город Ростов-на-Дону |
|
01 декабря 2020 г. |
дело N А53-40770/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фахретдинова Т.Р.,
судей Илюшина Р.Р., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Варавиной Е.Н.,
при участии:
от истца: представитель Ефимова А.В. по доверенности от 20.03.2018;
от ответчика: представитель Джарылкапова С.А. по доверенности от 01.01.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Полюс"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 19.08.2020 по делу N А53-40770/2019 по иску товарищества собственников жилья "Полюс"
к обществу с ограниченной ответственностью "Ростовские тепловые сети"
о взыскании излишне уплаченных денежных средств
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Полюс" ИНН 6161047145 ОГРН 1066100042854 обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ростовские тепловые сети" ИНН 3445102073 ОГРН 1093460001095 об обязании произвести перерасчет количества и стоимости теплоносителя (горячей воды), потребленного в многоквартирном доме по пр. Королева, д. 12 в период времени с октября 2018 года по март 2019 года включительно, в соответствии с данными общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя о массе израсходованного теплоносителя.
Определением от 18.12.2019 судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прияты уточненные требования, в соответствии с которыми истец просил суд взыскать с ответчика 31 229,81 рубля излишне уплаченных денежных средств за теплоноситель, потребленный в многоквартирном доме по проспекту Королева, дом 12 на нужды ГВС за период с октября 2018 года по март 2019 года.
Решением суда от 19.08.2020 в иске отказано.
Истец обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, иск удовлетворить.
Жалоба мотивирована следующим.
Истец указывает, что его требования были мотивированы неверными расчетами ответчика при начислении платы за теплоноситель, потребленный на нужды ГВС (открытая система). Количество и стоимость тепловой энергии, потребленной в МКД по пр. Королева, 12, в спорном периоде времени, не являлись предметом спора. Отказ в назначении экспертизы привел к тому, что суд не проверил доводы истца о том, что расчет ответчика не соответствует требованиям проекта УУТЭ, а игнорирование ответчиком данных входящего в состав УУТЭ тепловычислителя привело к завышению количества теплоносителя, оплаченного истцом.
Также в апелляционной жалобе истец ходатайствует о назначении по делу судебной экспертизы по вопросу: определить количество теплоносителя, потребленного в многоквартирном доме по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Королева, 12 на нужды ГВС в период времени с 01 октября 2018 г. по 31 марта 2019 г. Проведение экспертизы поручить ООО "Независимая экспертно-оценочная организация "ЭКСПЕРТ" (344011, г. Ростов-на-Дону, ул. Лермонтовская, 48, оф.7).
Представитель истца в судебном заседании поддержал ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения ходатайства.
Рассмотрев ходатайство о назначении по делу экспертизы, суд апелляционной инстанции отказал в его удовлетворении протокольным определением за отсутствием оснований.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, товарищество собственников жилья "Полюс" осуществляет управление многоквартирным домом по пр. Королева. 12, г. Ростов-на-Дону.
Между Товариществом собственников жилья "Полюс" и обществом с ограниченной ответственностью "Ростовские тепловые сети" заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды N 4016 от 16.11.2011, по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать Потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и горячую воду, а Потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и горячую воду, соблюдать режим их потребления в объёме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и горячей воды.
В соответствии с пунктом 5.1 договора в редакции дополнительного соглашения от 2017 г. учёт тепловой энергии и теплоносителя, потреблённых Потребителем производятся на основании показаний прибора(ов) учета, установленного(ых) и допущенного(ых) в коммерческую эксплуатацию в соответствии с действующими Правилами коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. N 1034, Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденной Приказом Министерства Строительства и ЖКХ РФ от 17.03.2014 г. N 99/пр, а также законодательства РФ в области обеспечения единства измерений. Приборы учета пломбируются в установленном порядке. Состав узда учёта тепловой энергии и горячей воды установленного на объекте Потребителя указывается в Приложении N 5 к договору.
В случае недостаточности величин всех параметров, необходимых для осуществления коммерческого учета, полученных путем измерений (регистрации) приборами учета тепловой энергии, теплоносителя Потребителя, применяется расчетный (приборно-расчетный) метод. За основание для ведения расчетов при этом берутся показания узла учета тепловой энергии, теплоносителя потребителя, а для восполнения недостающих величин берутся показания узла учета тепловой энергии, теплоносителя установленного на источнике тепла (сведения об источнике тепла указываются в приложении N 10).
ТСЖ "Полюс" ежемесячно предоставляет в теплоснабжающую организацию отчеты о суточных параметрах теплоснабжения с узла учета тепловой энергии и теплоносителя МКД, на основании которых должен производиться расчет потребления тепловой энергии и горячей воды (теплоносителя) за расчетный период.
ТСЖ "Полюс" ежемесячно предоставляет в теплоснабжающую организацию отчеты о суточных параметрах теплоснабжения с узла учета тепловой энергии и теплоносителя МКД, на основании которых должен производиться расчет потребления тепловой энергии и горячей воды (теплоносителя) за расчетный период.
Исковое заявление мотивировано следующим.
