г. Санкт-Петербург |
|
03 декабря 2020 г. |
Дело N А56-131424/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21207/2020) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2020 по делу N А56-131424/2019, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Я.Такси"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления от 20.11.2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Я.ТАКСИ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 20.11.2019 N 78-00-03/24-2610-2019 по делу об административном правонарушении. Данным постановлением Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде предупреждения.
После подачи заявитель уточил требования и просил также признать незаконным, вынесенное на основании указанного постановления, представление Управления от 20.11.2019 N Ю78-00-03/26-2376-2019.
Решением от 06.07.2020 Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области признал незаконным и отменил постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу от 20.11.2019 N Ю78-00-03/24-2610-2019 и представление от 20.11.2019 N Ю78-00-03/26-2376-2019.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что поскольку 14.08.2019 на верхней части лобового стекла легкового такси отсутствовала табличка с надписью "В Парк", предусмотренная пп. "в" пункта 117 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, Управление полагает, что такси 14.08.2019 оказывало услуги по перевозке пассажиров и багажа, тем самым нарушало установленные требования безопасности. Следовательно, актом N 647 от 14.08.2019 с приложениями подтверждается факт эксплуатации ООО "Я.Такси" транспортного средства, не отвечающего требованием безопасности, что образует в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КОАП РФ.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 24.10.2019 в 16 час. 45 мин. Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт - Петербургу установлено, что ООО "Я.Такси" допустило нарушения действующего законодательства Российской Федерации, которое выразилось в следующем.
В адрес Управления Роспотребнадзора поступили материалы Межведомственной транспортной комиссии Санкт - Петербурга, а именно акт проверки N 647 от 14.08.2019 о нарушении Обществом требований действующего законодательства РФ.
В рамках работы Межведомственной транспортной комиссии организовано проведение проверочных мероприятий за соблюдением обязательных требований в области перевозок пассажиров и багажа легковыми такси работниками СПб ГКУ "Организатор перевозок" совместно с сотрудниками ГИБДД (ДПС).
В связи с эти, 14.08.2019 в 11 час. 58 мин. комиссией проведена выборочная проверка транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и багажа перевозчиком Общества по адресу: Санкт - Петербург, Пулковское шоссе д. 41, литера А в ходе которой были выявлено следующее.
Перевозчик организует перевозку пассажиров, транспортным средством: тип автомобиль, марка VOLKSWAGEN POLO, регистрационный знак Х929МТ 178, управляемым водителем Коротких И.Ю., с нарушением требований пп. "в" п. 117 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила), выразившееся в отсутствии на передней панели справа от водителя в салоне легкового такси информации такой как: визитной карточки водителя с фотографией (подп. "в" п. 117 Правил").
Данные обстоятельства зафиксированы в акте N 647 от 14.08.2019 о результатах проверки транспортного средства с фотографиями.
Управлением составлен протокол N Ю78-00-03-1225-2019 от 24.10.2019 об административном правонарушении.
Постановлением от 20.11.2019 о назначении административного наказания по делу N Ю78-00-03-/24-2610-2019 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 14.18 КоАП РФ.
20.11.2019 Управление вынесло в отношении Общества представление N Ю78-00-03-/24-2610-2019.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, в связи, с чем признал незаконными и отменил оспариваемые постановление и представление Управления.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2020 подлежит отмене на основании следующего.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Согласно статье 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
В силу абзаца 1 преамбулы Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) настоящий закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Частью 1 статьи 1 Закона N 2300-1 установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.
Таким образом, охрана отношений в сфере оказания транспортных услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, регулируется законодательством о защите прав потребителей.
Пунктом 1 статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что исполнитель обязан своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам услуг перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам N 112 "легковое такси" - транспортное средство категории "М1", используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.
В соответствии со статьей 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится. Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
На основании пункта 117 Правил N 112 на передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация: а) полное или краткое наименование фрахтовщика; б) условия оплаты за пользование легковым такси; в) визитная карточка водителя с фотографией; г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Как следует из оспариваемого постановления, административный орган пришел к выводу о том, что Общество организует перевозку пассажиров, транспортным средством: тип автомобиль, марка VOLKSWAGEN POLO, регистрационный знак Х929МТ 178, управляемым водителем Коротких И.Ю., с нарушением требований, не отвечающего требованиям безопасности, предусмотренных пунктом в) пункта 117 Правил N 112, а именно отсутствие на передней панели справа от водителя в салоне легкового такси информации такой как: визитной карточки водителя с фотографией.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования Общества, пришел к выводу, что событие административного правонарушения Управлением надлежащим образом не было установлено и в нарушение части 4 статьи 210 АПК РФ Управлением не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Общества к административной ответственности.
Однако из материалов дела следует, что транспортное средство: тип автомобиль, марка VOLKSWAGEN POLO, регистрационный знак Х929МТ 178, управляемым водителем Коротких И.Ю. использовалось в качестве легкового такси по следующим основаниям: легковом такси (на боковых поверхностях кузова) была нанесена цветографическая схема "Яндекс Такси Безопасность для самых важных пассажиров", на передней панели, справа от водителя в салоне легкового такси была информация: полное или краткое наименование фрахтовщика, условия оплаты за пользование легковым такси, наименование, адреса и контактных телефонов органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Кроме того, путевым листом N 87 от 14.08.2020, выданным Обществом подтверждено, что водитель Коротких И.Ю. на указанном автомобиле осуществляя перевозку пассажиров. Путевой лист содержал отметки о проведении медицинского осмотра Коротких И.Ю. и о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, которое было выпущено Обществом на линию для перевозки пассажиров.
При этом путевой лист является не только документом, подтверждающим полномочия водителя на осуществление пассажирских перевозок, но и служит средством учета рабочего времени водителя.
С учетом требований Приказа Минтранса России от 15.01.2014 N 7, а также пункта 5 Приказа Минтранса России от 08.08.2018 N 296 не допускается ситуация, при которой транспортное средство может находиться на улично-дорожной сети не в связи с осуществлением на нем соответствующей деятельности (в данном случае по перевозке пассажиров и багажа легковым такси).
Таким образом, отсутствие пассажира в салоне транспортного средства на момент составления соответствующего акта не свидетельствует о том, что на данном транспортном средстве не осуществляется деятельность, и оно не используется в качестве легкового такси в соответствии с разрешением.
Поскольку 14.08.2019 на верхней части лобового стекла легкового такси отсутствовала табличка с надписью "В Парк", предусмотренная пп. "в" пункта 117 Правил N 112, Управление обоснованно пришло к выводу, что такси 14.08.2019 оказывало услуги по перевозке пассажиров и багажа в нарушении указанных требований.
Факт эксплуатации Обществом транспортного средства, не отвечающего требованиям безопасности, установлен материалами дела (акт N 647 от 14.08.2019 с приложениями), что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом перечисленных требований в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения, является соразмерным совершенному правонарушению и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба Управления подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции от 06.07.2020 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2020 по делу N А56-131424/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-131424/2019
Истец: ООО "Я.ТАКСИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