г. Москва |
|
05 февраля 2024 г. |
Дело N А40-147691/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Плейтика Лтд.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.10.2023 по делу N А40-147691/23
по заявлению: Плейтика Лтд.
к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и
массовых коммуникаций
об оспаривании бездействия Роскомнадзора при рассмотрении обращения компании
при участии:
от заявителя: |
Миронова Д.Д., Шеверева А.И. по доверенности от 19.01.2024; |
от заинтересованного лица: |
Свириденко Д.В. по доверенности от 22.03.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Компания Плейтика Лтд. обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ об оспаривании бездействия Роскомнадзора при рассмотрении обращения компании от 10.03.2023.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.10.2023 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Компания Playtika Ltd (далее - Компания) является владельцем (администратором) сайта в сети интернет
https://www.slotomania.com (далее - Сайт), внесенного Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - Реестр).
10.03.2023 Компания направила в Роскомнадзор обращение с просьбой об исключении Сайта из Реестра в связи с отсутствием на Сайте информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации (далее -Обращение).
Компания считает бездействие Роскомнадзора при рассмотрении Обращения и последующий отказ в исключении Сайта из Реестра незаконным и нарушающим права Компании, в связи с чем обратилась в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие со стороны Роскомнадзора при рассмотрении обращения компании Плейтика Лтд. от 10.03.2023 допущено не было, а информация, признанная запрещенной к распространению на территории Российской Федерации на сайте https://slotomania.com не удалена.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создан и ведётся Единый реестр.
Частью 3 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ, а также пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228 (далее - Положение), создание, формирование и ведение Единого реестра отнесено к компетенции Роскомнадзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 N 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы Единый реестр (далее - Правила ведения Единого реестра). Приказом Роскомнадзора от 24.04.2015 N 35 утверждено Положение об Управлении контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций (копия прилагается) (далее -Положение об Управлении).
В соответствии с пунктами 2.2.1, 3.1 и 3.8 Положения об Управлении полномочия по ведению Единого реестра, организации взаимодействие с провайдерами хостинга, владельцами сайтов в сети "Интернет", а также иными лицами, обеспечивающими размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети "Интернет" информационных ресурсов посредством направления уведомлений в соответствии с положениями статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ возложены на Управление контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций Роскомнадзора.
В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ основанием для включения в Единый реестр является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сайта в сети "Интернет", информацией,
распространение которой в Российской Федерации запрещено.
25.12.2019 Промышленным районным судом г. Владикавказа было вынесено решение по делу N 2а-2279/2019 (далее - решение суда) по административному исковому заявлению прокурора Ирафского района Республики Северная Осетия-Алания в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет" https://slotomania.com запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
13.04.2020 решение суда поступило в Роскомнадзор.
Роскомнадзор является техническим исполнителем решений судов о признании информации об указателях страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих запрещенную информацию в Единый реестр, по взаимодействию с владельцами информационных ресурсов, провайдерами хостинга и операторами связи.
Роскомнадзор не устанавливает наличие в информации, размещенной в сети "Интернет", признаков, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Роскомнадзор при поступлении решения суда о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации и внесении информации об интернет-ресурсе в Единый реестр фиксирует страницы такого интернет-ресурса.
Так, Роскомнадзором созданы скриншоты сайта https://slotomania.com от 22.09.2020, 13.04.2020, 14.04.2020 подтверждающие размещение запрещенной информации.
13.04.2020 и 14.04.2020 Роскомнадзором сформированы уведомления на
русском и английском языках о внесении информации о сайте в сети "Интернет" https://slotomania.com в Единый реестр и необходимости удаления запрещенной информации, подписаны электронной подписью уполномоченного должностного лица и направлены на электронный почтовый адрес провайдера хостинга netops@defence.net
Направление вышеуказанных уведомлений подтверждается скриншотом соответствующей реестровой записи Единого реестра.