Так как масса воды является величиной неизменной, в то время как объем теплоносителя является, величиной зависимой от плотности воды, которая в свою очередь определяется в зависимости от температуры. В связи с тем, что плотность остывшего теплоносителя в обратном трубопроводе больше плотности горячей воды в подающем трубопроводе, то даже при полном отсутствии расхода теплоносителя на цели ГВС (М1=М2), объем воды, возвращенный по обратному трубопроводу, будет меньше чем объем воды, прошедший по подающему трубопроводу. Следовательно, измерять количество теплоносителя, потребленного за отчетный период, в метрах кубических не корректно. Именно по этой причине прибор учета определяет не объем теплоносителя в метрах кубических, а его массу в тоннах. Чтобы корректно рассчитать количество теплоносителя, потребленного на нужды ГВС в открытой системе, в соответствии с требованиями вышеприведенных норм необходимо сначала вычислить массу израсходованного теплоносителя в тоннах по формуле ДМ = M1 - М2, а потом рассчитать объем израсходованного теплоносителя в метрах кубических путем деления массы на плотность. Однако, как указал истец, в спорный период, ответчик рассчитывал количество потребленной в МКД горячей воды (теплоносителя) как разность объемов воды, прошедших по подающему трубопроводу и по обратному трубопроводу по формуле: AV=V1-V2, что подтверждается письмом от 25.04.2019 г., направленным ответчиком в ответ на претензию истца. Согласно расчету истца, в результате неверного определения фактического потребления теплоносителя на нужды ГВС за период с октября 2018 года по март 2019 года истцом излишне оплачено ответчику 31 229,81 рублей. При расчете истец использует Методику осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр. Так истец указывает, что согласно пунктам 37 и 42 приказа Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации" при расчетах за тепловую энергию, отпускаемую с горячей водой, и за израсходованный теплоноситель оплате подлежит все количество тепловой энергии как потребленной, так и утраченной с не возвращенным в тепловую сеть или на источник тепла теплоносителем по установленному тарифу.
Отказывая в иске, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09 по делу N А31 -333/2008-8, при определении объема потребленной тепловой энергии к спорным правоотношениям подлежит применению Жилищный кодекс Российской Федерации, а также Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а также Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию -исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами -пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qm - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiдн) в формуле 24 того же Приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД. Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qm и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Как следует из части 9 статьи 32 Закона N 416-ФЗ, тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 15 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов, исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установлен в абзаце 6 пункта 38 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду") размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показании приборов учета горячей воды.
Вместе с тем, из пункта 26 приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и не зависит от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Предписанием Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 07.04.2017 N 219/02 обществу с ограниченной ответственностью "Ростовские тепловые сети" предписано прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в ущемлении прав неопределенного круга лиц в г. Ростове-на-Дону посредством использования в расчетах с организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр. Согласно пункту 2 предписания обществу с ограниченной ответственностью "Ростовские тепловые сети" во исполнение п.1 предписания в течение 20 дней с момента получения данного предписания прекратить использование в расчетах с организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр.
Таким образом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области при принятии предписания руководствовалось Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", как специальной нормой права для определения количества тепловой энергии, полученной жильцами многоквартирные жилых домов. Указанное постановление предписывает определять количество тепловой энергии, полученной жильцами как произведение полученного объёма теплоносителя и установленного тарифа.
Общедомовой прибор учёта, установленный в жилом доме по ул. Королева, 12, измеряет количество теплоносителя как в метрах кубических, так и в тоннах.
Поскольку стоимость теплоносителя установлена Региональной служба по тарифам Ростовской области в кубических метрах, то правомерно определять её количество, исходя из общего объёма, выраженного в кубических метрах.
В статье 8 Закона о теплоснабжении определен исчерпывающий перечень видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, в том числе тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.
Поскольку расходомеры в составе УУТЭ измеряют объёмный расход теплоносителя в метрах кубических, довод относительно неправомерности определения объема потребленного истцом теплоносителя в кубометрах правомерно отклонен.
Согласно пункту 101 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, тариф на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающей организацией, владеющей источником (источниками) тепловой энергии, на котором производится теплоноситель, устанавливается равным стоимости 1 куб. метра воды, вырабатываемой на водоподготовительных установках указанного источника тепловой энергии, и (или) стоимости воды, покупаемой у других организаций, с учетом затрат на мероприятия, необходимые для доведения воды до установленных законодательством Российской Федерации параметров качества теплоносителя, и применяется к объему невозвращенного теплоносителя в тепловую сеть и (или) на источник тепла. Объем невозвращенного теплоносителя определяется в соответствии с правилами коммерческого учета.
Таким образом, использование предлагаемой схемы измерения объёма полученного теплоносителя, при котором ранее полученные кубические метры пересчитываются в тонны, а потом обратно в кубические метры является прямым нарушением требований законодательства.
Суд также правомерно принял во внимание и признал верным довод ответчика о том, что применяя указанный способ расчета и при этом выставляя собственникам помещений объёмы потребленного теплоносителя по показаниям обычных расходомеров, исполнитель коммунальных услуг (истец) вступает в противоречие с собственными требованиями, так как крыльчатые расходомеры ведут измерения в метрах кубических. При этом, крыльчатые счётчики воды, которые установлены у собственников, производятся в соответствии с требованием ГОСТ Р 50601 -93, следовательно требования ТСЖ "Полюс", которые выставляют оплату собственникам по показаниям крыльчатых счетчиков воды, измеренных в метрах кубических могут привести к получению ТСЖ "Полюс" необоснованного обогащения, так как сам истец утверждает, что расход теплоносителя, определённый в тоннах, меньше, чем объём в метрах кубических.
Доводы апелляционной жалобы о том, что количество и стоимость тепловой энергии, потребленной спорным МКД, не являлись предметом спора, отклоняются, поскольку суд не рассматривал указанные вопросы и не устанавливал количество и стоимость тепловой энергии, потребленной спорным МКД.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.08.2020 по делу N А53-40770/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-40770/2019
Истец: ТСЖ "ПОЛЮС"
Ответчик: ООО "РОСТОВСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"