г. Владимир |
|
30 ноября 2020 г. |
Дело N А43-19357/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (607060, Нижегородская обл., г. Выкса, ул. Краснофлотская, д. 42/1;
ОГРН 1025201632807, ИНН 5247003099)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.09.2020 по делу N А43-19357/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" о признании незаконным бездействия администрации городского округа город Выкса Нижегородской области,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" - Козлов Ю.Н. по доверенности от 08.06.2020 N 407 сроком действия до 31.12.2020,
администрации городского округа город Выкса Нижегородской области - Азизова Р.М. по доверенности от 02.10.2020 N 111 сроком действия один год,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - ООО "Водоканал", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации городского округа город Выкса Нижегородской области (далее - Администрация, орган местного самоуправления), выразившегося в не проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения на объекты системы водоснабжения городского округа город Выкса Нижегородской области, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования. Одновременно Общество просило суд обязать Администрацию устранить допущенное нарушение его прав.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 30.09.2020 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Общество настаивает на том, что Администрация не имеет законных оснований для передачи муниципального имущества в сфере холодного водоснабжения в аренду либо в концессию без проведения конкурса.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу выражает несогласие с доводами, изложенными в ней, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители Общества и Администрации поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал отсутствие со своей стороны незаконного бездействия.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 41.1 Федерального закона N 416-ФЗ в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, устанавливающих гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения урегулированы Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Концессионные соглашения заключаются в соответствии с примерными соглашениями, предусмотренными частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, должны включать в себя существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, и могут включать в себя не урегулированные этими примерными соглашениями и не противоречащие законодательству Российской Федерации и конкурсной документации условия.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ, концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения такого концессионного соглашения. Исключения из данного правила предусмотрены в статье 37 названного Закона.
Согласно подпункту 2 части 2 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса с лицом, у которого права владения и пользования имуществом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом может использоваться в качестве объекта концессионного соглашения и необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возникли на основании договора аренды, при соблюдении одновременно следующих условий: объектом заключаемого концессионного соглашения является имущество, которое было передано арендатору в соответствии с договором аренды, создано и (или) реконструировано арендатором по такому договору и в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть объектом концессионного соглашения; договор аренды, в соответствии с которым у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, заключен до 1 июля 2010 года.
В соответствии с частью 4.1 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона (индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица) и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 рассматриваемой статьи, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 названной статьи.
В соответствии с частью 4.2 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 данного Федерального закона, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением.
По делу установлено, что ООО "Водоканал" осуществляет деятельность по водоснабжению (ХВС), эксплуатацию водопроводных сетей и скважин на территории городского округа города Выкса Нижегородской области с использованием муниципального имущества, переданного ему на основании договоров аренды муниципального имущества от 20.02.2015 N 4/2015, от 20.02.2015 N 4/1/2015, от 07.12.2015 N 5/2015, от 07.12.2015 N 5/1/2015, от 31.05.2016 N 13/2016, заключенных сроком на 5 лет.
ООО "Водоканал" письмами от 17.01.2019 N 57 и от 03.09.2019 N 569 обращалось в Администрацию с предложениями о заключении концессионного соглашения.
Письмами от 22.01.2020 N Исх-117-21157/20 и от 05.09.2019 N Исх-117-241439/19 Администрация отказала Обществу в заключении концессионного соглашения.
Указанные отказы Администрации заявителем, иными лицами в установленном законом порядке не оспаривались и доказательств обратного в дело не представлено.
При этом сам факт обращения Общества с предложением о заключении концессионного соглашения не предполагает обязанности органа местного самоуправления провести конкурс на заключение концессионного соглашения на предложенных условиях.
Открытый конкурс на заключение концессионного соглашения в отношении объектов системы коммунальной инфраструктуры системы водоснабжения до настоящего времени не объявлен, документы для проведения такого конкурса Администрацией не готовятся.
