г.Москва |
|
02 декабря 2020 г. |
Дело N А40-35320/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.В.Бекетовой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "КОНЦЕПТ"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.07.2020 по делу N А40-35320/20 (122-247)
по заявлению ООО "КОНЦЕПТ"
к Федеральной службе по аккредитации
о признании незаконным приказа,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Кейдюк Н.В. по дов. от 17.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "КОНЦЕПТ" (далее также - заявитель, Общество, аккредитованное лицо, ОС) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным приказа Федеральной службы по аккредитации (далее также - ответчик, Росаккредитация) от 19.11.2019 N ПА-71 "О прекращении действия аккредитации ООО "КОНЦЕПТ", аккредитованного в качестве органа по сертификации (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.11НА88)".
Решением суда от 16.07.2020, принятым по данному делу, в удовлетворении заявленных требований Общества отказано в полном объеме.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на отсутствие оснований, предусмотренных ст.13 ГК РФ, ст.ст.198, 201 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания оспариваемого приказа недействительным.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на незаконность оспариваемого приказа Росаккредитации.
Представитель ответчика в судебном заседании, а также в отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, возражал против доводов и требований заявителя, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя ответчика, поддержавшего в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что в период с 12.11.2019 по 15.11.2019 проведена внеплановая выездная проверка ОС ООО "КОНЦЕПТ" (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.11НА88), предметом которой являлось выполнение Обществом ранее выданного Росакредитацией предписания от 27.09.2019 N 15-Прд.
15.11.2019 по результатам проверочных мероприятий должностными лицами органа государственного контроля (надзора) составлен акт N 290-АВП и установлено неисполнение Обществом требований указанного предписания Росакредитации.
19.11.2019 Росаккредитацией на основании п.5 ч.1 ст.22, п.4 ч.3 ст.27 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" принят приказ N ПА-71 "О прекращении действия аккредитации ООО "КОНЦЕПТ", аккредитованного в качестве органа по сертификации (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.11НА88)".
Не согласившись с означенным приказом, ООО "КОНЦЕПТ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
Согласно пунктам 1, 5.1.1, 5.1.7 и 5.1.13 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 845, Росаккредитация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц; уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации; осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности по проведению аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, федеральному государственному контролю за деятельностью аккредитованных лиц и по подтверждению компетентности аккредитованных лиц.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ к полномочиям Росаккредитации как национального органа по аккредитации относится осуществление федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
Полномочия Росаккредитации по контролю за деятельностью аккредитованных лиц закреплены в ст.27 указанного Федерального закона.
Поступление в Росаккредитацию информации о фактах несоответствия аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, фактах нарушения правил выполнения работ по сертификации и (или) фактах представления недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений или возможности таких нарушений, является основанием для проведения проверочных мероприятий в соответствии с положениями п.2 ч.2 ст.27 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ.
Как следует из материалов дела, в Росаккредитацию поступила жалоба гражданина от 14.08.2019 N б/н (вх. от 14.08.2019 N ОГ-894), в которой сообщалось о неправомерных действиях ООО "КОНЦЕПТ" по регистрации деклараций о соответствии.
Поскольку жалоба содержала указания на признаки возможного нарушения законодательства в сфере аккредитации, должностным лицом Росаккредитации на основании ст.27 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ и п.8 Положения о федеральном государственном контроле за деятельностью аккредитованных лиц, утв. постановлением Правительства РФ от 30.03.2017 N 360 (далее также - Положение N 360), было подготовлено мотивированное представление от 19.09.2019 N МП/136, на основании которого в отношении ОС инициировано проведение мероприятий по государственному контролю.
Приказом Росаккредитации от 19.09.2019 N 34-П-ВД в отношении Общества инициирована внеплановая документарная проверка.
По результатам означенной проверки составлен акт от 27.09.2019 N 34-АДП, в котором зафиксированы допущенные аккредитованным лицом нарушения требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.
Так, в ходе проверки должностными лицами Росаккредитации установлен ряд деклараций о соответствии, зарегистрированных с нарушением требований законодательства к деятельности аккредитованных лиц, в том числе установлено, что схема декларирования 3Д предусматривает обязательное наличие протоколов испытаний, а также документов, подтверждающих проведение производственного контроля, в то время как аккредитованным лицом указанных документов по производственному контролю представлено не было.
