г. Владимир |
|
30 ноября 2020 г. |
Дело N А11-2446/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.09.2020
по делу N А11-2446/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АНП-риэлт" (119285, г. Москва, ул. Пудовкина, д.3, эт.1, пом. 12, ком. 9; ОГРН 1037739042142, ИНН 7729408880) о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области,
без участия лиц,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "АНП-риэлт" (далее - ООО "АНП-риэлт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) от 02.12.2019 N 33/001/023/2019-5013, N 33/001/023/2019-5014 о приостановлении государственной регистрации, а также от 02.03.2020 N 33/001/023/2019-5013, N 33/001/023/2019-5014 об отказе в государственной регистрации перехода права собственности. Одновременно заявитель просил суд обязать регистрирующий орган осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на объекты недвижимости.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 28.09.2020 заявленное требование удовлетворено в полном объеме. Одновременно суд обязал Управление в 14-дневный срок после вступления решения суда в законную силу предпринять необходимые действия в целях устранения нарушения прав и законных интересов заявителя. Кроме того, суд взыскал с Управления в пользу Общества судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права.
Управление настаивает на том, что действующим законодательством не урегулирован порядок государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости на основании заявления одной стороны сделки в случае ликвидации юридического лица, являющегося второй стороной данной сделки.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
Общество телефонограммой ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что ООО "АНП-риэлт" на основании договора купли-продажи имущества от 27.04.2018, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Камешковосельхозхимия" (далее - ООО "Камешковосельхозхимия"), приобрело в собственность следующие объекты недвижимого имущества:
- машинно-тракторная мастерская площадью 1463,9 кв.м, расположенная по адресу: Владимирская область, Камешковский район, п. Новки;
* станция второго подъема общей площадью 65,9 кв.м, расположенная по адресу: Владимирская область, Камешковский район, п. Новки;
* насосная станция площадью 11,4 кв.м, расположенная по адресу: Владимирская область, Камешковский район, п. Новки.
Право собственности на указанное недвижимое имущество возникло у ООО "Камешковосельхозхимия" на основании решения Арбитражного суда Владимирской области от 28.12.2007 по делу N А11-8689/2007.
Договор купли-продажи имущества от 27.04.2018 от имени ООО "Камешковосельхозхимия" подписал конкурсный управляющий Лебедев А.И., действующий на основании определения Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2012 по делу N А40-18354/2011.
В рамках дела о банкротстве (несостоятельности) ООО "Камешковосельхозхимия" 24.04.2018 состоялись торги по продаже имущества должника, победителем которых признано ООО "АНП-риэлт".
Общую сумму платежей (1 349 000 руб., в том числе, сумма оплаченной 12.04.2018 суммы задатка в размере 269 800 руб.) по договору купли-продажи имущества ООО "АНП-риэлт" внесло своевременно согласно условиям заключенного договора (платежные поручения от 21.05.2018 N 48, от 08.06.2018 N 965061, от 09.06.2018 N 987714, от 12.04.2018 N 37).
Вышеуказанное недвижимое имущество передано Обществу по акту приема-передачи.
24.09.2018 ООО "Камешковосельхозхимия" ликвидировано, что подтверждается выпиской из Единого реестра юридических лиц от 19.11.2019, на основании определения Арбитражного суда г. Москвы о завершении конкурсного производства по делу N А40-18354/11-4-89Б.
ООО "АНП-риэлт" обратилось в Управление с заявлениями от 20.11.2019 о государственной регистрации перехода права собственности объектов недвижимости с кадастровыми номерами N 33:06:020240:207, N33:06:020240:90.
К данным заявлениям в соответствии с требованиями статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Общество приложило правоустанавливающие документы: договор купли-продажи имущества от 27.04.2018, акт приема передачи недвижимого имущества, платежные документы об оплате за приобретенные объекты недвижимого имущества, а также квитанцию об уплате государственной пошлины.
Уведомлениями от 02.12.2019 N 33/001/023/2019-5013, N 33/001/023/2019-5014 регистрирующий орган приостановил государственную регистрацию права собственности на объекты, указав, что не представлено заявление продавца о переходе права собственности.
Поскольку причину, явившуюся основанием для приостановления государственного регистрацию права собственности на объекты, ООО "АНП-риэлт" не устранило в связи с прекращением деятельности ООО "Камешковосельхозхимия", Управление оформило уведомления от 02.03.2020 N 33/001/023/2019-5013, N33/001/023/2019-5014 об отказе в государственной регистрации перехода права собственности.
