г. Чита |
|
02 декабря 2020 г. |
дело N А10-5811/2019 |
Резолютивная часть определения объявлена 25 ноября 2020 года.
Полный текст определения изготовлен 02 декабря 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия с участием судьи Марактаевой И.Г. при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Гавриловой О.В. апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 июня 2020 года по делу N А10-5811/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кристальный Байкал" (ОГРН 1123801001136, ИНН 030102439460; 671273, Республика Бурятия, Прибайкальский район, село Турка, улица Кирова, дом 66) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН 1040302993598, ИНН 0326023500; 670000, Республика Бурятия, город Улан-Удэ, улица Борсоева, дом 13е) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 14.02.2019 N 12-19, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Кристальный Байкал" и Республиканским агентством лесного хозяйства, изложенного в уведомлении N КУВД-001/2019-279260 от 24.06.2019, об обязании устранить допущенное нарушение путем совершения действий, связанных с государственной регистрацией договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 12-19 от 14.02.2019,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Республиканское агентство лесного хозяйства (ОГРН 1070326000513, ИНН 0326041154; 670013, Республика Бурятия, город Улан-Удэ, Ключевская улица, 39а),
при участии в судебном заседании:
от ООО "Кристальный Байкал" - Жарниковой Е.С. - представителя по доверенности N 03/2019 от 20.08.2019,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия - Эрдынеевой Э.Л. - представителя по доверенности N 006 от 09.01.2020;
от Республиканского агентства лесного хозяйства - Александровой Е.Н. - представителя по доверенности от 13.01.2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кристальный Байкал" (далее - заявитель, ООО "Кристальный Байкал" или общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление Росреестра, Управление или регистрирующий орган) с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 14.02.2019 N 12-19, заключенного между обществом и Республиканским агентством лесного хозяйства, изложенного в уведомлении N КУВД-001/2019-279260 от 24.06.2019, об обязании устранить допущенное нарушение путем совершения действий, связанных с государственной регистрацией договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 12-19 от 14.02.2019.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 сентября 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 июня 2020 года заявленные требования удовлетворены полностью. Признан недействительным отказ Управление Росреестра в государственной регистрации договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 14.02.2019 N 12-19, заключенного между ООО "Кристальный Байкал" и Республиканским агентством лесного хозяйства, изложенный в уведомлении N КУВД-001/2019-279260 от 24.06.2019. Суд обязал Управление Росреестра устранить допущенные нарушения прав заявителя, совершив действия связанные с государственной регистрацией договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 12-19 от 14.02.2019.
Не согласившись с указанным решением, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного, принятого при неправильном применении норм материального права по мотивам, изложенным в жалобе.
Заявитель апелляционной жалобы отмечает, что условие договора аренды, предоставляющее право на строительство объектов, без уточнения, что такие объекты могут быть исключительно некапитальными, предоставляет право арендатору на строительство объектов недвижимого имущества. При том, что действующим законодательством установлен полный запрет строительства зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях (включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек).
Судом не принято во внимание, что из норм Лесного кодекса Российской Федерации и распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р следует, что при осуществлении рекреационной деятельности на лесных участках указанными нормативными актами допускается возведение в качестве объектов, не связанных с созданием лесного инфраструктуры, как некапитальных объектов, так и объектов недвижимого имущества.
Управление указывает, что в договоре аренды лесного участка, находящегося в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, подлежит указанию запрет на строительство, установленный абзацем 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории".
Управление отмечает, что с учетом формулировки абзаца 21 указанного Постановления, если земельный участок расположен в центральной экологической зоне Байкальской природной территории на землях лесного фонда, а также в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос озера Байкал и впадающих в него рек, то он "автоматически" относится к незатронутым природным территориям, независимо от наличия или отсутствия признаков естественного биоразнообразия, признаков ведения хозяйственной деятельности, антропогенного воздействия и т.д., с распространением на него запрета на строительство.
Судом не принята во внимание позиция уполномоченного надзорного органа - Байкальской межрегиональной природоохранной прокураты (письмо от 08.11.2019 N 07-10-2019/126-19):
- о критериях отнесения к незатронутой природной территории;
- о невозможности предоставления лесных участков в центральной экологической зоне Байкальской природной территории для рекреационной деятельности.
Поскольку лесной участок предоставлялся ООО "Кристальный Байкал" с целью возведения новых рекреационных объектов, предмет договора аренды лесных участков противоречит требованиям федерального законодательства.
Кроме того, по мнению Управления, судом при принятии обжалуемого решения не учитывалось, что исполнение договора аренды лесного участка может повлечь осуществление рубок лесных насаждений в особо защитных лесах, без осуществления которых невозможно реализовать право арендатора на строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Леса в центральной экологической зоне Байкальской природной территории являются защитными в силу прямого указания закона (пункт 7 части 2 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации).
Судом необоснованно приведена ссылка на Правила организации мест массового отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории Республики Бурятия, утвержденные постановлением Правительства республики от 15.10.2008 N 475, поскольку указанные Правила не регулируют порядок осуществления хозяйственной деятельности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и не предусматриваются возможность предоставления лесных участков без учета предусмотренных законодательством ограничений.
В отзыве ООО "Кристальный Байкал" возражает относительно доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления Росреестра в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ООО "Кристальный Байкал" возражала относительно доводов апелляционной жалобы, полагала решение арбитражного суда правильным.
Представитель Республиканского агентства лесного хозяйства в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласилась и просила отказать в ее удовлетворении.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 14 февраля 2019 между Республиканским агентством лесного хозяйства (арендодатель) и ООО "Кристальный Байкал" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 12-19 на основании Протокола о результатах аукциона в электронной форме по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков для осуществления рекреационной деятельности, находящихся в государственной собственности от 01.02.2019 N 657451/2.
Согласно пункту 1.2 Договора от 14.02.2019 предоставляемый лесной участок имеет следующие характеристики:
- площадь 0,27 га (2703 кв.м.),
- местоположение: Республика Бурятия, МО "Прибайкальский район", в границах Байкальского лесничества, Горячинского участкового лесничества, квартал 63, часть выдела 1,
- лесной участок поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 03:16:430102:400,
- категория защищенности: защитные леса, леса расположенные в водоохранных зонах- 0,27 га,
- вид разрешенного использования: для осуществления рекреационной деятельности,
Пунктом 1.4 договора предусмотрено, что характеристики лесного участка на день заключения договора в соответствии с данными государственного лесного реестра приводятся в приложении N 2 к договору.
Подпунктом "в" пункта 3.3 договора предусмотрено право арендатора осуществлять на лесном участке в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Подпунктом "е" пункта 3.4 договора предусмотрена обязанность арендатора осуществлять установленный договором вид использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией.
В приложении N 2 к договору, предусматривающем характеристики лесного участка, содержится ссылка на права третьих лиц - лесной участок расположен в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также на Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643, в том числе запрет на строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
11 марта 2019 года ООО "Кристальный Байкал" обратилось в филиал ГБУ "МФЦ РБ" по Прибайкальскому району с заявлением о регистрации сделки об ограничении (обременении) права (регистрация договора аренды) на земельный участок, представив: - заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 11.03.2019 N MFC- 0124/2019-29150-1,
- договор аренды от 14.02.2019 N 12-19, заключенный с Республиканским агентством лесного хозяйства,
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 21.03.2012 N 003354874,
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения от 17.04.2015 N 003789339,
- протокол о результатах аукциона в электронной форме от 01.02.2019,
- решение единственного участника ООО "Кристальный Байкал" от 17.04.2015,
- решение учредителя ООО "Кристальный Байкал" от 21.03.2012,
- платежное поручение от 11.03.2019.
24 июня 2019 года Управление Росреестра по Республике Бурятия уведомлением N КУВД-001/2019-2796260 известило ООО "Кристальный Байкал" об отказе в государственной регистрации договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 03:16:430102:400, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, Байкальское лесничество, Горячинское участковое лесничество, квартал 63, части выделов 1, со ссылкой на пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В качестве основания для отказа указав истечение срока приостановления государственной регистрации (уведомление от 22.03.2019 N КУВД-001/2019-2796260) и не устранение причин, препятствующих осуществлению кадастрового учета и государственной регистрации прав, в том числе форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а именно договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 14.02.2019 N 12-19 содержит условие (подпункт "в" пункта 3.3), предусматривающее право арендатора осуществлять на лесном участке строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, тогда как Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643 в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещено строительство зданий и сооружений (или их частей) функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в ЦЭЗ Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
Несогласие ООО "Кристальный Байкал" с отказом Управления Росреестра по Республике Бурятия в государственной регистрации договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 14.02.2019 N 12-19, явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ при рассмотрении заявления суд оценивает решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц на соответствие законам и иным нормативным правовым актам. Обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) возлагается на ответчика в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ.
Из части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о государственной регистрации недвижимости государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
В силу пункта 2 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости основанием для осуществления государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии со статьей 18 Закона о государственной регистрации недвижимости заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: 1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление); 2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал) или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации (далее также - отправление в электронной форме).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 27 Закона о государственной регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, причиной приостановления государственной регистрации, а впоследствии и отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 14.02.2019 N 12-19 послужило то обстоятельство, что представленный на государственную регистрацию договор по содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку предусматривает право арендатора осуществлять на лесном участке в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, тогда как Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643 установлен запрет на строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
Данный вывод постановлен государственным регистратором при проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оснований для приостановления регистрации прав, в связи с установлением следующих обстоятельств:
- в соответствии со сведениями ЕГРН категория указанного земельного участка - земли лесного фонда;
- согласно сведениям, полученным из отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Республике Бурятия, земельный участок с КН 03:16:430102:400, расположен в границах водоохранной зоны озера Байкал, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2018 N 507-р "О внесении изменений в приложение к распоряжению Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N368-р";
- согласно сведениям ЕГРН земельный участок расположен в границах прибрежной защитной полосы озера Байкал.
Указанные фактические характеристики лесного участка, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами и по существу лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (далее - Закон N 94-ФЗ) озеро Байкал является объектом всемирного природного наследия.
В состав Байкальской природной территории в силу статьи 2 Закона N 94-ФЗ входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него (пункт 1).
При этом на Байкальской природной территории выделяется ряд экологических зон, в том числе центральная экологическая зона, которая представляет собой территорию, включающую в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (пункт 2).
На Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал (пункт 1 статьи 6).
Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 6).
Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, лесной участок с N 03:16:430102:400 расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, следовательно, порядок его использования не может противоречить ограничениям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643.
Согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещается строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско- рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, равно как суд первой инстанции полагает, что указанный запрет не свидетельствует о наличии абсолютного запрета на строительство в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Пунктом 1 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (пункт 2 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 N 62 утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно пункту 7 Правил лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право:
- осуществлять использование лесов в соответствии с документами о предоставлении лесного участка, в том числе договором аренды лесного участка, решением о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
- создавать согласно части 1 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другое);
- возводить согласно части 2 статьи 41 и части 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Лесного Кодекса Российской Федерации перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Согласно пункту 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, для осуществления рекреационной деятельности в защитных лесах, эксплуатационных и резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов допускается возведение форм малой архитектуры (некапитальные нестационарные сооружения, включая беседки, веранды, дровницы, навесы, объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны), площадки для игр (детские); элементов благоустройства лесного участка (пешеходная дорожка с мягким покрытием, георешетка, устройство для оформления озеленения, фонарь, скамейка, мостик, настил, малогабаритный (малый) контейнер-мусоросборник, урна, физкультурный снаряд (тренажер), наземная туалетная кабина); линии электропередачи воздушной, кабельной всех классов напряжения; подъездного пути.
В соответствии со статьей 12 Закона N 94-ФЗ организация туризма и отдыха в центральной экологической зоне осуществляется в соответствии с правилами, обеспечивающими соблюдение предельно допустимых норм нагрузок на окружающую среду в центральной экологической зоне. Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне утверждаются органами государственной власти Республики Бурятия, органами государственной власти Иркутской области.
Согласно Правилам организации мест массового отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории Республики Бурятия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.10.2008 N 475 (далее - Правила), действовавшими в период заключения договора аренды, местом для организации массового отдыха является земельный (лесной) участок, определенный для рекреационных целей и выделенный для организации массового отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в соответствии с земельным, лесным и градостроительным законодательством.
В пункте 3.1 Правил указано, что при обустройстве мест массового отдыха возможно размещение следующих наземных сооружений: павильоны для отдыха и торговли, аттракционы, кабины-раздевалки, навесы, тенты, зонты, скамьи, столы, лежаки, помещения для хранения пляжного инвентаря, помещение для хранения спортивного инвентаря (водных велосипедов и пр.), спортивно-оздоровительные и игровые площадки, детские малогабаритные игровые сооружения (качели, карусели, грибки и пр.), сигнальные и осветительные мачты, контейнеры для сбора мусора, туалеты, автостоянки (на прилегающей территории), пешеходные дорожки и медицинские пункты.
В пункте 3.5 Правил указано, что в зоне обслуживания размещаются павильоны для отдыха и торговли, кабины для переодевания, душевые установки, питьевые фонтанчики, урны для сбора мусора в соответствии с санитарными правилами и нормами.
Согласно пункту 3.8 Правил в местах массового отдыха и на прилегающей территории не допускается скопление загрязняющих веществ и мусора. Для этого необходима установка урн и контейнеров для сбора мусора и своевременная уборка места массового отдыха. Контейнеры для сбора мусора должны располагаться на бетонированных площадках с удобными подъездными путями. Вывоз отходов и мусора осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании заключенных договоров со специализированным хозяйствующим субъектом.
Согласно пункту 3.9 Правил места массового отдыха должны быть оборудованы централизованной или локальной системами канализации с очисткой сточных вод до нормативных требований, в исключительных случаях допускается установка биотуалетов.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции пришёл о том, что в центральной экологической зоне Байкальской природной территории допускается возведение (размещение) наземных сооружений (не капитальных строений), которые с учетом действующего правого регулирования являются необходимыми мерами по благоустройству зон отдыха граждан при организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне в целях осуществления рекреационной деятельности, разрешенной в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Судом первой инстанции рассмотрены доводы заявителя со ссылкой на понятие "незатронутые природные территории" и обосновано отклонены, поскольку данная территория не является в чистом виде незатронутой. Приходя к указанному выводу, судом первой инстанции приняты во внимание, пояснения специалиста Волошина А.Л., привлеченного к участию в деле определением суда от 08.06.2020, согласно которым указанный лесной участок затронут антропогенным воздействием. При этом, значительное антропогенное воздействие на ландшафты рассматриваемого участка в ХХ-м веке обусловлено его транзитной транспортной функцией (наличие грунтовой дороги), а также близким расположением памятника природы озера Байкал - "Черепаха". Кроме того, о наличии антропогенного воздействия на спорном участке свидетельствуют представленные в материалы дела: акт натурного обследования участка лесного фонда от 22.05.2020, справка участкового лесничего Байкальского лесничества Борисова О.П.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с тем, что выводы регистратора о несоответствии подпункта "в" пункта 3.3 договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 14.02.2019 N 12-19 положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643, не могут быть признаны обоснованными.
Приходя к указанному выводу суд, отметил обоснованность позиции Рослесхоза, изложенной в письме от 21.05.2020 N АВ-06-27/9347 о том, что сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов содержаться в проекте освоения лесов. Возможность размещения конкретных объектов определяется при прохождении государственной и муниципальной экспертизы проектом освоения лесов в соответствии со статьями 88-89 ЛК РФ. Виды разрешенного использования лесов и другие разрешенные параметры использования, а также ограничения использования лесов и требования по их охране, защите и воспроизводству, устанавливаются также лесохозяйственным регламентом лесничества. Следовательно, возможность строительства объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на указанном участке, определяется не только договором аренды, но и проектом освоения лесов, одобрение которого возможно только при соблюдении ограничений и запретов, установленных законодательством.
Как правильно указал суд первой инстанции, подпунктом "е" пункта 3.4 договора от 14.02.2019 N 12-19 предусмотрена обязанность арендатора осуществлять установленный договором вид использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией. При толковании условий договора от 14.02.2019 N 12-19 в их совокупности, суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции не усматривает согласование сторонами условия, предусматривающего возможность осуществления на лесном участке строительства капитального объекта.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что оснований для приостановления государственной регистрации, а впоследствии и отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 14.02.2019 N 12-19, в связи с несоответствием представленного на регистрацию договора положениям, установленным Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643, не имелось.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что оспариваемый отказ в государственной регистрации договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 03:16:430102:400, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, Байкальское лесничество, Горячинское участковое лесничество, квартал 63, части выдела 1, изложенный Управлением Росреестра по Республике Бурятия в уведомлении от 24 июня 2019 года N КУВД-001/2019-2796260, не соответствует положениям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", нарушает права и законные интересы заявителя.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 июня 2020 года по делу N А10-5811/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-5811/2019
Истец: Общество с ограниченной ответсветсвенностью Кристальный Байкал
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия
Третье лицо: Волошин Леонидович Андрей, Республиканское агентство лесного хозяйства