Указанные действия свидетельствовали о несоблюдении ОС ООО "КОНЦЕПТ" требований к форме деклараций о соответствии, установленных подпунктом "ж" пункта 5 раздела II Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 293 "О единых формах сертификата соответствия и деклараций о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформления" (далее также - Решение N 293).
В связи с изложенными обстоятельствами на основании п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и п.2 ч.3 ст.27 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ аккредитованному лицу было выдано предписание от 27.09.2019 N 15-Прд, которым ООО "КОНЦЕПТ" предписано: 1) Устранить выявленные нарушения, указанные в акте от 27.09.2019 в срок до 28.10.2019; 2) Обеспечить прекращение действия следующих деклараций о соответствии: ЕАЭС N RU Д-RU.НА 88.В.12433/19, ЕАЭС N RU Д-RU.НА 88.В.12435/19, ЕАЭС N RU Д-RU.HA88.B.12438/19 с внесением соответствующей записи о прекращении действия деклараций о соответствии в Реестр зарегистрированных деклараций о соответствии - в срок до 28.10.2019; 3) Провести корректирующие мероприятия, в соответствии с правилами, установленными документами системы менеджмента качества органа по сертификации ООО "КОНЦЕПТ", включая выявление и обеспечение прекращения действия деклараций о соответствии, зарегистрированных с нарушениями аналогичными указанным в акте проверки Федеральной службы по аккредитации от 27.09.2019 N 49-АДП в срок до 28.10.2019; 4) Представить в Федеральную службу по аккредитации (г.Москва, ул.Пресненская Набережная, 10, стр.2) уведомление об исполнении предписания и устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, с приложением копий подтверждающих документов (копии документов организации заверяются печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица) в срок до 28.10.2019.
На основании п.1 ч.1 ст.23, п.2 ч.3 ст.27 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ приказом Росаккредитации от 30.09.2019 N 34-ПО "О приостановлении действия аккредитации Общества с ограниченной ответственностью "КОНЦЕПТ", аккредитованного в качестве органа по сертификации, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.11НА88, в отношении всей области аккредитации" (далее также - Приказ от 30.09.2019 N 34-ПО) действие аккредитации заявителя приостановлено до дня вступления в силу решения национального органа по аккредитации о возобновлении либо прекращении действия аккредитации.
Письмом от 03.10.2019 исх. N 2019103-008 (вх. от 04.10.2019 N 29471) Общество представило отчет об устранении выявленных нарушений.
В связи с получением означенного уведомления Общества об устранении выявленного несоответствия его деятельности требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц и истечением срока исполнения предписания от 27.09.2019 N 15-Прд, начальником Управления контроля за деятельностью аккредитованных лиц на основании п.8 Положения N 360 было вынесено мотивированное представление от 30.10.2019 N МП/237.
На основании указанного представления приказом Росаккредитации от 01.11.2019 N 282-ПВВ инициировано проведение внеплановой выездной проверки ООО "КОНЦЕПТ".
Результаты проведенной проверки отражены в акте от 15.11.2019 N 290-АВП.
На основании приказа от 20.09.2019 N 82 "О проведении внепланового внутреннего аудита" в рамках проведения корректирующих мероприятий Обществом совершены следующие действия: обеспечено прекращение действий деклараций о соответствии ЕАЭС N RU Д-RU.НА 88.В.12433/19, ЕАЭС N RU Д-RU.НА 88.В.12435/19, ЕАЭС N RU Д-RU.HA88.B.12438/19 с внесением соответствующей записи в Реестр зарегистрированных деклараций о соответствии, уведомлены заявители и Роспотребнадзор; в рамках предупреждающих действий эксперт (Щеглов И.Г.) направлен на дополнительное обучение в форме повышения квалификации, что подтверждается удостоверением о повышении квалификации от 02.10.2019; выявлено 10 декларации о соответствии, зарегистрированных с нарушениями, аналогичными изложенным в акте проверки от 27.09.2019 N 49-АДП, по которым принято решение обеспечить прекращение действия названных деклараций о соответствии.
Вместе с тем уполномоченными должностными лицами Росаккредитации на основании анализа сведений федеральной государственной информационной системы в области аккредитации (далее также - ФГИС Росаккредитации) установлено, что ООО "КОНЦЕПТ" зарегистрировано 5 157 деклараций о соответствии, подтверждающих соответствие требованиям ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (далее также - ТР ТС 009/2011), которые имеют статус "Действует" (перечень деклараций о соответствии указан в приложении 1 к акту от 15.11.2019 N 290-АВП).
По результатам рассмотрения указанных деклараций о соответствии установлено, что они не содержат сведений о проведении производственного контроля, предусмотренного схемой 3Д, являющихся доказательством принятия соответствующей декларации о соответствии, что является несоблюдением требований к форме декларации о соответствии, установленных подпунктом "ж" пункта 5 раздела II Решения N 293, при этом ООО "КОНЦЕПТ" в нарушение требований п.7 и п.12 Решения Коллегии ЕЭК от 20.03.2018 N 41 "О Порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза" (далее также - Порядок регистрации деклараций о соответствии) принято незаконное решение о регистрации вышеуказанных деклараций о соответствии.
Таким образом, аккредитованным лицом из 5 157 деклараций о соответствии, зарегистрированных с нарушениями требований законодательства Российской Федерации и Евразийского экономического союза, выявлено и прекращено действие всего 10 деклараций о соответствии, что свидетельствует о непроведении корректирующих мероприятий в соответствии с требованиями предписания от 27.09.2019 N 15-Прд в части обеспечения анализа и отмены деклараций о соответствии, зарегистрированных с нарушениями, аналогичными указанным в акте от 27.09.2019 N 49-Прд, и неисполнении предписания Росаккредитации от 27.09.2019 N 15-Прд.
Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326, которым утверждены Критерии аккредитации и перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (далее также - Критерии аккредитации), также утвержден Перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации, в который включен ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 "Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг" (далее также - ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012), который в силу ч.6 ста.13 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ является обязательным для аккредитованных лиц для исполнения в рамках своей деятельности.
Согласно пунктам 8.7 и 8.8 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 органу по сертификации надо разработать процедуры идентификации и контроля несоответствий в своей деятельности. Орган по сертификации также должен там, где необходимо, принимать меры по устранению несоответствий во избежание их повторения. Корректирующие действия должны соответствовать влиянию, которое оказывают возникшие проблемы.
Процедуры таких действий должны определять требования к следующим аспектам: а) выявлению несоответствий; б) определению причин несоответствий, в) исправлению несоответствий; г) оценке потребности в принятии мер, не допускающих повторение таких несоответствий; д) своевременному определению и принятию требуемых мер; е) регистрации результатов предпринятых действий; g) анализу результативности корректирующих действий.
Таким образом, при осуществлении корректирующих мероприятий аккредитованное лицо обязано выявить несоответствия, а также определить и проанализировать причины их возникновения, в рамках которых выявляется, в том числе наличие/отсутствие системности такого несоответствия, а равно определяется с какого периода начинаются такие несоответствия и (или) такое несоответствие "носит" единичный случай и т.д.
Конструкция приведенных норм предусматривает перечень последовательных (каждый предшествующий обусловливает законность и обоснованность последующего) действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств не только проведенной работы, но правильность и обоснованность выводов, сделанных по итогам проведения корректирующих мероприятий.
Следовательно, на аккредитованное лицо распространяется обеспечение надлежащего и своевременного проведения корректирующих мероприятий.
Выбор конкретных мероприятий должен определяться лицом, которому выдано предписание об устранении выявленных несоответствий, при этом в рамках корректирующих мероприятий ОС выполняется оценка достижения их целей корректирующих мероприятий и в случае выявления новых несоответствий необходимо принять решения, в том числе по их устранению.
Кроме того, как было указано выше, в ходе проведения внеплановой выездной проверки должностными лицами Росаккредитации установлено, что ООО "КОНЦЕПТ" выявлено и обеспечено прекращение действия 10 деклараций о соответствии, в то время как 5 157 деклараций о соответствии имеют статус "Действующие".
