований для перерасчета платы (возврата) собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г. Самара ул. 5 просека, N 121, за вывоз крупногабаритного (строительного) мусора, начисленной в апреле, мае 2019 года судом первой инстанции обоснованно не установлено.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Арбитражный суд первой инстанции на основании вышеизложенного пришёл к правильному выводу о том, что Предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области N Сор-8188 от 11.10.2019 г. является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с "Методическими рекомендациями по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности" (утв. Приказом Госстроя РФ от 10.11.1998 N 8), текущий ремонт здания - комплекс строительных и организационно-технических мероприятий по устранению неисправностей (восстановлению работоспособности) элементов здания и поддержанию эксплуатационных показателей.
К капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели (Постановление Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1). Представленные суду доказательства, в том числе, судебные акты по делу А55-27045/2019 не содержат сведений о том, что в местах накопления ТКО у управляющей организации накапливается именно мусор, образовывающийся при капитальном ремонте.
В соответствии с п. 4.3. договора управления управляющая организация вправе за 30 (тридцать) дней до планируемой даты применения новой стоимости услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию его общего имущества уведомить собственника об указанных изменениях и предоставить собственнику соответствующую смету для рассмотрения путем размещения информации на информационных стендах у подъездов многоквартирного дома, а также в офисе Управляющей организации. После утверждения общим собранием собственников данная смета является основанием для внесения Собственником стоимости услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию его общего имущества по настоящему договору.
В случае, если собрание собственников в течение одного месяца с даты размещения уведомления не проводилось, или на нем не утверждена новая смета, Управляющая организация, начиная со второго месяца, следующего за датой размещения уведомления, вправе исполнять обязательства по настоящему договору в соответствии с размером платы по управлению многоквартирным домом, содержанию общего имущества /тарифам/, установленным в соответствии с ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ. При этом приложения к настоящему договору считаются измененными с момента введения в действие установленного настоящим пунктом тарифа.
Информирование Собственника о новом размере платы по управлению многоквартирным домом, содержанию общего имущества, а также новых тарифах на коммунальные услуги осуществляется Управляющей организацией в уведомительном порядке путем размещения в установленный настоящим договором срок соответствующего объявления информационных стендах у подъездов многоквартирного дома, а также в офисе Управляющей организации.
Обязательство у сторон по оформлению дополнительных соглашений к настоящему договору в указанном в настоящем пункте случае отсутствует.
Отходы, вывезенные с территории многоквартирных домов по адресам: г. Самара, Пятая просека, д. N 109, N 111, N 113,N115,N 117, N 119,N 121, N 125, N 129, N 131, N 133, с привлечением ИП Ермакова относятся к отходам строительства и ремонта и не входят в зону ответственности Регионального оператора.
С 26.12.2018 г. управляющей организацией было принято решение о включении в смету ежемесячных расходов с 01.01.2019 г. услуги по вывозу крупногабаритного (строительного) мусора по факту.
Доказательством уведомления собственников МКД о установлении тарифа явилось размещение сметы на сайте управляющей организации, а также на информационных досках в многоквартирном доме.
Общих собраний собственников помещений указанного многоквартирного дома после 01.01.2019 г. не проводилось.
Доказательством уведомления собственников МКД о установлении тарифа явилось размещение сметы на сайте управляющей организации, а также на информационных досках в многоквартирном доме.
Таким образом, в связи с тем, что после уведомления о установлении тарифа на вывоз крупногабаритного (строительного) мусора, собственники многоквартирного дома общего собрания по установлению иных тарифов не производили, то управляющая организация, осуществила действия в пределах условий утвержденного договора на управление многоквартирным домом и обоснованно применила тариф на вывоз крупногабаритного (строительного) мусора.
Таким образом, в связи с тем, что после уведомления об изменении строки в смете "вывоз крупногабаритного мусора" на вывоз крупногабаритного (строительного) мусора, собственники многоквартирного дома общего собрания по установлению иных тарифов не производили, то управляющая организация, осуществила действия в пределах условий утвержденного договора управления и п. 1 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" и обоснованно применила тариф на вывоз строительного мусора, поскольку он входит в понятие крупногабаритного мусора.
Конкретный тариф на вывоз собранием не утверждался по причине невозможности прогнозирования количества образовывающегося крупногабаритного (строительного) мусора.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 июля 2020 года по делу N А55- 38333/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-38333/2019
Истец: ООО Управляющая организация "Управдом"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Самарской области
Третье лицо: ЕРМАКОВ А.В, ООО "ЭкоСтройРесурс"