Нормы действующего законодательства, в том числе статья 41.1 Федерального закона N 416-ФЗ, статьи 21, 37 Федерального закона N 115-ФЗ, статья 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предусматривают право на передачу прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, путем заключения договора аренды таких систем или по концессионному соглашению. При этом заключение концессионного соглашения возможно как путем проведения конкурса (открытого или закрытого), так и без проведения указанного конкурса.
Более того, указанные нормы также не исключают право собственника муниципального имущества на основании статей 209, 215, 216 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепить указанное имущество за муниципальными предприятиями, в частности, на праве хозяйственного ведения.
Из положений Федерального закона N 115-ФЗ не следует обязанность Администрации по проведению конкурса на заключение концессионного соглашения.
В рассматриваемом случае удовлетворение заявленных требований приведет к необоснованному и не соответствующему законодательству ограничению прав муниципального образования как собственника муниципального имущества.
Исходя из положений части 1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ, концессионное соглашение предусматривает создание и (или) реконструкцию определенного этим соглашением имущества.
Учитывая, что требования Общества связаны с уже существующими объектами коммунального хозяйства, то концессионное соглашение, исходящее из указанных требований, предусматривает реконструкцию определенного этим соглашением имущества.
Следует отметить, что согласно части 4 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ "объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 23.12.2019 по делу N А43-37947/2019 договоры аренды муниципального имущества от 20.02.2015 N 4/2015, от 20.02.2015 N 4/1/2015, от 07.12.2015 N 5/2015, от 07.12.2015 N 5/1/2015, от 31.05.2016 N 13/2016 расторгнуты. Суд обязал ООО "Водоканал" передать имущество, являющееся предметом договоров аренды муниципального имущества с условием о возложении на арендатора затрат по улучшению арендуемого имущества N 4/2015 от 20.02.2015, N 4/1/2015 от 20.02.2015, N 5/2015 от 07.12.2015, N 5/1/2015 от 07.12.2015, N 13/2016 от 31.05.2016 Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Выкса Нижегородской области в 14-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Одновременно отказано в удовлетворении требования о передаче документации, относящейся к предмету договоров аренды муниципального имущества, с условием о возложении на арендатора затрат по улучшению арендуемого имущества N 4/2015 от 20.02.2015, N 5/2015 от 07.12.2015.
Орган местного самоуправления указал, Общество до настоящего времени не передало имущество во исполнение решения суда от 23.12.2019 по делу N А43-37947/2019. Данное обстоятельство заявителем документально не опровергнуто.
В настоящее время между КУМИ администрации городского округа город Выкса Нижегородской области и АО "Выксунский водоканал" заключен договор аренды от 10.07.2020 N 2/2020 муниципальных объектов холодного водоснабжения.
На основании указанного договора аренды за АО "Выксунский водоканал" зарегистрировано право аренды на муниципальные объекты холодного водоснабжения.
Дополнительным соглашением N 1 обязательства сторон по исполнению условий договора аренды, связанные с непосредственным использованием имущества, приостановлено до фактической передачи имущества.
Учитывая изложенное, удовлетворение требований ООО "Водоканал" в рамках настоящего дела приведет к нарушению положений части 4 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ.
Оспаривая бездействие Администрации по не проведению открытого конкурса, заявитель просит обязать ее провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отсутствие такой законодательно предусмотренной обязанности концедента.
Со своей стороны вопреки требованиям статьи 4 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество не представило суду доказательств нарушения своих прав в сфере осуществления предпринимательской деятельности в результате сложившейся ситуации.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному итоговому выводу о том, что орган местного самоуправления не допустил незаконного бездействия, нарушающего права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно отказал заявителю в удовлетворении требования.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества по приведенным доводам не подлежит удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.09.2020 по делу N А43-19357/2020 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.09.2020 по делу N А43-19357/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-19357/2020
Истец: ООО "ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: Администрация городского округа город Выкса Нижегородской области