г. Санкт-Петербург |
|
01 декабря 2020 г. |
Дело N А56-15351/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.
при участии:
от заявителя: Урвилов Е.А. по доверенности от 28.01.2020
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28662/2020) Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2020 по делу N А56-15351/2020, принятое
по заявлению АО "Дикси Юг"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области - Территориальный отдел в Приозерском районе
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Дикси Юг" (ОГРН: 1035007202460, адрес: 142119, Московская обл., г. Подольск, ул. Юбилейная, 32 А; далее - заявитель, Общество, АО "Дикси Юг") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области Территориальный отдел в Приозерском районе (ОГРН: 1057810017033, адрес: 192029, Санкт-Петербург, ул. Ольминского, 27; адрес отдела: 188760, Ленинградская обл., г. Приозерск, ул. Калинина, д. 31; далее - заинтересованное лицо, Управление) от 13.02.2020 N 47-14-36-20 по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации (далее - КоАП РФ) с назначением штрафа в размере 100 000 руб.
Решением от 19.09.2020 суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление Управления N 47-14-36-20 по делу об административном правонарушении от 13.02.2020.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на то, что розничная продажа алкогольной продукции осуществляется Обществом в здании, в котором расположено образовательное учреждение, что предполагает запрет на продажу такой продукции.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Управление, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, по результатам рассмотрения Управлением письменного обращения от 16.01.2020 N 29 о нарушении санитарного законодательства определением должностного лица Управления от 04.02.2020 N 5 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, и назначено проведение административного расследования.
При проведении 07.02.2020 в период с 13 час. 15 мин. до 14 час. 15 мин. осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов в продовольственном магазине (универсам) Общества, расположенном по адресу: Ленинградская обл., Приозерский р-н, пос. Сосново, ул. Никитина, д. 2, установлены следующие обстоятельства:
Магазин по указанному адресу расположен в двухэтажном здании на первом этаже. Вход в здание данного магазина находится с фасадной стороны здания (со стороны ул. Никитина). В торговом зале магазина Общества осуществляется розничная торговля алкогольной продукцией в ассортименте. Алкогольные напитки, крепостью от 12% до 40% алкоголя, выставлены на стеллажах (32 полки): вино, настойки, вермут, алкогольные коктейли, водка, коньяк, виски, ром и др.
На втором этаже этого же здания, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Приозерский р-н, пос. Сосново, ул. Никитина, д. 2, располагается Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей Сосновский дом детского творчества - структурное подразделение Муниципального общеобразовательного учреждения "Сосновский центр образования", которое осуществляет образовательную деятельность, в том числе дополнительного образования детей, о чем свидетельствует лицензия N 266-16 от 24.06.2016, выданная Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области МОУ "Сосновский центр образования".
Вход в здание Сосновского дома детского творчества находится с противоположной стороны здания по отношению к фасаду здания (вход со двора ул. Первомайская).
Указанные обстоятельства отражены в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 07.02.2020 N 5, составленном должностным лицом Управления в присутствии понятых.
В связи с нарушением Обществом подпункта 1 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" 13.02.2020 в отношении Общества в присутствии его представителя Бобриченко Р.А., действующего на основании доверенности от 26.06.2019, должностным лицом Управления составлен протокол N40 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 13.02.2020 N 47-14-36-20 по делу об административном правонарушении Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Также Управлением вынесено представление от 13.02.2020 N 36 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в котором Обществу предлагалось безотлагательно рассмотреть представление, принять меры по устранению причин правонарушения и условий, способствовавших его совершению, а именно: не допускать реализацию алкогольной продукции в магазине Общества по вышеуказанному адресу, представить документы, подтверждающие выполнение представления.
Общество не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения.
Суд первой инстанции, придя к выводу о недоказанности продажи алкогольной продукции Обществом на прилегающей к МОУ "Сосновский центр образования" территории, определенной в соответствии с решением Муниципального образования Сосновское сельское поселение Приозерский район Ленинградской области от 02.10.2013 N 143, оспариваемое постановление признал незаконным и отменил.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Особые требования к розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции изложены в статье 16 Закона N 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 указанной статьи, не допускается в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении, распоряжении и (или) пользовании образовательных организаций.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленный указанной нормой распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых непосредственно осуществляются соответствующие виды деятельности.
В соответствии с абзацем первым пункта 8 статьи 16 Закона N 171-ФЗ границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (далее - Постановление N 1425) утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее - Правила).
Пунктом 7 Правил установлено, что способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил (в том числе детских, образовательных, медицинских организаций и объектов спорта), до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления.
Во исполнение Закона N 171-ФЗ и Постановления N 1425 Советом депутатов Муниципального образования Сосновского сельского поселения Приозерского района Ленинградской области принято решение от 02.10.2013 N 143 "Об определении границ прилегающих территорий к организациям и (или) объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории МО Сосновское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области" (далее - Решение N 143).
В соответствии с пунктом 1 Решения N 143 определен перечень организаций и объектов, на прилегающих территориях к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции согласно Приложению N 1.
Пунктом 2 Решения N 143 установлено, что к прилегающей территории относится территория, прилегающая к организациям и объектам, указанным в Приложении N 1.
