г.Москва |
|
01 декабря 2020 г. |
Дело N А40-44531/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.В.Бекетовой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.07.2020 по делу N А40-44531/20 (93-328)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1) Правительство Москвы, 2) ООО "Девмос"
об оспаривании уведомления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Сухов Д.А. по дов. от 30.12.2019; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее также - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, Управление Росреестра по Москве, Управление) от 18.12.2019 N 77/009/281/2019-5146 об отказе в государственной регистрации договора аренды, об обязании осуществить государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка.
Решением суда от 10.07.2020, принятым по данному делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой поддержал в полном объеме, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Департаментом требований в полном объеме, ссылаясь на законность оспариваемого отказа.
Представители заявителя и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя ответчика, поддержавшего изложенные в жалобе доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 12.12.2018 между Департаментом и ООО "Девмос" (далее - Общество, арендатор) заключен договор аренды N М-04-053518 земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001018:12658 по адресу: г.Москва, пр-кт Волгоградский, вл.32/7 (далее также - Договор аренды).
В дальнейшем 02.09.2019 между сторонами означенного Договора заключено Дополнительное соглашение (далее также - Дополнительное соглашение), предусматривающее изменение цели предоставления земельного участка с "эксплуатации здания под торговую, банковскую и иную предпринимательскую деятельность в соответствии с установленным разрешенным использованием участка" на "проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным планом земельного участка от 22 января 2019 г. N RU77223000-042098, а также установленным видом разрешенного использования, а именно: "размещение объектов улично-дорожной сети: проездов, площадей, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров, пешеходных переходов, набережных, искусственных сооружений, велодорожек и объектов велотранспортной инфраструктуры (12.0.2)".
05.09.2019 Общество через МФЦ Района Савеловский, САО обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество N 77/009/281/2019-5146 с приложением Дополнительного соглашения и необходимых документов.
Уведомлением от 18.09.2019 N 77/009/281/2019-5146 Управление приостановило проведение государственной регистрации Дополнительного соглашения ввиду несоответствия по содержанию представленного заявителем на государственную регистрацию Дополнительного соглашения к Договору аренды требованиям действующего земельного законодательства. Управлением указано на отсутствие в градостроительном плане земельного участка сведений о возможности использования данного земельного участка для целей проектирования и строительства (реконструкции) объекта капитального строительства. В целях осуществления государственной регистрации необходимо привести вид разрешенного использования земельного участка в соответствие с планируемой целью его дальнейшего предоставления. Также Управлением указано о непредставлении второго подлинного экземпляра Дополнительного соглашения к Договору аренды.
30.09.2019 через МФЦ Района Савеловский, САО ООО "Девмос" в Управление подало заявление о предоставлении дополнительных документов, необходимых для возобновления государственной регистрации.
Уведомлением от 18.12.2019 N 77/009/281/2019-5146 Управление отказало в государственной регистрации Дополнительного соглашения к Договору аренды.
Данное решение об отказе явилось основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Департаментом требований.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п.3 ст.1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (п. 3). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п.5).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Согласно положениям п.5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст.21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Как было указано выше, основанием для отказа Обществу в проведении регистрационных действий послужил вывод Управления о том, что представленные на государственную регистрацию Договор аренды и Дополнительное соглашение противоречат требованиям земельного законодательства, а именно: цель предоставления земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001018:12658 не соответствует виду разрешенного использования земельного участка содержащихся в ЕГРН; в градостроительном плане земельного участка отсутствуют сведения об использовании земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001018:12658 под проектирование и строительства (реконструкции) объекта капитального строительства.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до принятия правил землепользования и застройки разрешенное использование земельного участка, прежде всего, определяется назначением (разрешенным использованием) объектов, расположенных на данном участке.
Согласно ст.7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии со ст.4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
В правилах землепользования и застройки города Москвы, утв. постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП, вышеуказанный земельный участок расположен в территориальной зоне N 77.05.1.2378.
Для данного земельного участка установлены следующие виды разрешенного использования: 12.0.1, 12.0.2, 2.6.0, 3.0.0 (3.1.2, 3.1.3, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3, 3.2.4, 3.3.0, 3.4.0, 3.5.2.0, 3.6.2, 3.6.3, 3.7.1, 3.7.2, 3.8.1, 3.8.2, 3.8.3, 3.9.2, 3.10.1.0, 3.10.2.0), 3.1.1, 3.4.1.0, 3.5.1.0, 4.0.0, 4.1.0, 4.2.0, 4.3.0, 4.3.0, 4.5.0, 4.6.0, 4.8.0, 4.9.0, 4.10.0, 4.4.0, 4.7.0, 4.9.0; 5.1.2.
Распоряжением Департамента городского имущества от 22.02.2019 N 6809 "О выборе (установлении) вида разрешенного использования участка с кадастровым номером 77:01:0003031:5458" установлен вид разрешенного использования для данного земельного участка - размещение объектов улично-дорожной сети: проездов, площадей, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров, пешеходных переходов, набережных, искусственных сооружений, велодорожек и объектов велотранспортной инфраструктуры (12.0.2), в связи с чем были внесены изменения в ЕГРН.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003031:5458 установлен в соответствии с постановлением Правительства Москвы N 120-ПП и соответствует установленному в Едином государственном реестре недвижимости и градостроительном плане земельного участка от 22.01.2019 N RU77223000-042098.
Строительство и реконструкция объектов осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом для территориальной зоны, в пределах которой расположен земельный участок.
Департаментом представлены необходимые и достаточные документы для осуществления регистрационных действий Дополнительного соглашения от 02.09.2019 к Договору аренды от 12.12.2018 N М-04-053518 в Управление Росреестра по Москве.
Учитывая изложенное, оформленное Дополнительное соглашение к Договору аренды по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, причины, препятствующие государственной регистрации, не усматриваются.
Статьей 27 Федерального Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона. Перечень оснований для приостановления и соответственно последующего отказа в государственной регистрации является исчерпывающим. Возможность его расширительного толкования регистрирующим органом законом не предусмотрена.
В данном случае в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для внесения в ЕГРН записи о регистрации Дополнительного соглашения от 02.09.2019.
При таких обстоятельствах у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации Дополнительного соглашения к Договору аренды, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Департаментом требований в полном объеме.
Учитывая отсутствие у Управления Росреестра по Москве оснований для принятия оспариваемого отказа, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Департаментом требований, обязав Управление согласно п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации Договора аренды.
Отклоняя доводы жалобы Управления о том, что представленные на государственную регистрацию Договор аренды и Дополнительное соглашение противоречат требованиям ст.39.6 Земельного кодекса РФ, а действия сторон направлены на обход процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей строительства объектов недвижимости, в том числе процедуры торгов для ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков, суд апелляционной инстанции исходит из того, что данное обстоятельство не указано в качестве основания, послужившего для приостановления государственного регистрационного кадастрового учета и отказа в нем.
Таким образом, Росреестр не вправе ссылаться на новые обстоятельства и доводы, которые не указаны в оспариваемом решении.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.07.2020 по делу N А40-44531/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-44531/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ООО "ДЕВМОС"