Также в рамках проверки исполнения предписания от 27.09.2019 N 15-Прд должностными лицами Росаккредитации установлено, что в согласно декларациям о соответствии ЕАЭС N RU Д-RU.НА 88.В.12433/19, ЕАЭС N RU Д-RU.НА 88.В.12435/19, ЕАЭС N RU Д-RU.HA88.B.12438/19 лицом, неправомерно зарегистрировавшим данные декларации о соответствии, является заместитель руководителя органа по сертификации, эксперт по сертификации Файзарахманов А.З.
Между тем, в рамках проведения корректирующих мероприятий на дополнительное обучение Обществом был направлен другой эксперт - Щеглов И.Г., который указанные декларации не регистрировал.
В соответствии с пунктами 4.5, 5.2 документированной процедуры ДП-02.0З/0З-2019 при проведении внутреннего аудита орган по сертификации должен обеспечить, чтобы аудиторы не проверяли собственную работу и подбор аудиторской группы должен осуществляться таким образом, чтобы обеспечить независимость аудиторской группы от проверяемой деятельности.
Между тем, в соответствии с заключением по результатам внутреннего аудита N ВА-ОС/ВНЕПЛАНОВЫЙ-2019 от 23.09.2019, программой внутреннего аудита, планом мероприятий по проведению корректирующих (предупреждающих) действий от 23.09.2019, отчетом о выполнении корректирующих (предупреждающих) действий по результатам проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 27.09.2019 N 49-АДП и по результатам проведения внепланового внутреннего аудита N ВА-ОС/ВНЕПЛАНОВЫЙ-2019 руководителем аудиторской группы являлся заместитель руководителя органа по сертификации Файзарахманов А.З., который проверял собственную работу.
Изложенные обстоятельства указывают на ненадлежащее проведение Обществом корректирующих мероприятий, связанных с устранением допущенных нарушений в связи с нарушением требований системы менеджмента качества, указанных в ДП02.03/03-2019 и установленных в целях реализации п.8.6.4 ГОСТ ИСО/МЭК 17065-2012, п.14.14 и п.14.16 Критериев аккредитации.
Таким образом, выявив по итогам проверки, проведенной на основании приказа от 19.11.2019 N 71-ПА в целях оценки исполнения заявителем предписания от 27.09.2019 N 15-Прд, факты неустранения заявителем несоответствий, указанных в Акте проверки от 27.09.2019 N 49-АДП и неисполнения предписания от 29.07.2019 N 15-Прд, Росаккредитация установила объективные свидетельства некомпетентности заявителя, выразившиеся в нарушении п.8 Критериев аккредитации в части несоблюдения в процессе деятельности ОС требований документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия и объектам подтверждения соответствия, и нарушения п.1 ч.1 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ.
Кроме того, по результатам обсуждения мероприятий по государственному контролю рабочей группой Росаккредитации рассмотрена жалоба ООО "КОНЦЕПТ", поступившая письмом от 26.11.2019 N 20191126-001 (вх. от 27.11.2019 N Ж-921), а также направленная Генеральной прокуратурой Российской Федерации письмом от 28.11.2019 N 76/2-543-2019, доводы, содержащиеся в акте проверки от 15.11.2019 N 290-АВП, признаны обоснованными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что Росаккредитация правомерно приняла решение о прекращении действия аккредитации ООО "КОНЦЕПТ", оформленное приказом Росаккредитации от 19.11.2019 N ПА-71.
Оспариваемый приказ издан Росаккредитацией на основании п.5 ч.1 ст.22, п.4 ч.3 ст.27 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ в связи с неустранением аккредитованным лицом, действие аккредитации которого приостановлено, несоответствий выявленных нарушений требований законодательства к деятельности аккредитованных лиц, указанных в акте проверки от 27.09.2019 N 15-Прд.
В нарушение требований ч.1 ст.4, ч.1 ст.65, ч.1 ст.198 и ч.2 ст.201 АПК РФ Общество не доказало нарушение оспариваемым актом своих прав и законных интересов.
Принимая во внимание изложенное, является правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных ООО "КОНЦЕПТ" требований.
Доводы, изложенные Обществом в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, подробно исследованы судом и им дана правильная оценка.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, также не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.07.2020 по делу N А40-35320/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-35320/2020
Истец: ООО "КОНЦЕПТ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