Согласно пункту 3 Решения N 143, минимальное расстояние от образовательных организаций и или (объектов), указанных в Приложении N 1 до границ прилегающих территорий составляет не менее 40 метров.
Пунктом 4 Решения N 143 установлен способ расчета данного минимального расстояния, который при отсутствии обособленной территории предусматривает расчет от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположена, в частности, образовательная организация, до входа посетителей в стационарный торговый объект. При этом установлено, что данное минимальное расстояние прилегающих территорий измеряется по тротуарам, пешеходным дорожкам и пешеходным переходам от входа посетителей на обособленную территорию или в здание (строение, сооружение), в котором расположена, в частности, образовательная организация до входа для посетителей в торговый объект, где осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.
В Приложении N 1 к Решению N 143 под номером 8 поименована образовательная организация МОУДОД "Сосновский дом детского творчества", адрес: пос. Сосново, ул. Никитская, д. 2 (л.д. 108).
Пунктом 5 Решения N 143 установлено утвердить схемы границ прилегающих территорий к организациям и (или) объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции согласно Приложению N 2.
Как следует из материалов дела, помещение, которое занимает ООО "Дикси Юг", расположено в одном здании с указанной образовательной организацией - МОУДОД "Сосновский дом детского творчества", которая в соответствии с Решением N 143 Приложения N 1 включена в перечень организаций и объектов, на прилегающих территориях к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории МО Сосновское сельское поселение.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 8 Правил N 1425 границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил.
При этом в материалах дела отсутствует схема границ прилегающих территорий, разработанная в соответствии с пунктом 8 Правил N 1425.
Кроме того, апелляционный суд считает необходимым отметить следующее.
Информация о решениях, принятых в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, а также прилагаемые к указанным решениям схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил, публикуются в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещаются на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 9 Правил N 1425).
Доказательств того, что документы согласно пункту 9 Правил N 1425 были опубликованы в установленном законом порядке, в материалы дела не представлено.
В силу абзаца 2 пункта 8 Правил N 1425 орган местного самоуправления не позднее 1 месяца со дня принятия решения об определении границ прилегающих территорий направляет информацию о принятых решениях в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий лицензирование розничной продажи алкогольной продукции.
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в статье 2 указывает, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Право должностных лиц органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдавать организациям, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований также закреплено в подпункте 3 пункта 2 статьи 23 Федерального закона N 171-ФЗ.
Предусмотренные статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе запрет розничной продажи алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, и на прилегающих к ним территориях (пункт 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ) являются лицензионными требованиями (подпункт 6 пункта 9 статьи 19, пункт 4 статьи 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ).
Вместе с тем, доказательств того, что лицензирующий орган в установленном законе порядке выносил в отношении Общества соответствующее предписание о прекращении розничной продажи алкогольной продукции, материалы дела также не содержат.
Как следует из материалов дела, МОУ "Сосновский центр образования" находится на территории Муниципального образования Сосновское сельское поселение Приозерский район Ленинградской области.
Во исполнение пунктов 2 и 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, Постановления N 1425 решением Муниципального образования Сосновское сельское поселение Приозерский район Ленинградской области от 02.10.2013 N 143 "Об определении границ прилегающих территорий к организациям и (или) объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории МО Сосновское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области":
- определен перечень организаций и объектов, на прилегающих территориях к которым не допускается продажа алкогольной продукции на территории МО;
- установлено, что к прилегающей территории относится территория, прилегающая к организациям и объектам, включая МОУ ДОД "Сосновский дом детского творчества" по адресу: п.Сосново, ул.Никитина, д.2;
- установлено минимальное расстояние от организаций или объектов, на прилегающих территориях к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции, до границ прилегающих территорий, которое от образовательных организаций и объектов составляет 40 метров.
Также названным решением Муниципального образования Сосновское сельское поселение Приозерский район Ленинградской области от 02.10.2013 N 143 установлен способ расчета данного минимального расстояния, который при отсутствии обособленной территории предусматривает расчет от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположена, в частности, образовательная организация, до входа посетителей в стационарный торговый объект. При этом установлено, что данное минимальное расстояние прилегающих территорий измеряется по тротуарам, пешеходным дорожкам и пешеходным переходам от входа посетителей на обособленную территорию или в здание (строение, сооружение), в котором расположена, в частности, образовательная организация до входа для посетителей в торговый объект, где осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.
Управлением в подтверждение розничной продажи Обществом алкогольной продукции на территории, прилегающей к помещению, находящемуся во владении и (или) пользовании МОУ "Сосновский центр образования", не представлены доказательства того, что продажа алкогольной продукции осуществляется Обществом на прилегающей к МОУ "Сосновский центр образования" территории, определенной в соответствии с решением Муниципального образования Сосновское сельское поселение Приозерский район Ленинградской области от 02.10.2013 N 143.
Судом первой инстанции также установлено, что замеры расстояния по тротуарам, пешеходным дорожкам и пешеходным переходам от входа посетителей в занимаемое МОУ ДОД "Сосновский дом детского творчества" помещение до входа для посетителей в магазин "Дикси" при проведении административного расследования не проводились.
Как установлено статьей 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы Управления отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 сентября 2020 года по делу N А56-15351/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-15351/2020
Истец: АО "ДИКСИ ЮГ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ В ПРИОЗЕРСКОМ РАЙОНЕ