В связи с непринятием мер по удалению запрещенной информации владельцем сайта в сети "Интернет", а также непринятием провайдером хостинга мер по ограничению доступа к ней, доступ к сайту в сети "Интернет" https://slotomania.com на территории Российской Федерации 22.09.2020 был ограничен операторами связи на основании решения Роскомнадзора 472628 1Р-оп.
Таким образом, при направлении уведомлений и ограничении доступа к сайту в сети "Интернет" https://slotomania.com Роскомнадзором нарушений действующего законодательства допущено не было.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 59-ФЗ) письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с пунктом 1 Положения, Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
10.03.2023 в Роскомнадзор поступило обращение Истца об исключении информации об указателе сайта в сети "Интернет" https://slotomania.com из Единого реестра.
30.03.2023 Роскомнадзором проведена проверка содержания сайта в сети "Интернет" https://slotomania.com, создан скриншот страницы сайта, содержащий запрещенную информацию (скриншот сайта https://slotomania.com от 30.03.2023 приложен).
06.04.2023 Роскомнадзором направлен ответ на обращение Истца N 05-28589, в котором заявителю сообщено, что запрещенная информация с интернет-ресурса https://slotomania.com на момент рассмотрения обращения не удалена, в связи с чем основания для исключения информации о сайте в сети "Интернет" из Единого реестра отсутствуют.
Обращение было рассмотрено в рамках предоставленной компетенции в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом N 59-ФЗ.
Пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона N 59-ФЗ.
Вместе с тем, несогласие Истца с содержанием ответа не свидетельствует о незаконности действий (бездействия) Роскомнадзора при рассмотрении обращения.
Таким образом, бездействие со стороны Роскомнадзора при рассмотрении обращения компании Плейтика Лтд. от 10.03.2023 допущено не было. Поступившее обращение по вопросу ограничения доступа к сайту в сети "Интернет" https://slotomania.com было рассмотрено в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом N 59-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что при внесении в Единый реестр информации о сайте в сети "Интернет" https://slotomania.com, Роскомнадзор действовал во исполнение решения суда в пределах предоставленных полномочий, отнесенных действующим законодательством к компетенции Роскомнадзора, Роскомнадзором соблюдена процедура ограничения доступа к странице сайта в сети "Интернет" https:// slotomania.com в порядке, предусмотренном статьёй 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ, обращение Истца Роскомнадзором рассмотрено в установленном Федеральным законом N 59-ФЗ порядке и сроки, бездействия со стороны Роскомнадзора допущено не было, а в настоящее время основания для исключения информации о сайте в сети "Интернет" https://slotomania.com из Единого реестра отсутствуют.
Несогласие заявителя с бездействием Роскомнадзора фактически является несогласием Истца с решением Промышленного районного суда
г. Владикавказа от 25.12.2019 по делу N 2а-2279/2019.
По доводам апелляционной жалобы заявитель продолжает настаивать на том, что запрещенная информация с интернет-ресурса https://slotomania.com на момент направления обращения в Роскомнадзор была им удалена.
Вместе с тем, как пояснил представитель Роскомнадзора, запрещенная информация размещена на указанном сайте и по состоянию на 23.01.2024, что подтверждается соответствующими скриншотами.
Доводы Истца о невозможности получения выигрыша являются несостоятельными, поскольку возможность приобретения за реальные денежные средства игровых ценностей (игровых юнитов, игрового оружия и т.п.) следует отличать от возможности вносить ставку путем конвертации денежных средств реальных в игровую валюту, что предусмотрено функционалом Игры и неразрывно связано с правом на доступ к программному продукту, в рамках которого он существует. В данном случае имеется интерактивные ставки, выигрыш. Суррогатные формы денежных знаков не отменяют значения самих денег, только одна форма конвертируется в другую, что не влияет на законодательное определение термина "азартная игра" и свидетельствует о наличии азартного интереса к игре (аналогичная позиция содержится в судебных актах по делу N А40-186469/16).
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.10.2023 по делу N А40-147691/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-147691/2023
Истец: Плейтика Лтд. (Playtika Ltd)
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