Полагая, что решения регистрирующего органа от 02.12.2019 N 33/001/023/2019-5013, N 33/001/023/2019-5014, от 02.03.2020 N 33/001/023/2019-5013, N 33/001/023/2019-5014 являются незаконными и нарушают его права и законные интересы в предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и исходил из того, что регистрирующий орган не доказал законность оспариваемых решений.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество (пункт 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (пункт 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов (часть 1).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 указанного Закона).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно положениям пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 12 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
В силу статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Суд первой инстанции установил и материалы дела подтверждают, что вторая сторона сделки (продавец ООО "Камешковосельхозхимия") ликвидирована на основании определения Арбитражного суда города Москвы от 24.09.2018 по делу N 40-18354/11-4-89Б о завершении конкурсного производства, дата прекращения деятельности юридического лица - 24.09.2018.
Действующим законодательством не урегулирован порядок регистрации перехода права собственности на основании заявления одной стороны сделки в случае ликвидации второй стороны на момент подачи заявления о государственной регистрации. В связи с этим на основании пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации к таким отношениям подлежат применению нормы права, регулирующие сходные отношения, а именно пункта 3 статьи 551 названного Кодекса и пункта 4 статьи 18 Закона регистрации.
Так, в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд, исходя из пункта 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию другой стороны вправе вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. При указанных обстоятельствах государственная регистрация перехода права собственности производится на основании решения суда.
Названная норма права применяется по аналогии и тогда, когда обязанность продавца недвижимости (юридического лица) по участию в государственной регистрации перехода права собственности не может быть исполнена по причине его ликвидации.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 1395/09, а также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2017 N 301-КГ17-14898.
В ситуации ликвидации стороны по сделке покупатель недвижимого имущества может защитить свои права в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22): покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (абзац третий пункта 62).
Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В резолютивной части решения суд обязывает государственного регистратора совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности (абзац четвертый пункта 62).
В данном случае заявитель представил в регистрирующий орган пакет документов, отражающий необходимую информацию о регистрируемых объектах в соответствии с положениями Федерального закона N 218-ФЗ (в том числе, решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.12.2007 по делу N А11-8689/2007-К1-10/359 о признании за ООО "Камешковосельхозхимия" права собственности на объекты недвижимости; договор купли-продажи имущества от 27.04.2018; акт приема-передачи недвижимого имущества; документы, свидетельствующие об оплате приобретенного имущества (платежные поручения), то есть документы об исполнении договора купли-продажи).
Таким образом, право собственности продавца на недвижимое имущество и исполнение сторонами обязательств по договору купли-продажи подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, имущество передано истцу по акту приема-передачи, произведена оплата имущества в полном объеме.
Управление, обладая информацией о фактическом прекращении деятельности ООО "Камешковосельхозхимия" как стороны договора купли-продажи имущества от 27.04.2018, и исключении его 24.09.2018 из Единого государственного реестра юридических лиц (на дату составления оспариваемых уведомлений), знало о том, что причина, по которой приостановлена государственная регистрация права собственности на объекты недвижимости, а затем и отказано в государственной регистрации перехода права собственности, заявитель объективно не мог устранить ни в период такого приостановления, ни в дальнейшем, поскольку ликвидированное юридическое лицо (должник), исключенное из ЕГРЮЛ, не обладает ни правоспособностью, ни дееспособностью, следовательно, не может обратиться в Управление с заявлением на регистрацию перехода права собственности на спорные объекты, как это предусмотрено пунктом 3 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ.
Иные основания для приостановления и отказа в регистрации права Управлением в уведомлениях не приведены.
Таким образом, причины приостановления и отказа в регистрационных действиях, приведенные Управлением в уведомлениях от 02.12.2019 и от 02.03.2020, заведомо не устранимы.
Следовательно, в отсутствие претензий к представленным Обществом заявлениям и приложенным к ним документам, у Управления не имелось причин для приостановления государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости, а затем и для отказа в совершении регистрационных действий.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому заключению о том, что у Управления отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемых решений.
Вопреки требованиям статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление не доказало наличие оснований для принятия оспариваемых решений.
Оспариваемые решения приняты уполномоченным органом, однако они не соответствуют Федеральному закону N 218-ФЗ и нарушают права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Владимирской области законно и обоснованно удовлетворил заявление ООО "АНП-риэлт".
В силу части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом предмета спора и установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции правильно определил правовосстановительную меру по делу.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с Управления в пользу заявителя понесенные им судебные расходы.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Управления признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.09.2020 по делу N А11-2446/2020 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.09.2020 по делу N А11-2446/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-2446/2020
Истец: ООО "АНП-РИЭЛТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