город Омск |
|
02 декабря 2020 г. |
Дело N А46-8173/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Дубок О.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11427/2020) Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 27.08.2020 по делу N А46-8173/2020 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Талисман" (ИНН 5507206985, ОГРН 1085543050691, адрес: 644112, Омская область, город Омск, улица Взлетная, 3А кв.91) к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142, адрес: 644099, Омская область, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1) о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска - Бусс Светлана Анатольевна (по доверенности N 02/1375 от 19.02.2020 сроком действия 1 год);
от общества с ограниченной ответственностью "Талисман" - Геннинг Константин Павлович (по доверенности N 1 от 14.08.2018 сроком действия 3 года),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Талисман" (далее - заявитель, ООО "Талисман", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо, административный орган), выраженного в ненадлежащем рассмотрением заявления о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка.
В качестве способа восстановления нарушенного права просило суд обязать Департамент устранить допущенное нарушение путем принятия в 10-ти дневный срок, с момента вступления судебного акта в законную силу, решения по его заявлению в соответствии с подпунктом 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а именно: решения о проведении либо об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:1044, площадью 7 218 кв.м, расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. Лукашевича, д. 3.
Решением Арбитражного суда Омской области от 27.08.2020 по делу N А46-8173/2020 требования заявителя удовлетворены. Признано незаконным бездействие Департамента, выразившееся в не рассмотрении по существу заявления от 11.02.2020 ООО "Талисман". Суд обязал заинтересованное лицо в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав ООО "Талисман", обеспечить рассмотрение по существу заявления от 11.02.2020 в соответствии с ЗК РФ, а именно: принять решение о проведении либо об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:1044, площадью 7 218 кв.м, расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. Лукашевича, д. 3.
Этим же судебным актом с Департамента в пользу ООО "Талисман" взысканы судебные расходы в размере 20 000 рублей на оплату услуг представителя, понесенные в связи с рассмотрением дела. Во взыскании суммы понесенных расходов в остальной части отказано. Также с Департамента в пользу ООО "Талисман" взысканы судебные расходы в размере 3 000 рублей по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент обжаловал его в апелляционном порядке.
Обосновывая свои требования, Департамент указывает на то, что ООО "Талисман" был дан ответ о том, что в отношении испрашиваемого земельного участка заинтересованным лицом осуществляются мероприятия по сбору и подготовке необходимой информации в целях организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. В апелляционной жалобе административный орган также отмечает, что "хранение автотранспорта" в соответствии с решением Омского городского совета N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" относится к условно-разрешенному виду использования земельного участка зоны ОД-1. Ссылаясь на правовую позицию, отраженную в определении Верховного суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 305-КГ18-17639, Департамент указывает, что по правилам статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок может быть выставлен на аукцион только в целях использования по основным видам разрешенного использования, установленным градостроительными документами (градостроительными регламентами, входящими в состав правил землепользования и застройки). Административный орган считает, что судом не приняты во внимание указанные обстоятельства и принято решение в противоречие статьи 39.11 ЗК РФ.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) ООО "Талисман" не представлен.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Талисман" с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 11.02.2020 ООО "Талисман" направило обращение в порядке пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ в Департамент о принятии решения о проведении аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:1044, площадью - 7 218 кв.м, расположенного по адресу: Омская обл., г. Омск, Кировский АО, ул. Лукашевича, д. 3, для его продажи или предоставления в аренду. Цель использования - строительство многоэтажного гаража (л. д. 21).
Письмом от 04.03.2020 N 07-01/1812 Департамент указал Обществу на то, что в отношении испрашиваемого земельного участка заинтересованным лицом осуществляются мероприятия по сбору и подготовке необходимой информации в целях организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. После проведения всех обходимых процедур извещение о проведении аукциона будет размещено в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации г. Омска и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов, а также опубликовано в газете "Третья столица" (л. д. 22).
В связи с тем, что решение о проведении аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:1044 не было принято Департаментом в установленные сроки, 12.05.2020 ООО "Талисман" усмотрело бездействие со стороны административного органа, нарушающее законные права и интересы заявителя, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
При разрешении спора суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принятие решения о проведении аукциона (об отказе в проведении) относится к компетенции департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, как органа, уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками.
Поскольку в соответствии с подпунктом 9 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ, предусматривающим принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона в срок не более чем два месяца со дня поступления заявления Общества, заинтересованного в предоставлении земельного участка, Департаментом не принято, суд первой инстанции пришел к выводу о допущенном Департаментом незаконном бездействии, в связи с чем удовлетворил заявленные Обществом требования.
27.08.2020 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое в апелляционном порядке решение.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован главой V.1 ЗК РФ.
В соответствии с правилами статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 39.3 ЗК, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Предусмотренный пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ перечень исключений состоит из 12 пунктов и является исчерпывающим.
Рассматриваемый в рамках настоящего дела случай предоставления земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:1044, площадью - 7218 кв.м, расположенный по адресу: Омская обл., г. Омск, Кировский АО, ул. Лукашевича, д. 3, к перечню исключений не относится.
Подготовка, организация и проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентированы статьями 39.11 и 39.12 ЗК РФ.
В соответствии с правилами статьи 39.11 ЗК РФ, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Согласно части 4 указанной статьи проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов;
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения;
4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок, образование которого осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица либо заявления кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы в целях образования земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Материалами настоящего дела подтверждается, что 11.02.2020 ООО "Талисман" направил обращение в Департамент о принятии решения о проведении аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:1044.
Соответственно, решение по заявлению Общества должно быть принято не позднее 11.04.2020.
Письмом от 04.03.2020 N 07-01/1812 Департамент указал Обществу на то, что в отношении испрашиваемого земельного участка заинтересованным лицом осуществляются мероприятия по сбору и подготовке необходимой информации в целях организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Между тем, проведение организационно - штатных мероприятий в структурных подразделениях Администрации города Омска не является основанием для неисполнения Департаментом обязанностей, регламентированных статьями 39.11 и 39.12 ЗК РФ по подготовке, организации и проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
О существовании иных препятствий для проведения предусмотренной земельным законодательством процедуры аукциона Обществу не сообщено.
Поскольку в предусмотренный законом срок спорное решение Департаментом не принято, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о допущенном Департаментом незаконном бездействии.
Доводы подателя жалобы о том, что земельный участок может быть выставлен на аукцион только в целях использования по основным видам разрешенного использования, в то время как "хранение автотранспорта" в соответствии с решением Омского городского совета N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" относится к условно-разрешенному виду использования земельного участка зоны ОД-1, отклоняются апелляционным судом, так как факт допущенного заинтересованным лицом бездействия не опровергают.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Департамент при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платил и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 27.08.2020 по делу N А46-8173/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8173/2020
Истец: ООО "ТАЛИСМАН", ООО "Талисман" Геннинг К.П.
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА