г. Москва |
|
30 ноября 2020 г. |
Дело N А40-127826/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Роспотребнадзора по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2020 по делу N А40-127826/20
по заявлению Управления Роспотребнадзора по г. Москве
к ИП Скрипкину А.А.
о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ
при участии:
от заявителя: |
Волков В.С. по дов. от 31.08.2020; |
от заинтересованного лица: |
Скрипкин А.А., паспорт- индивидуальный предприниматель; |
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по г. Москве обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении ИП Скрипкина А.А. к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 22.06.2020 N 14.43.2-ИП.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2020 отказано в удовлетворении требований Управления Роспотребнадзора по г. Москве о привлечении индивидуального предпринимателя Скрипкина Александра Анатольевича к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Верховного суда РФ N 308-АД17-8224 от 13.11.2017 г., пришел к выводу, что ИП Скрипкин А.А. предпринял все возможные действия для подтверждения качества приобретаемого товара и других способов проверить качество не имел. Согласно сопроводительным документам изготовителем данного товара является ООО "Форвард Групп" следовательно, субъектом правонарушения является изготовитель товара, допустивший нарушении санитарно - эпидемиологическим и гигиеническим требований к продукции при ее производстве. Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что несоответствие указанной продукции требованиям технических регламентов заключающееся фактически допущено на стадии технологического процесса при изготовлении, ответственность за соблюдение которого несет изготовитель указанной продукции.
Территориальный отдел с решением суда в части неудовлетворения требований в привлечении ИП Скрипкин А.А. по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ и в части неудовлетворения требования по конфискации предметов административного правонарушения: стеклоомывающей жидкости "GLEID Master" -30°C (изготовителя: ООО "Форвард Групп", 143020, МО, Одинцовский район, дер. Ликино, ул. Промышленная, д. 1, каб. 14, адрес производства: Владимирская обл., Камешково, ул. Победы 2Г) (далее - стеклоомывающая жидкость "GLEID Master" -30°C) не согласен, считая его не законным, не обоснованным и подлежащим отмене.
ИП Скрипкин А.А. решение суда в части отказа в удовлетворении требования о привлечении предпринимателя к административной ответственности поддержал, вопрос о конфискации предметов административного правонарушения оставил на рассмотрение суда.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей заявителя, ответчика, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
04 марта 2020 г. с 10 час. 30 мин. до 10 час. 35 мин. по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 56, ИП Срипкиным А.А. совершено административное правонарушение, выразившееся в реализации жидкости стеклоомывающей низкозамерзающей торговой марки "GLEID Master" -30°С (жидкость стеклоомывающая низкозамерзающая "Frozko", изготовитель ООО "Форвард Групп", 143020, МО, Одинцовский район, дер. Ликино, ул. Промышленная, д. 1, каб. 14. Адрес производства: Владимирская область, Камешково, ул. Победы 2Г), не соответствующей "Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)" (с изменениями и дополнениями), утвержденным Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299, а именно:
Указанная продукция была реализована продавцом ИП Скрипина А.А. путем продажи должностным лицам Территориального отдела при проведении контрольной закупки в магазине автозапчастей по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 56, что подтверждается кассовым чеком N 00001 приход 04.03.2020. В связи с необходимостью проведения экспертизы реализованной жидкости, Филиалу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" в СВАО г. Москвы направлено поручение N 30-0020 от 13.03.2020 на проведение лабораторных исследований продукции: жидкости стеклоомывающей низкозамерзающей торговой марки "GLEID Master" -30°С (жидкость стеклоомывающая низкозамерзающая "Frozko", изготовитель ООО "Форвард Групп", 143020, МО, Одинцовский район, дер. Ликино, ул. Промышленная, д. 1, каб. 14. Адрес производства: Владимирская область, Камешково, ул. Победы 2Г).
30 марта 2020 в 14 час. 00 мин. в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по г. Москве в СВАО г. Москвы по адресу: г. Москва, ул. Бажова, д. 8 при рассмотрении Экспертного заключения по результатам лабораторных исследований, испытаний, измерений Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" в СВАО г. Москвы N 30-00204.06.00624-06 от 24.03.2020, а также протокола исследований/испытаний/измерений, проведенных Филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" в СВАО г. Москвы N 77.5005 от 19.03.2020 установлено следующее:
Исследований образец продукции: жидкости стеклоомывающей низкозамерзающей торговой марки "GLEID Master" -30°С (жидкость стеклоомывающая низкозамерзающая "Frozko", изготовитель ООО "Форвард Групп", 143020, МО, Одинцовский район, дер. Ликино, ул. Промышленная, д. 1, каб. 14. Адрес производства: Владимирская область, Камешково, ул. Победы 2Г) по содержанию метанола не соответствующей "Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)" (с изменениями и дополнениями) (глава II раздел 5, приложение 5А, пункт 5.8, содержание метанола более 0,5%, при норме не более 0,05%, превышение ПДК более 10 раз).
На основании выявленных нарушений главным специалистом-экспертом территориального отдела Упралвения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в СВАО г. Москвы в отношении ИП Скрипкина А.А. составлен протокол от 22.06.2020 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении от 22.06.2020 составлен в присутствии ИП Скрипкина А.А.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.1, 28.2 КоАП РФ. Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Административным органом в действиях предпринимателя установлено нарушение ч. 1 ст. 13 "Санитарно-эпидемиологические требования к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии"; "Единых санитарно-эпидемиологических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору" утв. решением комиссии ТС от 28.05.2010 г. N 299, Приложение 5А к разделу 5 главы II, п. 5.8.
Вместе с тем только обстоятельство, что отобранная у ИП Скрипкина А.А. продукция не соответствует требованиям ч. 1 ст. 13 "Санитарно-эпидемиологические требования к продукции производственно - технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии"; "Единых санитарно-эпидемиологических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору" утв. решением комиссии ТС от 28.05.2010 г. N 299, Приложение 5А к разделу 5 главы II, п. 5.8 недостаточно для квалификации действий заявителя по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
По смыслу указанной нормы, субъектом ответственности является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что несоответствие указанной продукции требованиям технических регламентов фактически допущено на стадии технологического процесса при изготовлении, ответственность за соблюдение которого несет изготовитель указанной продукции.
Управлением Роспотребнадзора не представлено бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что несоответствие реализуемой продукции требованиям технических регламентов является следствием деяний ИП Скрипкина А.А.
Довод Управления Роспотребнадзора о том, что лицом, привлеченным к административной ответственности, должным образом не осуществлен контроль качества спорной продукции подлежит отклонению, поскольку опровергается материалами дела. ИП Скрипкин А. А. приобрел стеклоомывающую незамерзающую жидкость торговой марки "GLEID Master" для последующей розничной реализации. При поставке данной стеклоомывающей жидкости поставщиком была предоставлена информация, которая позволяла сделать вывод о том, что данная продукция является товаром надлежащего качества и соответствует всем требованиям к продукции (товару) предназначенной к реализации. При приеме товара поставщиком предоставлены следующие сопроводительные документы: Выписка из реестра свидетельств о государственной регистрации в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), Сертификат соответствия N 0506681 со сроком действия с 28.05.2019 по 27.05.2022г.г., расходная накладная N ББФ0000029 от 15.01.2020 г. от ООО "ЭРЛАН".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Управлению в удовлетворении заявления о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Указанное следует, в том числе, из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации изложенной в Определениях от 07 сентября 2017 года N 304-АД17-7163 и от 13 ноября 2017 года N 308-АД17-8224.
Частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при не установлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации; вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, разъясняя порядок применения указанной нормы, в пункте 15.1 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" также указал, что в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
Если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, контрафактная продукция), то в решении суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ).
Исходя из положений части 3 статьи 13 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологической благополучии населения" граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае установления ее несоответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям обязаны приостановить такую деятельность, изъять продукцию из оборота и принять меры по применению (использованию) продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожить.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что выявленная в ходе проверки продукция не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям (экспертное заключение от 24.03.2020 N 30-00204.06.00264-06), и является опасной для жизни, стеклоомывающая жидкость "GLEID Master" -30°C (изготовителя: ООО "Форвард Групп", 143020, МО, Одинцовский район, дер. Ликино, ул. Промышленная, д. 1, каб. 14, адрес производства: Владимирская обл., Камешково, ул. Победы 2Г), в количестве 7 емкостей объемом по 5 литров каждая, находящаяся на хранении у ИП Скрипкина А. А. по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 56 (гарантийное письмо от 04.03.2020 вх. 30-01406-2), подлежит конфискации и уничтожению.
Суд первой инстанции при вынесении решения по настоящему делу неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит изменению, его резолютивная часть дополнению указанием на конфискацию предмета административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2020 по делу N А40-127826/20 изменить, дополнив его резолютивную часть указанием на конфискацию предметов административного правонарушения - специализированной незамерзающей жидкости торговой марки "GLEID Master" -30°C (изготовителя: ООО "Форвард Групп", 143020, МО, Одинцовский район, дер. Ликино, ул. Промышленная, д. 1, каб. 14, адрес производства: Владимирская обл., Камешково, ул. Победы 2Г).
В остальной части решение Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2020 по делу N А40-127826/20 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-127826/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО Г МОСКВЕ (ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ УПРАВЛЕНИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО Г МОСКВЕ В СВАО Г МОСКВЫ, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в СВАО г. Москвы
Ответчик: Скрипкин Александр Анатольевич